Проект в средней группе на тему: «Все профессии важны»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект в средней группе на тему: «Все профессии важны»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_sredney_gruppe_vse_professii_vazhny_.docx | 83.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Чухломский детский сад «Родничок»
Чухломского муниципального района Костромской области
Проект в средней группе на тему: «Все профессии важны»
Разработала: воспитатель
Воспитатель: Каплюк Н.В., группа №11.
г. Чухлома , 2023 г.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Сроки проведения:06.02.2023 – 10.02.2023.
Актуальность реализации проекта.
Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений. Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями с детство, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.
Мои наблюдения за детьми в игре, индивидуальные беседы с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети четырехлетнего возраста мало знают о профессиях: их название, предметах - помощниках, содержании трудовой деятельности; у них не сформировано уважение к труду взрослых.
Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям.
Для того чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, начиная с профессий родителей. На основании этого и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.
Цель: расширение и обобщение представления детей о профессиях.
Задачи:
Для воспитателя:
-Создать условия для расширения у детей представлений о профессиях.
-Создать картотеки дидактических игр, пальчиковых игр на тему «Профессии».
- Подобрать художественную литературу, стихи, загадки, альбомов с иллюстрациями о профессиях.
- Подготовить информацию для родителей.
- Разработать конспекты занятий.
Для детей:
-Способствовать формированию представлений у детей о различных профессиях и их особенностях.
-Способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора.
-Содействовать развитию активного словаря детей.
-Побуждать детей общаться с взрослыми и сверстниками.
-Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых, особенно уделить внимание профессиям родителей и сотрудников детского сада.
-Способствовать формированию нравственных ценностей.
-Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Для родителей:
-Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.
-Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Предполагаемый результат.
У воспитанников будут сформированы представления о профессиях своих родителей, а также представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах – помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно – ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов. Будет сформировано умение составлять описательный рассказ о профессиях.
С родителями будут установлены доверительные и партнерские отношения.
У воспитателя будет обобщен и распространен педагогический опыт по реализации проекта.
Продукт реализации проекта:
• Фотовыставка «Профессии наших родителей»
Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный этап.
• Постановка цели и задач работы над проектом.
• Подбор художественной литературы, стихов, загадок, альбомов с иллюстрациями о профессиях.
• Подготовка информации для родителей.
• Разработка конспектов занятий.
• Разработка картотеки дидактических игр, пальчиковых игр на тему «Профессии».
• Подбор настольных игр по теме.
II. Основной этап.
Формы взаимодействия с детьми.
1. Беседы о профессиях родителей и сотрудниках детского сада.
2. Чтение художественной литературы:
• «А что у вас?» С. Михалков
• «Кем быть?» В. Маяковский
• «Строители», «Шофер», «Портниха» Б. Заходер
• «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков
• «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла» Д. Родари
• «Доктор Айболит» К. Чуковский
• «Почта», «Кошкин дом», «Пожар», «Мы военные», С. Маршак
• «Мы с Тамарой» А. Барто
• Житков «Железная дорога» Б. Житков
• «Знакомые профессии» А. Богдарин
• «Шел по улице солдат» С. Баруздин
3. Отгадывание загадок по теме «Профессии».
4. Рассматривание альбомов «Профессии людей», «Кем быть», «Инструменты».
5. Организация игр:
Дидактические игры:
«Кто где работает?» Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
«Кто это знает и умеет?» Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.
«Кто это делает?» Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
«Кто что делает?» Цель: расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий.
«Исправь ошибку» Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
«Кому что нужно для работы?» Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
«Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
«Продолжи предложение». Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т.д.
«Кто чем занимается». Цель: Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
«Подскажи словечко». Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.
Пальчиковые игры: «Профессии», «Строители», «Мы пожарные», «Поварята», «Доктор», «Профессии наших мам», «Швея», «Прачка», «Парикмахер», «Повар», «Почтальон», «Водитель и лётчик», «Профессии разные есть», «Шофёр», «Наша армия», «Пограничник», «Солдаты».
Подвижные игры:
«Самолет». Цель игры. Упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять все движения по сигналу.
«Цветные автомобили». Цель: закрепить цвета светофора (красный, желтый, зеленый), упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать зрительное восприятие и внимание, ориентировку в пространстве
«Поезд»: Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну, упражнять в ходьбе, беге друг за другом. Подготовить детей к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге
«Такси»: Цель: приучать детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнёрам по игре.
Сюжетно-ролевые игры:
«Больница». Цель: Вызвать у детей заинтересованность к профессии врача; воспитывать сопереживание, чуткое отношение к больному, культуру общения.
«Строители». Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
«Водитель». Цель: Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Учить самостоятельно, создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; способствовать формированию умения применять знания для творческого развития сюжета игры; помогать детям усваивать основные моральные нормы; воспитывать честность в отношениях; упрочить формы культурного, доброжелательного обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
«Художник». Цель: расширить познавательный интерес к профессиям, активизировать словарный запас; развивать логическое мышление; упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий; совершенствовать стиль партнёрских отношений; развивать коммуникативные навыки детей; обогащать детские отношения опытом совместной творческой деятельности; воспитывать уважение к труду взрослых разных профессий.
5. Рассматривание иллюстраций: «Профессии», «Угадай, кем работает мама?»
6. Организованная деятельность по ознакомлению с профессиями:
•Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по рисованию. «Фартук для помощника воспитателя»;
• Конспект непосредственно организованной деятельности образовательной по аппликации «Тележка - подарок для дворника»;
•Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию. «Все профессии важны»;
7. Проведение интервью с детьми «Кем я буду, когда вырасту».
8. Составление рассказов о профессиях родителей.
9. Наблюдение за трудом помощника воспитателя, за работой дворника, за разгрузкой продуктовой машины.
Взаимодействие с родителями:
• Консультации для родителей о роли семьи в формировании интереса у детей к миру профессий.
• Фотовыставка «Профессии наших родителей».
• Составление с детьми рассказов о своей профессии.
• Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм.
III. Заключительный этап.
-Подведение итогов.
-Фотовыставка «Профессии наших родителей».
Результаты проекта:
Воспитатели: Осуществление проектной деятельности по социально - коммуникативному развитию детей. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта. Разработаны и проведены интегрированные занятия с детьми.
Дети: В результате проведенной работы дети проявляли интерес к проекту, задавали много интересных вопросов.
У дошкольников сформировалось начальное представление о трудовой деятельности взрослых. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить небольшой описательный рассказ о профессии.
Родители: Родители с детьми начали говорить о своей деятельности, а дети рассказывать о профессиях своих родителей в детском саду. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей; желание участвовать в жизни группы.
Список использованной литературы:
1. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера,
2005. – 64с.
2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового
воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Р. С.
Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.
3. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью
взрослых [Текст] / Н. А. Баранова [и др.] // Молодой ученый. – 2015. – №7.
4. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю.
Павлова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 90 с.
5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-
методическое пособие. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
6. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы
с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Л.
В. Куцакова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
7. Маханева, М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст] / М.
Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64с.
8. Шорыгина, Т. А. Профессии, какие они? Изд-во ГНОМ и Д, 2010. – 93с.
Список художественной литературы:
- Аким Я. «Неумейка»
- Барто А. «Штукатуры»
- Заходер Б. «Шофер. Строители. Сапожник. Портниха. Переплетчица»
- Карпова И. «Кем быть?» (серия книг о профессиях)
- «Кем быть? Стихи о профессиях» Библиотека начальной школы
- Маршак С. «Почта. Пожар. Пограничники»
- Маяковский В. «Кем быть?»
- Михалков С. «А что у вас?», «Дядя Степа»
- Носов Н. «Незнайка в солнечном городе»
- Родари Дж. «Чем пахнут ремесла»
- Скарри Р. «Город добрых дел»
- Сребицкий Г. «Четыре художника»
- Чуковский К. «Доктор Айболит»
- Шибарев А. «Почтовый ящик»
Приложение
БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ
Беседа с детьми средней группы
Тема: «Все профессии важны»
Задачи
Обучающая:
- расширять представления детей о профессиях людей, их значимости в обществе.
- Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.
Развивающая:
- развивать воображение и коммуникативные способности.
- упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Воспитывающая:
- воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Материалы и пособия:
- демонстрационный материал-картинки с изображением профессий.
- книги Б. Заходер «Строители», «Шофер», «Портниха»; С. Я. Маршака «А что у вас?
Содержание деятельности:
- Организационный момент
Воспитатель: дорогие ребята знаете ли вы, что такое профессия? Профессия это труд, которому человек посвящает всю жизнь. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается.
На свете есть много профессий. Назовите профессии, которые вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: каждое утро ваши мама и папа уходят на работу, расскажите какие у них профессии? (ответы детей)
2.Основная часть
Воспитатель: я вам принесла карточки с изображением различных профессий, я буду загадывать загадки, а вы будете угадывать профессию.
- Карточка с изображением пожарного
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (пожарный)
(ответы детей)
Воспитатель: правильно это пожарный. Какими качествами должен обладать пожарный? Как пожарные тушат огонь?
- Карточка с изображением повара
Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет. (повар)
(ответы детей)
Воспитатель: правильно это повар. В чем состоит работа повара? Как выглядит повар? Какие предметы использует в профессии повар?
- Карточка с изображением водителя
Я в машине за рулём
Утром, вечером и днём.
Вместе с мамами ребят
Отвожу я в детский сад. ( водитель)
(ответы детей)
Воспитатель: правильно это водитель. Что делает человек этой профессии? Должен ли знать правила дорожного движения водитель и почему? Ребята, а как вы так быстро угадали все загадки? Верно, в каждой загадке говорится, что человек делает. Пожарный сражается с огнем, повар готовит обед, водитель отвозит в детский сад.
Воспитатель: давайте поиграем. Я называю профессию, а вы отвечаете, что делает человек данной профессии.
Игра “Что делает?”
- Врач – лечит
- Учитель – учит
- Доктор – лечит
- Продавец – продает
- Повар – варит
- Воспитатель – воспитывает
- Шофер – водит машину
- Строитель – строит
Воспитатель: все профессии нужны, все профессии важны. Главное – нужно выполнять хорошо любимую работу.
Воспитатель: я вам приготовила пословицы о труде, а вы объясните как вы их понимаете.
Пословицы о труде.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
(ответы детей)
Воспитатель: обязательно нужно потрудиться, чтобы что-то получилось.
- Труд человека кормит, а лень портит
(ответы детей)
Воспитатель: не будешь работать – станешь плохим человеком, ленивым.
Главное в жизни человека - труд.
Воспитатель: а теперь представьте, что никто не будет работать, что тогда случится? (ответы детей)
Воспитатель: всем будет плохо; некому будет учить детей, лечить их, если заболеют, нечего будет кушать и т.д. Каждая профессия появилась на земле потому, что нужна не одному человеку, а многим людям.
3.Заключительная часть
Воспитатель подводит с детьми итог:
Дети отвечают на следующие вопросы
- О чем мы говорили сегодня?
- Какие новые профессии вы узнали?
- Почему необходимо трудиться?
Беседа-игра с детьми средней группы
«Кто работает у нас в детском саду?»
Задачи: Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий. Закрепить знания детей о профессиях людей, работающих в детском саду. Активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих названия профессий, орудий труда, действий работника. Развивать связную речь, умение отвечать полным предложением. Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада. Вызвать стремление подражать взрослым, трудиться постоянно и добросовестно.
Ход беседы:
(дети стоят вокруг воспитателя свободно или по кругу)
Ребята, скажите, куда ходят каждый день ваши родители? (ответы детей)
Для чего люди ходят на работу? (высказывания детей)
А все ли вы знаете, где работают ваши родители? Скажите мне по очереди, где и кем работает ваш папа? (ответы детей) А теперь расскажите о профессии мам (ответы детей).
Я вам, предлагаю совершить путешествие в страну профессий. Но мы сначала для разминки поиграем.
Игра «Кто что делает?» - я называю профессию а, вы говорите, что делает человек этой профессии.
Врач - лечит, учитель - учит, продавец - продает, строитель - строит, художник - рисует, швея - шьет, писатель - пишет, композитор - сочиняет музыку, парикмахер - стрижет.
Молодцы, вы все готовы и я приглашаю вас в очень уютный дом, проходите, занимайте места.
(дети садятся на стулья)
Загадки: В этом доме работают люди разных профессий. Отгадайте мои загадки и узнайте кто они:
1. Он с утра в столовой нашей варит суп, компот и каши (повар).
2. Ранним утром на зарядку к ней спешим мы по порядку.
Занимаемся с желанием физическим воспитанием (инструктор по физкультуре).
3. У него забот не счесть. Чтобы Петям, Олям, Машам,
было, где сидеть, где лечь. Чтоб работали все дружно,
назначать зарплату нужно (заведующая).
4. С малышами я вожусь, с ними провожу все дни.
Никогда я не сержусь на проделки ребятни.
С ними я хожу гулять, их укладываю спать.
И, конечно же, люблю я профессию свою (воспитатель).
5. Чтоб постель и полотенца были чистыми всегда,
Здесь машины есть большие, в утюге шипит вода (мастер по стирке).
Все загадки мои вы отгадали. А где же работают все эти люди? Да, этот дом называется детским садом. Какие еще есть профессии в детском саду? (ответы детей: помощник воспитателя, музыкальный руководитель, методист, завхоз, кастелянша, сторож, делопроизводитель)Да, здесь много работает взрослых. Какими должны быть люди, работающие в детском саду? (высказывания детей: заботливые, добрые, ласковые, внимательные, любящие детей, терпеливые, умные, умелые)
Игра «Нужные предметы».
(дети свободно располагаются, объединяясь в группы по 3,4 человека)
Сейчас мы будем работать в группах. У меня разные предметы-помощники (карточки по три, четыре предмета на каждую профессию). Я дам каждому по одной карточке, и вы найдете свою команду. Ваши предметы подходят какой-либо профессии. Мастер по стирке - утюг, мыло, стиральный порошок, стиральная машина.
Швея (кастелянша) - ткань, швейная машина, иглы.
Повар - кастрюля, поварешка, мясорубка, разделочная доска.
Учитель - глобус, указка, тетради, ручка.
Врач- градусник, бинт, шапочка, фонендоскоп.
Воспитатель- пирамидка, кукла, книга, машинка.
Младший воспитатель (няня) - тарелка, чашка, кастрюля, тряпка с тазиком.
Музыкальный руководитель - ноты, магнитофон, бубен, металлофон.
Физкультурный руководитель - обруч, кегли, мяч, скакалка.
Теперь надо составить предложения о человеке, которому нужны предметы, и назвать его профессию (дети составляют предложения и объясняют, зачем необходимы предметы, которые изображены на карточке). Можно предложить группам составить небольшой рассказ о профессии.
Игра «Путаница» (дети садятся на стулья). Мы должны помочь разобраться в сложной ситуации. Предметы-помощники перепутались (педагог демонстрирует картинки, в которых что-то не правильно нарисовано: повар с пилой, музыкант с поварешкой…). Что вы заметили? (дети рассказывают).Я предлагаю помочь и исправить это. Давайте нарисуем все правильно. Вы можете выбрать любую профессию и нарисовать нужные предметы.
(самостоятельная деятельность детей)
Итог беседы: Ребята, мы сегодня много говорили о разных профессиях. Что ж такое профессия? (высказывания детей) Это труд, которому человек посвящает всю жизнь. Профессия должна приносить радость и самому человеку и пользу другим людям.
Строитель наш построит дом,
И мы в нем дружно заживем.
Костюм нарядный, выходной,
Искусно нам сошьет портной.
Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечет в пекарне пекарь,
Учитель выучит всему –
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастешь,
И дело по душе найдешь!
Беседа с детьми средней группы
«Сторож и дворник»
Цель: Уточнение знаний детей о профессиях сторожа и дворника. Обогащение словаря детей. Формирование уважительного отношения к труду работников детского сада.
Словарная работа: Дворник, метла, грабли, тележка, лопата, сторож, охрана, двери, ключи, замок. Действия: подметает, чистит, сгребает, поливает, подстригает, собирает, убирает, охраняет, закрывает, проверят, обходит.Качества личности: трудолюбивый, аккуратный, заботливый, добрый, сильный, дисциплинированный, ответственный, терпеливый, внимательный.
Ход беседы:
В нашем саду работает много женщин. А есть ли профессии в садике, которые подойдут и мужчине? (предположения детей) Это сторож и дворник. Давайте вначале поговорим о стороже. Вот послушайте стихотворение.
Сторож
Сторож вечером приходит,
Садик быстро он обходит.
Надо все ему закрыть,
И внимательно следить,
Чтобы книжки и мячи
Не шумели бы в ночи.
Чтобы все игрушки мирно
Спали и сидели смирно.
Утром дети прибегут
И опять играть начнут.
Что же делает сторож в детском саду? (ответы детей) Конечно, он охраняет и здание, и территорию от воров, хулиганов. Всю ночь ему приходится следить за порядком, несколько раз обходить весь садик. Включать и выключать фонари.
Как вы думаете, может ли один человек справиться с тем, чтобы каждую ночь не спать и сторожить сад? (высказывания детей) Это было бы очень тяжело. Представьте себе такую жизнь. Днем спать, ночью работать, а в выходные дни и днем и ночью находится в садике. Когда же отдыхать? Поэтому в нашем саду три сторожа, которые работают по очереди.
Подумайте и скажите, какие предметы нужны сторожу? (ответы детей) Особого оборудования ему, конечно не нужно, но есть вещи, которые очень нужны. Это телефон, чтобы позвонить в полицию или в пожарную службу, если что-то случится. А еще будильник. Как вы думаете, зачем? (предположения детей) Быть внимательным всю ночь и не задремать тяжело. Сторож может уснуть, а будильник поможет ему проснуться. Ведь не только вечером, надо осматривать территорию и здание, но и несколько раз за ночь. А еще сторож должен вовремя включить электрическую плиту на кухне и открыть ворота и дверь для поваров. Они приходят очень рано, чтобы приготовить завтрак. Какими качествами должен обладать человек этой профессии? (высказывания детей) Сторож должен быть ответственным, дисциплинированным, терпеливым, внимательным.
Физ. минутка: Предлагаю немного поиграть. Проверим, какие вы внимательные. Подвижная игра «Капитаны» или «Запретное движение». Ведущий (взрослый или ребенок) показывает движение, которое повторять нельзя. Затем он делает разные движения руками, ногами и неожиданно показывает запретное движение. Тот, кто повторил его, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений. Так же подойдет игра «Пожалуйста». Ведущий дает команды детям и сам выполняет их, показывая движение. Но дети должны выполнить только те команды, в которых прозвучало слово «пожалуйста», несмотря на движения, которые показывает ведущий.
Вижу, что ребята у нас внимательные. А теперь узнаем сообразительные ли вы. Отгадайте загадку.
Разгребает снег лопатой, подметает двор метлой.
Догадались вы, ребята? Кто следит за чистотой?
Это дворник. Скажите, что же делает дворник? (ответы детей)Дворник – это человек, который следит за чистотой на улице и во дворе. В детском саду дворник подметает дорожки, собирает мусор, поливает клумбы, подстригает кусты и косит траву. Осенью дворник сгребает опавшие листья и убирает их с участков. Зимой дворник расчищает дорожки от снега, посыпает их песком. Он заботится о том, чтобы во дворе всегда было чисто и красиво. Какие же предметы помогают дворнику в работе? (ответы детей) Для работы дворнику необходимы метла, совок, лопата, грабли, тележка, мешки для мусора, шланг для полива или лейка, перчатки. Зимой для облегчения своего труда он может использовать снегоуборочную машину.
Грабли
Грабли лапою когтистой
Убирают мусор чисто,
Прошлогоднюю траву
И опавшую листву.
Лопата
Есть у дворника, ребята,
В помощь инструмент – лопата.
Ею землю он копает,
Снег зимою убирает.
Лопата дворнику нужна:
Облегчает труд она.
Ребята, каким должен быть дворник? (ответы детей) Дворник должен быть трудолюбивым, заботливым, сильным, здоровым и дисциплинированным человеком. Как мы с вами можем помочь дворнику? (высказывания детей) Конечно же, не мусорить. Для мусора есть урны и контейнеры или. Мы легко справимся с уборкой листьев сами и сможем полить клумбы.
Итог: Нужны ли эти профессии детскому саду? Что вы узнали нового? Что было самым интересным?
Беседа с детьми средней группы
«Знакомство с профессией повар».
Цель: знакомство детей с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками.
Ход беседы:
Повар - мастер щей, борщей
И рагу из овощей.
Вкусный сварит он бульон,
Торт испечь сумеет он.
Торт украсит шоколадом,
Кремом и цукатами.
Мы красавцу-торту рады,
Съедим его с ребятами.
Повар и в самом деле умеет вкусно готовить, может аппетитно, красиво оформить любое блюдо: и салат, и торт. Как вы думаете, трудная у него работа или легкая? (Ответы детей.) Некоторые ребята могут подумать, что совсем нетрудная! Каждый день они видят, как мама или бабушка готовят завтрак, обед, ужин: варят щи или жарят на сковороде картошку. Но одно дело приготовить вкусный обед на три-четыре человека, и совсем другое - на сто-двести человек!
Повара вкусно и сытно кормят взрослых и детей в санаториях и домах отдыха, в ресторанах, столовых и кафе, в лагерях, школах и детских садах. Старинная русская пословица говорит: "Добрый повар стоит доктора". Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Правильно! От питания во многом зависит здоровье человека. Еда всухомятку, на бегу, не вовремя может привести к болезням желудка, так же как и однообразное питание, в котором не хватает витаминов и других полезных веществ.
Современный повар работает на специально оборудованной кухне. Чего там только нет! И электропечи, и холодильные установки, и автоматы для приготовления теста, и разнообразные смесители, и автоматические ножи для чистки и резки овощей. Но есть у повара и ручные орудия труда - длинные вилки с двумя зубьями для мяса, огромная разливательная ложка для супов, деревянное веселко, и в самом деле похожее на лодочное весло. Им повар размешивает кашу. А варятся каши, супы, щи и борщи не в кастрюлях, а в огромных котлах! Повар должен обладать великолепной памятью! Он знает и помнит, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры (т. е. овощи, каши) к котлетам, курице, рыбе, мясу.
Как вы думаете, сколько существует способов нарезать картофель?
Три, четыре? Нет, не угадали. Таких способов более десятка. Вот только некоторые из них: соломкой, брусочками, кубиками, кружочками, ломтиками, сгружай, бочонками, шариками.
Выбирает профессию повара обыкновенно человек, который любит готовить, проявляя при этом фантазию, выдумку. Многие знаменитые повара сами придумывают новые блюда. Надев белоснежный халат и колпак, повар "колдует" над кастрюлями, что-то смешивает, доливает, обжаривает. Послушайте любопытную историю о том, как появились «Пожарские» котлеты. Один путешественник ехал из Москвы в Петербург и остановился в городе Торжке. Он зашел в трактир (так в старину называли небольшие придорожные рестораны) и попросил трактирщика приготовить ему котлет из телятины. Но телятины не оказалось, и трактирщик, фамилия которого была Пожарский, приготовил котлеты из куриного мяса. Путешественнику они очень понравились, и с тех пор эти котлеты вошли в меню (меню - подбор кушаний, а также листок с их перечнем) под названием "Пожарских" котлет.
Кстати, люди этой профессии должны обладать тонким обонянием и хорошо развитыми вкусовыми ощущениями.
Знают повара секреты
Приготовленья вкусных блюд.
Спасибо скажем им за это -
Быть поваром - нелегкий труд!
Вопросы и задания:
1. Как вы думаете, почему говорится: "Добрый повар стоит доктора"?
2. В чем состоит работа повара?
3. Какими приборами снабжена современная кухня в ресторане, в столовой? Какие приспособления есть на кухне у вас дома?
Беседа с детьми средней группы
«Профессия – пожарный»
Цель: закрепить и систематизировать представления детей о профессии пожарного.
Задачи:
- закреплять представление детей о профессии пожарного, о внешнем виде пожарного, качествах пожарного (смелость, отвага, мужество), физической подготовке;
- воспитывать гордость и уважение за людей данной профессии.
Материалы: иллюстрации с изображением пожарного, иллюстрации с изображением труда пожарных, огнетушитель, система пожарной безопасности, пожарная кнопка.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами об очень интересной и опасной профессии. Отгадайте загадку и поймете о какой профессии пойдет речь.
Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнём не испугать,
Им к огню не привыкать!
- Так о людях, какой профессии мы будем сегодня говорить?
Ответы детей. (О пожарном).
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим картинку с изображением пожарного? Ребята, какие особенности экипировки людей этой профессии вы можете мне назвать?
Ответы детей. (Он в каске, в специальном костюме, обуви, рукавицах, у него в руках шланг для воды).
Воспитатель: Современный пожарный надевает брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову защищает шлем-маска. Если пожарным нужно работать в огне, они надевают специальный костюм и противогаз.
Воспитатель: А скажите, ребята, зачем пожарному каска?
Ответы детей. (Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет).
Воспитатель: Работа пожарных трудная, тяжелая; при тушении огня они рискуют жизнью. Но работа пожарных нужна людям. Как вы считаете, для чего эта работа нужна людям?
Ответы детей. (Они тушат пожары, спасают людей, технику, вещи).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему возникают пожары?
Ответы детей. (Потому что не соблюдаются правила пожарной безопасности).
Воспитатель: А давайте вместе повторим главные правила пожарной безопасности.
1.Нельзя трогать спички
2.Нельзя играть возле открытого огня и раскаленных предметов
3.Нельзя сушить возле них одежду
4.Нельзя разводить костры без присутствия взрослых
5.Нельзя забывать о включенных электроприборах
6.При пожаре сразу сообщать взрослым
Воспитатель: А если вдруг увидите, что начался пожар, то по какому телефону будете сообщать о случившемся?
Ответы детей.
Воспитатель: По телефону «01», а с сотового телефона мы будем звонить по номеру «101», а еще можно позвонить по номеру «112»
Воспитатель: Пожарники днём и ночью дежурят в пожарном депо, их машины всегда наготове стоят в гараже. А еще для работы пожарным нужны специальные инструменты: лестница, лопата, брандспойт, лом, топор.
Воспитатель: А какими должны быть пожарные?
Ответы детей. (Пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, отважными, закаленными).
Воспитатель: В свободное время пожарники не просто сидят, а тренируются, чтобы быть сильными и ловкими. Ведь сила и ловкость очень нужны при спасении людей от пожара.
И, конечно же, внимательными. Вот такая важная профессия пожарного!
Воспитатель: Ещё древние люди научились добывать огонь. И сегодня без огня не обойтись: он согревает и кормит нас. Но когда забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Огонь, выходя, из повиновения, не щадит никого и ничего. Возникает пожар. Пожар — не случайность, а результат неправильного поведения.
Воспитатель: Что нужно делать всем, чтобы не было пожаров?
Ответы детей. (Соблюдать правила пожарной безопасности).
Воспитатель. Правильно, нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Воспитатель: Кто из вас хотел бы быть пожарным? Почему? Расскажите.
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь, ребята, предлагаю вам отправиться познакомиться с уголком пожарной безопасности, кнопкой пожарной безопасности, огнетушителем и системой пожарной безопасности в нашем детском саду!
Приложение
Загадки по теме «Профессии».
Загадки про папины профессии
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофер)
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (пожарный)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)
Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? (Моряк)
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (Пилот)
С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает... (юрист)
На посту своем стоит,
За порядком он следит.
Строгий смелый офицер.
Кто он? (Милиционер)
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник —
Делает нам стулья... (плотник)
Он от всех родных вдали
Водит в море корабли.
Повидал немало стран
Наш отважный... (капитан)
По мосту чтоб мчался скорый,
Чинит он на дне опоры.
Целый день за разом раз
Вглубь ныряет... (водолаз)
Кто движеньем управляет?
Кто машины пропускает?
На широкой мостовой
Машет жезлом... (постовой)
На посту он в снег и в зной,
Охраняет наш покой.
Человек, присяге верный,
Называется... (военный)
Стук летит из-под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а... (машинист)
В фильмах трюки выполняет,
С высоты на дно ныряет
Подготовленный актер.
Быстрый, смелый... (каскадер)
Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (Дирижер)
Загадки про мамины профессии
Мастерица на все руки
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (Портниха)
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (врач)
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок... (учитель)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает... (продавец)
Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня,... (воспитатель)
Игра на внимание
Веселая компания,
Удвой свое внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Чёрный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет... (трубочист).
Булки нам и калачи
Каждый день пекут... (пекари).
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый... (повар).
Арий, опер сочинитель
Называется... (композитор).
На заводах по три смены
У станков стоят... (рабочие).
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой... (учителя).
Посадил уж сотни роз
В городском саду... (садовник).
Дрессирует львов, собак
Храбрый, смелый наш... (укротитель).
Кто пасет коров, овец?
Ну, конечно,... (пастух).
К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный,... (учитель).
Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно,... (дворник).
Ходят по клеточкам конь и ладья —
Ход свой победный готовит... (шахматист).
Складки, карманы и ровненький кант —
Платье красивое сшил... (портной).
Под куполом цирка в опасный полет
Отправился смелый и сильный... (гимнаст).
Высадить новые саженцы в ельник
Снова отправился утром ... (лесник)
Загадки о профессиях
Кто у постели больного сидит,
И как лечиться, он всем говорит?
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Доктор, врач.)
Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель.)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды. (Повар.)
С огнем бороться мы должны —
Мы смелые работники,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарники.)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он... (артист).
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр.)
Дидактические игры
«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.
«Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.
«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.
«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
... и т.д.
«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
«Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
«Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т.д.
«Кто чем занимается»
Цель: Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
Ход игры.
Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д.
«Подскажи словечко».
Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.
Ход игры.
Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.
В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска).
С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники.
C водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? – … (пожарники).
Я бы летчиком-пилотом
Непременно стать хотел,
Я тогда на самолете
До Москвы бы … (Долетел).
В небо синее пилот поднимает… (самолет).
Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).
Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес механический… (насос).
Чтоб не мокли люди под дождем
Кровельщик железом покрывает… (дом).
Летят опилки белые, летят из-под пилы:
Это плотник делает рамы и… (полы).
Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).
На глазах у детворы крышу красят... (маляры).
Кукол я лечу с утра. Я
Пальчиковые игры.
Картотека пальчиковых игр для дошкольников по лексической теме: «Профессии»
«Профессии»
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять
пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)
«Строители»
Тук, тук, молотком,
(постукивают кулачками один о другой)
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши,
Этот дом - для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот - для Наташи.
Этот дом - для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
(Поочередно загибаем пальцы)
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя!
(Пожимают руки)
«Мы пожарные»
С огнем бороться мы должны,
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? Пожарные
(Поочередное соединение
всех пальчиков,
начиная с мизинчика
и заканчивая большими пальчиками,
затем сжать пальчики
в кулачок и выпрямить пальчики)
«Продавец»
Продавец ребятам рад.
В магазине для ребят:
Есть матрёшки расписные,
Есть машины заводные.
(Ритмично хлопать в ладони,
бить кулачек о кулачек,
заводить ключом машину.)
«Строитель»
Строитель строит дом.
(постукивают кулачками один о другой)
Он увлечен своим трудом:
Из камня дом он строит.
(«домик» - соединить подушечки пальцев под углом)
Сердитый ветер налетел,
(покачивают руками над головой)
Шел град, но дом остался цел.
(стучат пальцами одной руки по ладони другой)
Лил дождь, был гром –Не рухнул дом! («домик»)
«Поварята»
Муку в тесто замесили,
(Сжимают и разжимают пальчики.)
А из теста мы слепили:
(Прихлопывают ладошками, «лепят».)
Пирожки и плюшки,
(Поочередно разгибают
Сдобные ватрушки,
пальчики, начиная с мизинца)
Булочки и калачи
- Всё мы испечём в печи.
Очень вкусно!
(Обе ладошки разворачивают вверх.)
«Доктор»
«Доктор, доктор, как нам быть?»
Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
(Дети показывают уши.)
Отвечает доктор гневно:
(Дети выполняют имитационные движения)
–Уши моем ежедневно!
(моют уши.)
«Профессии наших мам»
Много мам на белом свете,
(разводят руки в разные стороны,
затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер,
(поочерёдно сгибают пальчики,
начиная с мизинца, сначала на одной,
затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны,
(сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны!
(разводят руки и поднимают ладошками вверх)
«Швея»
Мама кукле платье шила,
(по очереди касаться большим пальцем
остальных на правой руке)
Я ей помогала. (то же на левой руке)
Чтобы мама не грустила,
(то же на правой руке)
Песни распевала. (то же на левой руке)
«Прачка»
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки
(Делают движения кулачками,
имитирующие стирку.
Пальцами- правой руки поочередно
потряхивают пальцы левой руки.
При повторе то же с другой рукой.)
Устали мои руки! (Встряхивают обе руки)
«Парикмахер»
В руки ножницы беру
(«Ножницы» - разведение пальцев в стороны,
И сведение вместе, сначала одной, затем другой
Руки, затем обеих рук вместе.)
Всех я кукол подстригу,
Мягкой кисточкой покрашу
И расческой расчешу.
Быстро сделаю причёску
Феном, щёткой и расчёской
Пышно локоны завью,
Чёлку щёточкой взобью.
«Повар»
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
(Ребром ладони стучат по столу)
Повар леща берёт
И опускает в компот.
(Загибают большой палец на левой руке)
Бросает в котёл поленья,
(Загибают указательный палец)
В печку кладёт варенье.
(Загибают средний палец)
Мешает суп кочерыжкой,
(Загибают безымянный палец)
Угли бьёт поварёшкой.
(Загибают мизинец).
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он!
(Разводят руками)
«Почтальон»
Что принёс нам почтальон?
(Сжимают и разжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он.
«Шагают» пальчиками по столу)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли – две кассеты
И письмо от тёти Вали,
Чтоб её приезда ждали.
(На каждое наименование загибают по
одному пальчику, начиная с большого.)
«Строители»
Пусть не сердятся родители,
(грозят указательным пальцем)
Что измажутся строители,
(отряхивают воображаемую пыль)
Потому что тот, кто строит,
(ударяют кулачком о кулачок)
Тот чего-нибудь да стоит!
(выбрасывают руки вперед
с поднятыми большими пальцами)
«Строители»
Мы строители, мы строим,
(Ребенок стучит кулачком о кулачок)
Много мы домов построим,
(Загибает по очереди пальцы
на обеих руках)
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье
(Произносит слова веселым голосом.)
В новом доме новоселье!
(Произносит громко слово
«новоселье», поднимая руки вверх.)
«Водитель и лётчик»
(выполняется стоя)
Быть шофёром хорошо,
А лётчиком – лучше.
Я бы в лётчики пошёл,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
Завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
Чтобы птицы пели».
(Дети крутят воображаемый руль.
Имитируют крылья самолёта,
расставив руки.
Наклоняют воображаемый сосуд.
Круговое движение правой рукой.
Имитируют крылья самолёта,
расставив руки.)
«Профессии разные есть»
Профессии разные есть,
Все сразу не перечесть:
(Ритмично сжимают-
разжимают кулаки.)
Доктор лечит людей,
Учитель учит детей,
Повар готовит обед,
Пожарных смелее нет,
(Поочерёдно загибают
пальцы на правой руке на
каждое название профессии.)
Строитель построит нам дом:
Все дружно жить будем в нём.
(Сводят руки над
головой — «крыша».)
Стены покрасит маляр,
Сантехник починит кран,
Электрик включит нам свет,
Плотник постелет паркет,
(Поочерёдно загибают
пальцы на левой руке.)
А если ты хочешь всё знать,
(Покачивают указательным
пальцем.)
Учёным тебе надо стать.
(Дотрагиваются
указательным пальцем до лба.)
«Шофёр»
Целый день шофёр трудился,
(сжимают и разжимают пальцы)
Он устал, он запылился,
(загибают пальцы рук по одному)
Он возил кирпич на стройку,
Дом он строить помогал.
А теперь ведет на мойку
(крут воображаемый руль)
Свой огромный самосвал.
«Наша армия»
Аты - баты, аты - баты!
(Поочерёдно «шагают» указательным
и средним пальцами правой и левой руки).
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.
«Пограничник»
Пограничником я буду,
(Сжимать и разжимать пальцы в кулаки
одновременно на обеих руках.)
Чтоб границы защищать,
(Соединять одноименные пальцы обеих рук,
начиная с больших.)
И страна могла спокойно
(Разъединять одноименные пальцы,
начиная с мизинцев.)
Крепким сном ночами спать.
(Соединять все пальцы обеих рук
по очереди с большим.)
«Солдаты»
Для солдата строго норма:
(Показать два пальца в «рогатке»)
Всегда выглаженная форма.
(Сжать руки в кулак оттопырив большой палец «класс»)
В руки взял Арсений пультик,
(«Прошагать» пальцами по коленям)
Посмотреть хотел он мультик
(Хлопнуть в ладоши)
У пограничников есть пост,
(Плотно сжатые пальцы рук приложить к вискам)
Под охраной у них мост.
Ладони плотно прижаты друг к другу, «развести» в мост.)
Подвижные игры
«Самолет».
Цель игры. Упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять все движения по сигналу.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках, которые расположены на одной стороне комнаты или стоят на одной стороне площадки. Воспитатель показывает игрушечный самолет. Самолет летает высоко и быстро. Воспитатель говорит детям, но чтобы самолет полетел, нужно сначала завести мотор самолета. Обращает внимание детей на вращательные движения своих рук перед грудью и произносит: «Р -р -р». Дети, хотите поиграть в игру «Самолеты». Воспитатель предлагает детям встать около своих стульчиков: «Внимание, к полету приготовились, завести моторы!» Все дети повторяют за воспитателем движения рук. После слов воспитателя: «Полетели» дети разводят руки в стороны (крылья у самолета, но следить, чтобы руки были прямыми. И начинают бегать в разных направлениях по всей комнате. Далее после слов: «на посадку» все дети возвращаются к своим стульчикам, если игра проходит на улице, то «на посадку» дети присаживаются на корточки. Садятся на стульчики, игра заканчивается. Чтобы дети хорошо выполняли движения руками, воспитатель обязательно сначала показывает сам, а после вместе с детьми эти движения повторяют. И только потом игра начинается. По желанию детей, игра повторяется два раза.
«Цветные автомобили».
Цель: закрепить цвета светофора (красный, желтый, зеленый), упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать зрительное восприятие и внимание, ориентировку в пространстве
Материал: рули красного, желтого, зеленого цвета, сигнальные карточки или флажки красного, желтого, зеленого цвета.
Ход игры: Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.
«Поезд».
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну, упражнять в ходьбе, беге друг за другом. Подготовить детей к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге
Описание игры.
Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты.
Первый стоящий в колонне — «паровоз», остальные — «вагоны».
Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звуки «чу-чу-чу»).
«Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.
Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.
Общая продолжительность игры 4—5 минут.
Правила игры.
Поезд может двигаться только после гудка (т.е. по сигналу воспитателя).
Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения поезда.
Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка.
«Такси».
Цель: приучать детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнёрам по игре.
Ход игры: Дети становятся внутрь небольшого обруча, держат его в опущенных руках: один – у одной стороны, другой за другом. Первый ребёнок – «водитель» такси, второй – «пассажир». Дети бегают по площадке (дорожке). Через некоторое время меняются ролями. Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь – то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке «пассажиры» меняются, один выходит из такси, другой садится.
Консультации для родителей о роли семьи в формировании интереса у детей к миру профессий.
«Профориентация детей в дошкольном образовании»
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Сейчас так много различных профессий, что можно растеряться при их выборе. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности. В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. К примеру, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.
Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии
Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, например, «А мне нравится быть врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.
Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – предложите родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии.
Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно – единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь».
Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и работу по ночам, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если ребенку нравится профессия родителей, важно обсуждать с ним его предпочтение выбора в данной ситуации.
Как семья влияет на отношение к работе.
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменяется. В любом случае остается возможность что – то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности. И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.
И самое главное, как показывает практика, главный совет для родителей – не откладывать эту работу на будущее. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше в последствие его цена и конкурентоспособность на рынке труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в средней группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любо...
Проект в средней группе на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"
Проект в средней группе "Все профессии важны, все профессии нужны"...
Методическая разработка Сценарий (конспект) дистанционного занятия в средней группе на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Методическая разработка Сценарий (конспект) для детей средней группы на тему "Все профессии важны, все профессии нужны" разработан для проведения в дистанционном режиме. В данном конспекте п...
Проект в средней группе на тему «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель: познакомить детей с различными профессиями людей, рассказать о значимости разных профессий....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Продолжать учить выполнять количественный счет в пределах 9, отвечать на вопрос: «сколько?»; соотносить количество предметов с цифрой; применять умение сравнивать количества установлением ...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ!»
Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся систе...
Проект в средней группе на тему: «Все профессии важны»
Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений. Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и ...