конспект занятия по экологии земля наш общий дом
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Светлана Владимировна Кузнецова

данный конспект могут использовать в своей работе воспитатели старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_konspekt.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия 

по ФЦКМ (экология)

«Земля – наш общий дом»

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Подготовила

Кузнецова С.В.

Конспект ОД по познавательному развитию.

Методическая информация

Примечание

1

Тема занятия

«Земля – наш общий дом»

2

Методы и приемы реализации содержания занятия

• Игровой (использование сюрпризных моментов).

• Наглядный (использование иллюстраций, схем).

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

• Поощрение, анализ занятия.

3

Интеграция образовательных областей

-познавательное;

- социально - коммуникативное;

-физическое развитие

- речевое развитие.

4

Возрастная группа

Группа общеразвивающей направленности 6 – 7 лет.

5

Цель:

- Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
- Формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе, желания детей конкретными делами и поступками украшать и любить свою Землю

6

Задачи:

Образовательные: 1. Расширять представления детей о планете Земля.

Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней была жизнь.

2. Формировать желание любить и беречь Землю.

3. Расширять представления детей об охране природы.

4. Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.

Развивающие: 1. Активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля.

2. Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи, пословицы, поговорки.

Воспитательные: 1. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.

Она является общим «домом» для всех людей, животных, птиц и т.д.

2. Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.

3. Воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание сохранить и при необходимости оказывать ей помощь (социализация).

7

Организация развивающей среды.

1. Глобус

2. Карточки с природоохранными знаками.

3. Плакаты: Охрана природы, береги природу.

4. схемы «Кому нужна вода?», «Использование воды», «Путь воды в наш дом»,

5. Д\и «Рассортируй мусор», «составь экологическую пирамиду».

5. Магнитофон (или муз. колонка).

8

Предварительная работа.

  1. Рассматривание атласа мира, карты мира.

2. Беседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля», «Твоя страна».

3. Рассказ воспитателя: «Значение воздуха для природы и человека».

4. Разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе. Разучивание пословиц и поговорок про Землю.

Конспект занятия

Вводная часть

1

Создание проблемной ситуации

Ребята, слышите, колокольчик нам напомнил, что нам пора начинать занятие.

Ребята, вы знаете, что существует много разных праздников. И не все знают, что есть праздник День Земли. Много происходит в мире аварий, которые наносят вред нашей планете Земля.

(Звенит колокольчик)

2

Целевая установка (с помощью педагога дети формируют цель своей деятельности)

Воспитатель:  Вот и решили хотя бы раз в году напоминать людям о значении доброго, бережного и ответственного отношения к окружающему миру. Так и появилась идея проведения Дня Земли. 22 апреля официально признан Днем Земли. Этот праздник объединил много стран. Вы хотите присоединиться к ним, отметить этот день?

3

Мотивация к деятельности детей.

Хотите отправиться в путешествие по нашей большой и прекрасной планете Земля? Ребята, вы любите путешествовать? (Да).

Основная часть

1

Актуализация ранее приобретенных знаний. Добывание нового

 Воспитатель:  Чтобы отправиться в это необычное путешествие, нам будет нужен помощник. Чтобы получить помощника, мы должны показать, что хорошо знаем нашу планету Земля и ее сестер - планеты Солнечной системы.

-какая по счету планета Земля в Солнечной системе?

-что такое год?

-что такое сутки?

-сколько спутников у Земли?

-какая планета самая большая?

-что такое Солнце?

Чем отличается планета Сатурн от других планет?

Молодцы, на все вопросы дали правильные ответы. Угадайте, что за помощник будет у нас в нашем путешествии:

На ноге стоит одной

Крутит – вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Что это? (Глобус)

В: - Верно, это глобус, маленькая модель огромной земли, где живем все мы. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?
Дети: Она круглая, похожа на шар.
Воспитатель: Каким цветом обозначена на глобусе суша?
Дети: Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.

Воспитатель: Каким цветом обозначена на глобусе вода?

Дети: голубым, синим.
Посмотрите на глобус: в какие только цвета он не раскрашен – голубой и белый, желтый и зеленый. Это сделано для того, чтобы глобус мог как можно больше и понятнее рассказать нам о Земле. Мы с вами будем останавливаться в разных точках нашей планеты, станциях, и выполнять задания, которые помогут сохранить нашу Землю.

Вопрос: - Посмотрите, какого цвета на глобусе больше всего? (голубого)

- Верно, голубого. И в песнях поется: «Голубая планета Земля!».

И первое путешествие мы совершим к воде.

- Кому в природе нужна вода? (Схемы-модели) (Человеку, деревьям, животным)

- На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода нужна всему живому на Земле. Например, человек без воды может прожить всего 7 дней.

- Откуда, у нас дома и в детском саду вода?

(Из реки Урал, Сакмара, из под земли (колодцы)…)

- Для чего нам нужна вода?

(Что бы жить, расти крепкими…..)

- Как человек использует воду? (Схема – модель «Использование воды»)

(Пьет, моется, стирает…)

- А какая нам нужна вода, для того чтобы мы были здоровыми, крепкими.

(Чистая)

- А может ли человек употреблять грязную воду?

(НЕТ)

- Почему?

(В грязной воде много микробов, можно заболеть).

И первое наше задание:

- Давайте вместе проследим путь воды к нашему столу. 

Садимся за столы и попробуйте составить путь, по которому вода попадает в наш дом.

Вопрос: - А что может обозначать белый цвет на глобусе?

- Верно, это цвет снега. Есть на земле такие места, где круглый год всюду сплошные снега. Вечная мерзлота. Это Северный и Южный полюса.

Ребята, как вы думаете, животные и растения связаны друг с другом? Зависят как-то друг от друга?

В природе между численностью животных (хищных, травоядных) и растений  существует подвижное равновесие. Например, хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей), которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются – «экологические пирамиды». Рассмотрим такую пирамиду.

Зайчик очень любит траву. Сколько травинок съедает зайчик – одну или много? Много. Для того, чтобы зайчики наелись, травинок должно быть больше, чем зайчиков. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с зайчиками, и зайцев меньше, чем травы. Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы быть таким, ему нужно съесть много зайцев. Поэтому в лесу зайцев  должно быть больше, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида: один волк может съесть много зайцев, а один заяц – много травы.

Подводим итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев – больше, чем волков.

Теперь я предлагаю составить свою пирамиду пищевую.

Дети, изображающие морковки, садятся на пол или приседают, дети – «зайцы» станут рядом с ними, а «волк» должен стоять выше всех на стуле (пирамиды дети строят самостоятельно, воспитатель только предлагает варианты). Обсуждает с детьми, почему они построили именно такую пирамидку.

И задание следующее: вы должны составить пищевую пирамиду животных холодных стран.

В: - Желтый цвет – это пустыни. Там один песок, совсем нет растений и воды.

И здесь как нигде знают, что природу нужно беречь и ценить ее дары. Вы знаете правила поведения в природе? Проверим. У вас на столах лежат природоохранные знаки. Вы берете знак, рассматриваете его и объясняете, что он обозначает.

На этой станции нам нужно нарисовать свой природоохранный знак. Проходите за столы, приступаем к заданию.

Физминутка.

А сейчас игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите: «Да!» и хлопаете в ладоши, если плохо - говорите: «Нет!» и топаете ногами. Слушайте внимательно:

Я пойду сейчас в лесок И сорву ромашку. (Нет)

Съем я вкусный пирожок И выброшу бумажку. (Нет)

Лишний хлебушка кусок На пеньке оставлю. (Да)

Ветку ели подвяжу, Колышек поставлю. (Да)

Разведу большой костёр И тушить не буду. (Нет)

Сильно-сильно насорю И убрать забуду. (Нет)

Мусор весь я уберу, Банку закопаю. (Да)

Я люблю свой край родной, Природу оберегаю! (Да)

- Молодцы, ребята! С заданием справились

Вопрос: - А что обозначено зеленым цветом, как вы думаете?

- Правильно, зеленым цветом на глобусе обозначены леса. Вот посмотрите, их не так уж и много на нашей планете.

В: - Лес – наше богатство! Давайте вместе подумаем, почему? Закройте глаза. Представьте себе, что в теплый солнечный день вы оказались в лесу.

В: - Под ногами мягко шуршат листья, над головой щебечут птицы. В лесу прохладно и свежо, приятно пахнет грибами, травами. А почему так легко дышится в лесу? Кто может сказать?

В: - Правильно. Деревья поглощают все вредные газы, и выделяют чистый кислород, которым мы дышим.

Посмотрите ребята, как много мусора вокруг! Скажите, какими бедами это грозит?

Ответы детей: Мусор отравляет почву и наносит вред всему живому.

Воспитатель. Всё верно, ребята. Но ведь мусор может быть разным. Какие виды мусора вы знаете?

 Ответы детей: стекло, пластмасса, бумага, металл, пищевые отходы.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что отходы, могут еще принести пользу, если конечно они будут правильно переработаны. Для этого их нужно грамотно отсортировать. Я предлагаю научиться сортировать мусор. Научимся?

 Нужно разложить мусор по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», 

«Металл» и  «Пищевые отходы».

Воспитатель: Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев? Конечно, нет. Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
Дети: Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.
Воспитатель: А всегда ли человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как?
Дети: Человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т. д. Это случилось потому, что люди построили много заводов. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит в небо от труб, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря. От этого гибнет много растений, животных, болеют люди. Гибнет природа.
Воспитатель: Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли? (Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства).

-молодцы, ребята, наше с вами путешествие подошло к концу.

Воспитатель показывает глобус

Показ на глобусе

Детям предлагается составить схему-модель: река - фильтр-трубопровод-кран-чайник-чашка.

Дети садятся за столы.

(Воспитатель показывает на глобусе).

Воспитатель предлагает детям построить «живую пирамиду».

Я предлагаю командам сесть за столы и составить свою пирамиду пищевую.

(Воспитатель показывает на глобусе).

Дети рисуют природоохранный знак.

Звучит запись пение птиц, дневной лес.

Дети садятся за столы и разбирают мусор по нужным контейнерам.

Заключительная часть

Подведение итогов.

-что вам больше всего понравилось? Запомнилось? Чему мы научились на занятии?

Человек на Земле - самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на нашей планете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Земля наш общий дом"

Здесь представлен конспект занятия по экологии. В котором детям рассказывают о правилах поведения в природе, используя экологические знаки.Расширяют представления детей о том, что лес- это сообще...

Конспект занятия на тему "Земля - наш общий дом"

Цель: Закрепить знания о планете Земля. Задачи:  Уточнить представления о Солнечной системе.  показать различие и сходство людей разных рас;  расширять представления детей об охране природы...

Презентация для интегрированного занятия по Экологии "Земля - наш общий ДОМ"

Презентация для дошкольников "Земля- наш общий ДОМ"...

конспект занятия на тему "Земля наш общий дом"

Конспект НОД для детей подготовительной грппы на тему "Земля наш общий дом"...

Конспект занятия по рисованию «Земля - наш общий дом» в подготовительной группе.

Способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки &ndash...

Конспект НОД по экологии «Земля - наш общий дом» для детей среднего дошкольного возраста

Цель: Создать условия для закрепления представлений детей о том, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые....

Интегрированное занятие по экологии «Земля - наш общий дом!»

Научить детей правильному поведению на природе, закладывать основы экологической культуры личности. Познакомить детей с красной книгой. СФормироватьпредставление о неразрывной свзи человекас природой....