Цель: Закрепить знания о планете Земля.
Задачи:
Уточнить представления о Солнечной системе.
показать различие и сходство людей разных рас;
расширять представления детей об охране природы;
закрепить знания о правилах поведения в природе;
активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля;
воспитывать у детей чувство гордости за свою планету;
продолжать учить внимательно слушать воспитателя, товарищей, давать полный ответ.
Материал к проведению занятия:
Глобус. Фотографии Земли и Космоса. Карта Мира. Белые контуры материков. Предметы. Альбомные листы, цветные карандаши. Магнитофон. Фотографии людей разных рас.
Предварительная работа:
Рассматривание атласа мира, карты мира, карты Солнечной системы, фотографии людей разных рас.
Беседа на темы: «Правила поведения в природе», «Земля-наш общий дом», «Люди, населяющие нашу планету».
Чтение и разучивание стихотворений, пословиц о Земле.
Чтение рассказов «Экология в картинках» В.Н Танасийчук.
Ход занятия:
(Воспитатель демонстрирует карту Солнечной системы)
Воспитатель: Дети, что изображено на карте?
Дети: Солнечная система, планеты, которые вращаются вокруг Солнца
Воспитатель: Правильно, Солнечная система. Планеты, вращающиеся вокруг Солнца. Назовите их (ответы).
Воспитатель: Скажите, что такое Луна? Как вы думаете, какая планета получает меньше тепла? Ребята, больше солнечного тепла выпадает на ту планету, которая расположена ближе всего к солнцу, тем она теплее.
Воспитатель: Скажите, как называется наша планета?
Дети: Земля Наша планета находится на таком расстоянии от Солнца, что на ней тепло и не так жарко. Бывает холодно, но не так как на других планетах, которые расположены далеко от Солнца.
Воспитатель: А теперь, давайте представим, что мы с вами космонавты и отправляемся в космическое путешествие. И, так, заняли места в космическом корабле, сели поудобнее. Внимание, пуск!
Изготовление аппликации
Воспитатель: Наш корабль стремительно набирает ход и удаляется от Земли. И чем выше мы устремляемся вверх, тем меньше и меньше становятся наш город, местность.
А теперь, посмотрите внимательно, что мы видим?
Дети: Шар
Воспитатель: А как выдумаете, что это за шар, который мы увидим из Космоса?
Дети: Планета Земля
Воспитатель: Верно. На самом деле наша планета – это огромный шар. А из Космоса она кажется маленьким шариком. Послушайте загадку:
На ноге стоит одной.
Крути, вертит головой.
Всем показывает страны,
Моря, горы, океаны.
Дети: Глобус
Воспитатель: Правильно, глобус. А еще его называют -модель Земли.
Воспитатель: Глобус яркий. Разные цвета мы видим на глобусе. Какого цвета больше?
Дети: Голубого. Большая часть Земли покрыта водой. Это моря, океаны, реки, озера, поэтому больше преобладает голубой цвет.
А вот и суша. Это леса, пустыни, леса, поля, горы. Каким цветом выделены леса (Зеленым).Пустыни? (Желтым). Горы? (Коричневым).
Среди океанов есть большие участки земли - это суша, материки. Перед вами на столах лежат контуры материков.
Воспитатель: Самый большой из них – Евразия (Европа и Азия). Этот материк расположен в северной части земного шара. А теперь я покажу вам Америку. Она состоит из двух частей : Северная и Южная Америка. Протянулась она по всему Земному шару. От Северного полюса к Южному. Оба полюс -это самые холодные места на Земном шаре. На Северном полюсе океан всегда покрыт льдом. Северный Ледовитый океан. Южный полюс, хоть и называется южным, еще холоднее. Там есть суша, в отличии от Северного полюса. Но она от вечного холода тоже покрыта льдом. Этот материк называется Антарктида. А вот этот материк называется Африка. Она расположена посередине земного шара. Там очень много пустынь, покрытых песков, практически нет воды, растений мало. Последний материк –это Австралия. Австралия окружена со всех сторон океаном. Когда у нас в России лето, в Австралии зима. И наоборот.
Воспитатель: А кто живет в морях и океанах( ответы)
Воспитатель: А на суше живет кто-нибудь? (ответы)
Воспитатель: На всех материках обитает много живых существ: животные, птицы, насекомые. Много разных народов живет на всех материках. Только одна суша из за сильного холода необитаема - Антарктида.
На Земле живет очень много людей. Люди похожи между собой строением тела, но отличаются цветом кожи, разрезом глаз, по волосам. Такие различия называются расовыми признаками. На Земле живут люди разных рас. Люди с белым цветом кожи живут в России, Европе, Америке, Азии (европеоидная раса). В Японии, Китае, Корее живут люди с желтым цветом кожи(монголоидная раса). А в Африке живут люди с темным цветом кожи (негроидная раса). И каждого народа свой язык, история и культура.
Физминутка «Земля»
Воспитатель: Ребята, Земля-наш общий дом. Дом, который нужно любить и беречь. К сожалению, нашей планете грозит опасность. Опасность, исходящая от людей. Какой вред наносит человек Земле?
Дети: курят сигареты, строят фабрики, заводы, загрязняют воздух, вырубают леса, загрязняют воздух машины выхлопными газами, загрязняют реки, водоемы, уничтожают животных
Воспитатель: Правильно, так загрязняется наша Земля, гибнет природа. Как же мы можем помочь нашей планете?
Дети: заботиться о птицах, животных, насекомых. Не жечь костры в лесах, не бросать мусор в водоемы, реки.
Воспитатель: Послушайте поговорку: «Плоха та птица, которая гнездо свое марает…»
Итак, теперь мы знаем, что нужно делать, чтобы сберечь нашу планету, чтобы всем жилось хорошо на Земле.
Пора возвращаться обратно, заняли свои места и в путь!
Ребята, вот мы и дома!
Перед вами на столах лежат листы, карандаши. Я предлагаю вам нарисовать рисунки, на которых бы вы изобразили такую Землю, какую хотели бы видеть в будущем.
(Музыкальное сопровождение-магнитофон. В завершении, воспитатель вместе с детьми рассматривают рисунки и размещают на выставке «Мы любим нашу Землю - наш общий дом»)