«Культурно-исторические памятники Салехарда»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ниязова Ольга Маскимовна

 Содержание  коснпекта занятия наравлено на приобщение дошкольников к истории и культуре родного края. Для реализации цели  реализуются задачи: познакомить воспитанников с историей становления Салехарда, с культурно-историческими памятниками города; развивать активные познавательные интересы, стремление, изучать историю края;  Форма - Занятие- экскурсия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrog_salehard_2_-_kopiya.docx869.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский детский сад  «Красная шапочка»

Тема: «Культурно-исторические памятники Салехарда»

Форма проведения – Виртуальная экскурсия    

Номинация   «Конспект занятия»

 

Автор: Ниязова Ольга Максимовна

 

Должность: воспитатель

 

Образовательная организация:  детский сад  «Красная шапочка». Панаевск, 2023 г

Пояснительная записка

Содержание конспекта для детей 6-7 лет, продолжительность занятия -30 -35 минут.

Цель: приобщение дошкольников к истории и культуре родного края,

Задачи: 

  Образовательные: Познакомить воспитанников с историей становления Салехарда, с культурно-историческими памятниками города;  

 Развивающие: Развивать активные познавательные интересы, стремление, изучать историю края;

Воспитывающая: Воспитывать чувство гордости за родной край, культуру и традиции народов Севера

 Методы: словесный, наглядный, практический  

Форма: Занятие- экскурсия

Условия реализации: групповое помещение, оснащённое презентационной и интерактивной системой;

Оборудование: мультимедийная установка - экран, компьютер; материалы для практической работы: альбомные листы с крупной клеткой, простые и цветные карандаши; дидактический материал: образцы ненецких национальных узоров;

Используемые технологии: информационная,

Используемые ресурсы:

nashural.rumesta…ao/salehard…obdorskij-ostrog/

news.myseldon.comru/news/index/241996134

ntk-kak.livejournal.com133029.html

Идея

 Малая родина - у каждого она своя, но каждому дорога. Ведь именно малая родина, с её природой и культурными ценностями, оказывают огромное влияние на становление личности ребёнка. Она оказывает огромное влияние на внутренний мир малышей: это их детский сад, улица, семья, дом… Всем этим, они гордятся и очень скучают, когда находятся где-то далеко от этого. И радуются, когда у неё, малой родины, праздники.   Любознательность маленьких почемучек позволяет нам знакомить малышей с памятными местами родного края, с историей малой родины, культурно-историческими памятниками.  

 План проведения  

1.Вводная часть:  создание мотивации;

2.Основная часть:

  • использование  различных  методов и приемов: наглядные, словесные, практические,  педагогические технологии, позволяющие решать программные задачи занятия;
  •  анализ деятельности детей;

3.Заключительная  часть. Рефлексия «Сердечко»

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята!

(воспитатель обращает внимание детей на  энциклопедию)    

Воспитатель: Книга – это целый мир,  мир истории и познания.  

 Перелистывая страницы этой книги, мы побываем с вами     в столице Ямало-Ненецкого автономного округа в городе Салехард (показ слайда) и   познакомимся       с его культурно-историческими памятниками.  

Звучит   музыка, воспитатель открывает первую страницу книги. 

Воспитатель: Книга открывается, страницы шелестят,

                Все лучшее что было, расскажет  для ребят. 

  Включается аудиозапись шум  речных волн, гудок теплохода, крик чаек.

  Воспитатель: Если подъезжать к Салехарду по реке, то на высоком берегу, недалеко от слияния двух рек: Полуя и Оби, будут видны бревенчатые стены и башни. Это историко-архитектурный комплекс «Обдорский острог» выстроенный в начале XXI века ( показ слайда).  При его строительстве не было использовано ни одного гвоздя.   Первоначально это место было зимовьем казаков, присланных сюда для освоения бескрайнего Севера. Крепость была огорожена п   деревянным частоколом. Здесь же  располагались  Башни. В башнях     в наше время  проводятся выставки (показ на слайде ). Башня, на которой мы видим   двуглавого орла - это главная башня, Никольская.  Ворота башни  оберегали поселение от нечистой силы. Обратите внимание, дети,   на  Деревянный храм (показ на слайде)-  настоящее украшение острога. Храм является действующим, по воскресеньям проходят службы.    Кузница (показ слайда)  - помещение не только музейное,  внутри она оборудована настоящим кузнечным горном.  А это (показ на слайде) Дом воеводы, воевод - это военачальник,  был не только жилым помещением, но и местом обсуждения сделок между купцами – людьми, которые занимались торговлей. Ныне же Обдорский острог – великолепный музейный комплекс, историко-культурный центр, расположившийся прямо под открытым небом.  Это и  любимое место горожан. Здесь регулярно проводятся как национальные праздники ненцев и хантов. Для детей организуются тематические мастер-классы, развлечения (показ слайдов).

Звучит волшебная музыка, воспитатель открывает вторую страницу книги

Воспитатель:  Книга открывается, страницы шелестят,

В музейно-выставочный комплекс  приглашает всех ребят.

 Воспитатель: Следующая страница книги знакомит нас   с   одним  из старейших музеев Сибири -  им. Ивана Семеновича Шемановского (показ слайда).  Здесь  собраны изделия - резьба по кости, украшения из бисера, вышивка, аппликация  на мехе, коже и сукне (показ слайдов). Проходят  выставки фотографий, картин и других экспонатов.  Традиционная сумка северных народов для хранения предметов рукоделия (по-ненецки туча). Сумки северных народов обычно украшаются меховой или суконной мозаикой, а также металлическими предметами,  которые защищают   владелицу сумки от злых сил (показ  и рассматривание изделия). Здесь и бубен шамана (показ слайда).  Посетители  музея знакомятся  с этническими особенностями северных народов: традициями, костюмами, обстановкой жилища и религиозными верованиями (показ слайда). Гости музея могут рассмотреть   коллекцию   минералов и полезных ископаемых Полярного Урала (показ слайда). Одна из выставок посвящена ледниковому периоду и самым ярким представителям ее фауны — мамонтам.  Здесь представлен самый ценный экспонат музея — мамонтенок Люба (показ слайда)

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по культурно-историческим памятникам города Салехарда.

                         Книга открывается, страницы шелестят,

                           Все лучшее что было, расскажет  для ребят 

Воспитатель перелистывает страницу. Звучит песня коми -зырян «Марь я моль»

Воспитатель:  Песня?  Что бы это значило? (Воспитатель задумывается, выслушивает предполагаемые ответы детей). Ребятки, (тихим, таинственным голосом) открыть вам секрет?

Дети: Да!

Воспитатель: Страницы книги приглашают нас в Дом купца Терентьева.

Слайд 4

Воспитатель: А вы знаете кто такой купец?

Ответы детей.

Купец  человек (торговец).  Он занимался торговлей, что –то покупал, чем –то торговал.    

В Салехарде есть много улиц. Но одна из улиц известна каждому жителю нашего округа. Это улица Ламбиных. Вы спросите почему?  Вот посмотрите и послушайте (воспитатель предлагает посмотреть презентацию) 

Небольшая улица Ламбиных  -это улицы   Обдорска, старого Салехарда.  В доме на улице Ламбиных когда-то жила большая купеческая семья Терентьевых. Осип Терентьев занимался торговлей мясом, пушниной и рыбой. Он был очень богатым, один из богатейших людей Севера. Если мы приоткроем   Древние ворота двора этого дома, то увидим    амбар - это сарай, единственная сохранившаяся постройка. Здесь хранятся снасти – принадлежности для рыбной ловли,  сети и ловушки. В таких амбарах хранились рыба, мясо, шкуры, различные товары для продажи на Обдорской ярмарке. Таких амбаров в нашем округе, да и вообще на Севере, почти не

сохранилось. И конечно сам дом – большой, просторный, с настоящей русской печью, на столе самовары, чугунки, посуда тех времён, на полу домотканные, дорожки, которые сами люди ткали (показ слайда).     Посетив  этот дом, мы имеем возможность узнать, как жили раньше, очень давно обдорские купцы и зажиточные селяне. Сегодня  дом  купца Терентьева – это музей.   Теперь здесь проводят экскурсии и мастер-классы, а в праздничные дни дом снова наполняется звонким смехом – усадьба купца Терентьева зовет в гости всех.

Звучит ненецкая песня (по выбору воспитателя,) на интерактивной доске изображение  ягушки,  зимний вариант и демисезонный 

Воспитатель:  Ягушка — это традиционная женская одежда   ненцев. Зимний вариант шьют из кожи и меха оленей, он сохраняет тепло даже в самые лютые морозы. Демисезонные  ягушки изготавливают из сукна. Этот тип одежды отлично подходит для кочевого образа жизни ненцев.

Воспитатель:  И нас с вами, дорогие ребята, пригласили на мастер –класс. Мы с вами будем украшать ягушку  (показ ягушки на экране) ненецким национальным орнаментом   «Заячьи ушки» (показ орнамента «Заячьи ушки» на экране)

Практическая работа: на столах  шаблон ягушки, альбомные листы с изображением ненецкого орнамента " Заячьи ушки», ножницы,  клей.

План

  • Показ готового образца ягушки;
  • Анализ готового изделия;
  • Показ изображения  ненецкого орнамента « Заячьи ушки»;
  • Алгоритм выполнения работы: вырезаем узор,  располагаем его на шаблоне, приклеиваем;
  • Беседа о  правилах  безопасного пользования ножницами и клеем;
  • Перед работой - пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя);
  • Самостоятельная работа в  музыкальном сопровождении ненецкой песни;
  • Организация выставки детских работ;

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие замечательные работы у нас получились!  (дети высказывают своё мнение о том, какие  работы удались лучше)  Вот и завершилась наша экскурсия по культурно-историческим памятникам города Салехарда.  

Воспитатель: Давайте сядем в кружок и передадим друг другу вот это сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

- Сегодня  я узнал, что…

 -У меня получилось…

Рефлексия «Сердечко». 

Воспитатель: Ребята,  я очень рада была нашей встрече. И уверена, что когда подрастёте,  обязательно  посетите культурно - исторические памятники города Салехарда и  поделитесь своими впечатлениями.  

 

 

 

 

 Приложение 1C:\Users\InWin\Downloads\3125736_original.jpg

 

 C:\Users\InWin\Downloads\029dd4cf97acfc8eaa3f23b380ec5ab1.jpg

 

 

 

 C:\Users\InWin\Downloads\1010b42b-076e-5e16-995b-13bef3489912.jpg

 

 

 

 C:\Users\InWin\Downloads\6-9775.jpg

 

 

   

C:\Users\InWin\Downloads\pic2_05052020194758.jpg

Приложение 2

C:\Users\InWin\Downloads\foto-letnyaya-yagushka.jpg Демисезонная ягушка

C:\Users\InWin\Downloads\imgB.jpgЗимняя ягушка

Орнамент « Заячьи уши»C:\Users\InWin\Downloads\1671877956_grizly-club-p-ornament-zayachi-ushi-19.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие личности ребенка в процессе приобщения к культурно-историческому наследию казачества"

Представляю вам презентацию "Развитие личности ребенка в процессе приобщения к культурно-историческому наследию казачества". Надеюсь она будет полезна воспитателям....

Проект по воспитанию патриотических ценностей в культурно-исторических традициях «Мой край родной»

Разработанная система деятельности по воспитанию патриотических ценностей о культурно-исторических традициях реализуется в проекте «Мой край родной»....

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

"Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурно - историческим наследием Белгородской области"

Отдел образования администрации Чернянского района        Формирование  патриотических чувств у  детей   дошкольного  возраста по...

«Формирование эмоционального мира дошкольников, посредством культурно- исторических памятников архитектуры- Святой источник»

В материале описывается метод работы с детьми по формированию эмоционального мира посредством культурно- исторических памятников архитектуры...

«Культурно-исторические памятники Салехарда»

Малая родина - у каждого она своя, но каждому дорога. Ведь именно малая родина, с её природой и культурными ценностями, оказывают огромное влияние на становление личности ребёнка. Она оказывает огромн...

презентация "Культурно- исторические памятники Салехарда"

Малая родина - у каждого она своя, но каждому дорога. Ведь именно малая родина, с её природой и культурными ценностями, оказывают огромное влияние на становление личности ребёнка. Она оказывает огромн...