НОД "Путешествие в тундру" (для детей подготовительной группы)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД "Путешествие в тундру" (для детей подготовительной группы)
Цель: формировать представление детей о климатической зоне - тундра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД "Путешествие в тундру" | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №103
Педагогическое мероприятие
с детьми подготовительной группы
с ведущей образовательной областью
« Познавательное развитие»
Тема: « Путешествие в тундру»
Подготовила:
Меркулова О.А.
г.Ангарск 2022 г.
Конспект
педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы
с ведущей образовательной областью
« Познавательное развитие»
Тема: « Путешествие в тундру»
Цель: формировать представление детей о природной зоне Земли - тундра.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить детей с тундрой (особенностями природных условий и явлений, животным миром).
Развивающие:
-развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно - следственные связи в ходе экспериментирования;
-формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Воспитательные:
- воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе
Словарная работа: природные зоны, картограф, вертолётчик, пурга, вечная мерзлота, климат, лемминг,
Методическое обеспечение: карта природных зон, емкости с землей, стаканы с водой, салфетки, , слайды о тундре, фоновая музыка «ветер», схема эксперимента, проектор, телевизор, видеозапись с речью научного сотрудника
Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Образовательные области по ФГОС: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Форма проведения: ИОС
ХОД
I.Организационный момент
Воспитатель обращает внимание детей на карты России ( географическая карта и карта природных областей России)
В. -Почему карты одной страны разные? Кто составляет карты? (картографы)
( дети высказывают свои предположения, почему цвета на карте разные, по-разному расположены) (КАРТЫ)
В. -На одной карте картографы разным цветом обозначили области России с названиями городов, рек, озер, а на другой они отметили районы, в которых разный климат (погодные условия), растительность, животный мир, почва.
- Давайте узнаем, посмотрев на карту, как называется природная зона России, где мы с вами живём. ( Тайга)
- Что вы можете рассказать о климате, растениях и животном мире нашей природной зоны? ( говорят дети)
II. Игровая обучающая ситуация « Путешествие в тундру»
В. На карте, ближе к Северному Ледовитому океану, к Арктике, расположена другая природная зона России. И называется она ТУНДРА. Люди говорят, что тундра – мир Снежной королевы. Как вы думаете, почему? Неужели здесь всё время зима? А хочется вам побывать в тундре?
Ну что же, давайте отправимся в путешествие.
В путешествиях можно многое узнать
и друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона ждет нас,
что ж отправимся в дорогу сейчас!
В. На каком виде транспорта, предлагайте! ( дети предлагают, обосновывают своё предложение)
В. Снежная, холодная бесконечная пустыня…Можно ли добраться на поезде, самолете? Пароходе? ( нет рельсов, нет длинной взлетной полосы, )
Предлагаю….(загадка о вертолёте)
Что за чудо-стрекоза
Любопытные глаза?
Есть пропеллер, длинный хвост,
Мощный вес и крупный рост.
Нас с тобой зовёт в полёт
Современный…(Вертолёт)
СЛАЙД 1 ( вертолет)
В. Давайте выберем пилота вертолета. Занимаем места ( скамейки, вертолётчик, пилот вертолёта) Как вы думаете : какие правила мы должны соблюдать во время полета? ( говорят дети)
СЛАЙД 2, 3,4,5,6 ( смотрим в иллюминаторы, дети «видят» заснеженную тайгу, Байкал, тундру)
СЛАЙД 7
В. Кто это? (дети «видят» оленей)
-Чем они питаются, ведь всё в снегу?
-А давайте «приземлимся» и поближе познакомимся с суровой жизнью в тундре.
III Динамическая пауза « Ветер»
В.- Дует ветер, снег не глубокий. Почему?( ветер сдувает) от этого поверхность тундры похожа на волны. Мороз достигает 50-60 градусов. Солнце поднимается выше, полярная ночь длится 8-9 месяцев.
Это самое тяжёлое время для животного мира тундры.
IV
(НАУЧНАЯ СТАНЦИЯ)
В. Что это? (дети читают, рассуждают)
В. Территория нашей страны очень большая и ни все уголки нашей родины еще изучены и ученые работают во всех уголках России. Вот и в тундре есть такая научная станция. Зайдем?
-Какие правила нужно соблюдать?( ничего не трогать руками без разрешения)
В. Ребята, внимание на экран: нас встречает научный сотрудник
Научный сотрудник:
Здравствуйте, ребята! Тундра отличается очень суровым климатом, растут и живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра.
Поверхность тундры оттаивает только на несколько см, вода не впитывается, а остается на поверхности и образуются многочисленные болота. Как вы думаете, почему же вода не просачивается в почву? Что же мешает почве поглощать воду? ( говорят дети)
В. Чтобы ответить на вопрос научного сотрудника, нужно провести опыт-эксперимент.
Эксперимент
( воспитатель) ( схема эксперимента)
-Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем замороженной земли находится лед, два стакана с водой.
- Емкости одинаковые по размеру? Чем отличается земля в разных емкостях? В одной емкости земля нашей местности, а в другой земля тундры (замороженная). Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло? (вода впиталась в землю) Проделаем то же самое со второй ёмкостью. Что происходит? (вода осталась на поверхности). Почему она не впитывается? Вероятно, ей что- то помешало просочиться внутрь. Что же? (лед)
- За длинную холодную зиму земля в тундре промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля - её называют «вечной мерзлотой».
В. Ну а лето всё-таки в тундре бывает?
Научный сотрудник.
Конечно, бывает, но только короткое и прохладное. Летом здесь из-за большого количества болотистых мест появляется множество насекомых. Поэтому в тундру летом прилетают перелетные птицы: гуси, утки, журавли, гагары. А круглый год в тундре живут полярная сова и белая куропатка. Они могут найти себе пищу под снегом. И оперение у них более густое.
В. Не пойму-вечная мерзлота в тундре, а как же в такой почве растут растения? Как вы думаете?
Научный сотрудник
Растения приспособились к тундре и мерзлоте. Корни у них короткие, они не уходят глубоко в землю, как бы расползаются в верхнем слое почвы. Растения все низкорослые. В основном –травы и кустарники. Есть карликовая береза и ива
В. Ребята, давайте рассмотрим фотографии. Эти фотографии сделали научные работники. Что вы видите?
В тундре летом вырастает много ягод и они крупнее чем те, которые растут в тайге. ( Морошка, черника, брусника, голубика)
В. -Животный мир в тундре не богат. Это полярный заяц, олень, песец, тундровый волк, овцебык, лемминг.
Научный сотрудник. В тундре можно наблюдать красивое природное явление, которое называется « Северное сияние»
СЛАЙД 8
Это что за радуга,
Радуга лучистая.
Не стоит на месте
Прыгает игристая
Льется разноцветная
Пламенем сияет
И в мороз трескучий
Небо украшает.
Эксперимент «Северное сияние в молоке» ( или северное сияние в стакане)
Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние. Возьмите и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь в вспомните какие цвета присутствуют в северном сиянии. (желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый)
Сейчас каждый из вас должен поочередно кисточкой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём Северном сиянии и капнуть в свою тарелку с молоком, когда закончите, позовете меня. (Воспитатель подходит к детям и поверх их орнамента капает одну капельку моющего средства. Далее идет наблюдение детей за реакцией.)
Такой опыт вы можете сделать дома и показать родителям северное сияние.
В. Интересное получилось путешествие . А кто нам помогал узнать больше о тундре? ( научный сотрудник)
Научный сотрудник
Дорогие ребята, я рада была помочь вам узнать тундру. Думаю, вы захотите рассказать о своём путешествии и о том, что узнали своим друзьям. В помощь мы вам предлагаем взять фотографии –подсказки с нашей лаборатории. До новых встреч. До свидания, друзья!
В. Вот и пришла пора прощаться с тундрой, пора возвращаться домой.
Занимайте свои места в вертолёте.
(Рефлексия: что запомнили, что понравилось, о чем бы вы рассказали друзьям, родителям)
III заключительная часть
СЛАЙД 9 ( звук вертолета)
В. Вот мы и дома. Давай на карту природных зон в районе тундры поместим картинки с изображением животных, растений и птиц, населяющих эту природную зону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию На тему: «Путешествие в весеннюю тундру» Для детей средней группы
Тема: «Путешествие в весеннюю тундру»Цель: уточнить представления детей о признаках весны, продолжать учить устанавливать связи между изменением в неживой природе и изменениями в жизни рас...
Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас
Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...
Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж
Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Ямальская тундра» для детей подготовительной группы.
Цель: формирование экологически оправданного поведения в природе...
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг
quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...
Конспект образовательного мероприятия «Жители тундры» для детей подготовительной группы
В эпоху глобальных перемен, когда поиск новых путей социально-политического и социально-экономического развития страны ведет к стиранию, забвению национальных культур, традиций, обычаев, актуальной дл...