Мастер-класс для воспитателей по экологическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель мастер-класса: оказание помощи педагогам в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей по экологическому воспитанию
Тема: «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры»
Цель мастер-класса: оказание помощи педагогам в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.
Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей по вопросам экологической сказки; способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.
Ход мероприятия
Релаксационная минутка
- Поднимите правую руку те, у кого сегодня хорошее настроение, а теперь поднимите левую руку те, у кого сегодня плохое настроение. Сейчас я хотела бы что бы те, у кого хорошее настроение прикоснулись ладонью к ладони тех, у кого плохое настроение и сказали: «Я дарю тебе свое хорошее настроение». Уважаемые коллеги! Тема моего мастер класса «Экологическое воспитание дошкольников», и в своем мастер-классе я постараюсь вас познакомить с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через..., а вы с помощью моих подсказок и определите, что именно. (экологические сказки).
Игра с залом
- Что общего между этими картинками? Как можно объединить эти два слова? (ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА)
В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста актуально. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка бережному отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников еще преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребенка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдение на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий мир.
Задание «Экологическая разминка»
1 .Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
- У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
- Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет - сигнал безопасности)
- Почему листья зеленые? (потому что у них хлорофилл)
- Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
7.Что ест зимой лягушка? (ничего, зимой она спит)
- Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
- Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
- У кого уши на ногах? (у сверчка)
- Какую траву любят кошки? (валериану)
- Самая высокая трава? (бамбук)
- Какая птичка не строит гнезда? (кукушка)
- Какой цвет страницы Международной Красной книги животных и что они означают?
Это:
ЧЕРНЫЕ СТРАНИЦЫ - виды животных, которые уже никогда не будут жить на земле;
ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ - установленные виды животных, количество которых выросло благодаря охране животных;
КРАСНЫЕ СТОРИЭКИ - вымирающие виды животных, защита которых невозможна без специальной охраны;
ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ - виды животных, которых уменьшилась численность очень быстро;
БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ - редкие виды, которые встречаются в небольшом количестве и в ближайшее время могут исчезнуть вообще;
«Сказка ложь, но в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем это происходит в ненавязчивой форме, а как бы медленно. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (что нужно для того, чтобы река выросла: нужна почва, семена, вода. Нужен уход за репкой).
В среднем возрасте, рассказывая сказку «Зайчиковая избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев» дается понятие о том, что в природе все взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д. Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологически»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. Экологические сказки помогают усвоить определенный материал, учить ребенка мыслить и замечать, и исправлять ошибки. Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.
Задание участникам мастер-класса
Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу». Тихо зимой в лесу, только кое- где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иглы елей и лиственницы выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видны следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? «Это следы ежа», - сказал Петя. «Нет, это не ежик пробег, а суслик», - возразила Маша. Зима в лесу - любимая пора для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи укрылись в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбает шишки, извлекая из них семена. На ветке елки виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? «Это сойка - сказал Петя, - Давайте ее поймаем.» (На выполнение задания отводится 3 мин.) Ошибки:
- Скворцы улетают в теплые края.
- Лиственница единственное хвойное дерево, из которого ежегодно опадают иглы, а весной вырастают снова.
- Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
- Белки в спячку не впадают.
- Зимой появляются птенцы у шишек.
- Нельзя ловить лесных птиц - в неволе они погибнут.
Также с детьми старшей группы я практикую сочинять самостоятельно экологические сказки, но для того, чтобы дети имели тему, я для начала им подбираю рисунки, облегчающие выбор темы. Это помогает детям расширить словарный запас, стать автором, дать детям пофантазировать и рассказать своим ровесникам, а еще и презентовать свои «творения» меньшим товарищам. Но не только речь, а работа с книгой здесь проходит красной строчкой. Дети понимают из каких частей состоит книга, как ею пользоваться. Предлагаю вам посмотреть книги, которые мы с детьми уже изготовили. Эта книга для мини-музея «Пчелка» и т.д.
Игра в группах
Мне понадобятся 2 группы:
1 группа - вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы получилась экологическая, потом вы нам ее прочтете.
«Зайка и Мишка»
Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла ее мне на хвосте. Однажды Зайка и Мишка пошли гулять по лесу...
(Они взяли с собой еду и отправились в дорогу. Погода была прекрасной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли хорошую полянку и остановились на ней. Зайка и Мишка играли, веселились, кувыркались по мягкой зеленой травке.)
2группа - вам необходимо уже существующую сказку обыграть.
Экологическая сказка «Ежик и заяц»
(Ведущий раздает текст и маски)
Ведущий: жил был ежик. Однажды решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежу это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему навстречу бежит заяц.
Ежик: «Здравствуй зайчик! Почему ты такой грустный?
Заяц: «Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри, какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».
Ёжик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».
Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!
Ёжик: «Ага, зайчик, как бы не так. Если не будет дождя, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».
Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».
Ёжик: «А давай проверим»?
Заяц: «И как же мы будем проверять»?
Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от меня».
Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!
Ёжик: «Зайка и ты мне подари цветы».
Заяц: «Да запросто, держи».
Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты зайка тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».
Заяц: «Хорошо ежик.
Ведущий: прошло три дня. Еж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками.
Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.
Ежик: Зайка, ты, что опять скучаешь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».
Заяц: «Да чего еж-то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жаль, ведь это был твой подарок».
Ежик: «Зайка, а ты понял, почему твои цветы засохли»?
Заяц: конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в весе без воды».
Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь - это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику, и солнышку».
Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»
Игра с залом. Для развития интонационной выразительности, поскольку она должна насыщать сказку новыми эмоциями. Вещание скороговорки: «Роет землю СТАРЫЙ КРОТ, разрывает он ГОРОД» с разной интонацией (громко, тихо, быстро, медленно).
Упражнение с залом «Что я для себя вынесла из мастер - класса» (в форме микрофона)
Рефлексия
Хочу вам сказать, если вы работаете с детьми, а они Божьи творения. Бог вам доверил их не зря, и вы теперь для них как ангелы охранники. Так сейте свое добро и дальше и с высоко поднятой головой - ВЫ ЭТОТ СТОИТ!!!
Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:
«Вы - талантливые»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей по экологическому воспитанию «Интересное путешествие по временам года»
Обобщить и закрепить экологические знания детей, полученные на занятиях по экологии....
Мастер - класс "Лэпбук как современное средство экологического воспитания дошкольников"
Данный мастер - класс познакомит вас с поэтапным изготовлением лэпбука по теме "Осень"....
Мастер класс по изготовлению пособия по экологическому воспитанию" Аквариум "
Мастер-класс изготовления наглядного пособия по экологии «Мир морских обитателей»дарья степаненко Мастер-класс изготовления наглядного пособия по экологии «Мир морских обитателе...
Мастер-класс «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - сл...
Мастер – класс для воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников «Берегите природу»
Мастер – класс для воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников«Берегите природу»...
Мастер-класс «Познавательно исследовательская деятельность в экологическом воспитании»
Мастер-класс «Познавательно исследовательская деятельность в экологическом воспитании»Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по ...
Мастер- класс для родителей на тему "«Экологическое воспитание детей через игры экологической направленности»
Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом возрасте происхо...
- Мне нравится (1)