Мастер-класс для воспитателей по экологическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру

Шамина Валерия Владимировна

Цель мастер-класса: оказание помощи педагогам в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей по экологическому воспитанию

Тема: «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры»

Цель мастер-класса: оказание помощи педагогам в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей по вопросам экологической сказки; способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

Ход мероприятия

Релаксационная минутка

  • Поднимите правую руку те, у кого сегодня хорошее настроение, а теперь поднимите левую руку те, у кого сегодня плохое настроение. Сейчас я хотела бы что бы те, у кого хорошее настроение прикоснулись ладонью к ладони тех, у кого плохое настроение и сказали: «Я дарю тебе свое хорошее настроение». Уважаемые коллеги! Тема моего мастер класса «Экологическое воспитание дошкольников», и в своем мастер-классе я постараюсь вас познакомить с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через..., а вы с помощью моих подсказок и определите, что именно. (экологические сказки).

Игра с залом

  • Что общего между этими картинками? Как можно объединить эти два слова? (ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА)

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста актуально. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка бережному отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников еще преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребенка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдение на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий мир.

Задание «Экологическая разминка»

1 .Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

  1. У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
  1. Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет - сигнал безопасности)
  1. Почему листья зеленые? (потому что у них хлорофилл)
  1. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)

7.Что ест зимой лягушка? (ничего, зимой она спит)

  1. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
  1. Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
  1. У кого уши на ногах? (у сверчка)
  1. Какую траву любят кошки? (валериану)
  1. Самая высокая трава? (бамбук)
  1. Какая птичка не строит гнезда? (кукушка)
  1. Какой цвет страницы Международной Красной книги животных и что они означают?

Это:

ЧЕРНЫЕ СТРАНИЦЫ - виды животных, которые уже никогда не будут жить на земле;

ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ - установленные виды животных, количество которых выросло благодаря охране животных;

КРАСНЫЕ СТОРИЭКИ - вымирающие виды животных, защита которых невозможна без специальной охраны;

ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ - виды животных, которых уменьшилась численность очень быстро;

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ - редкие виды, которые встречаются в небольшом количестве и в ближайшее время могут исчезнуть вообще;

«Сказка ложь, но в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем это происходит в ненавязчивой форме, а как бы медленно. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (что нужно для того, чтобы река выросла: нужна почва, семена, вода. Нужен уход за репкой).

В среднем возрасте, рассказывая сказку «Зайчиковая избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев» дается понятие о том, что в природе все взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д. Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологически»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. Экологические сказки помогают усвоить определенный материал, учить ребенка мыслить и замечать, и исправлять ошибки. Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Задание участникам мастер-класса

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу». Тихо зимой в лесу, только кое- где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иглы елей и лиственницы выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видны следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? «Это следы ежа», - сказал Петя. «Нет, это не ежик пробег, а суслик», - возразила Маша. Зима в лесу - любимая пора для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи укрылись в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбает шишки, извлекая из них семена. На ветке елки виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? «Это сойка - сказал Петя, - Давайте ее поймаем.» (На выполнение задания отводится 3 мин.) Ошибки:

  1. Скворцы улетают в теплые края.
  1. Лиственница единственное хвойное дерево, из которого ежегодно опадают иглы, а весной вырастают снова.
  1. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
  1. Белки в спячку не впадают.
  1. Зимой появляются птенцы у шишек.
  1. Нельзя ловить лесных птиц - в неволе они погибнут.

Также с детьми старшей группы я практикую сочинять самостоятельно экологические сказки, но для того, чтобы дети имели тему, я для начала им подбираю рисунки, облегчающие выбор темы. Это помогает детям расширить словарный запас, стать автором, дать детям пофантазировать и рассказать своим ровесникам, а еще и презентовать свои «творения» меньшим товарищам. Но не только речь, а работа с книгой здесь проходит красной строчкой. Дети понимают из каких частей состоит книга, как ею пользоваться. Предлагаю вам посмотреть книги, которые мы с детьми уже изготовили. Эта книга для мини-музея «Пчелка» и т.д.

Игра в группах

Мне понадобятся 2 группы:

1 группа - вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы получилась экологическая, потом вы нам ее прочтете.

«Зайка и Мишка»

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла ее мне на хвосте. Однажды Зайка и Мишка пошли гулять по лесу...

(Они взяли с собой еду и отправились в дорогу. Погода была прекрасной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли хорошую полянку и остановились на ней. Зайка и Мишка играли, веселились, кувыркались по мягкой зеленой травке.)

2группа - вам необходимо уже существующую сказку обыграть.

Экологическая сказка «Ежик и заяц»

(Ведущий раздает текст и маски)

Ведущий: жил был ежик. Однажды решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежу это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему навстречу бежит заяц.

Ежик: «Здравствуй зайчик! Почему ты такой грустный?

Заяц: «Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри, какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

Ёжик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

Ёжик: «Ага, зайчик, как бы не так. Если не будет дождя, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».

Ёжик: «А давай проверим»?

Заяц: «И как же мы будем проверять»?

Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от меня».

Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!

Ёжик: «Зайка и ты мне подари цветы».

Заяц: «Да запросто, держи».

Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты зайка тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

Заяц: «Хорошо ежик.

Ведущий: прошло три дня. Еж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками.

Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.

Ежик: Зайка, ты, что опять скучаешь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

Заяц: «Да чего еж-то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жаль, ведь это был твой подарок».

Ежик: «Зайка, а ты понял, почему твои цветы засохли»?

Заяц: конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в весе без воды».

Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь - это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику, и солнышку».

Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»

Игра с залом. Для развития интонационной выразительности, поскольку она должна насыщать сказку новыми эмоциями. Вещание скороговорки: «Роет землю СТАРЫЙ КРОТ, разрывает он ГОРОД» с разной интонацией (громко, тихо, быстро, медленно).

Упражнение с залом «Что я для себя вынесла из мастер - класса» (в форме микрофона)

Рефлексия

Хочу вам сказать, если вы работаете с детьми, а они Божьи творения. Бог вам доверил их не зря, и вы теперь для них как ангелы охранники. Так сейте свое добро и дальше и с высоко поднятой головой - ВЫ ЭТОТ СТОИТ!!!

Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:

«Вы - талантливые»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по экологическому воспитанию «Интересное путешествие по временам года»

Обобщить и закрепить экологические знания детей, полученные на занятиях по экологии....

Мастер - класс "Лэпбук как современное средство экологического воспитания дошкольников"

Данный мастер - класс познакомит вас с поэтапным изготовлением лэпбука по теме "Осень"....

Мастер класс по изготовлению пособия по экологическому воспитанию" Аквариум "

Мастер-класс изготовления наглядного пособия по экологии «Мир морских обитателей»дарья степаненко Мастер-класс изготовления наглядного пособия по экологии «Мир морских обитателе...

Мастер-класс «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»

Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания  детей дошкольного возраста. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей.  Опыты - сл...

Мастер – класс для воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников «Берегите природу»

Мастер – класс для воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников«Берегите природу»...

Мастер-класс «Познавательно исследовательская деятельность в экологическом воспитании»

Мастер-класс «Познавательно исследовательская деятельность в экологическом воспитании»Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по ...

Мастер- класс для родителей на тему "«Экологическое воспитание детей через игры экологической направленности»

Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом возрасте происхо...