Программа по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Предлогаю программу по краеведению с детьми старшего дошкольного возроста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kraevedeniyu.docx | 51.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по краеведению. |
Старший дошкольный возраст. |
Лопатина Л.В. |
2021- 2022 уч. год |
Г. Воронеж. |
МБДОУ «Детский сад №59»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С.Лихачёв
Пояснительная записка.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, в нашем случае – Воронежского. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных культурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры хочется.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Главная цель: возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников.
Задачи воспитания и развития детей:
1. Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Познакомить детей с названиями улиц города Воронежа. Дать знания о том, как улицы получили своё название. Познакомить с историей некоторых центральных улиц города.
3. Дать детям знания о боевом подвиге воронежцев в годы Великой Отечественной войны.
4. Познакомить детей с жизнью и деятельностью некоторых знаменитых горожан. Воспитывать гордость за свой город, за людей, прославивших его.
5. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой Родины и эмоционально откликаться на неё.
6. Развивать бережное отношение к родному городу. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.
7. Прививать детям интерес к дальнейшему знакомству с историей своего города.
8. Познакомить детей с символами государства, города (герб, флаг, гимн).
Основные организационные формы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• в свободной деятельности;
• целевые прогулки;
• экскурсии
• праздники, развлечения;
• тематические выставки;
• встречи с людьми искусства;
• работа в мини-музеи детского сада «Русская изба».
Методы и приемы:
• диалоги; беседы , рассказ воспитателя , родителей;
• игры-практикумы , сюжетно-ролевые игры , дидактические , подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно - творческие дела;
• наблюдения;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций.
План реализации программы.
Срок исполнения | Содержание деятельности. | Задачи. | Продуктивная деятельность. |
Сентябрь. | Беседа - «История возникновения нашего города» | Закрепить знание детьми названия родного города. Познакомить с историей возникновения города. Дать знания об особенностях расположения города. | .Рассматривание карты города, фотографий старого Воронежа. |
Целевая прогулка по территории детского сада. | Конкретизировать представления об осенних изменениях в природе, полученных в процессе повседневных наблюдений. Закрепить знание названий деревьев, растущих в Воронежской области; упражнять детей в различении деревьев и кустарников в осеннем наряде. | Сбор листьев для оформления группы, Рисование деревьев, растений . | |
Беседа - «Символы и награды Воронежа» | Познакомить детей с символами родного города. Воспитывать любовь к своей Родине. | Игры: «Волшебные ленты дорог», «Найди герб Воронежа», «Через реку по мосту» | |
Улицы нашего города: экскурсия по улице 45 Стрелковой дивизии | Закрепить название улицы, на которой располагается детский сад .Познакомить детей с историей возникновения названия улицы. | Создание макета нашей улицы | |
Октябрь | Путешествие в прошлое - «Как жили воронежцы в древности» | Познакомить детей с условиями жизни и бытом воронежцев в древние времена, дать представление о том , в каких домах жили, какую домашнюю утварь использовали, что ели. | Создание мини музея «Русь изначальная». Разучивание народных песен, потешек, считалок. |
Игра беседа «Воронежский народный костюм» | Познакомить детей с особенностью русского национального костюма Воронежской губернии. | Дидактическая игра «Оденем кукол в национальные костюмы». | |
Просмотр слайдов - «Воронежские промыслы» | Познакомить детей с промыслами Воронежской области: Рамонская свистулька, Воронежская матрёшка. Формировать интерес к славянской игрушке. | Разрисовывание свистулек и матрёшек. | |
Виртуальная экскурсия в Дивногорье | Познакомить детей с зодчиством родного края. Воспитывать бережное отношение к традициям, обычаям и рукотворному миру древних славян. | Ручное творчество из материи- «Ангелочки» Поговорки, приметы на праздник - Покров Пресвятой Богородицы». | |
Ноябрь | Великие имена - Пётр 1 «Воронеж - колыбель русского флота» | Познакомить детей с отдельными событиями в истории Воронежа времени Петра1- создание русского флота, воспитывать интерес к истории своего города | Аппликация. Создание макета корабля. |
Великие имена - Самуил Яковлевич Маршак. | Продолжать знакомить детей с творчеством поэта и его переведёнными произведениями. Прививать любовь к творчеству поэта. | Чтение произведений великого поэта. | |
Великие имена - Растроповичи. | Познакомить детей с деятельностью знаменитой династии, с Мстиславом Леопольдовичем -всемирно знаменитый музыкант. | Слушание искусства игры на виолончели Мстислава Растроповича | |
Спорт. Великие имена. | Познакомить детей с именами спортсменов - Дмитрий Саутин, Виктория Комова, Любовь Бурда. Вызвать интерес к спортивным играм. | Игры – эстафеты. Рисование. Чтение стихов о различных видах спорта. | |
Декабрь | Виртуальная экскурсия по Воронежскому заповеднику | Воспитывать бережное отношение к природе, Активизировать представление детей о мире животных (звери, птицы) наблюдать за средой обитания бобров. | Выставка поделок из природного материала. |
Игра – беседа «Каменная степь» | Углубить представление детей о степи, познакомить с животными, птицами и средой обитания. | Интерактивные игры: «Чей детёныш», «Кто, где живёт», «Чей хвост» | |
Путешествие в Шипов лес. | Расширять представления детей об обитателях Шипова леса. Дать общие знания о буром медведе, кабане, лосе, зайце, лисе, волке. Воспитывать любовь к животным. | Лепка животных. Загадки, стихи..Инсценировка сказки «Теремок» | |
Беседа Хреновской конный завод» | Продолжать знакомить детей с национальными достижениями государства - памятник старины и зодчества центр по разведению орловских рысаков. | Просмотр слайдов о лошадях. Чтение художественной литературы | |
Январь. | Презентация. «ВОВ в нашем городе». | .Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине Расширять знания о героях ВОВ о победе нашей страны в войне. | Создание экспозиции о ВОВ. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен о ВОВ. . |
Бесед а - «Маленькие герои большой войны Воронежской области» | Рассказать детям о пионерах - героях в годы ВОВ | сюжетно-ролевые игры: «Танкисты», «Лётчики», «Пограничники», «Моряки». | |
Тематический праздник - «Освобождение Воронежа» | Расширять знания детей о Великой Отечественной Войне. Воспитывать чувство гордости за народ, победивший врага; уважение к защитникам Отечества, как фронта, так и тыла. | Рассматривание альбомов, открыток о войне, памятниках защитникам Отечества, слушание на СD диске - фронтовых писем | |
Экскурсия к памятнику ВОВ «Ротонда» | Познакомить детей с памятником Ротонда - руины оставшиеся от здания больницы, разрушенной фашистами во время боёв в годы ВОВ. | Возложение цветов в память погибшим солдатам в боях за освобождение Воронежа. | |
Февраль | Целевая прогулка по территории детского сада. «Ах, зимушка – зима» | Учить детей наблюдать за изменениями в природе, видеть красоту зимних явлений (Иней, снегопад). Воспитывать желание помогать птицам в этот трудный период. | Рисование, чтение стихов и сказок о зиме. Подкормка птиц. |
Спортивный праздник - «Папа, мама, я - спортивная семья» | Углублять знания детей о зимних видах спорта: лыжи, санки, коньки, биатлон. Вызвать интерес и желание заниматься зимними видами спорта | Рассматривание иллюстраций с зимними видами спорта, рисование, заучивание стихов о спорте. Развлечение с участием родителей «Папа, мама, я - спортивная семья» | |
КВН «Будем в армии служить». | Дать детям представление об особенностях службы солдат в мирное время. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну. Воспитывать гордость за историческое прошлое наших соотечественников. | Рассказ-беседа о службе солдат в мирное время, рисование «Наша армия родная». Проведение эстафет между мальчиками старших групп. | |
Литературная копилка «В гостях у сказки» Великие имена: Афанасьев Александр Николаевич-собиратель русской сказки. | Познакомить детей с фольклорным творчеством (сказки, пословицы, поговорки, песни и легенды) Александра Николаевича. | Чтение сказок: «Марья Моревна», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и Журавль», песня «Во поле берёзонька стояла» | |
Март | Досуг «Почему мы празднуем день 8 марта» | Знакомим детей с историей возникновения праздника. Воспитывать любовь к маме, бабушке. | Разучивание песен, стихов о маме, бабушке, изготовление подарков. Выставка «Портрет Мамы». |
Беседа – досуг. Великие имена: Мордасова Мария Николаевна - лучшая частушечница России. | Знакомим детей с творчеством М.Н. Мордасовой, с новым жанром - частушка. | Разучивание и исполнение частушек. Вечер творчества Марии Николаевны. | |
Беседа - «Наши добрые дела» - кто может стать юным экологом. | Познакомить детей с понятием «юный эколог». Воспитывать стремление совершать хорошие поступки, заботиться об обитателях живого уголка, соблюдать правила поведения в природе. | Изготовление панно «Панорама добрых дел». Чтение сказки «Лиса, заяц и петух», труд в уголке живой природы (улитки, черепаха ,рыбки). | |
Беседа – досуг - «Традиции нашего города» | Продолжаем знакомить детей с традициями нашего города - Масленица. | Заучивание колядок, изготовление куклы Масленицы. Проведение праздника «Масленица». | |
Апрель | Беседа – игра «Цирк, цирк, цирк». Великие имена: Дуров Анатолий Леонидович- клоун, дрессировщик, коллекционер. | Продолжаем знакомить детей с творчеством знаменитых Воронежцев - цирковым искусством династии Дуровых. | Выставка детского творчества. Чтение художественной литературы |
Беседа «Космические дали» Великие имена: Феоктистов Константин Петрович – космонавт - исследователь. | Расширить и углубить представления об окружающем мире Земли и о роли человека в её экосистеме. Познакомить с портретом земляка - космонавта Константином Петровичем. Воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающее всё необходимое для жизни. | Выставка детского творчества. Сюжетно ролевая игра «Космонавты». Чтение научной литературы о планетах. | |
Путешествие «Небесный зоопарк» | Познакомить детей с наиболее известными созвездиями. Дать представление о том, что человек, наблюдая за звёздным небом, объединил звёзды в группы и дал им название. | Чтение книги Е.П. Левитан «Звёздные сказки». Рассматривание созвездий на звёздной карте, опыты. | |
Акция - «Дом в котором мы живём» | Благоустройство территории детского сада, формировать навыки трудолюбия, расширять представления детей о способах ухода за растениями. | Посадка саженцев, растений, облагораживание кустарников -привлечь родителей к совместному труду. | |
Май | Беседа «Памятный знак жертвам бомбардировки в саду Пионеров» | Дать представление о том, почему люди ставят те или иные памятники, познакомить с трагедией произошедшей в Пионерском саду в годы ВОВ. | Ручной труд – сделать из гофрированной бумаги цветы для возложения к памятнику «Ротонда». |
« Праздник Победы» | Продолжать знакомить детей с воронежцами – героями Великой Отечественной войны. Дать знания о том, как народ чтит память о героях. Воспитывать чувство гордости за соотечественников. | Разучивание фронтовых песен, стихов о ВОВ, чтение писем с фронта. Утренник посвящённый Победе в ВОВ. | |
Беседа «Красная книга Воронежской области» | Познакомить детей с понятием «Красная книга природы». Рассказать о том, что в Красную книгу заносят вымирающих и редких животных, птиц, деревья, растения. Отметить, что в нашем крае есть своя Красная книга. Познакомить с животными, птицами и растительностью, занесёнными в неё. Воспитывать бережное отношение к природе. | Рассматривание иллюстраций из «Красной книги природы Воронежской области», чтение информации о занесённых в неё животных, птицах, растениях, деревьях. | |
Праздник «День защиты окружающей среды» | Расширять и обогащать представление о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает»). Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. | Выставка детского творчества. Квилинг. |
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти идеи были истоками создания программы «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Я все смогу!»
Программа направлено на преодоление у детей неуверенности в собственных силах, боязни ошибочных шагов, снижение тревожности через повышение уровня развития познавательных и творческих способнос...
Программа развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная бумага» (бумагопластика)
Пояснительная записка. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима(легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа ...
Программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"
Цель программы: Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. Формировать художественное мышление и н...
Программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста "Расти счастливым в Городецком крае".
Содержание программы направлено на формирование у ребёнка старшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию Городецкого края. Краеведческая ...
Конспект НОД по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Знай и люби свой город»
Расширять и закреплять знания детей о родном городе (историческое прошлое, современный город, его достопримечательности)....
Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.
Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....
Программа по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста.
Предлагаю программу по краеведению для детей старшего дошкольного возраста....