Конспект НОД по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Знай и люби свой город»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мосман Елена Александровна

Расширять и закреплять знания детей о родном городе (историческое прошлое, современный город, его достопримечательности). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Знай и люби свой город»

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы».

Возрастная группа: старшая.

Тема НОД: «Знай и люби свой город».

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Обогащать и закреплять знания детей об истории родного города.

Задачи:

  1. Расширять и закреплять знания детей о родном городе (историческое прошлое, современный город, его достопримечательности). «Познавательное развитие».
  2. Развивать диалогическую речь детей в процессе совместной беседы. «Речевое развитие».
  3. Развивать координацию движений в подвижных играх. «Физическое развитие».
  4. Побуждать детей к стремлению учиться так, чтобы в дальнейшем прославить свой город. «Социально-коммуникативное развитие».
  5. Воспитывать интерес и уважение к истории города, любовь к малой родине. «Социально-коммуникативное развитие».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально-художественная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Оборудование: картина с изображением старого города; герб города; иллюстрации и фотографии современного города.

Предварительная работа: беседы о родном городе, рассматривание фотографий; экскурсии по достопримечательным местам.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними!

Сегодня мы собрались с вами, чтобы погулять по нашему городу. Но прогулка будет необычная, я бы сказала – сказочная. Сказочная, потому что нам сегодня подарили «Машину времени». Давайте попросим «Машину времени» показать нам прошлое.

«Машина» выдаёт два варианта ответа:

1) Послушать рассказ о нашем городе.

2) Отправиться в путешествие во времени и самим узнать, с чего начинался наш город.

Какой вариант вам больше нравится?

(Воспитатель поощряет выбор детьми второго варианта – путешествия во времени).

В пути нам понадобится внимание, хорошая память, ведь не каждому удаётся совершить путешествие во времени. По возвращению мы сможем рассказать о том, что мы видели, узнали, нашим родителям, детям из других групп и друзьям. Вы готовы отправиться в путь?

Тогда закрываем глаза и произносим слова:

«Скажем мы все: «Раз, два, три!

В историю, «Машина», нас перенеси!»

Дети под музыку входят в зал и становятся полукругом, лицом к гостям.

Здравствуйте.

Дети с воспитателем нажимают кнопки на «Машине времени», раздаётся звуковой сигнал.

Дети предлагают варианты.

Да.

Основная часть

(Выставлен мольберт иллюстрации с видами родного города).

Вы узнаете это место? Кто из вас там был?

Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он?

Вы правильно сказали, что наш город очень красивый. Но наш город еще и древний. Что значит – древний?

Древний – это значит, что он возник очень, очень давно. «Всякому мила своя сторона» - так говорится в русской народной поговорке. Нам мил и дорог наш родной город Саратов.

Оказывается, до строителей нашего города здесь уже жили люди. Хотите я вам расскажу?

Тогда давайте присядем отдохнуть вокруг костра и погреться, как делали это первостроители после тяжёлого трудового дня. Разведём костёр?

Рассказ воспитателя:

Наш город был основан очень давно, в 1590 году, в июле месяце князе Григорием Осиповичем Засекиным и боярином Федором Михайловичем Туровым.

Не зря наш город возвели на берегу реки. Ведь река и напоит, и умоет, и рыбой накормит. А еще по реке удобно перемещаться с места на место.

Но человеку невозможно обойтись без пищи. Как вы думаете, где люди добывали себе еду?

Добывали люди еду в лесах. В лесу есть и звери и птицы, на которых можно охотиться. Есть грибы, ягоды, лекарственные растения. Выходит лес – и кормилец и лекарь.

Что еще нужно человеку?

Из чего его строить? И тут лес поможет.

Наш город рубленый, т. е строительный материал использовался древесный.

Город был небольшой крепостью. Времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов, и они окружали свои селения высокими стенами из бревен с башнями и воротами.

Дома строили из бревен, которые соединялись между собой без гвоздей. На концах бревен делали топором вырубки и закрепляли бревна. Поэтому и говорили «срубить дом».

ФИЗМИНУТКА

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны – согнули,

Вверх подняли-помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

После возникновения города, необходимо дать ему название. Слово «Саратов» произошло от татаро-монгольских слов: «сары» -желтая и «тау» - гора. Имя городу дала Соколовая гора. Желтая по окраске, она возвышается над окружающей местностью и в свое время служила прекрасным ориентиром всем путешествующим по Волге.

Позднее Саратову был присвоен герб. Герб есть у каждого города. Это отличительный знак, имеющий форму щита – символизирующего «защиту» города.

Герб всегда отражает исторические события. Герб нашего города голубого цвета.

Как вы думаете, что символизирует голубой цвет нашего герба?

Верно, это цвет воды нашей красавицы Волги. На голубом фоне изображены три стерляди. Это символ рыбных богатств нашего края.

Постепенно, с каждым годом город рос, становился торговым городом, т.к расположен на реке Волге. Особенно важной в городе была пристань. Туда приходили корабли из разных городов с товарами.

Шло время. Город продолжал расти и строиться. Так появилась железная дорога. Она связала Саратов с Москвой и другими городами.

Затем в городе начали открываться учебные заведения, приходские училища, гимназии. Открывается университет.

Так университет выглядит в настоящее время.

Открывается консерватория, художественный музей имени Радищева. Саратов становится культурным центром.

А теперь с помощью «Машины времени» мы вновь вернемся в настоящее время. Закрываем глаза и повторяем слова:

«Скажем мы все: «Раз, два, три!

В детский сад «Машина», нас перенеси!»

Дети рассказывают о том, месте где они побывали.

Предположительные ответы детей.

Дети высказывают свои предположения.

Да.

Дети усаживаются вокруг «костра».

Предположительные ответы детей.

Жилье.

Рассматривают картину, обсуждают увиденное.

Рассматривают иллюстрацию.

Дети выполняют физминутку.

Рассматривают иллюстрацию Соколовой горы.

Рассматриваем герб города.

Предположительные ответы детей.

Рассматривают иллюстрацию с изображением пристани.

Рассматривают иллюстрации.

Дети рассматривают иллюстрации.

Дети повторяют слова вместе с воспитателем.

Заключительная часть

Ребята наш город Саратов – это наша малая Родина, самое родное место на земле. Мы с вами жители родного города. Именно от нас зависит, каким будет наш город в будущем.

Песня о Саратове (клип нашего города).

Вот такой наш замечательный город. А сейчас мы с вами в группе нарисуем наши любимые достопримечательности города.

Дети читают все вместе?

Ты по-прежнему светел и молод,

Я кварталы твои узнаю.

Ты прекрасен мой солнечный город!

Эту песню тебе я пою!

Дети поют песню о Саратове.

Дети под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о театре?»

Закрепить и уточнить знания детей о театре, о видах театра, о профессиях людей, работающих в нём....

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!»

Эй! Ребята, подходите,Друг на друга посмотрите,Поздоровайтесь ладошками,Улыбнитесь все немножко....

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!»

laquo;Чтобы никогда не попадать в сложные положения,Надо знать и соблюдать правила дорожного движения!»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему :"Приятная прогулка по безопасному городу"

Цель :закрепление у детей навыков безопасного поведения на улице и в пожароопасных ситуациях. Задачи: ОО "Социально-коммутикативное развитие" - воспитывать любовь к родному городу ; - стимулироват...