Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности "Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные:
Ознакомление детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода растворитель.
Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
Расширять знания о воде.
Активизировать речь и обогащать словарь.
2. Развивающие:
Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой.
Развивать социальные навыки: умение работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.
3. Воспитательные:
Активизировать и обогащать словарь детей.
Закрепить умение работать с разными растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_poznavatelno.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности "Вода"
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные:
Ознакомление детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода растворитель.
Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
Расширять знания о воде.
Активизировать речь и обогащать словарь.
2. Развивающие:
Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой.
Развивать социальные навыки: умение работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.
3. Воспитательные:
Активизировать и обогащать словарь детей.
Закрепить умение работать с разными растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Предварительная работа.
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
3. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Где есть вода".
4. Чтение художественной литературы.
5. Наблюдение за водой во время прогулок.
Оборудование: прозрачные стаканчики, салфетки на каждого ребенка,
соль, сахар, растительное масло, предметы круглой и квадратной формы (кубик пластмассовый и шарик), тарелочка пластм. на каждого ребенка, глобус, картинки с изображением воды.
Методы.
• наглядный;
• игровой;
• исследовательский (опыты);
• словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера);
Ход ООД
Воспитатель: Сегодня утром к нам в детский сад принесли посылку. Она адресована самым старшим детям в детском саду. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Ребята что-то я не пойму, что это за таблица? Это кроссворд.
Подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд.
1. Загадка. Вот так чудо! Вот так диво! Как сорвался он с обрыва, так уже, который год, все никак, Не упадет. (водопад)
2. А теперь вторая загадка.
Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (болото)
3. Слушайте третью загадку.
Тучи ветром нагоняются, он на землю собирается.
Коль на землю попадёт, сад польёт и огород. (дождь)
4. Ну, и последняя загадка,
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (река)
Воспитатель. Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. А теперь посмотрим, какое слово получилось. Давайте все вместе его прочитаем. Дети читают. Вода. Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде.
Воспитатель показывает глобус.
- Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз. - Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Какого цвета на глобусе больше? Что принято обозначать на карте и на глобусе синим цветом?
Синий цвет – вода, все океаны, моря и реки.
Воспитатель: Объясните почему вода в природе не исчезнет навсегда?
( Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует по кругу).
Практическая часть:
Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Ребята, скажите пожалуйста, а какого цвета вода? А чем пахнет вода?
Воспитатель: Возьмите баночку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. Почему вы смогли перелить воду из стакана на блюдечко? Почему вода растеклась по блюдцу? (Вода жидкая)
Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубик и шарик. Какой формы эти предметы? Если мы опустим их в воду, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
(Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется)
Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: будем наливать воду в блюдце, стакан.
Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в стакан? Какую форму она принимает?
(Форму стакана)
Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в блюдце?
(Вода приняла форму блюдца)
Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит? (Когда её нагревают)
Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает? Давайте с помощью электрочайника попробуем нагреть воду.
Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит? А какая кипящая вода? Можно ей обжечься? Приведите примеры, что еще нагревает воду?
Воспитатель: Сейчас кофейник закипел и отключился. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Посмотрите, что это поднимается над чайником? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в чайник наливала только воду. А вы не знаете? Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.
Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая".
Воспитатель: Ребята, а в каком виде мы с вами еще можем увидеть воду?
Ребята сейчас мы с вами поиграем. (Все становятся в круг и играют в игру с мячом «Скажи наоборот»)
Воспитатель: (бросает мяч ребенку)
Из одного крана течет горячая вода, а из другого…
Дети: (бросает мяч обратно). Холодная.
Воспитатель: Речка глубокая, а ручеек…
Дети: Мелкий.
Воспитатель: Река может бежать быстро, а может и…
Дети: медленно.
Воспитатель: В океане волны большие, а в реке ….
Дети: Маленькие.
Воспитатель: В ручейке вода бежит, а в пруду …
Дети: Стоит.
Воспитатель: Из чайника мы пьем чистую воду, а в луже…
Дети: Грязная.
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас пройти на свои места. У вас на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает.
(сахар).
Дети поднимают салфетку №1, и проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Воспитатель: Теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Воды боится.
(соль).
Убираем салфетку (№ 2) с блюдца.
Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
(масло).
Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды. Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите два стакана с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Воспитатель: Возьмите другой стакан и насыпьте в него ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло? А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла.
Воспитатель: Молодцы ребята. С каким же новым свойством воды вы познакомились. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на тот стакан, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
(Её нужно очистить от масла)
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? Куда же делось масло?
(Все масло осталось на фильтре)
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Воспитатель: И в растениях тоже есть вода. А как вы думаете, есть ли вода в теле человека и животных? Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. И мы с вами выяснили, что вода находится не только в различных водоемах, но и в почве, в растениях, в теле человека и животных. Какие новые свойства воды вы узнали во время работы в нашей лаборатории?
Рефлексия
Воспитатель: Какие мы можем сделать выводы о воде?
1. Вода это жидкость.
2. Вода не имеет собственной формы.
3. Вода не имеет вкус.
4. Вода бесцветная.
5. Вода не имеет запах.
6. Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
7. Воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....