Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Народные промыслы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Румянцева Ольга Владимировна

Закрепление знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rumyantseva_narodnye_promysly-1.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Народные промыслы»

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, физическая культура, музыкальное развитие, ФЭМП, развитие речи

Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная

Формы работы: групповая

Цель: развитие творческих способностей и речи через закрепление мотивов народного декоративно-прикладного творчества

Образовательные задачи:

Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве

Различать виды народного декоративно-прикладного искусства

Различать и называть знакомые народные игрушки (предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель,)

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству

Оборудование и материалы: изображения дымковской игрушки, предметы с городецкой росписью, посуды, расписанная хохломской росписью, предметов, расписанных гжельской росписью, интерактивная доска, ноутбук.

Предварительная работа: занятия по мотивам народных росписей, сбор предметов народного промысла для обогащения детских впечатлений.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вас пригласить попутешествовать по мастерским народных умельцев. Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?

Ответы детей.

В: как вы понимаете такую пословицу«Славится птица перьем, а человек уменьем»?

Ответы детей: человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чём он мастер

В: ребята, а откуда же вообще пошёл народный промысел? В старину летом для людей было много работы, а зимой – нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие: кто-то выстругивал матрёшек, кто-то украшал шкатулки. Каждое село славилось своим искусством и каждый вид декоративно-прикладного искусства получал своё название от села, в котором был придуман . И до сих пор ручная работа ценится очень высоко. Ну, а сейчас начнём наше путешествие по мастерским народных умельцев!

И первая наша остановка- Гжель.

Вот послушайте какую сказку я знаю о Гжели. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов

стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё предметы  разные. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на изделиях  различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц, природу и времена года, сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п.    Всегда  одной  краской. А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Полюбилась людям красивая работа мастеров, и стали называть её “нежно-голубое чудо”. А самый излюбленный узор- роза «Агашка». Иногда она изображена крупно, широкими мазками, а иногда написана тоненькой кисточкой.

Давайте, ребята, сейчас среди множества предметов найдём те, что расписаны гжельскими мастерами.

Страница №4 Игра « Найди гжельские предметы»

В: а сейчас я предлагаю вам самим попробовать украсить чайник узорами из Гжели.

Страница №5  Игра «Укрась чайник»

В: молодцы! У гжельских мастеров перерыв и они решили попить чаю, достали конфеты, чашки, чайник и вазу с цветами. А сколько же было цветов в вазе и конфет? Что бы это узнать, нам надо решить задачки.

Страница № 6  Игра «Сосчитайте конфеты и васильки»

Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили  маме дети.

Сколько же  цветов в букете? (5)

Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой.

Сколько их?

Пока гжельские матера пьют чай, мы с вами тоже немного отдохнём и сделаем гимнастику для глаз.

“Цветы”

Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро)

Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза)

Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам) .

Продолжаем наше путешествие и следующая наша остановка- Гродец.

На берегу Волги чуть севернее Нижнего Новгорода раскинулся древний русский город Городец. Здесь вырезали ложки, точили посуду, расписывали лубяные короба, игрушки и - особенно любовно -прялки, их широкие сиденья - донца. А чтобы они были нарядными их расписывали городецкие мастера бутонами, розанами, ромашками, декоративными зелеными листьями и, конечно, любимыми купавками. Цветочная роспись так же была с включением мотивов "конь" и "птица". Городецкая «птица» является символом семейного счастья, а "конь"- символом богатства. Если же мастера рисовали людей, то это были изображения свиданий и гуляний, посиделок и застолий. Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами.

Давайте найдём на нашей доске предметы с городецкой росписью.

Страница №8 Игра « Найди предметы из Городца»

В: молодцы! А теперь давайте попробуем украсить доску так же как это сделали городецкие мастера.

Страница №9  Игра «Собери по образцу».

В: посмотрите, ребята, у художника разлетелись все птицы. Давайте вернём их на свои места, а заодно узнаем как они называются.

Страница №10  Игра  «Птицы волшебного сада».

 В: молодцы! Дети, посмотрите внимательно, а есть ли у нас тут роспись, которую мы не называли?

Дети: да! Это хохломская роспись!

В: Хохлома, хохлома!

     Блещут золотом дома!

     Миски, ложки, чаши, блюда –

     Золотая вся посуда!

Давайте найдём предметы из Хохломы.

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый   оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет.

Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.

 Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет исполнения ассоциировался с чем-то прекрасным, красивым, а также отождествляли с румянцем солнца и его свечением, то есть с цветом неба и небесным явлением.

Этот вид росписи как будто пронизан лучами света, а изделие само излучало свет от золотого сияния, так как, всматриваясь в него, перед глазами смотрителя возникали чудесные видения.

    Следует выделить два главных типа росписи: "травкой" и "кудриной".

 В основе "травки" лежит плавно  изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки; они по всей длине густо усеяны большими и малыми завитками, напоминающими узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму; одни листочки группируются вокруг небольших стебельков, другие густо покрывают стебель, перемежаясь с тонкими короткими штрихами.

 "Кудрина"- цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, крупными цветочными головами и завитками. Пышные декоративные элементы, как правило золотого цвета, обводятся по контуру и украшаются легкой штриховкой. "Кудрина" обычно пишется "по фону": сначала концом кисти рисуют контуры волнообразного стебля и всех крупных элементов узора, а затем закрывают серебристым фоном изделия черной или красной краской, оставляя нарисованный узор не закрашенным. После сушки частично сделанную роспись дополняют мелкими элементами, главным образом мазками и завитками разных цветов, наносимых густой краской на черный или красный фон.

В: давайте соберём рассыпавшийся узор.

Страница №13  Игра « Собери  узор».

В: ребята,  в нашей стране очень много разных мест, славящихся своими промыслами, а мы с вами сегодня смогли побывать пока только в трёх. И сейчас я предлагаю вам ещё раз  вспомнить о них. Первое, что мы сделаем- это отгадаем загадки.

Страница №14   Игра «Отгадайте загадки».

В: а сможете ли вы угадать что перепутал художник и исправить ошибку.

Страница №15  Игра «Что перепутал художник»

В рамке с хохломской росписью надо нажать на ягодки, которые находятся вместе. В рамке с городецкой росписью надо нажать на купавку. В рамке с гжельской росписью нажимаем на розу, которая находится рядом с кисточкой палитры.

В: что бы ваша память вас не подводила, я предлагаю немного потренироваться.

Страница №16  Игра  «Мемо».

Открываем шторку, смотрим 40 секунд, закрываем шторку. Ребенок должен расставить предметы как на образце. Открываем шторку, проверяем.

В: молодцы! В следующем задании нужно определить, какой предмет лишний и почему.

Страница №17  Игра «Четвертый лишний» 

Дети должны найти лишний предмет. Область правильного ответа отмечена  галочкой, а не правильный ответ отмечен крестиком.

В: вы все блестяще справились с заданиями и я предлагаю представить, что мы с вами– народные умельцы, и сами нарисуем вот такого гжельского петушка. Только рисовать будем не красками, а пластилином.

Страница № 18 Образец для пластилинографии.

В: но сначала разомнём наши руки.

                   Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои

Вот помощники мои, Смотрим на раскрытые ладони.

Их как хочешь поверни:

И вот эдак, и вот так,              Потираем руками.

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять.        Хлопаем в ладоши.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели.             Стучим по столу.

И работать захотели.                Потираем руками.

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть.              Сложили ладони вместе.

Постучали повертели                       Круговые движения кистями.

И опять обратно в путь.                        Хлопаем в ладоши.

(Дети выполняют коллективную работу)

В: ребята, вам понравилось наше путешествие по мастерским народных умельцев? О каких видах росписи мы говорили?

А на память о нашем путешествии нам остаются эта работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьезберегающих технологий.

Занятие включает в себя несколько образовательных областей, таких как "Чтение художественной литературы", "Здоровье", "Художественное творчество"...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. по русской народной сказке «Царевна - лягушка»

Закрепляет знания детей о сказке, формирует  умение правильно употреблять в речи слова близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы)....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ИЗ ЦИКЛА «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА»

Закрепить знания детей о народных промыслах. Расширить знания о местном декоративно-прикладном промысле "Бабенская игрушка"....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе ко Дню народного единства

Цель: Приобщить детей к культуре и традициям народов России. Задачи: Дать представление о празднике «День народного единства». Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважен...

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»...

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.Задачи: воспитательные:- прививать любовь к Родине через трад...

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России....