ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект, событие): «Синяя вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект, событие): «Синяя вода»
Возрастная группа: старшая
Форма НОД: познавательно-исследовательская
Форма организации: групповая, индивидуальная
Учебно-методический комплект: программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М. А. Васильевой.
Цель: создание условий для углубления природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
образовательные: опытным путем выявить состояния воды и обучить детей различать состояния воды, актуализировать знания детей о воде, показать разнообразие состояния воды, пополнять словарный запас (исследователи, лаборатория, прозрачная, жидкая, твердая);
развивающие: развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно-следственные связи, формировать наблюдательность и любознательность в области познание, расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);
воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, бережное отношение к водным ресурсам, воспитывать желание изучать природу, проводить опыты, воспитывать гигиенические навыки.
Средства:
литературные: энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Обо всем»
мультимедийные: ТСО: мультимедийный проектор, зкран, ноутбук; видеосюжеты из мультфильма «Мойдодыр»
музыкальные: аудиозапись «Звуки воды»
Оборудование: прозрачные стаканчики по 2 шт. на ребенка, мерные стаканчики, ложки, трубочки, салфетки, камешки, краска гуашь, кисточки, лед, сахарный песок, соль, ароматизаторы, сосуды разной формы.
Персонаж: мальчик-грязнуля.
Предварительная работа: проходила методом наблюдения во время прогулок за природными явлениями (дождь, снег, лед, туман, иней, сосулька). Чтение энциклопедий для любознательных «Почемучка», «Обо всем», заучивание стихотворения «Капелька» Г. Н. Лющина.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
1.Мотивация к деятельности Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Исследователь», но вы должны пройти два испытания: 1.Определите и назовите звуки природы (включаем аудиозапись звук воды). Определите что это за звук? Ответы детей: это звук воды. 2. А теперь отгадайте загадку о природном явлении. «Я и туча, и туман, Очень добродушная, И ручей, и океан, Я мягкая, послушная И летаю, и бегу, Но когда я захочу, И стеклянной быть могу. Даже камень источу!» (Ответы детей) | Устанавливает зрительный контакт, эмоционально включает в действие. Задает и заинтересовывает детей вопросом и загадкой, стимулирующие процесс мышления, любознательность, интерес. Создает проблемную, мотивационную ситуацию. | Отвечают на вопрос, отгадывают загадку - выражают собственные мысли. | Психологическая готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. |
2. Поиск, решение задачи, проблемы Цель: Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка. | Воспитатель: «А давайте, ребята, посмотрим на экране, для чего нужна нам вода?» (Просмотр видеосюжета № 1 из мультфильма «Мойдодыр». Воспитатель: Такие мальчики попадаются и среди нас. (Выбегает мальчик - грязнуля). Мальчик – грязнуля: Вот было бы здорово, если вода бы исчезла совсем. Воспитатель: Да, что ты такое говоришь! Ребята, что будет, если вода исчезнет? Ответы детей: Погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле. - Ребята, давайте посмотрим сюжет из мультфильма. Просмотр видеосюжета из мультфильма «Мойдодыр» (Рано утром на рассвете…). Воспитатель: Посмотри, вода нужна всем, и зверятам, и растениям, и людям. Мальчик - грязнуля: Да я все понял, я не буду таким, я пойду, умоюсь и всегда буду аккуратным и чистым. Воспитатель: Ты умывайся, а мы пока поиграем. Проводится игра малой подвижности «Вода, воздух, земля». На слово воздух дети поднимают руки вверх, на слово «вода» отпускают руки вниз, а на слово «земля» руки вперед. (Входит «Грязнуля, улыбается). | Выявление «знания-незнания». Задает вопросы проблемного характера. Организует поиск ответа на вопрос, решение проблемы, задачи. Поощряет детей к высказыванию. Поддерживает детскую инициативу. Проводит малоподвижную игру. | Просматривают видео сюжет, делают выводы. Слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. Выражают собственные мысли. Участвуют в малоподвижной игре | Умеют включаться в обсуждение проблемы. |
3. Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения задачи, проблемы. Цель: Совместное определение конкретных действий. | Воспитатель: Посмотрите, какой он теперь чистый. Дети вы хотите узнать ещё о воде? Приглашаю вас в клуб «Исследователь». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Вы знаете, кто такие исследователи? (Ответы детей). Сейчас пойдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Дети, одевая фартуки, читают стихотворение. Вода всегда и всем нужна, Она прозрачна и чиста. Она бежит, течет и льется, Из речки, крана и колодца. Вода тепла и холодна, А так же мокрая она. И кто с водой не осторожен Намочит быстро их она. | Осуждение с детьми плана предстоящей деятельности, обеспечивающей соучастие детей в определении содержания и форм совместной (индивидуальной) деятельности. Напоминает о технике безопасности во время работы с водой. | Участвуют в планировании собственной деятельности (индивидуальной, групповой). Осуществляют выбор (форм, содержания, последовательности, материалов, средств, способа решения). Читают ранее изученные стихи. | Готовность к предстоящей деятельности. Способность самостоятельно планировать свою деятельность. |
4. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности Цель: формирование представлений о свойствах и состояниях воды. Физкультминутка: упражнения «Синяя вода» | Дети подходят к столу, на котором стоят чашки с водой и сок с трубочкой. Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха» Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха. Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Что наблюдаете? Почему вода льется? Вода жидкая или твердая? Вывод детей: вода жидкая – течет. Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? А теперь попробуйте сок. Какой он? Сладкий. Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли. Вывод детей: вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – солёная. Воспитатель: Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов. Вывод детей: вода не имеет запаха. Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки? Вывод: в стакане с водой ложки и трубочки видны – вода прозрачная. Опыт №2 «Вода не имеет формы»Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода формы? Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится. Физкультминутка «Синяя вода». Синяя вода, (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны) Поле без следа, Без конца и края. (Кружимся на месте) Синяя вода, Ты спешишь куда? Ты спешишь куда? (Присели, обхватили плечи руками) К морю синему, Там, где волны сильные, (Встали, руки вытянули вверх) Там, где волны сильные Плещутся всегда. (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны) К морю синему Поскорей неси меня, (Кружимся на месте) Поскорей неси меня, Синяя вода. (Присели, обхватили плечи руками) Опыт №3 «Вода меняет цвет»Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет. Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Какая стала вода? Видите ли вы камушек? Вывод: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно. Опыт №4 «Лед – твердая вода»Воспитатель: Снежная Королева сделала нам подарок (показываю лед). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки? Ответы детей: Влажными. Вывод: лед – твердая вода. Опыт №5 «Газообразная вода - пар»Цель: Подвести детей к пониманию трех состояний воды. Беру стакан с горячей водой и накрываю стеклом. Дети наблюдают. Показываю стекло. Что вы видите на стекле? Ответ детей: Образовались капли воды. Вывод: вода может превратиться в пар. | Предлагает детям провести опыты. Инструктирует детей. Задает проблемные вопросы. Обобщает ответы детей. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Предлагает перелить воду из одного стакана в другой, сделать вывод о свойстве воды. Задает проблемный вопрос. Предлагает попробовать воду на вкус и определить ее вкусовые качества. Задает проблемный вопрос. Дает задания для определения запаха воды. Дает задания для определения цвета воды. Предлагает детям определить имеет ли вода формы. Задает проблемный вопрос. Проводит физкультминутку. Инструктирует опыт. Задает проблемный вопрос. Инструктирует опыт со льдом. Задает проблемный вопрос. Предлагает детям провести опыт на газообразное состояние воды. Задает проблемный вопрос. Задает обобщающие вопросы, подводит детей к пониманию трех состояний воды. | Делают открытия, наблюдают. Участвуют в определении этапов – последовательности действий при выполнении опытов. Выполняют практическую работу. Переливают воду из одного стакана в другой. Делают вывод, что вода жидкая – течет. Пробуют сок и воду на вкус. Сравнивают вкус сока и воды. Приходят к выводу – вода безвкусная. В один стакан с водой добавляют ароматизаторы. Сравнивают запахи; приходят к выводу – вода не имеет запаха. Опускают в стаканы с водой ложечки и трубочки. Приходят к выводу – вода прозрачная. Наливают воду в сосуды разной формы. Делают вывод, что вода не имеет формы. Выполняют движения согласно тексту физкультминутки. Подкрашивают воду, опускают в стакан с подкрашенной водой камешек. Делают вывод – вода меняет цвет. Берут кусочек льда в руки. Наблюдают за таянием льда. Приходят к выводу, что лед – твердая вода. Стакан с горячей водой накрывают стеклом, наблюдают. Обнаруживают капли на стекле. Делают вывод – вода превратилась в пар. Убеждаются на собственных опытах, что вода имеет три состояния – твердое, жидкое, газообразное. | Умеют работать индивидуально, проводя опыты, наблюдать, делать выводы. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Умеют действовать по инструкции, делать вывод из наблюдений. Умеют высказывать своё суждение. Умеют действовать по инструкции, делать вывод. Смена рода деятельности, отдых. Действуют согласно инструкции, наблюдают, делают выводы. Умеют работать в группе. Умеют высказывать свое суждение. Умеют отвечать на вопросы полным ответом. Способны решать проблемные ситуации опытным путем. Умеют обобщать результаты опыта. |
5. Рефлексия. Цель: Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. | Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей) Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей) Что показалось вам самым интересным? (ответы детей) Мальчик: Как интересно у вас. Мне очень стыдно, что я не дружил с водой! Воспитатель: Я очень рада, что ты будешь дружить с водой. Воспитатель: Я очень довольна вашей работой, ребята! | Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности. Выражает восхищение. Подводит итоги НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния. | Умеют оценивать результат своей деятельности. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки. |
6. Открытость | Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями. Приложение № 1. Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».1. Налить в стакан воды. 2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию). 3. Залить формочки цветной водой 4. Поставить в холодильник. 5. Утром принести в детский сад. Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду. Воспитатель: Благодарит детей за участие в опытно – экспериментальной деятельности. Вручает значки «Юный исследователь». | Дает задание-эксперимент на совместную с родителями работу. Обсуждает с детьми продолжение работы в разных формах самостоятельной деятельности со сверстниками, взрослыми. | Получают «приложения». Эмоционально настраиваются на дальнейшую совместную и индивидуальную работу. | Умение планировать свои дальнейшие действия с учетом полученных знаний, умений, приобретенного опыта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект, событие): «В гости к кукле Кате»
Возрастная группа: Первая группа раннего возрастаФорма НОД: познание +физическая культураФорма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) - подгрупповаяУчебно-методический комплект:...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект. событие): Помоги Незнайке Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет) Форма НОД: экспериментирование
конструкт по эксперементальной деятельности в средней группе детского сада...
Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме "Вот она - какая, вода!"
Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме "Вот она - какая, вода!"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми. Тема (проект. событие): «Заколдованный сундук»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми. Тема (проект. событие): «Заколдованный сундук»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект. событие): «Зимушка зима»
Технологическая картаорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиТема (проект. событие): «Зимушка зима»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми: занятие-событие «Овощи. Как мы готовили винегрет»
В рамках изучения темы месяца в средней группе «Здравствуй, Осень!» я предложила детям развивающую образовательную ситуацию «Овощи». Это начало года, дети только пе...
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "Синяя вода"
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему (проект, событие): «Синяя вода»Возрастная группа: старшая (5-6 лет)...