Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "Растительный мир"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Баданина (Галкина) Наталья Станиславовна

Многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt._rastitelnyy_mir.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "Растительный мир"

Проект подготовила:

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

детский сад №38 «Домовёнок»

Баданина Наталья Станиславовна

Тип проекта: познавательный.
         
Вид проекта: исследовательский.
         
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, родители.
       
Продолжительность: долгосрочный.

Актуальность проекта.

Многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Цель проекта: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения,

Задачи.

  • Закреплять и расширять знания детей о растениях их красоте и пользе.
  • Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

Предполагаемый результат. 

  • Проявляет интерес к растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
  • Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
  • Участвует в беседах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами.
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
  • Проявляет бережное отношение к природе.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.
Деятельность педагога.
• Беседы с детьми
(выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей.
• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
        Практическая работа.
Деятельность педагога.

• Беседа с детьми познавательного характера.

• Организация предметно-развивающей среды по теме.

• Подготовка информации для родительских уголков.

• Создание презентаций для занятий по темам: "Мир растений», «Загадки о цветах», пословицы, поговорки.
Деятельность детей.

• Посадка семян цветов, лука в землю. Посадка травки.
• Уход за растениями.

• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.

• Игровая, двигательная деятельность.

• Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей.

• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

• Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

• Просмотр фильмов о растениях.

• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.

Заключительный этап.

Деятельность педагога.

  • Мастер-класс для родителей.
  • Презентация проекта.
  • Презентации родителей.

Деятельность детей.

• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

• Участие в презентации проекта "Растительный мир".
       • Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

Мероприятия по реализации проекта.

Беседы и наблюдения.

  • «Растения – это жизнь».
  • «Деревья в нашем саду».
  • «Какая польза от растений».
  • «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
  • Наблюдение за тем, как педагог ухаживает за комнатными растениями.
  • Наблюдение за одуванчиками.
  • «Что бывает на растениях после цветов».
  • Рассматривание бархатцев и пересадка их из грунта.

Опытно-экспериментальная деятельность.

  •  «Строение растений».
  •  «Рост и развитие растений».
  •  «Земля, какая она?»
  •  «Вода и росток».
  •  «Солнце и росток».

 Социально – коммуникативная деятельность.

  • Отбор и посев семян.
  • Полив, уход и наблюдения за растениями.
  • Речевое развитие. Экологические занятия по темам.
  • «Волшебная корзинка».
  • «Мир овощей».
  • «Семена».
  •  «Первые всходы».

Игровая деятельность.

  • Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
  • Настольные игры: «Парные картинки», «Овощи», «Времена года».
  • Подвижные игры: «Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ёжик», «Мы с друзьями», «Солнышко и дождик», «По тропинке».

• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

 • Рассматривание различных семян.

Художественно – эстетическая деятельность детей.

• Раскрашивание картинок «В огороде я росту», «Листья желтые летят».

Рассказы и сказки: Е.Бехлерова «Капустный лист».

• Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.

• Рисование «Одуванчик – золотой», «Деревья нашего детского сада».

• Лепка «Овощи большие и маленькие».

• Аппликация «Осенний сад», «Клумба», «Падают листья».

Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «У солнышка в гостях».
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
• Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».

• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок о растениях, времени года.
Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».

Ресурсное обеспечение.
       1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
      2. Экологический уголок.
      3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.

4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и т.д.

Подведение итогов.

Таким образом, комплексная реализация мероприятий по экологическому образованию через компанию проектной деятельности способствовала:

1) росту профессионализма воспитателя, настоящим достижениям в работе с детьми, знанием и практическим владением способами экологического образования и воспитания;

2) осознание детками бережного отношения к природе, важности ее охраны и формированию практических умений создавать и поддерживать отличные условия вместе с взрослыми.

Список литературы.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» в согласовании с ФГТ. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.

Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию малышей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.

Воронкевич. О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2002.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и опыты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детками).

Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «мы на луг пойдем»

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТИ ЗА РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА!»

Мусорная проблема огромна, с ней мы ежедневно сталкиваемся   в городе, на улице, в общественном транспорте, в лесу, на реке. Всё новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невер...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "

Несмотря на то, что зима уже перевалила на вторую половину и день начал прибавляться, в лесу в это время особенно сумрачно. Особенно тяжело приходится зимующим птицам. Посмотришь в окно, а там синичка...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мир насекомых»

Насекомые – самая многочисленная группа животных.  Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать -...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная водичка"

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Де...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Во саду ли, в огороде…» ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 г. Ейска муниципального образования Ейский районЭкологический проект для детей старшего дошкольного...