"Моя малая Родина"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Светлана Викторовна Молчанова

Паспорт проекта в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина – город Энгельс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina.docx71.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65» Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Паспорт проекта в средней группе

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Моя малая Родина – город Энгельс»

Выполнила: воспитатель Молчанова С. В.

Энгельс 2022 год

Вид проекта: информационно-исследовательский

Тип проекта: групповой, краткосрочный (07.11.22 – 18.11.22)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители

Продукт проекта: альбом «Мой город Энгельс»

Вид деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Формы реализации детских видов деятельности: подвижные игры, дидактические игры, русские народные игры, продуктивная деятельность.

Проблема: 

Педагогический мониторинг, проведённый в начале учебного года, показал, что у современных детей недостаточно сформированы представления о своей семье, о семейных традициях, о своей малой родине.

Опрос родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» выявил недостаточную осведомлённость самих родителей о составляющих нравственно – патриотического воспитания дошкольников, в частности, о понятии «малая Родина». Некоторые родители считают, что любовь к дому, семье – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется.

Актуальность:

«Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем»

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». 

(В. А. Сухомлинский)

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской

душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, осознание себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины. Воспитание любви к истории и культуре страны, города, в котором родился и живёшь, созданной трудами родных и близких людей – родителей, бабушек и дедушек, а также тех, кого зовут

соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной

культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству, и малой Родине.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства любви к своей семье, родному городу, к природе своего края. Развивать чувство гордости за свою малую Родину.

Задачи: 

- совершенствовать знания детей о малой Родине – городе Энгельс;

- развивать интерес к своему городу с ближайшим окружением – улицами, общественными и жилыми зданиями, транспортом;

- воспитывать любовь к своей малой Родине, уважения к своему народу.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическая, физическая, познавательная, развитие речи, социальная.

Подготовительный этап:

1 Анкетирование родителей по теме.

2 Определение цели и задач проекта.

3 Составление плана работы по этапам.

4 Подготовка необходимых атрибутов для проекта.

5 Подбор наглядно-иллюстративного материала.

6 Изучение методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию.

7 Подбор художественной литературы.

8 Создание предметно-развивающей среды.

Основной этап:

Совместная деятельность взрослого и ребёнка

Задачи

1

1.Экскурсия по территории детского сада.

2 Беседа «Моя дружная семья»

3.Беседа «Наш любимый детский сад»

4 Беседа «Что я знаю про город Энгельс»

5.Рассматривание фотографий с видами г. Энгельс.

6 Конструирование из счетных палочек «Мой дом».

7. Рассматривание иллюстраций «Дикие животные нашего края», «Куклы в национальных костюмах», «Альбомы с росписями» (гжель, дымка).

8. Беседа «Где работают родители»

Уточнить знания детей о детском саде, о постройках на территории детского сада. Закреплять у детей представления о членах семьи, родственных отношениях.

Дать детям знания о профессиях

сотрудников детского сада.

Закрепить и уточнить знания детей о своем городе, о природе родного края.

2

НОД Рисование

1.«Украсим юбку дымковской барышни»

(рисование)

НОД Окружающий мир

2. Квест-игра «Мой город Энгельс»

Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством (дымковской росписью)

3

Чтение литературных произведений:

Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус».

Седугин А. «Дом с трубой и дом без трубы».

Симонов К. «Сын артиллериста».

Твардовский А. «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»); «Рассказ танкиста».

Толстой Л.Н. «Два товарища», «Котёнок»,

«Косточка».

В. Маяковский «Что такое хорошо»

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

С. Михалков «Моя улица»

П. Воронько «Лучше нет родного края»

С.А. Васильева «Детский сад»

С. Есенин «Береза»

Русские народные сказки

Загадки: о профессиях, о городе, о транспорте.

Расширять кругозор детей путем

знакомства с литературными произведениями. Учить детей

запоминать и выразительно читать

стихи.

4

Заучивание пословиц и поговорок.

Родина — мать, умей за неё постоять.

Согласье в семье — достаток в дому, раздоры в семье — пропадать всему.

Человек без Родины — что соловей без песни.

Нет в мире краше Родины нашей.

Жить – Родине служить.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Помочь детям запомнить и правильно понять содержание пословиц и поговорок.

5

Слушание музыкальных произведений:

Русская народная песня «Андрей-воробей» (обр. Ю. Слонова)

Русская народная песня «Колыбельная» (обр. Ю. Слонова)

«Марш» (муз. С. Прокофьева)

«С чего начинается Родина…»

«Широка страна мояродная…»

«Течёт река Волга»

«Пусть всегда будет солнце»

«День Победы»

Гимн России

Закрепить в сознании детей патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к историческому прошлому, воспитание чувства ответственности за будущее своей страны, своего родного города, своего народа через лучшие образцы музыкального наследия.

6

Дидактические игры:

«Кто что делает»

«Животные нашего края»

«Кому что нужно для работы»

«Кто с тобой живет?»

«Сортировка»

«Можно - нельзя»

«Собери картинку»

Настольно – печатная игра:

«Наша Родина»

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»

«Больница»

«Путешествие по городу»

Русские народные игры:

«Горелки»

«Жмурки с колокольчиком»

«Золотые ворота»

Музыкальные игры:

«Оркестр» (игра на народных музыкальных инструментах)

Дать информацию детям о социальной жизни человека через различные виды игр. Развивать речь, память, воображение. Формировать

коммуникативные навыки общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения в ходе игры. Повышение уровня экологической культуры. Воспитывать бережное отношение к природе.

7

Совместная деятельность детей и родителей:

Подбор фотографий для оформления

альбома.

Консультации для родителей:

«Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

«Есть такая профессия – Родину защищать»

«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

«Как знакомить ребенка с родным краем»

Рекомендации «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»

Обогатить представления детей  и родителей об окружающем мире, расширить опыт и знания, повысить мотивацию к познанию.

8

Презентации:

1. «Достопримечательности города Энгельс»

2. Оформление фотоальбома «Моя малая родина – Энгельс»»

3. «Знаменитые люди нашего города»

Заключительный этап:

Провели анализ и обобщили результаты, полученные в процессе проекта. Дети отметили, что Энгельс большой и красивый город. Также отметили, что существуют памятники. Ребята сделали вывод, что город наш нужно содержать в чистоте и порядке для того чтобы гордились им не только мы, но и любовались приезжие гости из других городов.

Оформили выставку рисунков «Укрась юбку дымковской барыни»;  «Дом, в котором я живу» оригами.

Ожидаемые результаты:

- сплочение участников проектной деятельности;

- формирование у воспитанников интереса к истории своего города,

достопримечательностям, природе, к своей семье;

- активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях

семьи и детского сада;

- осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.

Приложение №1

Консультация

 «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Всё начинается с семьи, с её традиций.

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

С чего необходимо начинать? Конечно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы. Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

Ребёнку необходимо знать свой домашний адрес, телефон.

Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка? Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес? Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?

Многие родители интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада.

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? А насколько вы знаете историю своего города?

Основная цель - пробудить у дошкольников чувство любви к своему родному краю, уважение к его традициям и обычаям, истории.

Знакомство с городом в детском саду осуществляется через разные формы работы с детьми: дидактические игры, занятия и викторины, выставки. Однако этого мало. Здесь нам нужна ваша помощь. Просим вас, гуляя по улицам Пыть - Яха, обращать внимание на красоту домов и зданий, на архитектурные памятники, спортивные сооружения, особенности природы, на то, как люди украшают родной город (клумбы с цветами, фасады зданий, магазинов), заботятся о его привлекательности и чистоте.

Где вы бываете с ребёнком в свободное время? Знакомите ли с достопримечательностями Пыть - Яха, бываете ли в «Музее боевой славы»? Уважаемые родители! Помните, что знакомство с родным краем: - расширяется кругозор детей, - формируется интерес к прошлому и настоящему, - развивает воображение и фантазию, - приобщает к культуре, - развивает потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, - развивает познавательную активность. Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.

Приложение № 2

Консультация

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Дерзайте отчизну мужеством

прославить!

М. В. Ломоносов

Каждый человек при выборе своей профессии, решает для себя, какая именно профессия из множества более интересна ему, близка по способностям, характеру и образу жизни. И не каждый выбирает для себя профессию военного.

Испокон веков мужчина ассоциировался как защитник домашнего очага и семейного уюта. Чем больше разрасталась территория нашего государства и государственная власть, тем больше возникала потребность в защите национальных интересов. Плодородные земли и богатые природными ресурсами территория России всегда привлекала внимание завоевателей. Таким образом, наша страна постоянно находилась в необходимости защиты своих территорий. А профессионально защищать могли только постоянные воинские формирования, поэтому исторически сложилась профессия воина - защитника своего отечества.

С образом защитника, как профессионала мы начинаем знакомиться еще в русских былинах в лице трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Именно эти три богатыря проходят общей нитью через всю военную историю нашего отечества. Неисчислимы подвиги русских воинов, не зря на сегодняшний день существуют дни «Воинской славы». Это в первую очередь дань памяти воинов, защищавших нашу русскую землю. Эти дни охватывают все периоды нашей истории. И на протяжении веков, и до настоящего времени пользовался особым уважением и почетом со стороны государства и народа - русский воин. Ведь порой защищая их, он должен был жертвовать жизнью во имя защиты народа и отечества. Не зря в царские времена все мужчины дворянского сословия должны были пройти службу в армии, и считалось позорным, если представитель княжеского рода не прошел службу Отечеству.

Историческое отношение к службе с царских времен сохранилось и в период Советской власти. В советский период был отмечен новый виток в становлении армии. В первые годы советской власти молодая страна нуждалась в высоко квалифицированных кадрах, и они были найдены, ими были русские офицеры, принявшие новую власть. Потому что, первым и самым важным делом жизни для них было защита Родины.

Но впереди было главное испытание - борьба против фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне. Миллионы российских людей встали на защиту нашей родины. В те дни каждый человек понимал, что должен защищать свою родину от «коричневой чумы». В те дни чувство патриотизма, любви и преданности было присуще каждому советскому гражданину. И советская армия, и советский воин, не только освободил страну от захватчиков, но и спасли весь мир, дойдя до Берлина и уничтожив там коварного врага.

Но, к сожалению, после войны для наших военных спокойные дни не настали. Политическое спокойствие не наступило и до настоящего времени. Поэтому возникает угроза национальной безопасности, следовательно, страна нуждается в своей защите и защите своих национальных интересов. А защитить страну может только её армия. Ведь чем больше государство уделяет своей безопасности, тем больше оно должно уделять внимание своим вооруженным силам. И не зря существует высказывание: «Кто не хочет

кормить свою армию, тот будет кормить чужую».

Военная история нашего отечества свидетельствует о том, что во все времена героизм, мужество его защитников мощь и слава русского оружия являлись важнейшими и необходимыми условиями развития и укрепления России, были и остаются гарантией ее целостности, суверенитета и независимости.

Быть военным человеком – это значит быть образцом мужества и отваги. Только военным людям присуще чувство ответственности за порученное дело, так как от их отношения к службе зависит судьба страны и народа. Окружение благородных и мужественных людей, готовых всегда поддержать тебя, такая среда, такая атмосфера существует только у военных. И поэтому только военный человек с гордостью может сказать – есть такая профессия - Родину защищать.

Приложение № 3

Консультация

«Нравственно - патриотическое воспитание детей

средствами художественной литературы»

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.   Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Одним из важнейших средств является художественное слово   русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.    

 К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. (Дети пересказывают, инсценируют, сами сочиняют). Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

Особым древним жанром устного народного творчества являются былины, с которыми детей знакомим в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. (После прочтения былин, дети проявляют большой интерес к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их из пластилина, подражают им в игре).

Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. (Дети хотят быть летчиками, космонавтами, военными   …).

Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств нужно подбирать соответствующий материал: (Стихи о маме, о Родине).

В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире.  Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса.             

Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают.  Дети проявляют интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра.

Для чтения детям советую использовать   литературу самого разного объема, формы и стиля. Подбирать произведения на определенные темы.  

Рассказы о природе – с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, М.М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.  

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто - о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.  

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе (столице России) - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь рекомендуется использовать сборники рассказов вроде "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва" и т.п. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: "…Как будто чудное растение или нагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного, построенный еще при царе Иване Грозном…", "Как Кремль – сердце Москвы, так и колокольня Иван Великий" - сердце Кремля. Когда-то она была самым высоким зданием в Москве", " За Кремлём - стена, за стеной - Москва, за Москвой страна.

После прочтения художественного произведения проведите с ребенком беседу, пусть ребенок поделится своими впечатлениями от услышанного. Заучите наизусть или перескажите понравившееся стихотворение, отрывок сказки или рассказа.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используйте наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме.  

Кроме непосредственного чтения литературных произведений очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам организовывайте драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

 Воспитательная сила художественной литературы    направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки.  Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию  того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

Список произведений художественной литературы нравственной направленности для чтения детям 5 – 7 лет

- Агебаев А. «День Победы»;

- Александров З. «Дозор»;

- Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной Войне», «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах);

- Андерсен Г.Х. «Стойкий оловянный солдатик»;

- Баруздин С. «Кто построил этот дом», «Шел по улице солдат», «Слава», «Точно в цель», «За Родину»;

- Беляев А. «Хочу быть военным моряком»;

- Бойко Р «Наша Армия родная»;

- Благинина Е. «Шинель»;

- Браиловская Г. «Ушки – неслушки»;

- Бутмин И. «Трус»;

- Былины «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», «Про прекрасную Василису Микулишну»;

- Воробьёв Е. «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор»;

- Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «Салют»;

- Дриз О. «Добрые слова»;

- Дурова Н. «Заботливая подруга»;

- Жаров А. «Пограничник»;

- Кассиль Л. «Сестра», «Твои защитники», «Памятник солдату»;

- Коваль Ю. «Алый»;

- Козлов В. «Пашкин самолет»;

- Макунец Г. «Три сестры»;

- Маркуша А. «Я – солдат и ты – солдат»;

- Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», «Чего боялся Петя?»;

- Митяев А. «Почему армия родная?», «Землянка», «Москва», «Герои 1812 года», «Мешок овсянки»;

- Мустыгина Е. «В таёжной глуши»;

- Никольский Н. «Что умеют танкисты»;

- Носов Н. «На горке», «Карасик»;

- Осеева В. «Плохо», «Волшебное слово», «Сыновья», «Печенье», «На катке», «Просто старушка», «Синие листья», «Три товарища», «Что легче?»;

- Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки»;

- Пермяк Е. «Надёжный человек», «Как Миша хотел маму перехитрить», «Самое страшное», «Торопливый ножик», «Чужая калитка», «Хитрый коврик»;

- Пляцковский М. «Урок дружбы»;

- Понамарева Т. «Хитрое яблоко»;

- Руцень О. «Так или не так?»;

- Рябихин В. «Мой Пыть-Ях»;

- Сапгир Г. «Самые слова»;

- Седугин А. «Дом с трубой и дом без трубы», «Как Артёмка котёнка спас», «Речные камешки»;

- Солоухин В. «Здравствуйте»;

- Сухомлинский В. «Кому идти за дровами», «Почему плачет синичка», «Как мальчишки мёд съели»;

- Твардовский А. «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»);

- Тимершин Р. «Где лежало спасибо»;

- Тихомиров О. «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом»;

- Толстой Л.Н. «Два товарища», «Котёнок», «Косточка»;

- Толстой Н. «Памятник»;

- Ушинский К. «Наше Отечество»;

- Шамов И. «На дальнем рубеже»;

- Шергин Б. «Одно дело делаешь, другое не порть»;

- Шим Э. «Не смей»;

- Юсупов Н. «Папа разбил драгоценную вазу»

Приложение № 4

Рекомендации

 «Как знакомить ребенка с родным краем»

Семью называют «школой чувств», т. к. именно в семье ребёнок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Родители всегда должны внимательно относиться к вопросам детей, показывать и объяснять события и факты, поощрять их любознательность, развивать способность наблюдать и анализировать явления.

Прогулки. По улицам города, к достопримечательностям очень важны совместные прогулки родителей с детьми, во время которых предложите игру «Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше интересного заметит на нашей улице?» и др. Обращайте внимание детей на транспорт, здания, людей, природу. Помогите ребёнку увидеть то, что наиболее важно: труд людей, преобразования облика города и др. Рассказывайте детям о памятниках, достопримечательностях, как люди чтят память о героях ВОВ, труда.

Беседы-рассказы о своей работе. Расскажите детям о своей профессии, предприятии, на котором работаете. Что вы делаете, какую пользу приносит людям ваш труд, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует (ответственности, внимания, умения, контактировать с другими людьми и др.) Что было бы, если бы вы работали плохо. Если есть возможность, проведите экскурсию с ребёнком на месте своей работы. Рассказывайте, какую продукцию производит ваше предприятие, кому и для чего она нужна, куда её отправляют. Попросите коллег по работе рассказать о своей профессии ребёнку.

Игры со строительным материалом, конструктором. Предложите ребёнку построить дом, улицу, на котором он живёт, детскую площадку. Поиграйте в «новоселье», помогите разместить игрушки, чтобы им было комфортно. Подумайте и постройте  город будущего, чтобы он был красив и удобен.

Игрушки. Приучайте ребёнка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Продемонстрируйте на конкретном примере: «Как ты думаешь, сколько людей трудилось, чтобы сделать для тебя рубашку? Давай посчитаем?». Давайте возможность ребёнку сначала самому назвать профессии тех, кто делал рубашку. А затем дополните его познания.

Коллекции. Коллекционирование расширяет, уточняет знания. Коллекционировать можно марки, значки, открытки, календари о природе, городах, достопримечательностях родного края. Для ребёнка очень важно поделиться впечатлениями, информацией, пусть он приносит свою коллекцию в детский сад и расскажет о ней другим детям.

Домашняя библиотека. Хорошо, если дома у ребёнка есть своя полка с любимыми книгами, где представлены разнообразные сказки народов нашей страны, книги о людях разных профессий, о природе. Безусловно, интересны и полезны книги классиков русской детской литературы, стихи, рассказы современных писателей. Читая детям книги, родители объясняют отдельные моменты, отвечают на вопросы, просят пересказать услышанное, заучивают полюбившиеся строчки стихотворений. Такое совместное обсуждение содержания книг полезно и для формирования у ребёнка правильных представлений об окружающей действительности, и для воспитания нравственных чувств и отношений.

Посещение музеев, выставок и др. Обогащайте ребёнка впечатлениями, но очень важно не утомить ребёнка, не перенасытить его информацией, не вызвать угасание интереса. Быть в музее нужно столько, сколько это интересно ребёнку. Лучше посещать музеи в несколько этапов, в зависимости от возраста и интереса ребёнка.

История. Детей дошкольного возраста обязательно надо знакомить с героями ВОВ, с медалями, орденами, семейными реликвиями. Чтение литературы о ВОВ, о подвигах героев, слушание песен военных лет, участие в параде 9 Мая – формирует у детей понятие, что война это не лёгкое, увлекательное действие, а общая беда, и что от них зависит будущее Родины

Увлекательные путешествия. Можно совершать путешествия, имея под рукой глобус, карту или альбомы. Путешествовать можно всей семьёй. Рассматривая иллюстрации, рассказывая интересные факты, родители обогащают знания и представления детей о родном крае.

Природа родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком полезно отправиться с ребёнком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, собрать дары леса. Воспитывая любовь к природе родного края, важно приучать детей беречь природу, охранять её. Здесь важен пример родителей. Рассмотрите альбомы, книги, иллюстрации о разнообразии природы. Привлекайте детей к выращиванию растений. Участвуйте в субботниках по озеленению территории детского сада, около своего дома, в городе.

Искусство. Рассказывая детям о людях, прославивших родной край: художниках, спортсменах, композиторах и др. Мы приобщаем детей к культурному наследию. Детей необходимо знакомить с изделиями народного промысла, фольклором, музыкой, сказками  народа ханты и манси, чтобы обогащать эмоциональную сферу. Народное творчество – это неисчерпаемый источник нравственного воспитания детей.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Через общение в семье с близкими людьми, совместную деятельность ребёнок получает и осваивает первые уроки доброты и любви к родным местам, родному краю.

С первых лет жизни ребёнка необходимо пробуждать в нём любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна дома, и детский сад, и панорама родного города, и посёлка, и родная природа – всё это Родина.

Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края, труд людей, отношения людей, общественные события.

Что доступно пониманию ребёнка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес?

Прежде всего, это места, где он родился и живёт.

Воспитывая ребёнка дошкольного возраста, взрослые должны представлять ему возможность выражать своё отношение в чувствах, действиях, поведении, в разнообразной деятельности (играх, труде, повседневном общении со взрослыми), побуждать ребёнка отражать полученные впечатления в рисунке, лепке, игрушке-самоделке, ролевой игре.

Родителям не стоит забывать о том, что их жизнь является примером для ребёнка. Суждения взрослых, их отношение к событиям – становится убеждением ребёнка.

Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё, что создано поколениями людей.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. В семье с малых лет ребёнок ощущает причастность к жизни своего народа, чувствует себя ребёнком не только своих родителей, но и своей Родины.

Приложение № 5

Рекомендации

«Нравственно – патриотическое воспитание в семье»

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

   Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать, что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

   Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Внимание родители!

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Приложение № 6

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65» Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию

в средней группе 

«Путешествие по городу Энгельс»

Выполнила: воспитатель высшей

квалификационной категории:

Молчанова Светлана Викторовна

Сотовый телефон: 8 (908) 546 51 04

г. Энгельс 2022 год

Цель: Формирование представлений у детей о своей малой Родине.
Задачи:

Обучающие: Расширять у детей представления о родном городе. Продолжать развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям. Закреплять знания о профессиях людей, которые трудятся в городе. Формировать у детей патриотические чувства.

 Развивающие: Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. Развивать навык речевого общения, умения воспринимать на слух читаемый текст. Активизировать и обогащать словарь детей.

Воспитательные: Воспитывать любовь и патриотические чувства к России, к малой родине.

Предварительная работа: беседы о родном городе; рассматривание фотографий с видами города; заучивание стихотворений о родном городе. Чтение произведений по теме.
Материалы и оборудование: фотографии с достопримечательностями и зданиями города Энгельса, музыкальное сопровождение.

Ожидаемый результат: сформированность у детей представлений о главных зданиях нашего города и профессиях людей, которые в нём трудятся. Умение называть названия города, реки, протекающей через наш город. Воспитание у детей любви и гордости к своей малой родине.

Методы: Наглядные (фотографии зданий), практические (разрезные картинки).

Приёмы: Игровые (загадки, игра-путешествие), словесные (вопросы, стихотворение), создание проблемной ситуации.

Оборудование: Ноутбук, проектор, презентация, музыкальное сопровождение, загадки, разрезные картинки, призы.

Ход занятия: 

Дети заходят в группу и встают полукругом лицом к гостям.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы, любите, когда к вам приходят гости? Дети: Да.

Воспитатель: Давайте поприветствуем наших гостей.

Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

Дети: Тепло.
Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим: «Утро настает, солнышко встает. 
Мы собираемся, в добрый путь отправляемся. Друг на друга поглядим, про себя проговорим: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?»

(Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами). 
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные. С такими детьми и беседовать интересно. (В группу входит путешественник с рюкзаком на спине).

Путешественник: Здравствуйте, ребята! Я – путешественник. Я путешествую по разным городам и сёлам, но вот беда, я не могу понять, где сейчас нахожусь. Как же мне узнать?

Воспитатель: Не переживай, путешественник, мы с ребятами тебе поможем. Ребята, мы поможем путешественнику?

Дети: Да, поможем! Мы сами ему всё расскажем.

Путешественник: Скажите, а куда я попал в город или село?

Дети: Мы живём в городе.

Путешественник: Как называется ваш город?

Дети: Наш город называется Энгельс.

Путешественник: Какое красивое название. А как раньше его называли, вы знаете?

Дети: Покровская слобода.

Путешественник: Как красиво назывался ваш город!

Воспитатель: Дети, может, мы отправимся, с путешественником в увлекательное путешествие по нашему городу, и расскажем ему много всего интересного?

Дети: Да.

Воспитатель: А на чём мы отправимся в путешествие?

Дети: На автобусе! Под музыку дети едут по залу.

Воспитатель: Стоп! Мы прибыли на первую остановку.

«Раз- два- три- четыре- пять…

Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным-полно ребят.
Что за дом здесь?»

Дети: Детский сад. Воспитатель показывает фото с изображением детского сада.

Путешественник: Как называется улица, на которой находится ваш детский сад?

Дети: 5-й Студенческий проезд.

Путешественник: Кто живёт в вашем детском саду?

Дети: Дети и взрослые.

Путешественник: Чем вы тут занимаетесь?

Дети: Играем, рисуем, шалим, кушаем, гуляем.

Воспитатель: Расскажите, ребята, а кто из взрослых работает в детском саду.

Дети: Воспитатели, заведующий, методист, младший воспитатель, прачка, повар, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинские работники, завхоз.

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся снова в путь. Прошу занять свои места. Под музыку едут на автобусе по залу.

Воспитатель: Что это за остановка?

«Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают, 
Рисуют и читают»

Дети: Это школа. (Показ фотографии школы)

Путешественник: Зачем нужна школа?

Дети: Чтобы учиться читать и писать.

Воспитатель: Кто учит детей в школе?

Дети: Учитель.

Воспитатель: Молодцы. Едем дальше. Под музыку едут дальше.

Воспитатель: Следующая остановка.

«Стоит огромный
Светлый дом.
Десятки тысяч
Книжек в нём»

Дети: Библиотека. Показ фотографии библиотеки.

Воспитатель: Кто работает в библиотеке?

Дети: Библиотекарь.

Путешественник: А вы любите, когда вам читают книги?

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы, поехали дальше. Под музыку едут дальше.

Воспитатель: Что же это за остановка?

«В этом домике врачи.
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы -
Отпускают лишь здоровых»

Дети: Больница. Показ фотографии больницы.

Путешественник: Зачем вам нужна больница?

Дети: Если мы заболеем, нас вылечат.

Путешественник: Кто вас будет лечить?

Дети: Доктор, врач.

Воспитатель: Молодцы, едем дальше. Под музыку едут дальше.

Воспитатель: Куда же мы приехали?

«Здесь можно опустить письмо,

Отправить телеграмму.

По телефону позвонить

В командировку маме.

Ты можешь здесь купить конверт

Послать посылку срочно.

Всем передать большой привет

Ведь это здание - …»

Дети: Почта. Показ фотографии почты.

Путешественник: Что такое почта?

Дети: На почту письма приходят и посылки.

Путешественник: Кто вам письма носит?

Дети: Почтальон.

Воспитатель: Отправляемся снова в путь. Под музыку едут дальше.

Воспитатель: Куда же мы приехали?

«Если холодильник пуст,

Кушать если нечего,

Нет ни хлеба, ни капусты,

Масла нет и гречки.

Ты сюда входи скорей

И бери корзину

Покупай, что по вкуснее

В нашем…»

Дети: Магазине. Показ фотографии магазина.

Путешественник: Какие магазины есть у вас в городе?

Дети: Продуктовые, хозяйственные.

Воспитатель: Дорогой путешественник, дети познакомили тебя с некоторыми любимыми местами нашего родного города Энгельс, где они бывают с родителями. Тебе понравился наш город?

Путешественник: Спасибо, ребята. У вас замечательный и красивый город! А в вашем городе протекает какая-нибудь речка?

Дети: Да.

Путешественник: Как она называется?

Дети: Волга.

Путешественник: Какая ваша река?

Дети: Широкая, красивая.

Путешественник: Что вы делаете на речке с родителями?

Дети: Летом купаемся и загораем, а зимой катаемся на лыжах, коньках и ватрушках.

Воспитатель: Каждый человек, живущий в нашем городе, считает его самым красивым, самым уютным. А сейчас мы покажем, нашему гостю насколько хорошо вы знаете, как выглядит ваш дом, для этого мы поиграем в игру: «Собери свой дом» (дети собирают из заранее приготовленных разрезанных фотографий изображение своего дома).

Воспитатель: Молодцы! Все построили свои дома. А сейчас послушайте стихотворение о нашей Малой Родине, о нашем городе.

«Есть у каждого на свете

Свой родимый уголок

Для меня таким, поверьте,

Стал наш тихий городок.

Раньше я не понимала

И печалилась порой,

Если мама после сада

Нас вела пешком домой.

Мы экскурсий не хотели,

Мы хотели на качели!

Но теперь я стала старше

И проснулся интерес:

Про родной и славный город

Разузнать всё, наконец.

Каждый день я с нетерпеньем

Жду, когда пойдём гулять,

Потому что мама может

Обо всём мне рассказать:

Про скульптуры, монументы

И про памятник Победы,

Про спортсменов, мастеров,

Знаменитых земляков…

Я всё-всё про город знаю,

И теперь я понимаю:

Мы должны гордиться им,

Нашим городом родным!»

Путешественник: Спасибо вам за такое увлекательное путешествие. У вас замечательный и красивый город. Я приятно провёл с вами время. Это всё благодаря вам, мои дорогие друзья! Я почувствовал ваше тепло. И хочу, чтобы вы всегда были дружными, любили свой город, заботились о нём, хранили и берегли его природу. А на память я вам хочу подарить вот такие раскраски. До свидания, дети!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы сегодня рассказали путешественнику. Где мы с вами живём?

Дети: В городе.

Воспитатель: Как называется наш город?

Дети: Энгельс.

Воспитатель: Где вы бываете с родителями, когда гуляете и проводите вместе выходные?

Дети: В библиотеке, магазинах, музее, парке.

Воспитатель: Если вы заболеете, куда вас ведут родители?

Дети: В больницу.

Воспитатели: Когда вы вырастите и уйдёте из детского сада, куда вы пойдёте учиться дальше?

Дети: В школу.

Воспитатель: Как называется река в нашем городе?

Дети: Волга.

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы много знаете о своём родном городе, а сейчас мы попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...