Конспект открытого занятия для детей старшей группы детского сада "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

ООД по развитию речи для детей старшей группы решает следующие задачи:

- способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения;

- учит анализировать наглядный материал;

- развивает речевую активность, внимательность, умение развернуто отвечать на вопросы;

- учит соотносить знаковые символы с образами, составлять описательный рассказ, используя при этом план – схему;

- закрепляет и обогащает знания о зимующих птицах (о внешнем виде, питании,  передвижении).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx603.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе детского сада

Цель: формировать речемыслительную деятельность детей, оказывать разностороннее влияние их на познавательное развитие.

Задачи:

 - способствовать активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения;

- учить анализировать наглядный материал;

- развивать речевую активность, внимательно слушать, отвечать на вопросы;

- учить соотносить знаковые символы с образами, составлять описательный рассказ, используя при этом план – схему;

- закреплять и обогащать знания о зимующих птицах (о внешнем виде, питании,  передвижении);

- поощрять уместную инициативу.

Оборудование и материалы: картинки с изображением птиц, жетоны в мешочках, маски птиц, фланелеграф в виде кормушки + птицы на липучках, квадратные листы 10*10 для изготовления птиц-оригами.

Ход ООД:

Звучит мелодия «Зимний лес».

Воспитатель: «Послушайте стихотворение».

Улетели птичьи стаи

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь. (Т. Зайцева)

Воспитатель. Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? Кого автор называет северными гостями? О каких птицах идет речь? (зимующих).

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? (Ответы детей).

1.Предлагаю всем нам организовать выставку зимующих птиц.  Попробуем догадаться по голосу птицы, чье изображение мы разместим первым? (Звуки птиц, размещение картинок на магнитной доске, в случае затруднений загадки с подсказками).

 Звучит дятел.

 Загадки:

Ходит в красной тюбетейке,

И сидит не на скамейке,

А на дереве в лесу,

И почти что навесу.

Постучит, букашку схватит

Знаменитый “доктор” (Дятел)

– Кто это ребята?

Дети: Это дятел.

Воспитатель: Правильно, ребята, это дятел. Эта птица остается с нами зимовать. Дятел является лесным доктором у деревьев (показ картинки дятла).

Дятел - это небольшая птица, большинство из них размером как две ладони. Клюв продолговатый, острый и прочный. Лапы короткие - два пальца спереди и два сзади. Как украшение их окрас - красная шапочка на голове или румяные щечки. Стучат целый день клювом по стволу дерева. После того как кора дерева пробита, необходимо высверлить дыру, для того чтобы найти домики насекомых. У них очень длинный язык, а всё для того чтобы можно было добыть себе пищу. Проживают в лесах, на деревьях. Поедают муравьев, жучков, гусениц бабочек и различные личинки. Питаются орехами и плодами растений с косточками.

Звучит снегирь.

Прилетели на зимовку

Птицы, что в морозы ловко

Скачут по деревьям, веткам

В красно-огненных жилетках.

Не узнать нам их нельзя –

Любим птичку – (Снегиря.)

Снегирь  – маленькая птичка. Главная особенность этих птиц – их окрас. У самцов грудка, шея и щеки ярко-красного цвета, спинка серо-голубая. Голова и клюв черные, может даже показаться, что надета черная шапочка. Хвост и крылья тоже черного цвета, на крыльях есть светлые полосы. Толстый, широкий клюв нужен снегирям, чтобы доставать зернышки и семена ягод. Самки имеют похожую окраску, кроме одной очень важной детали – у них нет красной грудки, она окрашена в серовато-бурый цвет. Живут эти птицы в густых лесах и редколесьях. Питаются снегири разнообразно, растительной пищей. Употребляют почки и семена разных растений. С удовольствием полакомятся семенами ясеня, березы, клена, липы. Благодаря широкому клюву они могут доставать пищу из плодов любой формы. Сами ягоды снегири не едят, только раздавливают и достают семена.

Звучит ворона.

Птица черная кружится,

«Кар», – кричит она и злится.

Всем известная персона,

А зовут ее... (Ворона)

Молодцы. Вороны очень осторожны. У них хорошо развито обоняние, слух и зрение. Они всеядны.

Ворона – достаточно крупная птица с опереньем серо-черного цвета. Клюв тупой и широкий. Вороны употребляют животную и растительную пищу. В городе они могут питаться пищевыми отбросами. Обитает в лесу, можно увидеть в парках, среди дворовых деревьев.

Звучит синица.

Синяя косынка,

Темненькая спинка.

Маленькая птичка

Звать её... (Синичка)

Синица. Она маленькая. У неё маленький острый клюв, длинный хвост, длинные лапки, острые коготки. Голова, горло и хвост чёрны. Грудка у синички жёлтая с чёрной полоской. Щеки белые. Питается насекомыми, семечками, кусочками пищи. Эта птичка очень любит сало.

Звучит сорока.

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ... (Сорока)

Сороки – довольно крупные птицы. У нее достаточно мощный клюв. Оперение у сорок синевато-черное, с металлическим отливом, а бока – белые. Они могут поселиться в лесу, а могут и присмотреть себе удобное местечко в городе, в непосредственной близости от людей. Характер у этих птиц довольно скандальный и ведут они себя очень шумно. Зимой сороки почему-то ведут себя тихо. Это всеядная птица, так как питается животным и растительным кормом. В рацион сорок входят мелкие млекопитающие, ящерицы, насекомые и даже падаль. Сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов.

Звучит воробей.

А сейчас послушайте стихотворение еще об одной зимующей птичке – «Воробей»:

Е. Панкратова

Воробьишка-воробей,

Чик-чирик! – между ветвей,

Словно серенький комок

С дерева на ветку – скок!

Тут взлетит, туда вспорхнёт.

С мостовой зерно клюёт,

У скамеек ищет крошки,

И боится очень кошки.

Воробей. Как правило, воробья можно найти у человеческого жилья. Эта очень маленькая и быстрая птичка имеет достаточно задиристый характер. Воробей имеет маленькие черные глаза, похожие на бусинки. Его клюв конической формы — достаточно прочный. Это помогает птице прытко и надежно схватить свой трофей: насекомое, или зернышко. Окраска в воробья серая с черной шейкой и коричневыми крылышками, что с легкостью маскирует его на деревьях. Ножки птицы — маленькие и тоненькие с едва заметными крохотными коготками. Поэтому воробьи смешно передвигаются, прыгая с ветки на ветку.

Молодцы! Правильно отгадали.

Эти птицы не улетают в теплые края, не боятся холода, и остаются зимовать у нас. Как мы назовем этих птиц одним словом? (ответы)

- Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье).

- Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая голова, овальное туловище, перья, пух, клюв).

2. Нейроигра «Клювики». Под песню «Кто такие птички».

3. Ребята, а сейчас предлагаю поиграть с вами в игру «Интервью с птицей». Жетоны в мешочках делят детей на птиц и журналистов.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие птицы»

  1. Назвать птицу.
  2. Рассказать о размере.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Чем питается.
  6. Где живет.
  1. Ф/М

Скачет шустрая синица 

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
(А. Барто) 

  1. Воспитатель. Зимующие птицы часто прилетают к кормушке.

Давайте и мы с вами посмотрим, кто же туда прилетел сегодня.

После размещением синиц проговаривание чистоговорки «На крыльце сидят синицы, просят сальца и водицы».

Дидактическая  игра «Кого не стало?»

Сколько птиц к кормушке нашей

 Прилетело? Мы расскажем:

Две синички, воробей,

Также трое снегирей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

- Каких птичек вы видите на кормушке? (Ответы детей)

- Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало.

(Воспитатель убирает плоскостное изображение синички)

- Кого не стало? ( Синички)

- Где сидела синичка? (На ветке)

- Что она делала? (Клевала сало)

(Убрать плоскостное изображение воробья)

- Кого теперь не стало? (Воробья)

- Где сидел воробей? (В кормушке слева)

- Что он делал? (Клевал зёрнышки)

(Продолжать задание с оставшимися птицами)

  1. Вернемся к нашей птичьей выставке. Посмотрите на изображения птиц и  "Скажите одним словом".

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.

У сороки длинный хвост, поэтому её называют ...

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют ...

У вороны черные крылья, поэтому её называют ...

У дятла длинный клюв, поэтому его называют ... 

У снегиря красная грудка, поэтому его называют ….

А теперь, "Скажите наоборот". 

Воробей маленький, а ворона ...

У синицы хвост короткий, а у сороки ...

Голубь тяжелый, а воробей ...

У синицы клюв тонкий, а у вороны ...  

  1. В пословицах и поговорках содержится народная мудрость, которая представляет собой прямой совет или подсказку как следует поступать в конкретной ситуации. Давайте вспомним пословицы и поговорки с упоминанием птиц. (Ответы детей).

  1. Образ птицы в русском-народном творчестве очень многозначен. Птицы у русского народа всегда символизировали свободу, счастье, надежду. Птицы предвещали хороший урожай и богатство. Птица – это и идея материнства, любви, мира.

Предложить пройти к столу и смастерить птичек-оригами.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наше настроение". Конспект открытого занятия для детей старшей группы.

Цель: учить детей ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений, отражать эти умения в своих рисунках. Обогащение эмоционального словаря дошкольников. Учить детей взаимодействовать в ...

Конспект открытого занятия для детей младшей группы детского сада "Малыши в городе"

С помощью этого конспекта вы сможете провести открытое занятие во второй младшей группе детского сада на тему "Наш город"...

Конспект открытого занятия для детей старшей группы по теме: "Путешествие в страну здоровья"

Конспект открытого занятия для средней группы на тему: «Путешествие в страну здоровья»Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в первой средней группе на тему: «Путешествие в с...

ПРОЕКТ « Это гордое слово Победа».Конспект открытого занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Тема: « Г О Л У Б Ь М И Р А».

ПРОЕКТ « Это гордое слово Победа».Конспект открытого занятия  для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Тема: « Г О Л У Б Ь  М И Р А»....

Конспект открытого занятия для детей старшей группы "Как ребята-здоровячки волшебные яблоки добывали"

Данное занятие предназначено для детей старших гупп детского сада. Занятие динамичное, основной вид деятельности - двигательная, направление - здоровьесбережение...

«Эти разные профессии" - конспект открытого занятия с детьми старшей группы детского сада.

Цель: Расширение у дошкольников знаний и представлений о профессиях взрослых.Задачи: Образовательные:1. закреплять в речи существительные с обобщающим значением «профессия»;2. совершенство...