Конспект занятия "Воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Задачи:
*систематизировать и уточнить представление детей о свойствах воздуха;
*расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
*учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
*развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
*развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
*развивать у детей умения отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением;
*упражнять детей в умении работать по схеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей (ОД)
по теме «Воздух»
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Виды деятельности детей:
- опытно -экспериментальная деятельность;
-двигательно-игровая деятельность;
-коммуникативно-двигательная деятельность;
- познавательная деятельность в ходе экспериментирования.
Содержание деятельности детей:
-представление о свойствах воздуха;
- умение устанавливать причинно - следственные связи на основе экспериментов;
-умение делать выводы;
-умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
- умение действовать по инструкции .
Интегрированная форма Экспериментирование
Образовательные задачи
1. Задачи, ориентированные на получение результата в форме представлений и знаний детей (когнитивный опыт)
1.1 систематизировать и уточнить представление детей о свойствах воздуха;
1.2 расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
1.3 учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
2. Задачи, ориентирована на получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей (опыт эмоционально-ценностного отношения к миру)
2.1 развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
2.2 формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе;
3. Задачи, ориентированные на получение результата в форме умений, навыков, способов деятельности детей (опыт практической деятельности)
3.1 развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
3.2 развивать у детей умения отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением;
3.3 упражнять детей в умении работать по схеме.
Материалы и оборудование (прил. 1)
- Стимульный материал:
- коробка с воздушными шарами
- предложение стать учёными (устное)
- Материалы для деятельности детей:
материалы для представления заданий и результатов деятельности:
- бутылки, стаканы, пакеты, трубочки, зубочистки (по количеству детей);
- воздушные шарики (по количеству детей);
- бумага для изготовления веера (по количеству детей);
- инструменты (по количеству детей);
- планшеты со схемой;
- магнитная доска для иллюстраций;
- дидактическая игра (набор картинок).
материалы для преобразования и трансформации:
- столы для экспериментов
-ширмы для разделения группового пространства.
материальные средства для деятельности детей:
-иллюстрированный материал (предметные и сюжетные картинки);
- схемы.
3. Дидактический материал:
– серия картинок «Свойство воздуха»
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– магнитная доска
- оборудование для экспериментов
Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно-целевой | Предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга в стихотворной форме. Показывает детям коробку - сюрприз с воздушными шариками, задает вопросы. | Приветствуют друг друга, выполняют игровые действия, связанные со стихотворением. Смотрят, отвечают на вопросы |
Содержательно-деятельностный | Проводит беседу, поощряет активность детей. Предлагает детям разделиться на группы, стать учёными, пройти в лабораторию, выбрать определенный стол. Знакомит детей с условными обозначениями: Работа со схемой условных обозначений, фиксирует тему экспериментов: опыт с бутылкой. Предлагает посмотреть в пластиковый прозрачный стакан, обращая внимание на положение воздуха. Задает вопросы. Закрепляет представления о том, что воздух легче воды: опыт со стаканом. Предлагает провести опыт самостоятельно, но только по словесной инструкции. Фиксация результата – рисует условные обозначения. Закрепляет представления о том, что воздух бесцветный; формирует представление о том, что воздух можно почувствовать : опыт с пакетом, зубочисткой, листом бумаги. Предлагает приступить к опыту. Предлагает детям как можно почувствовать воздух (проткнуть пакет зубочисткой, сложить веер). Фиксация результата. Закрепляет представления о том, что при помощи воздуха можно получать звуки : опыт с музыкальными инструментами. Задаёт вопросы. Проведение опыта. Вывод, фиксация результата. Закрепляет представления о том, что человек не может без воздуха: опыт с собственным организмом. Предлагает встать в круг, подышать носом, закрыть нос. Задаёт вопрос: «Можем ли мы продержаться так долго?» Делают вывод о том, что человек не может без воздуха. Беседуют о том откуда берётся воздух. Фиксирует результат. | Отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Распределяются на группы, слушают указания педагога. Обращают внимание на схему условных обозначений. Наблюдают за действиями педагога, участвуют в беседе. Действуют по инструкции, выполняя опыт. Наблюдают. Отвечают на вопросы. Участвуют в эксперименте, отвечают на вопросы. Выполняют инструкцию педагога, экспериментируют со своим организмом. |
Оценочно-рефлексивный | Закрепляет знания о предметах, с помощью которых можно получить воздух. Предлагает поиграть в игру «Что дает человеку чистый воздух?» Предлагает вспомнить свойства воздуха с опорой на схему. | Играют, выполняют игровые действия в соответствии с правилами. Отвечают на вопросы педагога, делают выводы по схеме. |
Методы и приемы (см. алгоритм Шаг 9)
- Методы мотивации и стимуляции деятельности детей:
- Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности
-коробка с воздушными шариками
«Ребята, у меня в коробке воздушные шарики, но они почему- то не летают. Что надо сделать, чтобы шарики могли летать?
Ответы детей: Надо надуть.
- Вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей)
Вопросы для беседы:
- Чем можно надуть шарики?
- Что мы знаем о воздухе?
- Как его получаем?
- Создание ситуации успеха: дети делятся на группы, проходят в лабораторию и становятся учёными,
- Методы организации деятельности:
- словесные
Беседа о воздухе.
Вопросы для беседы:
- Что мы знаем о воздухе?
- Как его получаем?
-Дыхательная гимнастика "Шарики"
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
Содержание: выполнение движений по тексту:
Вот так шарик надуваем и до облака взлетаем.
Шарик лопнул - выдыхаем, наши мышцы расслабляем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
-Работа в лабораториях: проведение опытов.
Опыт №1 «Можно ли увидеть воздух?»
Воспитатель: Ребята, хотите увидеть воздух? (Дети: Да)
Предлагаю пройти в лабораторию и провести опыт. На столе у каждого ученого лежит трубочка и стакан с водой. Опустите в стакан с водой трубочку и дуйте в неё. Что вы увидели? (Дети: Пузырьки).
Правильно, это воздух который мы с вами выдыхали. Пузырьки поднимаются наверх потому что воздух легкий. Делайте выводы и
фиксируйте результаты ( рисуют условные обозначения)
Опыт №2 «Занимает воздух место?»
Ребята, предлагаю провести второй опыт и узнать - занимает ли воздух место? У меня в руке стакан, как вы думаете, он - пустой? (Дети: Да).
Вот сейчас мы это и проверим. Возьмите стакан и положите на дно небольшую бумажку. Теперь переверните стакан вверх дном и медленно опустите в емкость с водой. Опускайте стакан в воду пока он не коснется дна. Затем медленно поднимите стакан из воды и проверти бумагу.
Какая она? (Дети: Сухая). Почему она не намокла? (Дети: В стакане есть воздух и он не пропустил воду). Делайте выводы и
фиксируйте результаты ( рисуют условные обозначения).
Физкультминутка.
Воздух - невидимка, (руки вверху, вправо - влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух - невидимка, (руки вверху, вправо - влево)
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Если быстро - быстро
В поле убегу, (бег на месте)
Чистого - пречистого
Воздуха найду! (потирают руки)
Если вместе с дедушкой
По лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного
Воздуха найду! (руки накрест к плечам)
Если вместе с папой
В горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального
Воздуха найду! (фонарики).
Опыт №3 «Можно поймать воздух?»
Воспитатель: Я для вас приготовила полиэтиленовые пакеты. Что в нём? (Дети: Он пустой). Давайте поймаем воздух в пакет. Ребята, что случилось с пакетом? Он наполнился воздухом. На что стал похож пакет? (Дети: На шарик). Имеет ли воздух цвет? (Дети: Нет, он прозрачный, бесцветный). Делайте выводы и фиксируйте результаты ( рисуют условные обозначения).
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
На столе лежат картинки с изображением предметов. Дети должны разложить их на два подноса: 1- внутри которых есть воздух, 2 - внутри которых нет воздуха.
Опыт №4 «Музыкальный воздух»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух можно услышать? (Дети: Нет).
Возьмите дудочки, свистульки, саксофоны и подуйте в них. Что вы услышали? (Дети: Звук). Правильно, звук возникает когда возникает колебание воздуха, воздух дрожит и получаются звуки. Делайте выводы и фиксируйте результаты ( рисуют условные обозначения).
Опыт №5 «Может человек прожить без воздуха?»
Воспитатель: Давайте с вами глубоко вдохнем, а затем выдохнем. Чем мы с вами дышим? (Дети: Воздухом). Правильно. А сейчас попробуйте не дышать, сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Может ли человек не дышать? (Дети: Нет, без воздуха человек погибнет). Делайте выводы и фиксируйте результаты ( рисуют условные обозначения).
Дидактическая игра «Что дает человеку чистый воздух?»
На столе разложены картинки с изображением: цветы, деревья, трава, заводы, машины, мусор.
Воспитатель предлагает детям выбрать те картинки с изображением, которые помогают человеку дышать чистым воздухом(Дети выбирают). Правильно, значить растения наши помощники! А что нужно сделать людям, чтобы сохранить воздух чистым? (Дети: Высаживать больше деревьев, убирать мусор, ставить фильтры на трубы заводов).
- Методы контроля и оценки деятельности детей:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий: похвала, наведение на правильный ответ;
– взаимоконтроль: ребенок сравнивает свою работу с работой других детей;
– самопроверка с помощью нормирующих средств: сравнение с образцом;
– рефлексия деятельности: «Что нового узнали?», «Какие опыты мы с вами проводили?», «Во что играли?», «Что больше всего понравилось?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....