Конспект занятия "Воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Подлесных Татьяна Анатольевна

Задачи:

*систематизировать и уточнить представление детей о свойствах воздуха;

*расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

*учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

*развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

*развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

*развивать у детей умения отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением;

*упражнять детей в умении работать по схеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей (ОД)

по теме  «Воздух»

Возрастная группа:  подготовительная группа (6-7 лет)

Виды деятельности детей:

- опытно -экспериментальная деятельность;

-двигательно-игровая деятельность;

-коммуникативно-двигательная деятельность;

- познавательная деятельность в ходе экспериментирования.

Содержание деятельности детей:

-представление  о свойствах воздуха;

- умение устанавливать причинно - следственные связи на основе экспериментов;

-умение делать выводы;

-умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

- умение действовать по инструкции .

Интегрированная форма  Экспериментирование

Образовательные задачи

1. Задачи, ориентированные на получение результата в форме представлений и знаний детей (когнитивный опыт)

1.1 систематизировать и уточнить представление детей о свойствах воздуха;

1.2 расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

1.3 учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

2. Задачи, ориентирована на получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей (опыт эмоционально-ценностного отношения к миру)

2.1 развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

2.2 формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе;

3. Задачи, ориентированные на получение результата в форме умений, навыков, способов деятельности детей (опыт практической деятельности)

3.1 развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

3.2 развивать у детей умения отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением;

3.3 упражнять детей в умении работать по схеме.

Материалы и оборудование (прил. 1)

  1. Стимульный материал:

- коробка с воздушными шарами

- предложение стать учёными (устное)

  1. Материалы для деятельности детей:

материалы для представления заданий и результатов деятельности:

- бутылки, стаканы, пакеты, трубочки, зубочистки (по количеству детей);

- воздушные шарики (по количеству детей);

- бумага для изготовления веера (по количеству детей);

- инструменты (по количеству детей);

- планшеты со схемой;

- магнитная доска для иллюстраций;

- дидактическая игра (набор картинок).

материалы для преобразования и трансформации:

- столы для экспериментов

-ширмы для разделения группового пространства.

материальные средства для деятельности детей:

-иллюстрированный материал (предметные и сюжетные картинки);

- схемы.

3. Дидактический материал:

– серия картинок «Свойство воздуха»

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

– магнитная доска

- оборудование для экспериментов

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга в стихотворной форме.

Показывает детям коробку - сюрприз с воздушными шариками, задает вопросы.

Приветствуют друг друга, выполняют игровые действия, связанные со стихотворением.

Смотрят, отвечают на вопросы

Содержательно-деятельностный

Проводит беседу, поощряет активность детей.

Предлагает детям разделиться на группы, стать учёными, пройти в лабораторию, выбрать определенный стол.

Знакомит детей с условными обозначениями:

Работа со схемой условных обозначений, фиксирует тему экспериментов: опыт с бутылкой.

Предлагает посмотреть в пластиковый прозрачный стакан, обращая внимание на положение воздуха.

Задает вопросы.

Закрепляет представления о том, что воздух легче воды: опыт со стаканом.

Предлагает провести опыт самостоятельно, но только по словесной инструкции.

Фиксация результата – рисует условные обозначения.

Закрепляет представления о том, что воздух бесцветный; формирует представление о том, что воздух можно почувствовать : опыт с пакетом, зубочисткой, листом бумаги.

Предлагает приступить к опыту.

Предлагает детям как можно почувствовать воздух

(проткнуть пакет зубочисткой, сложить веер).

Фиксация результата.

Закрепляет представления о том, что при помощи воздуха можно получать звуки : опыт с музыкальными инструментами.

Задаёт вопросы.

Проведение опыта.

Вывод, фиксация результата.

Закрепляет  представления о том, что человек не может без воздуха: опыт с собственным организмом.

Предлагает встать в круг, подышать носом, закрыть нос.

Задаёт вопрос: «Можем ли мы продержаться так долго?»

Делают вывод о том, что человек не может без воздуха.

Беседуют о том откуда берётся воздух.

Фиксирует результат.

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе.

Распределяются на группы, слушают указания педагога.

Обращают внимание на схему условных обозначений.

Наблюдают за действиями педагога, участвуют в беседе.

Действуют по инструкции, выполняя опыт.

Наблюдают.

Отвечают на вопросы.

Участвуют в эксперименте, отвечают на вопросы.

Выполняют инструкцию педагога, экспериментируют со своим организмом.

Оценочно-рефлексивный

Закрепляет  знания о предметах,  с помощью которых можно получить воздух.

Предлагает поиграть в игру «Что дает  человеку чистый воздух?»

Предлагает вспомнить свойства воздуха с опорой на схему.

Играют, выполняют игровые действия в соответствии с правилами.

Отвечают на вопросы педагога, делают выводы по схеме.

Методы и приемы (см. алгоритм Шаг 9)

  1. Методы мотивации и стимуляции деятельности детей:

- Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности

-коробка с воздушными шариками

«Ребята, у меня в коробке воздушные шарики, но они почему- то не летают. Что надо сделать, чтобы шарики могли летать?

Ответы детей: Надо надуть.

- Вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей)

Вопросы для беседы:

- Чем можно надуть шарики?

- Что мы знаем о воздухе?

- Как его получаем?

- Создание ситуации успеха: дети делятся на группы, проходят в лабораторию  и становятся учёными,

  1. Методы организации деятельности:

- словесные

Беседа о воздухе.

Вопросы для беседы:

- Что мы знаем о воздухе?

- Как его получаем?

-Дыхательная гимнастика "Шарики"

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

Содержание: выполнение движений по тексту:

Вот так шарик надуваем и до облака взлетаем.

Шарик лопнул - выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

-Работа в лабораториях: проведение опытов.

Опыт №1 «Можно ли увидеть воздух?»

Воспитатель: Ребята, хотите увидеть воздух? (Дети: Да)

Предлагаю пройти в лабораторию и провести опыт. На столе у каждого ученого лежит трубочка и стакан с водой. Опустите в стакан с водой трубочку и дуйте в неё. Что вы увидели? (Дети: Пузырьки).

Правильно, это воздух который мы с вами выдыхали. Пузырьки поднимаются наверх потому что воздух легкий. Делайте выводы и

фиксируйте  результаты ( рисуют условные обозначения)

Опыт №2 «Занимает воздух место?»

Ребята, предлагаю провести второй опыт и узнать - занимает ли воздух место? У меня в руке  стакан, как вы думаете, он - пустой? (Дети: Да).

Вот сейчас мы это и проверим.  Возьмите стакан и положите на дно небольшую бумажку.  Теперь переверните стакан вверх дном и медленно опустите в емкость с водой.  Опускайте стакан в воду пока он не коснется дна. Затем медленно поднимите стакан из воды и проверти бумагу.

Какая она? (Дети: Сухая). Почему она не намокла? (Дети: В стакане есть воздух и он не пропустил воду). Делайте выводы и

фиксируйте  результаты ( рисуют условные обозначения).

Физкультминутка.

Воздух - невидимка, (руки вверху, вправо - влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух - невидимка, (руки вверху, вправо - влево)

Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)

Если быстро - быстро

В поле убегу, (бег на месте)

Чистого - пречистого

Воздуха найду! (потирают руки)

Если вместе с дедушкой

По лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного

Воздуха найду! (руки накрест к плечам)

Если вместе с папой

В горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального

Воздуха найду! (фонарики).

Опыт №3 «Можно поймать воздух?»

Воспитатель: Я для вас приготовила полиэтиленовые пакеты. Что в нём? (Дети: Он пустой). Давайте поймаем воздух в пакет. Ребята, что случилось с пакетом? Он наполнился воздухом. На что стал похож пакет? (Дети: На шарик). Имеет ли воздух цвет? (Дети: Нет, он прозрачный, бесцветный). Делайте выводы и фиксируйте  результаты ( рисуют условные обозначения).

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

На столе лежат картинки с изображением предметов. Дети должны разложить их на два подноса: 1- внутри которых есть воздух, 2 - внутри которых нет воздуха.

Опыт №4 «Музыкальный воздух»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух можно услышать? (Дети: Нет).

Возьмите дудочки, свистульки, саксофоны и подуйте в них. Что вы услышали? (Дети: Звук). Правильно, звук возникает когда возникает колебание воздуха, воздух дрожит и получаются звуки. Делайте выводы и фиксируйте  результаты ( рисуют условные обозначения).

Опыт №5 «Может человек прожить без воздуха?»

Воспитатель: Давайте с вами глубоко вдохнем, а затем выдохнем. Чем мы с вами дышим? (Дети: Воздухом). Правильно. А сейчас попробуйте не дышать, сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Может ли человек не дышать? (Дети: Нет, без воздуха человек погибнет).  Делайте выводы и фиксируйте  результаты ( рисуют условные обозначения).

Дидактическая игра «Что дает человеку чистый воздух?»

На столе разложены картинки с изображением:  цветы, деревья, трава, заводы, машины, мусор.

Воспитатель предлагает детям выбрать те картинки с изображением, которые помогают человеку дышать чистым воздухом(Дети выбирают). Правильно, значить растения наши помощники! А что нужно сделать людям, чтобы сохранить воздух чистым?  (Дети: Высаживать больше деревьев, убирать мусор, ставить фильтры на трубы заводов).

  1. Методы контроля и оценки деятельности детей:

 вербальная оценка результатов выполнения заданий: похвала, наведение на правильный ответ;

 взаимоконтроль: ребенок сравнивает свою работу с работой других детей;

– самопроверка с помощью нормирующих средств: сравнение с образцом;

– рефлексия деятельности: «Что нового узнали?», «Какие опыты мы с вами проводили?», «Во что играли?», «Что больше всего понравилось?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....