Проект "Наши пернатые друзья"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Вид проекта:
По продолжительности: краткосрочный
По приоритету: практико – ориентированный
По количеству участников: коллективный
Участники проекта: воспитанники средней группы, руководитель проекта Пахоменко Ксения Николаевна, родители.
Цель проекта: формирование знаний о зимующих птицах, ответственного бережного отношения к ним.
Задачи:
- расширять представления детей о зимующих птицах: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде;
- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
- развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- воспитывать бережное отношение к живой природе, желания помогать птицам в трудное для них время;
- пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта;
- привлечь внимание родителей к теме проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 368.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный проект
«Наши пернатые друзья»
Тулун 2022
Сроки реализации:
2 недели: с 1 февраля 2023 г. по 12 февраля 2023 г.
Вид проекта:
По продолжительности: краткосрочный
По приоритету: практико – ориентированный
По количеству участников: коллективный
Участники проекта: воспитанники средней группы, руководитель проекта Пахоменко Ксения Николаевна, родители.
Цель проекта: формирование знаний о зимующих птицах, ответственного бережного отношения к ним.
Задачи:
- расширять представления детей о зимующих птицах: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде;
- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
- развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- воспитывать бережное отношение к живой природе, желания помогать птицам в трудное для них время;
- пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта;
- привлечь внимание родителей к теме проекта.
Ожидаемый результат:
1. У детей значительно расширились и закрепились знания по теме «Зимующие птицы».
2. У детей сформировано осознанное отношение к природе, людям, охраняющим и созидающим её, а также отношение к себе как к части природы.
3. Дети проявляют бережное отношение к природе, к живым объектам.
4. Родители придают большее значение экологическому воспитанию детей в семье.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Этапы проекта:
- Подготовительный
- выбор темы;
- определение цели, задач;
- создание условий, необходимых для реализации проекта;
- разработка перспективного планирования по проекту;
- разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Погружение в проект
- Выявление уровня знаний по теме «Зимующие птицы» у воспитанников группы;
- оформление информационных листов для родителей.
- Основной
- мероприятия по реализации проекта (внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах);
- привлечение родителей к работе по реализации проекта.
- Заключительный
- итоговое мероприятие: игра-викторина «Зимующие птицы»;
- изготовление папок: «Зимующие птицы нашего края», «Дидактический материал по теме «Зимующие птицы»;
- изготовление лэпбука «Зимующие птицы».
Реализация проекта:
Этапы работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Подготовительный | Выбор темы, определение цели и задач, прогнозирование результата, анкетирование родителей: «Что вы знаете о зимующих птицах», подбор и изучение методической литературы для реализации проекта, подбор наглядно-дидактического материала, произведений художественной литературы, картин; организация развивающей среды в группе. | |
2.Погружение в проект | Выявление уровня знаний по теме «Зимующие птицы» у воспитанников группы, оформление информационных листов для родителей по темам «Экологическое воспитание в семье», «Знакомим детей с зимующими птицами нашего края», обсуждение с детьми плана действий для успешной реализации проекта. | Раскрывают свои знания по теме «Зимующие птицы» посредством ответов на вопросы педагога в ходе НОД, бесед, игр и т.д.; Участвуют в обсуждении с воспитателем плана действий для успешной реализации проекта (выучить стихотворения о птицах, наблюдать за птицами на прогулке, подобрать с родителями книги о птицах, сделать с родителями кормушки для птиц, сделать совместные рисунки с изображением кормушек и птиц) |
3. Основной этап Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие | Организация кружка «Покормим птиц зимой», сбор корма для птиц Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой?», «Забота о зимующих птицах»; Сюжетно-ролевые игры: «Столовая для птиц», «Магазин», «Ветеринарная клиника», «Поездка на автобусе в зимний лес». Организация наблюдений за птицами, их повадками, за внешним видом, экскурсий по террирории детского сада. Дидактические игры «Кто как голос подает?», «Зимующие-перелетные», «Один-много», «Четвертый лишний», загадки Организация наблюдений за кормлением птиц детьми из других групп Организация НОД: по ознакомлению с природой «Зимующие птицы»; по ФЭМП «Зимующие птицы» Организация пальчиковой гимнастики: «Кормушка», «Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц» Разучивание с детьми пословиц и поговорок о зимующих птицах; Чтение художественной литературы: стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», Ю. Синицина «Про синицу», А. Барто «Снегирь», Н. Рубцова «Ворона», В. Звягина «Воробышки», рассказы Г.Скребицкого «Воробей.Синица» В.Сухомлинского «О чем плачет синичка», рассказы Г.Снегирева «Птицы» Физминутки: «Птички», «Скачет шустрая синица», «Снегири». Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках» Рассматривание картин с изображением птиц: Слушание аудиозаписей «Голоса птиц» Занятия: рисование красками «Снегирь», лепка «Подружки для синички», аппликация «Воробей», пластилинография «Ягоды рябины для снегирей» | Принимают участие в кормлении птиц на участке, в очищении кормушек от старого корма, совместно с родителями участвуют в приобретении корма для птиц; Участвуют в беседах, играют в сюжетно-ролевые игры. Совместно с педагогом изучают правила бережного отношения к природе, к живым объектам. Активно принимают участие в беседах, рассказывают о своих наблюдениях за птицами; Принимают участие в играх, в отгадывании загадок. Наблюдают за кормлением птиц детьми из других групп, обсуждают с воспитателем и другими детьми свои наблюдения, Принимают активное участие в проведении НОД, взаимодействуют с педагогом и между собой. Проводят пальчиковую гимнастику под руководством педагога. Разучивают с педагогом поговорки, пословицы о зимующих птицах, закрепляют их с родителями дома; Слушают чтение стихов и рассказов, участвуют в беседе по прочитанным произведениям Выполняют физминутки, играют в подвижные игры под руководством педагога Рассматривают картины с изображением птиц Слушают аудиозаписи «Голоса птиц» Создают под руководством педагога рисунки аппликации, поделки из пластилина. |
4. Заключительный |
Подведение итогов: обобщение результатов работы над проектом, их анализ, формулировка выводов. | Участвуют в проведении игры - викторины «Зимующие птицы», в изготовлении папок: «Зимующие птицы нашего края», «Дидактический материал по теме «Зимующие птицы». Делятся своими впечатлениями, новыми знаниями, рассказывают о трудностях, возникших по ходу реализации проекта. |
Приложение 1
Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой?»
Цель: закреплять знания о жизни зимующих птиц средней полосы, воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимнее время года.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: зима
Воспитатель: Какие изменения произошли в природе?
Дети: день стал коротким, холодно на улице, идет снег, люди ходят в теплых вещах, перелетные птицы улетели, остались только зимующие птицы.
Воспитатель: Вы любите загадки?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте отгадаем их.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири)
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня… (Синичка).
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит… (Воробей).
Воспитатель: О ком были загадки?
Дети: О птицах
Воспитатель: А где мы можем увидеть этих птиц?
Дети: На нашем участке, в парке, во дворе, в лесу.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем они туда прилетают?
Дети: Они прилетают, чтобы поесть.
Воспитатель: Что самое страшное для птицы?
Дети: Голод.
Воспитатель: Правильно, а почему?
Дети: Потому что, если птичка не найдет корма, она ослабнет и замерзнет.
Воспитатель: Какие лакомства мы можем предложить нашим пернатым друзьям?
Дети: Снегири и свиристели любят ягоды, синички сало, воробьи крошки белого хлеба.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) Вы «летаете» по кругу, а я читаю стихотворение. Если вы услышите название той птицы, которая у вас на картинке, то вы «прилетаете к кормушке». (Дети садятся в центр круга)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель: О ком мы сегодня говорили? Что узнали?
Беседа: «Забота о зимующих птицах»
Цель: закреплять у детей знания о действиях людей, направленных на заботу о зимующих птицах, воспитывать бережное отношение к природе, живым объектам.
Ход беседы:
1. - Холодно и голодно птицам зимой, многие держаться возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (Подкармливать птиц, развешивать кормушки.)
- Что главное в кормушке? (Корм.)
Ребята, а как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее голод или холод? Почему?
Для птиц страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. А в суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому им необходимо помочь.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая!
«Спасибо вам великое!»
- А каким кормом можно кормить птиц?
2. Угощение для птиц (дидактическая игра)
Детям предлагается из предложенных названий продуктов выбрать те, которые можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц.
1.Рябина
2.Макароны
3.Семечки
4.Ягоды
5.Ржаной
6.Белый
7.Шоколадные
8.Яблоко
9.Пшено
10.Гречневая
11.Сало
12. Кусочки сырого мяса
13. Жевательная резинка
14. Поп-корн
15. Шиповник
16. Хлеб
17. Конфеты
18. Крупа
19. Каша
20. Соленое
3. Много крох перепадает с человеческого стола. Корочки хлеба, кусочки мяса, несоленое сало, остатки каши, творог. Птиц можно угостить крошками хлеба, крупой, различными семенами. Например, щеглы любят семена репейника, подсолнечника. Снегири и свиристели не прочь полакомиться плодами рябины, калины, бузины, шиповника, клена, ясеня, липы.
А вот синичек можно угостить кусочком несоленого сала, которое подвешивают на веревочку. Еще можно повесить кусочки мяса. Любят синички сливочное масло, творог.
Птицы - наши друзья и помощники в борьбе с вредителями.
Ребята! Берегите птиц!»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть.
И для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
4.Итог занятия:
А закончить занятие мне хочется словами Н. Сладкова: «Природу может спасти только наша любовь!» Помните, об этом ребята! - И я думаю, что после этой беседы, вы будете по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным, пернатым друзьям.
Приложение 2
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию: рисование красками
Тема «Снегирь»
Программное содержание:
1. Создать условия для развития творчества, воображения;
2. Учить детей рисовать снегиря на заснеженной ветке: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы - строение тела, окраску.
3. Закреплять умение рисовать кистью и красками, чисто промывать кисть и оусшать ее о тряпочку или салфетку;
4. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке полученные представления.
Виды детской деятельности: изобразительная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Оборудование: листы бумаги голубого цвета, гуашь (красная, белая, черная), кисточки, салфетки, баночки с водой.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине,
Он появится опять. (Снегирь)
Воспитатель. Правильно, снегирь. А что вы знаете об этой птице? (Это зимующая птица, любит ягоды рябины)
Основная часть.
Воспитатель. Давайте с вами рассмотрим картинку с изображением снегиря. Из каких частей состоит тело птички? (Ответы детей).
Воспитатель. Снегирь - маленькая птичка, с яркой красной грудкой и черной шапочкой. Она называется так потому, что появляется с первым снегом.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как мы будем рисовать снегиря. (Воспитатель показывает и называет этапы рисования птицы.) Рисуем заснеженную ветку белой краской.
Рисуем круг и делим его на две части - это туловище снегиря. Грудку раскрашиваем красной краской. Спинку раскрашиваем черной краской.
Рисуем головку, хвостик, носик и глаз. (Дети слушают пояснения воспитателя).
Воспитатель. Давайте с вами перед рисованием немного поиграем.
Динамическая пауза. Птицы крыльями махали - все летали и летали, птицы в воздухе кружились, на дорогу опустились, по дорожке поскакали, Крошки, зернышки клевали. (Дети имитируют движения по тексту).
Воспитатель. А сейчас наши птички превратились обратно в детей, и садятся за свои рабочие места.
Самостоятельная изобразительная деятельность. По окончанию рисования дети выставляют свои работы на выставку.
Итог занятия.
Воспитатель. Молодцы, ребята, потрудились.
Где летом пели зяблики, сегодня - посмотри!
–Как розовые яблоки, на ветках снегири. (З. Александрова)
Дети рассматривают снегирей. Какие вам птички больше понравились и почему? (Ответы детей).
Приложение 3
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию: лепка.
Тема «Подружки для синички»
Цель: Формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику, внимание, речь, воображение, творчество.
Задачи:
- Развивать умения детей лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их, друг к другу, продолжать учить пользоваться стекой.
- Развивать эстетическое восприятие.
- Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.
Предварительная работа:
- Беседа о зимующих птицах (синица, снегирь, воробей, голубь).
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение рассказов о зимующих птицах.
- Загадывание загадок.
Материал:
Альбом «Зимующие птицы», пластилин (желтого, голубого, зелёного цветов), стеки и дощечки по количеству детей, бусинки и семена подсолнуха (для оформления глаз и клюва синички), кормушка.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, скажите, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей) И у меня сегодня хорошее настроение, просто замечательное, и я хочу с вами поделиться своей добротой и теплотой. Подставьте свои ладошки, я каждому из вас подарю частичку тепла.
Воспитатель: - Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, попробуйте отгадать!
Загадка:
«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать,
Нас зимой вы подкормите,
Дети, кто мы, назовите!» (птицы)
Воспитатель: - Правильно, птицы! И сегодня мы с вами поговорим о птицах.
- Скажите мне, а где можно увидеть птиц? (на прогулке, в парке, в лесу).
- Ребята, а вы любите гулять?
Дети: Любим.
Воспитатель: - Сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Но прежде чем отправиться в зимний лес, как вы думаете, что нам нужно сделать?
Дети: Надеть тёплую одежду.
Воспитатель: - Надеваем воображаемые рукавички, шапку, шубку.
- В зимний лес на прогулку приглашаю вас пойти,
Интересней приключений нам, ребята, не найти.
Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам, не спешим, не отстаём. В лес мы дружно все пойдём.
Воспитатель: - Отгадайте загадку и узнаете, кого мы можем увидеть в лесу:
Черная шапочка
И полоска шарфика
У желтогрудой птички
По имени (синичка)
Появляется картинка синички.
- Как можно назвать синичку?
Ответы детей: модница.
- Скажите дети, эта птица улетает в тёплые края?
Дети: Нет, она зимует с нами.
- Как можно ее назвать.
Дети: Зимующая птица.
- Мне показалось, что синичке грустно одной.
Как вы думаете почему?
Ответы детей: Ей холодно, скучно одной, у неё нет друзей.
- Ребята, как можно помочь синичке?
Ответы детей: Слепим ей друзей.
- Снимайте одежду и кладите её на стулья, присаживайтесь к столам.
- Давайте согреем наши ручки - потренируем пальчики.
Пальчиковая игра «Мы во двор пришли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять. «Идём» по столу указательным и
средним пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами
С горки мы потом катались, Проводим указательным пальцем
правой руки по ладони левой руки
А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то одной
стороной, то другой.
Все в снегу мы в сад пришли. Отряхиваем ладошки.
Съели суп, и спать легли. Движения воображаемой ложкой Руки под щечку
Напомнить детям правила безопасности при работе с пластилином, стеками и мелкими бусинами.
- Что есть у всех птиц?
Дети: Туловище, голова, клюв, хвост, крылья.
Показ способа лепки синички:
1. Какого цвета берём пластилин на лепку туловища? (Беру желтый пластилин). Лепим туловище в форме овала.
2. Какого цвета галстук у синички на грудке? Раскатываю из черного пластилина тоненькую колбаску и прикрепляю галстук на грудку синички.
3. Беру зелёный пластилин, раскатываю шарик, расплющиваю пальцами и кладу на спину синички, немного прижимая.
4. Какими, движениями будем раскатывать голову? (круговыми движениями).
5. Беру стеку, делаю небольшое углубление, вставляю в углубление семечко – это клюв.
6. Беру чёрный бисер и делаю глазки синичке. Сколько глаз у птицы? (два).
Откладываю голову синицы в сторону, она готова.
7. Для хвоста беру пластилин синего цвета, катаю короткую колбаску и немного её придавливаю, чтобы хвост получился плоским. Откладываю его в сторону.
8. Беру 1 кусок зелёного пластилина, катаю шар, сплющиваю, беру стеку, делю на 2 части. Затем, каждую часть, стекой, надрезаю - это крылья. Прикрепляю крылья с каждой стороны туловища, затем беру хвостик и тоже прикрепляю его к туловищу.
9. Затем, беру голову и прикрепляю к туловищу, немного придавливая.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель помогает детям советом, подсказывает следующий этап лепки.
Индивидуальная работа:
Воспитатель: - Для чего нужна кормушка? Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте посадим наших синичек в кормушку.
Итог: - Чья синичка понравилась больше остальных? Почему?
- Молодцы ребята! Замечательные синички получились у всех! Теперь нашему лесной гостье не будет скучно. Вот сколько у нее стало друзей! Сегодня, когда мы пойдем гулять, мы возьмём корм для птиц и покормим синичек, воробьёв и других птичек, которые прилетают к нам на участок.
Приложение 4
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию: аппликация
Тема «Воробей»
Цель: формирование умения детей передавать в аппликации образ птиц.
Задачи:
- Способствовать формированию представлений о зимующих птицах.
- Содействовать развитию умения вырезать и аккуратно приклеивать детали.
- Содействовать развитию воображения, творческих способностей, композиционных умений в расположении предметов, эстетического отношения к окружающему миру.
- Вызвать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки с перелетными птицами; тарелочки: квадраты коричневого цвета (5х5, 7х7), круг коричневого цвета, готовые детали: глазки, хвостик, клюв (на каждого ребенка); ножницы, клей, салфетки.
Ход занятия:
- Ребята, давайте поздороваемся, посмотрим друг на друга и подарим свои улыбки.
Приветствие «Дружба начинается с улыбки»
Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.
Возьмёмся за руки, друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, солнце!»
Дети здороваются.
- Ребята, вы что многие птицы улетели в теплые страны.
Расскажите, почему некоторые птицы осенью улетают в теплые страны.
Ответы детей.
- Как называются такие птицы?
Дети: Перелетные.
- Как называются птицы, которые остаются зимовать с нами?
Дети: Зимующие.
- Вы знаете, почему они остаются зимовать? Зимовать остаются те птицы, которые питаются семенами, шишками, ягодами, крошками, салом, крупой. Они могут найти пищу. Ребята, а как мы можем помочь зимующим птицам?
Дети: Сделать кормушки и насыпать в них корм.
- Правильно. Ребята, давайте поиграем. Вам нужно будет отгадать загадки, а отгадки найти на картинках.
Игра: «Найди птицу по загадке»
1.Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ... (Сорока)
2.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять… (Снегирь)
3.Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только их лечит... (Дятел)
4.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика… (Синица)
5.Озорной мальчишка в сером пальтишке
По двору шныряет, крошки собирает.
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?... (Воробей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали! Посмотрите, к нам залетел воробей. (Картинка воробья). Он очень расстроен, у него нет друзей. А ведь воробьи любят летать стайками. Давайте ему поможем. Как мы можем помочь воробушку?
Ответы детей.
- Ребята, я предлагаю сделать птичек из бумаги, согласны?
Дети подходят к столам, на которых разложены материалы для аппликации.
- Ребята, обратите внимание, что за геометрические фигуры лежат перед вами на столе?
Ответы детей: Круг и квадраты.
- Ребята, на самом деле это не простые квадраты, они волшебные! Почему волшебные? Я открою вам секрет, сейчас в наших руках волшебные квадраты превратятся в воробьев.
- Я расскажу вам, как делать воробья. Будьте внимательны и следите за работой моих рук.
Пошаговое объяснение.
Берем большой квадрат и обрезаем со всех сторон уголки. Получился круг. Это туловище. Берем маленький квадрат и делаем то же. Это голова. Берем круг, складываем его пополам и разрезаем по линии сгиба. Получилось два крыла. Чего не хватает?
Ответы детей: глаз, клюва и хвоста.
Добавляем готовые детали: глазик, клюв, хвостик. Составляем из полученных деталей воробьев.
Вот и готов наш воробей.
- Ребята, а кто напомнит нам правила безопасной работы с ножницами?
Ответы детей:
-Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями.
- Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, та как их можно уронить и поранить себя или рядом работающего человека.
- По окончании работы убрать ножницы на край стола с сомкнутыми лезвиями.
- Чтобы вам легче было справиться с заданием, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Воробьи».
Воробьи – воробушки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Самостоятельная работа детей. Воспитатель следит за последовательной работой детей и при необходимости помогает детям.
- Ребята, посмотрите, какие у нас получились замечательные птички
- О чем мы с вами беседовали на сегодняшнем занятии?
- Что вам запомнилось из нашего занятия?
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, много знаете и умеете. Я еще сегодня приготовила лакомство для птиц: семечки, зёрна, хлеб. Мы сейчас с вами пойдём на прогулку и покормим тех птиц, которые прилетят к нам на участок.
Приложение 5
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию: пластилинография
Тема «Ягоды рябины для снегирей»
Цель: Расширение кругозора детей, знакомство с зимующими птицами – снегирям; создание образа рябины с помощью пластилинографии.
Задачи: Учить детей создавать образ рябины.
Дать знания о зимующих птицах – снегирях: виде и особенностях их поведения.
Закреплять знания о времени года.
Развивать мелкую моторику рук в процессе работы с пластилином.
Ход занятия.
Перед детьми иллюстрации разных времен года.
- Ребята, посмотрите, какие времена года изображены на картинках?
Ответы детей.
- О каком времени года говорится в этой загадке?
Налетели вьюги, настали морозные дни и ночи, пошел снежок...
Дети: О зиме.
- Ребята, вы знаете, что многие птицы улетели в теплые края, потому что холодной зимой птицам трудно находить корм, но не все птицы бояться холодов и морозов. Некоторые из них остаются зимовать. И сейчас я хочу рассказать вам о птице, которая зимует вместе с нами. Знакомьтесь - это снегирь. Свое название он получил за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму. Дети внимательно рассматривают иллюстрацию снегирей.
- Ребята, у вас есть веточки рябины, но на них нет ягод. Давайте мы с вами вылепим ягодки рябины для снегирей. Посмотрите, как это делаю я (показ способов лепки в технике пластилинографии).
Самостоятельная лепка детьми.
- Ребята, что мы сегодня с вами лепили?
Дети: Рябину для снегирей.
- Молодцы, ребята! Очень красивые у вас получились веточки рябины. Снегирям они понравятся, и они будут всю зиму радовать вас своим ярким нарядом.
Приложение 6
Конспект занятия по развитию речи
Тема «Зимующие птицы»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде.
Задачи:
- Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах), учить отвечать на вопросы полным предложением.
- Учить образовывать качественные прилагательные.
- Развивать познавательный интерес, память, внимание, речь.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами на прогулке.
- Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
- Беседы о зимующих птицах.
- Чтение книг, загадывание загадок.
Оборудование: загадки о зимующих птицах, картинки зимующих птиц, телефон,
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята! Сегодня мне позвонили мои очень хорошие друзья. Они сказали, что у них в городке все птицы, которые обитают в их краях, заколдованы. Они попросили, чтобы мы помогли расколдовать птиц.
- Для того, чтобы их расколдовать, нужно отгадать загадки и рассказать про каждую птицу: где живёт, какая она, чем питается. (Дети отгадывают загадки, воспитатель достает картинку с отгаданной птицей.)
1. Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок. (Воробей)
Воробей - серенький, питается семенами, хлебными крошками, крупой.
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка,
И полоска шарфика. (Синица)
Синица – брюшко жёлтое с черной полосой посередине, белые щёчки, головка и крылья чёрные, спинка голубовато-серая, питается крошками, любит сало и мясо, поедает семена деревьев и кустарников, ягоды.
3.Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это...(Снегири)
Снегирь – грудка и щёчки красные, верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка светлая, питается плодами рябины, семенами деревьев и кустарников, ягодами, семечками арбуза и тыквы.
4.Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит...(Сорока)
Сорока –голова, шея, грудь чёрные, живот белый, длинный хвост, ест насекомых, ягоды, семена арбуза, дыни, подсолнечника.
- Вот мы разгадали с вами все загадки, но теперь нам нужно сказать волшебные слова!
Пальчиковая гимнастика:
Десять птичек стайка.
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек –стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка –соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка –воробей.
Эта птичка –совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка –свиристель,
Эта птичка –коростель,
Эта птичка –скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта –зяблик.
Эта –стриж.
Эта –развеселый чиж.
Ну, а эта –злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем руками, как крылышками)
(После окончания пальчиковой гимнастики: раздается звонок на телефон, звонят и говорят о том, что птицы расколдованы, говорят спасибо, и хвалят ребят.)
- Ребята, мы с вами постарались! Давайте посмотрим на наших птиц. Как вы думаете, почему это птицы? Что у всех птиц общего, что их всех объединяет? (Все с крыльями, у них есть клюв, две ноги с коготками, тело покрыто перьями.)
- Как можно назвать всех этих птиц одним словом? (Зимующие птицы.)
- Почему их так называют? (Потому что одни прилетают к нам на зиму, а другие остаются зимовать.)
Физкультминутка.
Птички прыгают, летают, (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («Клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили, (Изображают)
Птички летают, поют, (Машут руками)
Зёрнышки клюют. (Наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели. («Улетают», садятся)
Воспитатель показывает картинку, где люди кормят птиц.
- Посмотрите на картинку, кто на ней изображен? (люди).
- Как вы думаете, что эти люди делают? (разнообразные ответы детей).
- Люди на картине кормят птиц.
- Для чего они это сделали? (чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело, поэтому люди подкармливают птиц).
-А сейчас мы с вами пойдём на прогулку, возьмем корм и покормим птиц.
Приложение 7
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Совершенствовать грамматический строй речи.
Задачи:
- Учить образовывать существительные в форме множественного числа, родительного падежа; качественные прилагательные;
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать доброе и заботливое отношение друг к другу, умение слушать товарища, не перебивая.
Ход занятия
Воспитатель: - Какое прекрасное утро. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к чувствам друг друга на целый день. И давайте пожелаем, друг другу доброго утра (дети встают в круг, воспитатель читает стихотворение):
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем.
С добрым утром, с новым днем!
Вот как весело живем.
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
Воспитатель:
-Послушайте стихотворение.
Все снег да снег,
Все снег да сугробы
Весь лес и все поле в снегу....
Сквозь снег проступает лесная дорога,
Вот и лисьи следы на снегу.
Воспитатель: - О чем это стихотворение? Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года? (зима)
- Что вы представляете, услышав это слово? (снег, лед, лес, горка, санки, холод, вьюга)
Чтение стихотворения воспитателем еще раз.
- Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с)
- Произнесите его протяжно: С-с-с-с-с
- Придумайте слова, связанные с зимой, которые начинаются со звука «С» (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат, сосулька, снежок...)
Игровое упражнение с игрушкой «Снеговичок» "Назови признаки зимы".
Воспитатель: - Сейчас вы по очереди будете называть признаки зимы и передавать снеговичка соседу.
Зима какая?
если снег - снежная
если мороз - морозная
если ветер - ветреная
если вьюга- вьюжная
есесли лёд- ледяная
есесли стужа- студёная
есесли как сказка – сказочная
есесли холод- холодная
Ребята, Снеговичок хочет что-то вам сказать ещё про зиму, а вы повторяйте за мной.
Физминутка «Зима»
Раз — зима, (хлопок, руки на пояс, топнуть правой ногой)
Два — зима, (хлопок, руки на пояс, топнуть левой ногой)
Вьюги да метели - (руки вверх, раскачивать)
Птицы улетели. («крылья»)
Игра с мячом "Один-много"
- Давайте поиграем в игру с мячом "Один-много". Я буду бросать мячик каждому из вас и называть птицу. Вы будите ловить мяч, называть много птиц и добавлять слово «нет» и возвращать мяч мне.
- снегирь- нет снегирей
- голубь - голубей
- синица-синиц
-сорока-сорок
-ворона- ворон
-воробей-воробьёв
-галка-галок
-дятел-дятлов
Динамическая пауза «Снегири».
Вот на ветках, посмотри, (опущенными руками показывают грудку)
В красных майках снегири.
Распустили пёрышки, (хлопают себя по бокам)
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Улететь хотят.
Улетели! Улетели! (бегут по кругу взмахивая руками)
За метелью, за метелью.
Затем дети садятся на места.
Игра «Скажи правильно»
-Ребята, а вы умеете составлять слова? А я вам сейчас покажу, как это сделать. (на примере снегиря)
• Если у птицы красная грудка, то она какая? (красногрудая)
Если у птицы жёлтая грудка, то она какая? (желтогрудая)
• Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)
• Если у птицы длинная шея? (длинношеяя)
• Если у птицы черная голова? (черноголовая)
• Если у птицы «сладкий голос»? (сладкоголосая)
• Если у птицы длинные крылья? (длиннокрылая)
• Если у птицы белый бок? (белобокая)
Воспитатель: -Молодцы, хорошо поработали.
Давайте поиграем в игру «Совушка-сова».
(В центре круга - водящий, дети идут по кругу. В конце игры дети должны замереть на месте, водящий смотрит, кто шевелится, называет имя).
Совушка-сова,
Большая голова.
На пеньке сидит,
Головой вертит.
Глазками — хлоп-хлоп,
Лапками — топ-топ.
По лесу летала,
Мышек, птичек искала.
Воспитатель: - Вы сегодня просто молодцы: угадали загадки о птицах, поиграли, выполнили очень много сложных заданий. После такого занятия у меня такое прекрасное настроение, а у вас?
Приложение 8
Конспект занятия по ФЭМП
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Воспитывать заботливое отношение к птицам, отзывчивость, желание помогать другим.
Задачи: - Упражнять детей в количественном счете в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета, в умении отвечать на вопрос «Сколько?».
- Продолжать формировать умение у детей устанавливать равенство и неравенство групп предметов на основе счета, уравнивать неравные группы двумя способами.
- Формировать умение конструировать по образцу геометрические фигуры.
- Развивать наглядно-образное мышление, воображение, зрительную память, речь.
Материал: конверт с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник), 5 воробьев, 5 семечек.
Раздаточный материал: конверты с геометрическими фигурами (1 большой красный круг, 1 маленький красный круг, 1 маленький треугольник желтого цвета, 3 больших треугольника синего цвета)
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, отгадайте, кто сегодня вместе со мной пришел на занятии. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Воспитатель: - Молодцы, дети, правильно угадали птицу. Воробей мне рассказал, что его друзьям-птицам холодно и голодно зимой, он позвал своих соседей-воробьев и просит вас помочь им. Поможем птицам?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: - Чем мы можем помочь птицам? Сделать кормушки, повесить кормушки, покормить птиц…
- Кормушки у нас есть на участке, давайте подумаем, чем мы можем покормить птиц. (На доске в ряд 4 воробья).
- Чем мы можем угостить воробьев? Семечками, крошками…
- У меня в корзинке лежат семечки. Угостим воробьев семечками?
Дети: Да, угостим.
Воспитатель: - Как мы узнаем, сколько воробьев к нам прилетело? Нужно их сосчитать.
- Давайте сосчитаем воробьев. Напоминаю вам, что считаем мы слева – направо, не пропуская ни одной птички правой рукой. Договорились? Посчитайте все вместе. «Один, два, три, четыре. Всего 4 воробья»
- Каждого воробья я угощу одной семечкой. Сколько семечек я положила, как узнать? Их нужно сосчитать.
- Кто хочет сосчитать семечки? (1-2 ребенка считают)
- Дети, сколько всего семечек? Всего 4 семечки.
- Чего больше воробьев или семечек? Их одинаково, поровну.
- Правильно, дети, 4 воробья и 4 семечки, значит их поровну, одинаково.
- Всем хватило семечек? Посмотрите, к нашим воробьям прилетел еще один воробей.
- Сколько стало воробьев?
- Давайте проверим (ребенок считает или хором)
«Один, два, три, четыре, пять – всего 5 воробьев».
- Чего больше воробьев или семечек?
Больше воробьев. (Сколько воробьев?) Воробьев 5.
- Чего меньше воробьев или семечек?
Меньше семечек. (Сколько семечек?) 4 семечки.
- Какое число больше 5 или 4? Какое число меньше 4 или 5?
- Здесь 5 воробьев, а 4 семечки. Воробьев больше чем семечек, 5 больше, чем 4, а 4 меньше чем 5.
- Что нужно сделать, чтобы воробей не остался голодным? Чтобы воробьев и семечек стало поровну?
Угостить его семечкой.
Воспитатель: - Давайте добавим одну семечку. Сколько стало семечек? Давайте проверим, считаем хором. «Всего 5 семечек»
- Как получилось у нас 5 семечек?
К 4 семечкам добавили одну, стало 5 семечек. Воробьев и семечек стало поровну, 5 и 5.
- Всем воробьям хватило семечек? (да)
Физминутка
Птички клювик поднимают (поднимают и опускают голову).
Птички крылья расправляют (поднимают и опускают прямые руки).
Птички зёрнышки клюют (приседают и стучат указательными пальцами по колену).
Птички песенки поют (поворачиваются вправо и влево, взмахивая руками и произносят «Тень – тень»).
Птички ножки разминают (поочерёдно поднимают ноги, сгибая колени).
Птички прыгают, летают (прыжки на двух ногах)
Воздух носиком вдыхаем (медленно поднимают руки – вдох, отпускают – выдох).
Дети полетели и сели на стульчики.
- Ребята, посмотрите, что у вас в конвертах.
(воспитатель из мешочка достает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
- Что это? (геометрические фигуры).
Д/и «Собери из геометрических фигур птичку»
- Назовите какие у вас геометрические фигуры? (круги и треугольники)
- Давайте их рассмотрим.
- Сколько кругов? (два круга)
- Одинаковые круги? (нет) Чем отличаются? (один большой, один маленький)
- Какого цвета? (красного)
- Посчитайте, сколько всего треугольников? (треугольников всего 4)
- Посмотрите, чем отличаются треугольники? (3 больших и 1 маленький, большие синего цвета, а маленький желтого)
- Как вы думаете, что можно сделать из этих фигур? (заслушиваются варианты детей)
- Из этих фигур можно сделать птичку.
Посмотрите, какая у меня получится птичка (показ на доске).
- Большой круг у меня туловище, маленький круг – голова, три больших треугольника это крылья и хвост. Хвост я приложу к туловищу углом треугольника, а крылья «стороной», а маленький треугольник – клюв, его я приложу к голове углом.
- А теперь сами выложите на ковре птичку.
(во время работы индивидуальная помощь при затруднении).
- Какие красивые птички у вас получились. Соберите фигуры в конвертики.
- Вы молодцы.
- Чем помогли мы зимующим птицам? (посчитали, покормили)
- А играли с геометрическими фигурами.
- Трудно или легко нам было помогать птицам?
Приложение 9
Конспект занятия по ФЭМП
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Воспитывать заботливое отношение к птицам, отзывчивость, желание помогать братьям нашим меньшим.
Задачи:
- Продолжать упражнять детей в количественном счете в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета, в умении отвечать на вопрос «Сколько?».
- Продолжать формировать умение у детей устанавливать равенство и неравенство групп предметов на основе счета, уравнивать неравные группы двумя способами.
- Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
Ход занятия
- Какое время года? Назовите зимние месяцы. Какое будет следующим? Назовите весенние месяцы.
- Как вы думаете, нужно ли еще в марте подкармливать птиц, ведь уже весна? Почему?
- Теперь отгадайте, кто сегодня наш гость.
Он растрёпанный, драчливый.
Непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком,
Хлеба собирает крошки.
Искупается в пыли
Или в луже на мели.
Отгадайте поскорей,
Эта птичка …(Воробей)
(Картинка воробья)
- Сколько воробьев? (Один)
- К нашему воробью прилетела стайка воробьев. Сколько воробушков прилетело? (4) Как узнали? (Посчитали)
- Стало больше или меньше? Сколько стало воробьев? (5)
- Два воробья поклевали зернышки и улетели. Стало больше или меньше? На сколько меньше? Сколько осталось воробьев? (3)
- Молодцы! Теперь немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика «Воробьи»
Воробьи – воробушки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Работа с раздаточным материалом
(На каждого ребенка по 5 квадратов и треугольников)
- Поставьте на верхнюю строку столько квадратов, сколько у меня воробьев. (4) Начинаем ставить от красной линии, слева направо.
- На нижнюю строку поставьте столько треугольников, сколько у меня семечек. (5)
- Чего у вас больше? На сколько?
- Чего меньше? На сколько?
- Что нужно сделать, чтобы стало поровну? (Прибавить 1 квадрат или убрать 1 треугольник)
(Воспитатель вместе с детьми выполняет то же действие с воробьями и семечками)
- Давайте посчитаем, сколько у меня воробьев. (Один ребенок считает у доски)
- Сколько семечек? (Второй ребенок считает у доски)
- Что можно сказать про воробьев и семечки? (Их поровну)
- Значит, никто не останется голодным! Молодцы! Все сделали правильно, можно отдохнуть.
Физминутка
Птички прыгают, летают. (Дети прыгают, летают)
Крошки птички собирают. (Клюют зёрнышки)
Пёрышки почистили,
Дальше полетели (Летают)
И на место сели. (Садятся за столы)
- А теперь давайте поиграем: поставьте на верхнюю строку 5 квадратов (начинаем от красной линии).
- Прыгнете на месте столько раз, сколько вы поставили квадратов.
- Отсчитайте столько треугольников, сколько услышали хлопков. (2)
- Сделайте столько приседаний, сколько у вас треугольников. (3)
- Молодцы!
- Что мы с вами делали на занятии?
Приложение 10
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением
Тема «Зимующие птицы»
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к птицам.
Задачи:
- Закрепить знания детей о зимующих птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведение.
- Продолжать учить составлять краткую описательную характеристику о птицах.
- Развивать логическое мышление, отвечая на вопрос «потому что».
- Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, с помощью взрослого делать выводы.
Материал:
Иллюстрации с изображением птиц, раскраски, цветные карандаши.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
1. Организационный этап:
Упражнение «Сова»
- Положите левую руку на правое плечо и сожмите плечо левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь и глубоко вздохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое движение, положив правую руку на левое плечо.
- Ребята, почтальон принес нам письмо, а в нем загадка:
«Они летать умеют, их пух и перья греют». Кто это? (птицы)
Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Поговорим мы сегодня о зимующих птицах.
- Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей, дятел, синицы, снегири).
- Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
- У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
- Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).
- Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.
- Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).
- Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.
Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?
- Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
- Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?
(Голубь большой, сизый, воркующий.)
- Какие это птицы?
- Почему их так называют?
Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка».
Воспитатель говорит:
- «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица – угадай-ка».
Показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.
Игра «Какой птички не стало?»
На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц. Незаметно для детей убирать одну картинку и спросить:
- Какой птички не стало?
Пальчиковое упражнение «Дятел»
- Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
Упражнение «Загадка»
- Выберите картинку с изображением птицы, а я загадаю о ней загадку.
Дети по очереди выходят к столу, где лежат картинки с птицами, выбирают одну и показывают детям, а воспитатель загадывает об этой птице загадку.
- Символ мира – это он,
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет (голубь).
- Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь).
- Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
- Все деревья с интересом изучает доктор леса. Если дерево ест жук, Доктор сразу: ТУК. ТУК. ТУК! (Дятел).
- Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки. (Воробей)
- Эта птица всем знакома –
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона).
Изобразительная деятельность
Раскрашивают картинку «Снегирь на ветке».
Итог занятия
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали на занятии?
- Что понравилось?
- А сейчас я предлагаю превратиться в птиц и поиграть в игру «Воробьи и вороны».
- Какие крылышки у воробья? Как он летает?
- Какие крылья у вороны? Как она летает?
Дети играют в игру «Воробьи и вороны».
- Раз, два, три - обернись, обратно в детей превратись. Превращаемся обратно в детей.
Приложение 11
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей природой
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: продолжать расширять представления детей о жизни и повадках зимующих птиц родного края.
Задачи:
- Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц, дать представление о видах питания зимующих птиц, составлять простые предложения с опорой на картинку.
- Развивать наблюдательность, сообразительность в процессе отгадывания загадок, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.
Ход занятия:
- Дети, послушайте мою загадку:
Раскрыла снежные объятья, деревья все одеты в платья.
Стоит холодная погода, какое это время года?
Дети: Зима.
- Правильно, зима. Мы очень любим зиму, во что можно играть зимой?
Дети: Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, на лыжах, на горке, лепить снежную бабу.
- Да, весело в это время года детворе. Но, к сожалению, зимой весело далеко не всем.
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от птички –невелички, которая просит от лица всех птичек помочь им: ведь им холодно и голодно зимой. Вы уже знаете, что зимой птичкам совсем нечего кушать: вся пища, которую они клевали летом (жучки, паучки, дождевые червяки) покрыта снегом. У птичек ведь нет зимой дома, где они могут укрыться от холода, нет теплой одежды, как у людей. Кто же может им помочь зимой?
Ответы детей: Человек.
- Правильно, человек. Птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм (обращает внимание детей на кормушки, сделанные руками родителей).
- И все же большинство птичек улетает в теплые страны ждать окончания холодов. Как мы называем таких птичек?
Дети: Перелетные птицы.
- А как мы называем птиц, которые остаются с нами зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
- Давайте с вами позовем птичек.
Проводится пальчиковая игра: «Прилетайте птички».
Прилетайте птички (подзывающие движения рук).
Сало дам синичке (ребром правой ладони стучат по левой ладони).
Приготовлю крошки (делают щепотку) хлебушка немножко.
Эти крошки –воробьям (показывают одну ладошку),
Эти крошки- голубям (показывают другую ладошку),
Галки да вороны (показать руками птиц, соединить
большой палец со всеми),
Клюйте макароны! (трем ладонью о ладонь)
- Какие же птицы остаются с нами зимовать? Отгадайте мои загадки.
1. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая, вещунья белобока,
А зовут её? (сорока)
Дети выбирают картинку сороки.
2. Эта маленькая пташка носит серую рубашку,
подбирает быстро крошки и спасается от кошки. (воробей)
3.Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка, и полоска шарфика. (синичка)
4.Серая птица меня не боится, моргнет удивленно, ведь это? (ворона)
5.Выносливая птица, усердно ищет корм,
И крошки подбирает, воркуя под окном! (голубь)
6.Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябинке он появится опять? (снегирь)
Дети поочередно по мере отгадывания загадок находят нужных птиц на мольберте.
- Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Ответы детей: Хлебом, крошками, семечками, зернышками.
- А вот снегири питаются разными ягодами, а синички еще любят лакомиться салом. (сыплет на кормушку семечки, крошки хлеба и зернышки). Я приготовила тарелочки с кормом. Посмотрите, что можно положить в кормушки.
Воспитатель приглашает детей к столу, где расположены тарелочки с разным кормом. Дети рассуждают что можно взять с собой, можно ли кормить птичек конфетами, бусинками, обрывками бумаги? Выбирают правильный корм.
Воспитатель предлагает детям отправиться в парк, покормить там птиц, но на улице холодно нужно потеплее одеться.
Имитация движений: дети, соблюдая последовательность одевания, показывают движения.
Проводится физкультминутка «На дворе у нас мороз».
На дворе у нас мороз, чтобы носик не замерз,
(хлопают себя по плечам, трут носик)
Надо ножками потопать, и ладошками похлопать.
(топают ногами, хлопают в ладоши)
С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
(показ руками, кружатся)
Будем их ловить руками, и покажем дома маме.
(руки над головой, хватают «снежинки», протягивают ладошку)
А вокруг лежат сугробы.
(потягивание рук в стороны)
Снегом замело дороги, не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги
(идут за воспитателем высоким шагом)
Мы идем, идем, идем, и вот наконец пришли в наш парк.
- Посмотрите, как здесь красиво, все белым снегом замело.
А вот и наши пернатые друзья. Сидят, нахохлились, совсем замерзли (обращает внимание на бумажных птичек). Ребята, давайте согреем птиц своим теплым дыханием.
(Дети встают в круг, дуют на ладошку, звучит аудиозапись «Голоса птиц», дети ставят возле мольберта тарелочки с «правильным» кормом).
Воспитатель читает стихотворение:
Хлеб и крошки на кормушке,
прилетайте птички к нам,
клюйте птички понемножку,
и летите к облакам!
- Сейчас мы с вами превратимся в птичек.
Проводится подвижная игра «Воробушки и голуби»
Воспитатель:
- На полянке мы гуляли, за природой наблюдали:
Как красиво все зимой, много здесь чудес для нас с тобой!
Вверх на небо поглядели, к нам и птички прилетели,
Вокруг нас летали, крыльями махали!
В парке тихо и покой, ну а нам пора домой!
Попрощайтесь с птичками.
Воспитатель и дети возвращаются с «прогулки», имитируя движения ходьбы по глубокому снегу, по узкой дорожке, порядок раздевания: варежки, обувь и. т. д.
Дети садятся на стульчики.
- Вам понравилось в парке? Что вы запомнили? Каких птичек мы сегодня видели в парке? Чем мы их покормили? (ответы детей)
Вы сегодня молодцы, не забывайте, что птичкам нужно помогать, чтобы они не погибли от холода и голода.
- Покормите птиц зимой пусть со всех концов,
К нам слетятся, как домой стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма! Горсть зерна нужна.
Горсть зерна - и не страшна будет им зима.
- А весной птички пропоют нам такую песенку:
«Благодарим вас, люди! Мы дождались весны!!!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пернатые друзья"
Тема: «Пернатые друзья»Направление: «Познавательно-речевое развитие»Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество...
Интегрированное занятие "Пернатые друзья"
Закрепление представления детей о птицах. Воспитание бережного отношения к природе....
Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"
Сценарий разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в совместной деятельности....
Как живут наши пернатые друзья зимой
НОД в старшей группе...
Положение о смотре-конкурсе "Помоги пернатым друзьям"
Положение о смотре-конкурсе на лучшую кормушку для птиц "Помоги пернатым друзьям", в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников...
Образовательная деятельность по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста в центрах активности по теме: «Птицы – наши пернатые друзья».
Образовательная деятельность по развитию речи...
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
- Мне нравится (1)