Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лаборатория чудес»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_opyty.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лаборатория чудес»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Обучающие задачи:
- учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
- побуждать к познавательно-исследовательской деятельности, погружению в различные игровые ситуации;
- формировать умение сравнивать, логически мыслить, правильно формулировать выводы.
Развивающие задачи:
- развивать познавательно-исследовательский интерес, смекалку, умение
самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;
- развивать у детей умение ориентироваться на местности, определять направление маршрута.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте:
- Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?
Дети: Вода.
- Ребята, вы, наверное, знаете, что вода – удивительная волшебница. Она может находиться в трех разных состояниях. Каких?
Дети: в жидком, твердом и газообразном состоянии.
- Что вы еще знаете о воде?
Дети: Вода прозрачная, у воды нет цвета, вкуса и запаха, вода жидкая, вода не имеет формы, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются, вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах, вода бывает тёплой, холодной и горячей, лёгкие предметы в воде не тонут, тяжёлые опускаются на дно, в солёной воде предметы не тонут.
- Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей)
- Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.
Ребята, я предлагаю вам сегодня стать волшебниками. Вы согласны?
Тогда отправимся в «Лаборатории чудес».
Лаборатория- это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.
Надевайте фартуки, чтоб во время опытов не запачкать свою одежду.
Только для начала запомним правила безопасности:
Без разрешения запрещается:
- вставать с места,
- трогать оборудование, приборы и реагенты,
- пробовать что-то на вкус
- приступать к опыту только после его объяснения и моего разрешения
- во время проведения наших «чудес» быть аккуратными, не отвлекаться, чтобы ничего не рассыпать и не пролить.
Итак, я приглашаю вас сесть за столы.
Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, мои юные волшебники, а какие явления природы связаны с водой?
Дети: снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман, пар.
Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы увидеть природные явления в нашей группе, которые происходят благодаря воде? (предположения детей)
Воспитатель: Сегодня мы с вами находимся в волшебной лаборатории, где сможем, как настоящие волшебники создать несколько природных явления в одной комнате.
Опыт №1 «Дождик в стакане воды»
Воспитатель: А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнает, если отгадаете загадку.
Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем он ближе.
Дети: Дождик и облако.
- Значит, для того, чтобы пошел дождь нужно облако, так? Где же нам его взять? А придумала! Мы используем обычную пены для бритья. (Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой)
- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде (ответы детей).
- Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.
Ребята, посмотрите, у нас теперь в банке тоже есть облака. А как облака образуются в природе? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар.
Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.
- Мы сейчас посмотрим, как это происходит.
Воспитатель с помощью пипетки капает подкрашенную воду на пену.(можно взять разные цвета)
- Что происходит? (ответы детей).
Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.
Воспитатель: Мои юные волшебники, давайте превратимся в капельки воды.
Звучит музыка.
Дети надевают шапочки «капелек», а воспитатель надевает шапочку «тучки».
Воспитатель: Прилетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки). Встретились ручейки и стали одной рекой (дети соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали в океане капельки, а потом вспомнили, что мама-тучка наказала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевши дети поднимаются, затем вытягиваются вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме-тучке (дети подбегают к воспитателю). Снимают шапочки.
Садятся за столы.
Опыт №2 «Радуга в стакане воды»
Воспитатель: Готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте загадку.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
Дети: Радуга.
Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?
Дети: На небе.
Воспитатель: Когда она появляется?
Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.
Воспитатель: Из скольких цветов состоит радуга? (ответы детей).
Воспитатель: Дождь у нас уже был, а теперь я предлагаю вам сделать собственную маленькую радугу. Для этого вам понадобиться салфетка и фломастеры. Нарисуйте посередине салфетки разноцветные квадратики. Затем опустите один край салфетки в стакан с водой. Посмотрите, что получилось.
А сейчас давайте сделаем зарядку для глаз. Нужно не поворачивая голову смотреть за движущимися предметами. (Интерактивная зарядка)
Опыт №3 «Водяной вулкан»
Воспитатель: А какой следующий волшебный фокус будет, вы догадаетесь после моей загадки.
Он огнем плюется, лавой.
Ох, опасный великан.
Пепел, дым пускает в небо.
Называется ******вулкан.
Воспитатель: Вулкан – это гора, через которую из недр Земли извергаются огонь, лава.
Нам понадобится:
- Широкий поднос с бортиками.
- Емкость с водой
- Сода 4 чайные ложки.
- Жидкость для посуды
- краситель
- Лимонная кислота 6 чайных ложек разбавляется водой
воспитатель насыпает в кратер соду, капает жидкость для посуды, краситель, выливает в кратер воду с лимонной кислотой и вулкан извергает шипучий фонтан.
Что происходит? (ответы детей).
Воспитатель: При взаимодействии воды с кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое «вулкана» вверх.
- Ребята, нам пора возвращаться домой из волшебной страны, но я к вам обещаю, что мы побываем здесь еще в ни раз.
Итог мероприятия
Воспитатель: Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...
Конспект экспериментально - исследовательского занятия в подготовительной группе «Лаборатория чудес» по теме: «Удивительное молоко»
- расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона питания ребёнка.Развивающая:-развивать познавательный интерес у детей в про...
конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Лаборатория чудес"
кнспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе...
Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория чудес"
Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория чудес"...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория чудес"
Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности....