Статья "Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы ДОО"
статья по окружающему миру (средняя группа)

Статья раскрывает актуальность данной темы и значение использования в работе современных образовательных технологий развития познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_razvitiya_poznavatelno.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности                                                   детей  средней  группы ДОО».

Огородник Лилия Ефимовна,

воспитатель. ГБДОУ детский сад №25

Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

           Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

В настоящее время исследовательская деятельность приобретает особую актуальность, так как в ходе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый -   равноправный партнер, соучастник деятельности.

  Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка  своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира. Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе .Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность почувствовать себя ученым, первооткрывателем, удовлетворить свою любознательность, отвечая на вопросы : почему? зачем? как? откуда?  Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

 Технология  детского экспериментирования.

Для ребенка естественнее  легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности.

 Технология проектной деятельности

Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия  в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

 Технология исследовательской деятельности 

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления..

 Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач).

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

 Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий .

 Личностно — ориентированная технология

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ., позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

 Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.

 Технология интегрированного занятия

Интегрирование — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе. Познавательно- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

«Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.»

Статья «Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.»...

Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы ДОО

Современные технологии развитияпознавательно-исследовательской деятельности детейподготовительной группы ДОО Детское экспериментирование — это активно-преобразующая деятельность детей, суще...

Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности в средней группе доу

Статья содержит описание основных форм и методов, используемых для развития познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. Будет полезна педагогам ДОУ...

Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Принципиальной особенностью, определяющей специфику познавательной деятельности человека в современных условиях, является то, что здесь часто необходимо управление сразу множеством новых и р...