«Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.»
статья
Статья «Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шарова Татьяна Владимировна,
Воспитатель.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга.
«Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.»
«Прежде чем давать знания, надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.»
В. Сухомлинский
Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
В настоящее время исследовательская деятельность приобретает особую актуальность, так как в ходе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе.
Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? Откуда?) , почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
1. Технология детского экспериментирования.
Для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности.
2. Технология проектной деятельности
Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
3. Технология исследовательской деятельности.
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
4. Технология «ТРИЗ»(теория решения изобретательских задач).
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
5. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, мультимедийное оборудование, планшет, ноутбук и др.).
6. Личностно — ориентированная технология
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Создание условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
7. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
8. Технология интегрированного занятия
Интегрирование — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
Каждый педагог – творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества.
Познавательно- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (презентация)
Изучить современное состояние проблемы развития чувства времени у детей в практике дошкольного образования.Уточнить понятие «чувство времени», его компоненты и уровни.Разработать педагогич...
СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧИСЛОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Материал знакомит с "цветными цифрами" , отношениями эквивалентности: цвет - это число, число - это цвет....
Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....
Опыт внедрения технологии: "Развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"
Проблема развития творческого воображения актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнориров...
: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...
Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Детско - родительский проект по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"...
"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста
Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...