Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы ДОО
статья (подготовительная группа)
Современные технологии развития
познавательно-исследовательской деятельности детей
подготовительной группы ДОО
Детское экспериментирование — это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. (Н.Н. Поддьяков).
Детская деятельность экспериментирования позволяет получить более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, увидеть то, что недоступно пониманию при словесном изложении воспитателя (взрослого).
ФГОС ДО уделяет особое внимание познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).
В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Кушен Елена Владимировна
Воспитатель
ГБДОУ№76 Невского района
Современные технологии развития
познавательно-исследовательской деятельности детей
подготовительной группы ДОО
Детское экспериментирование — это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. (Н.Н. Поддьяков).
Детская деятельность экспериментирования позволяет получить более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, увидеть то, что недоступно пониманию при словесном изложении воспитателя (взрослого).
ФГОС ДО уделяет особое внимание познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).
В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.
Познавательно - исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников, на постижение особенностей объектов природного, предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию
Для познавательно - исследовательской деятельности я выбрала доступный и интересный детям старшего дошкольного возраста тип исследования – опыты (экспериментирование) – освоение причинно - следственных связей и отношений.
Для чего же нужна исследовательская деятельность в детском саду? Ответ очевиден: постепенно сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции - способность к исследовательскому и когнитивному типам мышления, необходимые для будущих школьников.
Способы познания:
• Наблюдение (включая самонаблюдение);
• Обследование объектов;
• Пробующие действия;
• Способы логического познания (сравнение,
классификация, сериация, анализ, синтез и др.);
• Простейшие измерения;
• Экспериментирования с предметами, объектами и их
образами;
• Использование моделей и их построение и .т.д
Содержание познавательно-исследовательской деятельности:
• Опыты (экспериментирование);
• Состояние и превращение вещества;
• Движение воздуха, воды;
• Свойства почвы и минералов;
• Условия жизни растений.
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему, вызывает огромный интерес у детей, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
В соответствии ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены объекты, предметы, стремлением узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере окружающей действительности
Актуальность:
У современных дошкольников
• Недостаточный практический опыт экспериментирования;
• Низкая степень познавательной мотивации;
• Отсутствие проблемности и перспективы движения детей к освоению исследовательских умений.
• 72% детей в свободной деятельности вообще не обращаются к экспериментированию.
Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самореализовываться.
Задачи педагога:
• научиться сопереживать с детьми радость нового открытия;
• использовать эффективные приемы развития познавательно-исследовательской деятельности и оценки результатов экспериментирования;
• стимулировать эмоциональные и деятельностные проявления детей;
• стимулировать исследовательский характер детского экспериментирования (чтобы ребенок не копировал образец действий);
• соблюдать основные принципы организации предметно окружающей среды в группе: динамичность, вариативность, учет интересов детей и др.);
• использовать развивающий потенциал семьи, активизировать взаимодействие с родителями.
Используемая мной технология включает конспекты занятий по познавательно - исследовательской деятельности, картотеку опытов во время режимных моментов.
Цель: развитие исследовательской активности в условиях совместного исследования и экспериментирования дошкольников со взрослыми.
Задачи: Создание в группе положительной атмосферы, роста интереса дошкольников к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем.
Использование: фокусов, проблемных ситуаций, приемов ТРИЗ.
Результат у детей: Интерес к необычным явлениям, фокусам, собственные рассуждения, умение проводить мини-исследование («Мы изучаем свойства воды»), фиксировать результаты.
В итоге: взаимодействие взрослых и детей строится как исследовательское объединение, в котором каждый участник проявляет себя в различных ролях (инициатор, участник, координатор, автор идей) и создается обстановка «радости общего открытия нового».
Усвоение системы в исследовательской деятельности: научных понятий, приобретение экспериментальных способов позволит дошкольнику стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
• О мире живой природы: условия, необходимые для роста и развития растений (свет, влага, тепло).
• О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.
• О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
• О человеке: наши помощники – глаза, нос, уши, рот.
• О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
• О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии организации игровой деятельности детей СРЕДНЕЙ группы (из опыта работы воспитателя).
Игра-исторически сложившийся вид деятельности, в котором ребёнок отражает свои впечатления об окружающей действительности.Ф.Фребель-выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу с...
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).
Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов,...
Современные технологии организации игровой деятельности детей средней группы (из опыта работы воспитателя).
Игровые технологии — являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре....
«Современные технологии организации игровой деятельности детей средней группы» (из опыта работы воспитателя).
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой проявляются его индивидуальные особенности, развиваются духовные и физические силы ребенка; его вни...
Современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы (из опыта работы воспитателя).
Детское творчество - это одна из форм, самостоятельной деятельности ребенка, в которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто н...
Методическая разработка по теме: " Современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы"
С психологической точки зрения, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознател...
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой ребенок и...