Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Принципиальной особенностью, определяющей специфику познавательной деятельности человека в современных условиях, является то, что здесь часто необходимо управление сразу множеством новых и разнообразных объектов и явлений, связанных между собой. Необходима такая система организации познавательнойдеятельности, которая будет качественно более высокого уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_razvitiya_poznavatelno.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Крюковских Светлана Михайловна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №53
Колпинского района Санкт-Петербурга
У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать;
нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.
(Жан-Жак Руссо)
В современном образовании повышается значение исследовательского обучения детей. Это связано с активным развитием общества, переходом на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Современное развитие человечества - это ситуация нестандартных задач, ситуация где приходится действовать с ненадежной информацией, учитывать точки зрения партнеров реальных и потенциальных. Эта ситуация требует от каждого отдельного человека исследовательского отношения к окружающему миру. Принципиальной особенностью, определяющей специфику познавательной деятельности человека в современных условиях, является то, что здесь часто необходимо управление сразу множеством новых и разнообразных объектов и явлений, связанных между собой. Необходима такая система организации познавательной деятельности, которая будет качественно более высокого уровня. От современного ребенка требуется активно исследовать меняющийся мир, создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности нужно формировать с детства. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самореализовываться.
Несмотря на давнюю историю развития исследовательского обучения в нашей стране по-прежнему обучение строится преимущественно не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. Задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию. Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является:
- Эвристическая технология.
Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы – проблемы. Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов.
- Наблюдение.
Организованное в помещении или на прогулке на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают детей в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных технологий познавательно-исследовательской деятельности детей.
- Технология детского экспериментирования.
Для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности. В групповом помещении старшей группы создан центр для детского экспериментирования, в котором содержится природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, различные семена и плоды, кора деревьев, листья и т.д. А также сита и воронки разного размера и материала, пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл, бросовый материал (бумага разной фактуры цвета, кусочки кожи, поролона, резины, пластмассы, металлические предметы, пробка, проволока и т.п.), часы песочные, механические и т.д. Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров), создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность -информационно-коммуникативные технологии.
- Технология проектной деятельности
Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Для обеспечения познавательной активности детей в нашей группе широко используется проектный метод. Он позволяет развивать познавательные способности детей, учит ориентироваться в информационном пространстве, развить логическое мышление. В нашей старшей группе были разработаны познавательно-исследовательские проекты. В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
5. Коллекционирование.
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Коллекционирование - одна из форм познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей. В нашей группе есть коллекция камней, коллекция морских ракушек, коллекция насекомых, коллекция сказочных предметов и др.
6. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Суть ТРИЗ-технологий – в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникших проблем.
7. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, мультимедийное оборудование, планшет, ноутбук и др.).
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
8. Личностно — ориентированная технология
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Создание условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
9. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
10. Технология интегрированного занятия
Интегрированное занятие отличается от традиционного, использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.
Каждый педагог – творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества.
Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах, а воспитателю сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворять любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Список литературы
1. Белоусова С. Г., Непомнящих Н. В. Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – №. 5. – С. 165-167.
2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2014.
3. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.
4. Левшина Н. И., Абричкина М. Е. Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №. 4. – С. 144-144.
5. Немчинова Л. С. Профессиональная подготовка студентов к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: теоретические основания и условия повышения качества //Вестник Вятского государственного университета. – 2020. – №. 4. – С. 95-107.
6. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013
7. Харина Л. А., Тебенёва Г. В. Формы организации познавательно-исследовательской деятельности //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2017. – №. 1. – С. 70-74.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (презентация)
Изучить современное состояние проблемы развития чувства времени у детей в практике дошкольного образования.Уточнить понятие «чувство времени», его компоненты и уровни.Разработать педагогич...
СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧИСЛОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Материал знакомит с "цветными цифрами" , отношениями эквивалентности: цвет - это число, число - это цвет....
Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....
Опыт внедрения технологии: "Развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"
Проблема развития творческого воображения актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнориров...
: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...
Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Детско - родительский проект по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"...
"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста
Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...