Конспект занятия по экологическому воспитанию в младшей группе на тему: "Зимующие птицы"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Методическая разработка в младшей группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс среди классных руководителей/ воспитателей ДОУ/ педагогов дополнительного образования на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
«Экологическое воспитание»
Тематическое направление
«Зимующие птицы»
Тема методической разработки
Автор: Кудрявцева Оксана Сергеевна, воспитатель,
Муниципальное дошкольное учреждение
Приморский детский сад «Солнышко»
Разделы методической разработки воспитательного мероприятия
1. Пояснительная записка
1.1 Тематическое направление
1.2 Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)
1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
1.5 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
1.7 Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов
1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
2.Основная часть
2.1Описание подготовки воспитательного мероприятия
2.2
Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
1.Пояснительная записка.
1.1Тематическое направление
«Экологическое воспитание».
1.2 Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
«Зимующие птицы"
В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников стала очень актуальна. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней. Научить беречь окружающий мир. Именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится меньше, но потребность в ней возрастает. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их образе жизни, создать условия для общения с миром природы.
1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)
Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
1.5 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель занятия: формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах, о правилах поведения в природе.
Задачи:
- расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании);
- развивать умение устанавливать элементарные связи;
- развивать логическое мышление;
- закреплять знание признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы";
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.
Планируемые результаты:
1. Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах.
2. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
3. Вызвать постоянное желание детей помогать к заботиться о птицах зимой.
4. Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи.
5. Обогатить словарный запас детей.
6. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
8. Приобщить к совместной деятельности родителей.
1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Конспект занятия по развитию речи для младшей группы «Зимующие птицы». Представленный конспект занятия способствует приобретению воспитанниками знаний о зимующих птицах, развитию умений и навыков, необходимых для заботы о птицах в зимнее время года.
1.7 Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов
Наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц; беседы о птицах; рассматривание картинок, иллюстраций; отгадывание загадок; чтение литературных произведений; просмотр мультфильмов «Снегирь».
1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
Методическая литература:
1). Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» 2017г.
2) О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». 2018г.
3) В. М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду» методические рекомендации
4) Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» 2012г.
5) «Времена года» Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева 2005г.
6) О. С. Ушакова «Знакомство детей с литературой» 2016г.
7) О. А. Соломенникова «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2019г.
8) Ю. А. Акимов «Знакомство дошкольников с окружающем миром» 2017г.
Использование колонки для прослушивания записи голосов птиц.
- Предметные картинки: воробей, ворона, голубь, снегирь, синица. Картина с изображением зимующих птиц на кормушке. Магнитная доска;
- Панно с изображением дерева на зимнем фоне, маленькие предметные картинки птиц: воробей, ворона, голубь, снегирь, синица;
- Пакетики с крошками хлеба, кусочками сала, семечками, ягодами рябины;
- Звукозапись «Пение птиц в лесу»;
- Загадки о птицах. Стихотворения: Г. Ладонщикова «Наши друзья», М. Борина «Голуби»;
- Раскраски «Птицы» по количеству детей.
1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данный конспект занятия может использоваться как обмен опытом работы в ДОУ.
2.Основная часть
2.1Описание подготовки воспитательного мероприятия
Предварительная работа: беседа о зимующих птицах, наблюдение в природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов по схеме.
Дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию; подвижные игры «Воробушки и автомобиль».
Чтение произведения устного народного творчества «Сорока – сорока»; А. Барто «Синица».
Изготовление с детьми кормушки, подкормка птиц на участке детского сада.
2.2
Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Конспект занятия по развитию речи для младшей группы «Зимующие птицы».
Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательная область « Познание»
- расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании);
- развивать умение устанавливать элементарные связи;
- развивать логическое мышление;
- закреплять знание признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы";
- воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательная область «Речевое развитие»
- - расширять, уточнять и активизировать словарь по теме;
- - развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- - упражнять в подборе родственных слов;
- - развивать логическое мышление, память, воображение
- - развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание, мышление.
- - продолжать знакомить детей со словообразованием
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
- формировать умение выражать свои эмоции;
- развивать воображение, подражательность;
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
- побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
- Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.
Образовательная область Физическое развитие
Задачи:
- Развивать координацию речи с движениями, мелкую и общую моторик
Предварительная работа:
1. Беседа о птицах.
2. Чтение энциклопедий о птицах, как выглядят, чем питаются.
3. Рассматривание альбомов о птицах
4. Разучивание с ребенком стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» (отрывок)
В НОД использованы: (методы и приёмы)
- Метод демонстрации (приёмы: показ действий, демонстрация иллюстраций)
- Метод разговора (беседы), рассказ воспитателя
- Метод игры (приёмы: постановка задания, анализ результатов)
Материал: картинки с зимующими птицами – синица, воробей, дятел, снегирь, картинки для игры «Назови ласково»,снежинка, мяч, магнитная доска, магниты, запись голосов птиц.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель.
-Какое прекрасное утро. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Я желаю вам хорошего настроения на целый день и давайте пожелаем друг другу доброго утра.
(дети встают и читают стихотворение).
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем.
С добрым утром, с новым днем!
Вот как весело живем.
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам.
Раздается стук в дверь, появляется Маша (кукла из мультфильма «Маша и медведь») и просит помочь понять ей, что происходит с птицами, почему нет скворцов и грачей, ласточек.
Воспитатель:
- Ребята, поможем Маше понять в чем же дело?
Наступила зима, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера.
Игровое упражнение со снежинкой "Назови признаки зимы".
Дети по очереди называют признаки зимы.
- Сейчас вы по очереди будете называть признаки зимы и передавать снежинку соседу.
3има какая:
*если снег - снежная
*если мороз - морозная
*если ветер - ветреная
*если вьюга- вьюжная
*если лёд- ледяная
*если как сказка – сказочная
*если холод- холодная
Физминутка Речь с движением «Зима»
Раз — зима, (хлопок, руки на пояс, топнуть правой ногой)
Два — зима, (хлопок, руки на пояс, топнуть левой ногой)
Вьюги да метели- (руки вверх, раскачивать)
Птицы улетели («крылья»)
Наступило самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)
-Как мы их называем? - (Перелетные)
-Но не всем птицам страшна зима. А как называются птицы, которые остаются зимовать? – (зимующие)
Воспитатель: показывает дерево в снегу, на которое по очереди прилетают зимующие птицы.
Ребята, сегодня к нам, на нашу ветку, прилетят птицы, которых вы можете видеть на улице, во время прогулки.
Посмотрите на ветку села птица – это воробей!
Повторите все вместе.
Давайте рассмотрим воробья, что у него есть?
Воспитатель спрашивает индивидуально. Ребёнок показывает голову, глаза, клюв, крылья, хвост, ноги. Какого цвета его пёрышки? Дети называют цвета с помощью воспитателя. А ещё воробей смелый, шустрый, быстро подлетает и улетает. Все слова дети повторяют хором и индивидуально. – Послушайте, я про него расскажу стихотворение. Читает стих-е В.Стоянова «Воробей».
Я - весёлый воробьишка,
Серый маленький воришка.
Я беспечен, и болтлив, и пуглив. Чив! Чив!
Мне едою служат мошки
Мна едою служат крошки,
Я хитер и шаловлив, суетлив. Чив! Чив!
Дни мои зимой тяжки
- Нет ни крошки, ни букашки,
Вот когда я молчалив, еле жив. Чив! Чив!
Как кричит воробышек? Дети повторяют хором – чив,чив.
Ой, посмотрите! На ветку села другая птица – это синица.
Рассматривание идет так же.
Воспитатель читает стих-е А.Барто «Синица».
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку
Причесала клювом грудку
И с дорожки на плетень
Тири-тири,тень_тень_тень.
Как поет синичка? Дети повторяют.
Воспитатель читает
А на ветку посмотри –
Прилетели снегири!
Снегири – лесные птицы,
прилетают к нам зимой,
очень трудно прокормиться
в стороне глухой лесной!
Ребята - это снегирь. Повторите все вместе
Снегирь прилетает к нам вместе со снегом, и живет всю зиму. Давайте рассмотрим снегиря, что у него есть?
Воспитатель спрашивает индивидуально. Ребёнок показывает голову, глаза, клюв, крылья, хвост, ноги. Какого цвета его пёрышки? А какого цвета грудка и щеки? А хвост? Дети называют цвета с помощью воспитателя. Снегирь - красивая, спокойная птица. Все слова дети повторяют хором и индивидуально .Ребята, какую ягоду очень любят снегири? (Рябинку) Все слова дети
повторяют хором и индивидуально.
Игра с мячом "Один-много"
Снегирь - снегирей
Синица – синиц
Воробей – воробьев
Дятел – дятлов
Игра «Скажи правильно»
Воспитатель:
-Ребята, а вы умеете составлять слова? А я вам сейчас покажу, как это сделать (на примере снегиря)
• Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)
Если у птицы жёлтая грудка, она какая? (желтогрудая)
• Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)
• Если у птицы длинная шея? (длинношеяя)
• Если у птицы черная голова? (черноголовая)
• Если у птицы длинные крылья? (длиннокрылая)
Воспитатель. Молодцы! А теперь хотят птички с вами поиграть!
Вы закроете глазки, а одна птичка улетит. Откроете, и должны будете отгадать, какая птица улетела (снегирь, синица или воробей).
По очереди «улетают» все птицы. Дети называют индивидуально и все вместе.
Воспитатель. Молодцы! А теперь, вы все будете птички. Я буду говорить слова, а на слово «ай» быстро улетайте в домики. Птички сидят, клюют и улетают.
Села птичка на окошко:
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай.
Улетела птичка – ай!
Игру повторяем 2-3 раза.
Воспитатель: Ребятки, птички хотят с вами поиграть! Попробуем отгадать голоса птичек, которые сегодня прилетели к нам в гости.
Упражнение на слуховое восприятия «Голоса птиц»
(дети слушают голоса птиц и отгадывают, чей голос).
Воспитатель обращается к Маше, помогли ли дети ей своими знаниями. Маша благодарит детей за помощь.
Воспитатель.
-Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)
Воспитатель.
- У нас тоже есть кормушка. Мы подкармливаем птиц.
Читается стихотворение А. Яшина "Покормите птиц зимой!" (ребенок)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Воспитатель показывает кормушку Маше и детям, предлагает на прогулке повесить кормушку на прогулочном участке детского сада.
Рефлексия:
Воспитатель:
- А каких зимующих птиц вы видели?
-А каких зимующих птиц вы запомнили и может быть и видели в садике, около дома?
-Вы сегодня просто молодцы: отгадали загадки о птицах, поиграли, выполнили очень много сложных заданий и рассказали о том, что о зимующих птицах надо заботиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию в младшей группе
Закрепить у детей элементарные представления о некоторых свойствах воды, расширить представления о необходимости воды, о ее значении для всех живущих на земле, закрепить гигиенические навыки, создать ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в младшей группе Тема: «Кто там прячется в болоте?»
Занятие рассчинано для детей младшей группы. При проведении этого занятия, мы ставим следующие задачи: познакомить детей с тем, как зимует лягушка и с процессом её появления, познакомить с речными рыб...

Занятие по экологическому развитию в младшей группе на тему: "Зимующие птицы"
Цель: Расширение знаний детей о жизни птиц зимой...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для младшей группы "Посадим яблоньку"
Программное содержание:Расширять знания детей о растениях;дать представления о посадке деревьев;формировать бережное отношение к объектам живой природы;формировать трудовые навыки....

Конспект занятия по экологическому воспитанию (вторая младшая группа) «Красная книга Природы»
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Красная книга Природы», разработан для подготовительной группы (дети 6-7 лет). Цель конспекта - формирование экологической кул...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в младшей группе. Тема: «Путешествие в чудесный лес»
Цель: закрепить знания детей о диких животных...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы»
Ознакомление с окружающим...