Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Ознакомление с окружающим
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_zimuyushchie_ptitsy.docx | 76.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска ДС № 37 «Дружная семейка»
Конспект НОД по экологическому воспитанию
в подготовительной группе
по теме: «Зимующие птицы»
Воспитатель:
Миргалимова А.Н
г.Нижневартовск 2020.
Цель: Продолжать формировать основы экологической культуры.
Программное содержание:
-Расширять представления о зимующих птицах.
-Закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку.
-Активизировать словарь детей по теме.
-Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Беседа:
Организационный момент
Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед,)
здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед,)
здравствуй друг (дать правую руку соседу справа,
здравствуй друг (дать левую руку соседу слева)
здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе)
мы стоим рука в руке,
вместе мы большая лента,
можем маленькими быть (приседаем)
можем мы большими быть (вырастаем на носочках)
но один никто не будет (соединяемся в середине) .
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?
-Назовите зимние месяцы.
-Какие признаки зимы вы знаете? (люди носят теплую одежду; выпадает снег; покрываются льдом реки, озера; солнце светит, но не греет; дни стали короче, а ночи длиннее)
-Вам нравиться зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)
-Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)
Основная часть:
Воспитатель: - Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в зимний лес.
Дети: Да.
Воспитатель: - А давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы детей). У меня есть волшебная палочка, но чтоб произошло чудо нужно закрыть глаза и взмахнуть ей, и посчитать до трех.
(Дети закрывают глаза. Звучит запись голосов птиц.)
Воспитатель: - Мы очутились на полянке, где чудесно поют птицы.
А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).
- Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.
- Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
- По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья)
- Птички в этой стайке разные.
- Давайте познакомимся с ними поближе.
- Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…).
- Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
- Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
- Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
- Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
- Молодцы, ребята.
Воспитатель: Дети, на какие две группы мы делим птиц? (ответы детей: зимующие и перелетные) Чем эти птицы отличаются?
Правильно, ребята зимующие птицы - те, которые не боятся лютых морозов и метелей, и мы можем увидеть у нас круглый год. Назовите зимующих птиц.
Ответы детей: сороки, воробьи, дятлы, синицы, голуби, вороны.
Воспитатель: А каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей: ласточки, журавли, гуси, жаворонки, зяблики, трясогузки, скворцы, грачи.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, есть такие птицы, которые прилетают к нам зимовать?
Ответы детей: клесты, снегири, чижи, щеглы, свиристели.
Воспитатель: А как эти птицы называются?
Ответы детей: кочующими.
Воспитатель: - Вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим.
- Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
- Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
- Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел) - Белые щечки,
Синяя птичка,
Остренький клювик.
Собой невеличка,
Желтая грудка,
Это (Синичка)
- Ходит важно, вперевалку,
И воркует, и клюет. (Голубь)
- Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
- Эти птички с хохолком,
Очень яркие притом.
На рябину прилетели,
Птички эти… (Свиристели)
- Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
Клё - клё - клё! поёт со свистом? (Клёст)
- Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый… (Воробей) - Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (Сорока.)
Воспитатель: - Я предлагаю вам внимательно посмотреть на птиц и назвать мне ту птицу, какую я загадала:
Игра «Узнай птицу по описанию»
- Маленькая подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, яйцевидным туловищем короткими и округлыми крыльями. Клюв к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись (Воробей).
- Эта красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое (Синицы).
- У этой птицы красивое пестрое оперение. Верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел)
- У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета (Снегирь).
- Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клест).
- Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый (Сорока).
- У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое (Ворона).
Физкультминутка «Снегири» Н. Нищева
Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)
В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)
Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)
Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Улететь хотят. (боковые взмахи руками)
- Кыш! Кыш! Улетели! (дети взмахивая руками, как крыльями).
За метелью! За метелью!
Воспитатель: - А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах?
- Как же птицы согреваются в морозы?
- Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.
И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.
Когда птица голодная, перышки у нее становятся тоненькими и плохо сохраняют тепло, птица голодная быстрее замерзает и погибает.
Воспитатель: - Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?
Ответы детей: - Голод
Воспитатель: - Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?
Ответы детей: - Нелегко
Воспитатель: - Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.
Мы с вами тоже, прошлой зимой, старались помочь птицам пережить трудную зиму.
Давайте вспомним, как мы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода.
Мы сделали для птиц кормушки и каждый день их кормили.
Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться.
У каждой птицы свой любимый корм.
-Воробей — питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.
-Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).
-Ворона – вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.
- Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.
-Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.
Когда мы кормили птиц, мы соблюдали некоторые правила. Давайте их вспомним.
Кормушка для птиц должна быть твердая и устойчивая, когда дует ветер легкая кормушка шатается от ветра и птица на такую кормушку не сядет, побоиться. И с легкой кормушки ветер сдует весь корм. Кормушка должна быть обязательно с крышей, чтоб снег не попадал на корм.
Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки
Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени
Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.
Воспитатель: - Я хочу вам прочитать стихотворение, написал Александр Яшин
«Покормите птиц зимой!»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Дыхательная гимнастика: «Прогулка»
1, 2, 3, 4, 5
Мы опять идем гулять.
Мы на солнце посмотрели,
Друг на друга поглядели.
Лево ножка, право ножка,
Носом вдох и выдох ртом
Воздух — вот помощник мой.
Воспитатель: Скажите, что могут делать птицы?
Дети: птицы могут летать, прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать яйца, высиживать, уничтожать вредных насекомых.
Воспитатель: - А сейчас мы вспомним, какие птицы есть перелетные, а какие зимующие.
Игра «Четвертый лишний?» (на развитие логического мышления.)
- Грач, снегирь, воробей, синичка. Кто лишний?
Дети: – Грач, так как он перелетная птица птица.
- Дятел, ласточка, голубь, ворона.
- Сорока, синица, свиристель, утка.
- Ворона, воробей, клест, скворец.
- Чиж, Щегол, скворец, соловей.
- Журавль, воробей, снегирь, лебедь.
- Голубь, ворона, грач, синица.
Воспитатель: Молодцы! Теперь вам необходимо слушать меня очень внимательно, чтобы справиться с заданием. Я буду произносить словосочетания и предложения, а вам нужно исправить меня и сказать правильно.
Игра «Скажи правильно»
Черный ворона – черная ворона.
Белый сова – белая сова.
Серое голубь – серый голубь.
Снегирь клевала хлеб – снегирь клевал хлеб.
Сорока сидел на заборе – сорока сидела на заборе.
Ворона чирикала на солнышке – ворона каркала на солнышке.
Игра с мячом «… а у птицы»
(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало высказывания, а ребенок, возвращая мяч, должен продолжить его.)
Ворона большая, а воробей маленький.
У человека дети, а у птицы птенцы.
У кошки лапы, а у птицы лапки.
У человека нос, а у птицы клюв.
У человека руки, а птицы крылья.
У животных шерсть, а у птицы перья.
Игра «Один - много»
Один снегирь, а много … снегирей.
Один глухарь, а много … глухарей.
Один дятел, а много … дятлов.
Одна сорока, а много … сорок
Один воробей, а много … воробьев.
Одина синица, а много … синиц.
Один голубь, а много … голубей.
Одина ворона, а много … ворон.
Игра «Найди лишнее слово»
Воспитатель: Ребята, я буду называть несколько слов, а вы должны найти лишнее слово.
Голубь, голубок, голубка, голубика.
Ствол, сова, совята, совушка.
Снегирь, снегирек, снегиречек, снежок.
Свиристель, свисток, свиристельчик, свиристели.
Ребята на нашей полянке выросло, волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы. Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – это солнышко, а солнышко – согревает.
Игра «Назови ласково»
Птица – птичка, синица – синичка, снегирь – снегирек, голубь – голубка, воробей – воробышек. (звучит голос птиц)
Надеюсь, что птички услышали наши ласковые, добрые слова. И обязательно прилетят к нашим домам, порадуют нас своим пением. Ну а нам пора в группу. Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.
Воспитатель: Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили?
Дети: Мы сегодня говорили о зимующих птицах.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно еще раз картинки и запомните этих птиц, а я прочитаю вам стихотворение:
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы,
И чтоб они жили по – прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Воспитатель: Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело. (звучит фонограмма «Песни птиц»)
Игра «Дорисуй»
А сейчас я вам предлагаю разукрасить птиц, которых мы видели в сказочном зимнем лесу.
Рефлексия: Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам. У меня такое прекрасное настроение. А у вас?
Когда у людей хорошее настроение его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилось на целый день, я хочу вам подарить оранжевых, сказочных птичек. Спасибо, занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе
Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе.Тема" Зимующие птицы"
Занятие комплексное, прослеживается интеграция таких образовательных областей, как познание, художественное творчество, коммуникация....
Конспект занятия по обучению связной речи в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы»
зимующие птицы...
Конспект организованной образовательной деятельности познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: « Зимующие птицы».
Цель: формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно – исследовательской ...
Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области познавательное развитие В подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы и животные»
Методическая разработка план -конспекта НОД по образовательной области позновательное развитие Тема " Зимующие звери и птпицы" ( для старших дошкольников)...
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы Тема :"Зимующие птицы"в подготовительной группе
расширять и систематизировать знания детей о времени года зима и зимующих птицах;закреплять и систематизировать представления детей о зимующих птицах (внешний вид; повадки; среда обитания; питан...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе тема: «Зимующие птицы».
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе тема: «Зимующие птицы».[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26944062","attributes":{"alt":"","class":"me...