Конспект занятия по экологическому воспитанию (вторая младшая группа) «Красная книга Природы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Красная книга Природы», разработан для подготовительной группы (дети 6-7 лет). Цель конспекта - формирование экологической культуры дошкольников в условиях детского сада. Предлагаемое занятие может быть использованно как на общегрупповых занятиях, так и в рамках экологического кружка, проводимого педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotannoe_zanyatie_no3.docx | 38.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологическому воспитанию
(вторая младшая группа)
«Красная книга Природы»
Цель: формирование у детей основ экологической культуры.
Задачи:
Обучающие:
-Познакомить детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в неё.
-Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу.
Развивающие:
-Закрепить представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.
Воспитательные:
-Воспитывать гуманное и ответственное отношения ко всему живому; чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное поведение в природной среде.
Оборудование:
-Импровизированный «Воздушный шар»
-«Берёзка», «речка», «мусор» на импровизированной полянке в группе
-Телевизор для просмотра видео-материала по теме занятия
-Магнитофон с аудио-записями к некоторым фрагментам занятия
-Знаки по правилам поведения на природе
-Иллюстрации по правилам поведения на природе
-Эмблема года экологии
-«Подарки для берёзки» (листочки, птицы)
-Фотографии животных и растений
-«Красная книга»-изготовленная заранее воспитателем
-Цветной картон (страницы для красной книги)
-Клей-карандаш, тряпочка, клеёнка на каждого ребёнка
-Шапочки с изображением-животных, птиц, воды, воздуха
-Эмблемы-медали: «Защитники природы»
Предварительная работа:
- Наблюдения в природе
- Разучивание стихотворений
- Чтение экологических сказок
- Беседы с детьми о загрязнении окружающей среды
- Рассматривание и беседы с детьми по иллюстрациям и картинам о природе
- Просмотр видеоматериала по экологии
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, какое прекрасное время года наступило, вся природа просыпается после долгой и холодной зимы. Наша земля такая красивая! Вот бы взглянуть на неё сверху! Как это можно сделать?
(предположения детей: можно на самолёте, вертолёте, на воздушном шаре…)
-Ну что же, тогда отправимся в путешествие на большом воздушном шаре. Занимайте места.
Дети рассаживаются в импровизированном «воздушном шаре»
(дети просматривают видео – о красоте нашей земли; затем раздается радио сигнал SOS(аудиозапись))
Воспитатель: вы слышите, ребята, этот сигнал SOS. Такой сигнал подают с тонущего корабля, и всякий услышавший его, где бы он не жил и на каком бы языке не говорил, всякий знает: где-то гибнут люди, они просят помощи. Но сейчас этот сигнал подают не люди. А я знаю откуда слышится этот сигнал. Ребята, отгадайте загадку, и вы тоже поймёте.
Богатырь стоит, богат; угощает всех ребят
Ваню – земляникой, Таню – ежевикой,
Машеньку – орешком, толю – сыроежкой.
Катеньку – малиной, Васю – хворостиной.
Догадались, что это за чудо – богатырь?
Дети: лес!
Воспитатель: Да, ребята – это лес. Давай те спустимся и посмотрим, что же с ним случилось?
Дети выходят на импровизированную лесную поляну, на которой стоят несколько пеньков, раскиданный «мусор», одна берёзка со сломанными ветками, порезанным стволом, рядом «речка», с «мусором».
Воспитатель: Что же здесь произошло ребята? Что случилось? И кто нам сигнал посылал о помощи?
Предположения детей: кто-то намусорил, сломал ветки у берёзки, набросал мусор в реку…
Воспитатель: Да ребята, наверное, здесь до нас побывали другие путешественники. Хотела вам предложить присесть здесь на полянке, вот только как - то не очень приятно сидеть среди мусора. Что же делать?
Предложения детей: надо всё убрать …
Дети убирают мусор в мешки. Очищают «речку». Перевязывают ветку у берёзки.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно сделали, собрали весь мусор, очистили речку, и даже берёзке веточку перевязали.
А куда можно деть этот мусор?
Предложения детей: отнести мешки с мусором в специальные контейнеры.
Воспитатель: Вот теперь можно присесть на пенёчки и поговорить о том, что здесь случилось.
Воспитатель прислушивается и наклоняется к березке.
Воспитатель: Вы слышите, что говорит эта березка?
- Ребята, это не воспитанные люди так обидели её! Она старалась порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить березовым соком.
Её березовые листочки и почки лечили людей от многих болезней. А белый ствол и кружевные листочки – радовали глаза своей красотой. За что же люди обломали ветки, изрезали ствол?
Предположения детей: они ломали ветки для костра…
Воспитатель: Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем помочь деревьям – мы научим всех – и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес – ведь это чистый воздух и наше здоровье.
Дети рассказывают по иллюстрациям о правилах поведения на природе и прикрепляют соответствующий знак к доске.
Воспитатель: Смотрите, а берёзка то наша всё ещё грустит. Может, подарим ей наши подарки. Давайте сначала, подарим ей весенний наряд. А потом и птиц.
Дети вешают на берёзку «листочки», прикрепляют «птиц».
Раздаётся пение птиц (аудиозапись).
Детям предлагается лечь и отдохнуть, послушать пение птиц. Релаксация.
Воспитатель: Ну что же, вижу вы хорошо знаете, как себя вести на природе. А я тоже хочу прикрепить знаки на нашу доску.
Воспитатель прикрепляет знаки «Загрязнение воды и воздуха выбросами из труб заводов и фабрик, автомобилей».
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что же делать? Ведь и мы с вами и растения, и животные не хотят дышать грязным воздухом. Не хотим мы купаться в грязных речках, а звери и птицы не хотят пить грязную воду?
Предложения детей: надо ставить очистительные фильтры на заводах, на машинах, нельзя мыть машины в речках …
Воспитатель: Да ребята, люди придумали-специальные очистительные фильтры, чтобы не загрязнять воду и воздух. И если такие фильтры будут стоять везде: и на заводах и фабриках и на автомобилях, тогда воздух наш будет чистым и свежим. И реки наши будут чистыми, а леса и поля полны цветов.
Воспитатель: Хочу показать вам ещё вот такой знак (показ эмблемы - «год экологии») 2017 год в нашей стране был объявлен годом экологии. Мы с вами уже говорили о том, что такое – экология и чем занимаются люди-экологи. Кто-нибудь может рассказать?
Дети: экология – это наука, а экологи изучают жизнь -человека, животных, растений и как на них влияет окружающая среда.
Воспитатель: Да, ребята, экология – это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком и животными, растениями и окружающей средой. И ещё экологи ищут причины ухудшения состояния природы и пытаются найти методы чтобы исправить это. Обратите внимание на эмблему года экологи, что там изображено?
Дети: наша земля изображена голубыми, зелёными линиями, как будто это реки, леса…
Воспитатель: Да действительно, здесь изображена наша земля, на которой чистые голубые реки и зелёные леса, которые мы с вами должны охранять и беречь.
Воспитатель: Смотрите-ка и на нашей полянке появились первые весенние цветы. Но рвать их не стоит. А вот почему – нам об этом расскажут наши друзья, которые тоже, как и мы отправятся на прогулку в весенний лес. Давайте посмотрим и внимательно послушаем.
Просмотр детьми видео.
Воспитатель: Ну что ребята, теперь вы знаете почему нельзя рвать подснежники и что такое «Красная книга»? Кто-нибудь может рассказать – что он запомнил из посмотренной передачи? Зачем люди создали «Красную книгу»?
Ответы детей: несколько лет назад люди создали красную книгу, чтобы занести в неё, исчезающие виды животных и растений. С тех пор они охраняются законом. И никому нельзя уничтожать их.
Воспитатель: Ребята давайте сегодня с вами, в нашей группе создадим свою «Красную книгу». Посмотрите, я приготовила саму книгу, вот она (показ книги). Почему она красного цвета?
Дети: красный цвет – цвет опасности, тревоги
Воспитатель: Давайте поместим в нашу «Красную книгу» -животных и растения, которые встречаются в нашем крае в Подмосковье. Возьмите фотографии этих животных и растений и приклейте на цветные картонные странички.
Воспитатель: Что обозначают страницы красного цвета?
Дети: На красных страницах те животные и растения, которых почти не осталось на земле и их надо охранять и беречь.
Воспитатель: Посмотрите ребята у кого какие животные или растения на красных страницах, назовите их (можно прочитать названия).
Дети: Сапсан, белка-летяга, подснежники, ландыши…
Воспитатель: А, что обозначают жёлтые страницы?
Дети: На жёлтых страницах те растения и животные количество которых быстро снижается.
Воспитатель: Дети, у кого есть жёлтые страницы, покажите и назовите этих животных и растения.
Дети: речная выдра, белый журавль, колокольчики, жаба…
Воспитатель: А, белые страницы есть? Что они обозначают?
Дети: На белых страницах животные и растения, численность которых всегда была невелика.
(Филин, сова…)
Воспитатель: К сожалению, есть в книге страницы чёрного цвета. Кто знает, что они обозначают?
Дети: Это самые печальные страницы на них те растения и животные, которые навсегда исчезли с лица земли.
Воспитатель: Покажите и назовите их.
Дети: Карликовая берёзка
Воспитатель: Есть ли зелёные страницы? Что они обозначают?
Дети: Это самые радостные страницы книги на них, те растения и животные, которых удалось восстановить, спасти от вымирания.
Воспитатель: Давайте назовём их. Кого удалось спасти?
Дети: Прибайкальский шмель.
Воспитатель: Вот сколько животных и растений находятся под охраной. В каждой области, в каждой стране есть такие «Красные книги». И наша с вами задача, защищать, беречь природу. И тогда зелёных страниц в «Красной книге будет становится больше, чем других.
Воспитатель читает стихотворение:
Охраняется Красною книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери на нашей планете,
Охраняются даже цветы.
Воспитатель: А, сейчас я предлагаю вам превратится в разных зверей, птиц, насекомых и поиграть. Надевайте шапочки.
Дети надевают шапочки и садятся на ковёр.
Воспитатель: Те, кто услышит в моём стихотворении говорится о нём, выходит в круг и берётся за руки со следующим вышедшим.
Воспитатель читает стихотворение, а дети в соответствующих тексту шапочках выходят в круг и берутся за руки.
Все на свете, всем нужны!
И рыбы не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без лягушек нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд,
Нам птицы нужны и нужны пауки
Нельзя обойтись никому без воды!
И солнце, и воздух нужны и земля.
Ещё без растений никак нам нельзя.
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Воспитатель: Видите ребята, как крепко связаны все живущие на нашей земле: и люди, птицы, животные, растения, вода и воздух. Мы не можем выжить друг без друга и поэтому должны научится дружить с природой, охранять её и беречь.
В память о нашем сегодняшнем занятии я приготовила для вас вот такие эмблемы медали «Защитники природы». Я надеюсь, что вы будете настоящими друзьями природы и её защитниками.
Воспитатель вручает детям медали-эмблемы «Защитники природы».
Воспитатель: А, в завершении, давайте ещё раз пролетим над нашей красивой землёй и полюбуемся на её красоты.
Просмотр видео о красоте природы родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы "Красная книга Ростовской области"
познакомить с понятием «Красная книга», «Красная книга Ростовской области», «заповедник». Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать люб...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе "Весеннее пробуждение природы"
Цель:Закрепить представления детей о весне, ее признаках.Задачи:• Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне;• Расширять и активизи...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наш дом-природа"
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе. Тема: &la...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Мы-защитники природы "
Цель:формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе.Предварительная работа:"как нужно вести себя в лесу",проведение дидактических игр,наблюдение за погодой,просматрива...
Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы «Красная книга Челябинской области».
Программное содержание:Задачи: познакомить с понятием «Красная книга», «Красная книга Челябинской области». Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Развивать в...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе "Весеннее пробуждение природы"
Цель:Закрепить представления детей о весне, ее признаках.Задачи:• Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне;• Расширять и активизи...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Эколята – защитники природы
конспект занятия по экологии...