Конспект познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на Северный полюс»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на Северный полюс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelnoy_od_puteshestvie_na_severnyy_polyus.docx | 124.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Семицветик»
Конспект
познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие на Северный полюс»
Разработала и провела:
воспитатель высшей квалификационной
категории Бородина Ольга Валерьевна
г. Гурьевск
2022
Цель: Расширить представления детей о Северном полюсе, его животном мире и особенностях природных условий.
Задачи:
- развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения, делать выводы;
- расширить представления воспитанников об условиях обитания животных Северного полюса;
- привлечь внимание дошкольников к научно-исследовательской сфере, формировать представление о профессии современного исследователя;
- познакомить детей с нетрадиционной формой рисования;
- развивать внимание, память;
- воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.
Необходимое оборудование: фотогалерея по теме, глобус, шар с цветовым подсвечиванием, звукозапись волшебной музыки, игрушка белого медведя, мелкие парные игрушки для заморозки, видеоряд о Северном полюсе, оборудование для проведения опыта (емкости для воды, емкости с маслом, салфетки, кисточки, схема проведения опыта), принадлежности для художественной деятельности (сумка холодильник для хранения льда, цветной лед, альбомные листы с шаблоном медведя)
Ход ОД:
Перед детьми на мольбертах выставлены фото земли с космоса.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на фотовыставку. Эти снимки сделаны российскими космонавтами из космоса. Обратите внимание на эту фотографию. Что здесь изображено? Что изображено на второй фотографии?
(Ответы детей: Земля, Планета)
Воспитатель: Да, это снимки нашей планеты- Земля. А что это за белое пятно на третьей фотографии?
(Ответы детей: облака, снег, туман)
Воспитатель: Кто думает по- другому? Белое пятно- это Арктика, где круглый год все покрыто снегом и льдом. Если посмотреть на глобус, то Арктика находится на самом верху нашего земного шара. Окружает ее Северный Ледовитый океан, а в самом центре Арктики находится Северный полюс.
Воспитатель с детьми рассматривают глобус, находят Северный полюс.
Воспитатель: Вы хотите отправиться на Северный полюс? (ответы). Как можно туда добраться?
(ответы детей: самолет, ледокол)
Воспитатель: Я думаю, что попасть на Северный полюс нам поможет волшебный снежный ком. Правую руку положите на ком и посчитайте от одного до пяти.
Звучат волшебные звуки.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, действительно ли мы на Северном полюсе.
Просмотр презентации о Северном полюсе, рассказ воспитателя о природе, животном и растительном мире.
Воспитатель: Посмотрите, на Северном полюсе вечная мерзлота, снег и лед лежит круглый год, даже летом. Полгода длится полярная ночь, и полгода полярный день. На севере дуют сильные ветры, метут метели. А добраться туда можно только на самолете или корабле ледоколе. Люди на Северном полюсе постоянно не живут, они приезжают и занимаются исследовательскими работами, изучают жизнь животных на севере. Здесь очень холодно. Но даже в этой вечной мерзлоте, несмотря на такие суровые условия, живут самые выносливые, самые приспособленные к жизни на севере животные. Это и полярный волк, полярный песец, полярная сова, моржи, тюлени и хозяин Северного полюса, самый крупный, умный и выносливый зверь- Белый медведь, который занесен в Красную книгу.
Воспитатель: Посмотрите, на столах лежат фотографии следов животных. Но они покрыты снежинками.
Дыхательная гимнастика.
Для того, чтобы их сдуть нужно набрать воздух через нос и выдохнуть, не надувая щеки.
Дети сдувают снежинки с картинок. Снежинки четырех форм (квадратная, круглая, треугольная, овальная)
Воспитатель: Возьмите каждый по одной снежинке, посмотрите какой она геометрической формы. У кого квадратная снежинка – проходим сюда (воспитатель кладёт образец фигуры на определённое место, аналогично с другими формами)
Работа по группам. У каждой группы своя фотография.
Воспитатель: Посмотрите на фотографии. Как вы думаете, каким животным принадлежат следы?
(ответы детей: волк, сова, лиса, морж)
Воспитатель: Кто думает по-другому? Как (где) можно проверить правы мы или нет?
(ответы детей: в интернете, по телевизору, в книге)
Воспитатель: У меня есть справочник исследователей Северного полюса, который поможет определить, кому принадлежат следы.
Сопоставляют следы с изображениями в справочнике.
Воспитатель: Ребята, мне показалось, что кто-то плачет.
Воспитатель показывает медвежонка.
Воспитатель: Это медвежонок. Но он горюет. Что же у тебя случилось?
Воспитатель прислушивается, что говорит медвежонок.
Воспитатель: Медвежонок рассказал мне, что он, как и все дети, любит играть с игрушками (мяч, кубик и т.д.). Когда он играл на берегу океана, то игрушки случайно уронил в воду. Нырнул за ними и достал. А играть с ними он не может, игрушки покрылись льдом. Как мы можем помочь медвежонку?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте мы с вами поставим эти игрушки возле волшебного кома? Когда мы путешествовали, он нагрелся, а значит своим теплом поможет разморозить игрушки. А позже, мы проверим, что с ними произошло.
Воспитатель: Ребята, медвежонок нырял за игрушками, а шерсть у него сухая и льдом не покрылась. Как вы думаете, почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Медвежонок, а ты знаешь, почему у тебя шерсть остается сухой? Нет? Мы с ребятами постараемся ответить на этот вопрос, а ты пока наблюдай.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам на несколько минут стать исследователями, чтобы найти ответ на этот вопрос.
Воспитатель: Проходите в лабораторию. Я буду научным руководителем исследовательской группы. Запомните правила поведения в лаборатории во время опыта:
1. Без разрешения ничего не брать.
2. Слушать и смотреть внимательно.
3. После проведения опыта навести порядок в лаборатории.
|
|
Опыт
Воспитатель: Перед вами в емкости с белым дном налита вода, с желтым –растительное масло, кисточки, полоски бумаги, подложка, салфетки для того, чтобы вытереть руки, контейнеры для мусора. Возьмите полоску номер 1 и опустите ее в воду. Что с ней произошло?
(ответы детей: Полоска промокла)
Воспитатель: Правильно! Полоска промокла. А что бы с ней произошло, если бы был сильным мороз?
(ответы детей: Она бы замерзла)
Воспитатель фиксирует вывод на схеме.
Воспитатель: Да, мокрая полоска бы замерзла. Теперь возьмите полоску номер 2 и кисточкой нанесите на нее масло. А затем опустите полоску масляной стороной в воду. Рассмотрите внимательно. Что произошло? Что вы увидели на поверхности бумаги? (А что это у тебя, капельки на полоске?)
(ответы детей: маленькие капельки воды, вода стекает с масла)
Воспитатель: Вода капельками стекает с бумаги, покрытой маслом. А если полоску встряхнуть, то эти капельки слетят с нее.
Воспитатель фиксирует второй вывод на схеме. Предлагает вытереть руки салфетками
Воспитатель: Когда медведь ныряет в океан, а затем выходит на льдину, он сразу отряхивает воду. От него во все стороны летят брызги. А его шерсть не покрывается льдом, даже если сильный мороз. Почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Шерсть белого медведя покрыта кожным жиром, который смазывает каждый волосок. И поэтому, когда медведь ныряет в воду, а затем выплывает на поверхность, ему достаточно отряхнуться и все капли воды с него слетят.
Воспитатель: Представьте. Как бы вы стряхнули воду, если бы были медведями!
Воспитатель: Теперь и ребята, и ты, медвежонок, знаешь, почему у тебя шерсть остается сухой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно нашей лаборатории. Какие красивые переливы на небе! Я хочу вам рассказать об удивительном явлении природы Арктики. Послушайте, как описал это чудо поэт Максим Дудин:
Ах, как играет этот Север!
Ах, как пылает надо мной
Разнообразных радуг веер
В его короне ледяной
Ему наверно по натуре
Холодной страсти красота
Усилием магнитной бури
Преображенная в цвета.
Во время полярной ночи на небе можно наблюдать одно их самых необычных явлений природы «северное сияние».
Воспитатель: Так хочется показать всю эту красоту друзьям! Как сделать так, чтобы ваши друзья увидели Северное сияние?
(возможные версии детей - сфотографировать, нарисовать, рассказать и т. п.).
Воспитатель: Я предлагаю, изобразить это явление природы. Но нет ни красок, ни карандашей. Вокруг только лед. Что же делать?! Медвежонок, ты что-то сказал? Ты рисуешь льдом? Ребят, а может, и нам попробовать рисовать льдом?
Дети рассаживаются за столы. Педагог напоминает о необходимости держать ровно спину.
Воспитатель: Ребята, перед вами лежит лист бумаги. Вы можете нарисовать только северное сияние, а можете использовать шаблон. И тогда у вас получится изображение медвежонка на фоне северного сияния.
Воспитатель: Проведите цветным льдом по листу в одном направлении, придерживая край листа. Важно проводить полосы быстро, чтобы сильно не промокла бумага.
Дети выполняют работу, воспитатель проверяет, все ли дети закончили. При необходимости помогает.
Воспитатель: Ребята, а нам пора проверить, оттаяли ли игрушки медвежонка? Да, посмотрите, они уже без льда, и мы можем вернуть их. Медвежонок, посмотри, теперь ты можешь играть со своими игрушками и не грустить.
Воспитатель прислушивается к медвежонку.
Воспитатель: Ребята, медвежонок очень рад. Он говорит вам большое спасибо за помощь. Теперь он не будет плакать и печалиться. А нам уже пора возвращаться обратно. Снежный ком поможет вернуться, и перенесет нас и наши рисунки в детский сад. Прикоснитесь к нему левой рукой и посчитайте от в обратном порядке от пяти до одного.
Рефлексия.
Воспитатель: Воспитатель: Вот мы вернулись на фотовыставку, с которой начали путешествие. Маша, что тебя удивило сегодня в нашем приключении? Петя, что ты расскажешь родителям о путешествии? Мария, кому ты расскажешь? А кому ты, Ваня? Что ты узнал нового? Ребята, вы сегодня были очень внимательными исследователями, мне очень понравилось узнавать новое вместе с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в музей хороших манер»
Познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать своё мнение; развивать память, мы...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну мальчиков и девочек»
Цель: создание условий, способствующих проявлению индивидуальных гендерных особенностей мальчиков и девочек в игровой самостоятельной деятельности и во взаимодействии со взрослым....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в летний сад»,
Закрепить знания детей по лексической теме «Лето»....
Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»
Цель: создать условия для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Южный и Северный полюс"
Северный и Южный полюс являются самыми крайними точками Земли. Находясь по разные стороны от экватора, эти полюса имеют много общего. Там очень холодно и все покрыто снегом и льдом ,даже летом.Южный п...
Квест - игра для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на Северный полюс"
В материале подобраны игры, которые направлены на систематизацию знаний детей о природе, животных и жизни на Крайнем севере....