Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Народные промыслы России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Этот конспект поможет закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов, поможет сформировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_narodnye_promysly.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Народные промыслы России»
Цель: Закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов.
Задачи:
Продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.
Материалы и оборудование: изделия народных промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда - хохлома, готовые образцы рисунков, фломастеры для каждого ребёнка.
В группе организована выставка «Народные промыслы России».
Ход ОД
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила сказочное письмо, давайте посмотрим, что в письме. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо)
«Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Незнайка. Мальвина дала мне очередное задание, узнать всё о народных промыслах. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».
Воспитатель :Ребята, а что такое народные промыслы? (это то, что мастерили русские люди)
Воспитатель: Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узорами хохломы и другие росписи. Как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
Воспитатель: Ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам нашей страны.
(Показывает предмет городецкой росписи)
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовут.
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал из дерева ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки, а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества (прялка, веретено, ткали полотно). Потом мастера расписывали эти предметы росписями с различными элементами.
Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор?
Дети: цветов, листочков.
Воспитатель: (Показывает дымковскую игрушку)
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
И село большое Дымково назвали.
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Воспитатель: Как называются эти игрушки?
Дети: Дымковские игрушки.
Воспитатель: Из какого материала они изготовлены?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек и петушков.
Воспитатель: Скажите, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки?
Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии.
Воспитатель: (Показывает хохломскую игрушку)
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И негде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
Воспитатель:- Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда?
Дети: из дерева.
Воспитатель:– Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор?
Дети: Из травки, листочков, ягод.
Воспитатель: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».
Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, а что такое ярмарка?
Дети: Это место где продают разные товары.
Воспитатель: Ярмарка - это праздник, веселье, торговля, гуляние.
Физминутка
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам России. (Показывает предмет из гжели)
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
Воспитатель:- Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды?
Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом.
Воспитатель: В городке Гжель, изготавливалась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, существуют и другие народные промыслы. Например, филимоновская игрушка.
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники и павлины
И солдатики – войска цвет.
Д/игра «Закончи узор»
А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).
Итог
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров игрушка яркая, красочная. (Предлагает детям выбрать работу, которая понравилась больше всего. Чем понравилась?).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"
Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»
Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Россия – огромная страна»
Образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художест...
Конспект занятия по окружающему миру со старшими дошкольниками "Россия-матушка"
Цель: Формирование в воображении детей образа Родины, представления о России как о родной стране.Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государ...
24.04.2023г. Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Москва - столица России»
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Москва - столица России» Образовательная область: «Познание»Цель: уточнить и систематизировать знания детей о с...