"Хлеб - всему голова !"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вошина Наталия Алексеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение поселка свх. Агроном

Лебедянского муниципального района Липецкой области

(МБДОУ п.свх.Агроном)

 

 

 

 

Занятия в старшей группе по ФЦКМ

 «Хлеб – всему голова!»

Воспитатель:

Вошина Н.А.

 

Занятия в старшей группе по ФЦКМ «Хлеб – всему голова!»

Воспитатель: Вошина Н.А.

педагог дошкольного образования МБДОУ п.свх. Агроном.

Цель: формирование у детей представлений о выращивании зерновых культур, обогащение знаний о хлебе.

Задачи:

  • Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
  • Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
  •  Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
  • обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
  • Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Ход работы

Воспитатель:

 Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:

 Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

 Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

Воспитатель:

Хлеб душистый, хлеб румяный,

На столе он самый главный

Прямо с пылу, прямо с жару

Хлеб притопал к самовару.

А вот какие хлебобулочных изделий, вы еще знаете.

Игра: «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

(дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.)

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Воспитанники: Его покупают в магазине.

 Воспитатель: А, хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?

 Воспитанники: пекут из муки.

 Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?

Воспитанники: из зёрен.

Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Воспитанники: Да хотим.

Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его?

Воспитанники: Тракторист.

Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

 В землю зёрнышко попало, (приседают)

 Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

 К свету и теплу тянулся,

И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Воспитанники: Комбайнёр.

 Воспитатель: Что же делает комбайн?

 Воспитанники : Собирает колосья.

 Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Воспитанники: На мельницу.  

Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Воспитанник: На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай» (Сжимать руки в кулаки, и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)

 Мешу, мешу тесто,

 Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)

Переваливай, валяй.(2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Воспитанники: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель: А как все эти продукты можно назвать одним словом?

Воспитанники: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу почему все хлебобулочные изделия называются по-разному.

Батон - Думали ли вы о том, что, нарезая батон, вы держите в руке … палку. Да, да, именно так. Ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название «батон».

Булка – А вот у булки другая история. Она находится в близком родстве с .. папской буллой. История этого родства такова. Слово «булка» заимствованно из польского языка. По –польски bulka (булка) –это уменьшительное слово от bula (булла) – большой круглый хлеб. Определение круглый здесь играет главную роль, т.к. первоисточником польского слова bula – шар, круглая печать. Поэтому папские грамоты, скрепленные печатями, называли буллами.

Калач - это слово славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно произошло от корня коло (колесо).

Сайка - Это слово пришло из эстонского языка. Эстонское слово sai ( белый хлеб) превратилось в сайку, которую у нас называют булку из специального теста.

Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Воспитанники: (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл). «Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

Воспитатель: Как нужно относиться к хлебу?

Воспитанники: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, лучше остатки собрать и покормить птиц.

Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_v_starshey_gruppe_po_ftskm_hleb.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение поселка свх. Агроном

Лебедянского муниципального района Липецкой области

(МБДОУ п.свх.Агроном)

Занятия в старшей группе по ФЦКМ

 «Хлеб – всему голова!»

Воспитатель:

Вошина Н.А.

Занятия в старшей группе по ФЦКМ «Хлеб – всему голова!»

Воспитатель: Вошина Н.А.

педагог дошкольного образования МБДОУ п.свх. Агроном.

Цель: формирование у детей представлений о выращивании зерновых культур, обогащение знаний о хлебе.

Задачи:

  • Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
  • Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
  •  Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
  • обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
  • Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Ход работы

Воспитатель:

 Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:

 Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

 Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

Воспитатель:

Хлеб душистый, хлеб румяный,

На столе он самый главный

Прямо с пылу, прямо с жару

Хлеб притопал к самовару.

А вот какие хлебобулочных изделий, вы еще знаете.

Игра: «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

(дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.)

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Воспитанники: Его покупают в магазине.

 Воспитатель: А, хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?

 Воспитанники: пекут из муки.

 Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?

Воспитанники: из зёрен.

Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Воспитанники: Да хотим.

Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его?

Воспитанники: Тракторист.

Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

 В землю зёрнышко попало, (приседают)

 Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

 К свету и теплу тянулся,

И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Воспитанники: Комбайнёр.

 Воспитатель: Что же делает комбайн?

 Воспитанники : Собирает колосья.

 Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Воспитанники: На мельницу.  

Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Воспитанник: На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай» (Сжимать руки в кулаки, и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)

 Мешу, мешу тесто,

 Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)

Переваливай, валяй.(2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Воспитанники: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель: А как все эти продукты можно назвать одним словом?

Воспитанники: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу почему все хлебобулочные изделия называются по-разному.

Батон - Думали ли вы о том, что, нарезая батон, вы держите в руке … палку. Да, да, именно так. Ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название «батон».

Булка – А вот у булки другая история. Она находится в близком родстве с .. папской буллой. История этого родства такова. Слово «булка» заимствованно из польского языка. По –польски bulka (булка) –это уменьшительное слово от bula (булла) – большой круглый хлеб. Определение круглый здесь играет главную роль, т.к. первоисточником польского слова bula – шар, круглая печать. Поэтому папские грамоты, скрепленные печатями, называли буллами.

Калач - это слово славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно произошло от корня коло (колесо).

Сайка - Это слово пришло из эстонского языка. Эстонское слово sai ( белый хлеб) превратилось в сайку, которую у нас называют булку из специального теста.

Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Воспитанники: (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл). «Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

Воспитатель: Как нужно относиться к хлебу?

Воспитанники: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, лучше остатки собрать и покормить птиц.

Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....