Конспект НОД раздел «Познание», старшая группа. «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»
план-конспект занятия (старшая группа)

Пищугина Лилия Владимировна

Данный материал позволяет путем экспериментирования расширить представление детей о свойствах воздуха: не видим, прозрачен, не имеет запаха, находится повсюду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh-nevidimka.docx576.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД раздел «Познание», старшая группа.

«ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА» Воспитатель: Пищугина Лилия Владимировна.

Программное содержание:

Цель: Путем экспериментирования расширить представления детей о свойствах воздуха: не видим, прозрачен, не имеет запаха, находится повсюду;

Задачи: Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности. Развивать у детей любознательность, умение делать выводы, умозаключения;

Активизировать словарь детей: невидимый, безвкусный, прозрачный, упругий.

Воспитывать ценностное отношение к окружающей среде.

Интеграция образовательных областей:

«Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие»

Подготовила:Пищугина Л.В., воспитатель старшей группы.

Материал и оборудование: пустой полиэтиленовый пакет на каждого ребенка, шарик ( надувной), пустая пластиковая бутылка, стаканчики с водой и трубочки на каждого ребенка, веер на каждого ребенка, музыкальные инструменты (дудочки, свистульки), апельсин, чеснок, кофе.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Воспитатель: А сейчас предлагаю Вам пройти на ковер и поиграть.

Воспитатель: Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята,а теперь отгадайтемою загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем
(воздух)

Воспитатель: Молодцы! Вы правы. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о воздухе:

Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.

Воспитатель: Для чего нам нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: А вы его видите?

Дети: Нет

Воспитатель: Я тоже не вижу, но знаю, что он вокруг нас. А хотите воздух увидеть? Сейчас мы его с вами поймаем и увидим.Для этого нам с Вами необходимо переместиться в нашу лабораторию. Для начала напомню Вам правила поведения в лаборатории: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно,не выкрикивать, а отвечать спокойно.

Эксперимент № 1 «Как можно поймать воздух? »

Подойдите к столу, возьмите в руки пустые полиэтиленовые пакеты. Что в пакетах?

Дети: Ничего нет.

Воспитатель: Откройте пакеты,и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Мы видим воздух?

Дети: Нет

Воспитатель: Значит он какой?

Дети: Невидимый, прозрачный.

E:\Фото\

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, есть ли в пакете воздух? Возьмите острую зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать. Выставляем картинку на доске, составляя схему.

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Как можно увидеть воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

E:\Фото\

Воспитатель:Присаживайтесь за столы. Теперь необходимо взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Воспитатель: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Выставляем картинку на доске.

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк воздуха. При помощи пустой пластиковой бутылки можно услышать вот что…(свист воздуха) С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помог воздушный шарик, пустая пластиковая бутылка).

Воспитатель: Ребята, а что еще Вы видите на этом столе?

Дети: Музыкальные инструменты (дудочки, свистульки)

Воспитатель: Как на них играют?

Дети: В них дуют.

Воспитатель: Давайте попробуем. Вдохните воздух, и подуйте….

Воспитатель: Одинаковый звук получается?

Дети: Нет.

Воспитатель: Воздух может звучать по-разному.

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем и разомнемся.

Физминутка. «Мыльные пузыри»

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»

Воспитатель:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель:Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, чеснок, кофе). Вы замечательно справились. Молодцы.

Воспитатель: Но ведь пока я не принесла апельсин, чеснок, кофе, воздух ничем не пах.

Вывод: воздух, конечно, не имеет запаха, но приобретает его от продуктов и веществ, которые нас окружают. Выставляем картинку на доске.

Эксперимент № 5 «Воздух движется»

Воспитатель: Ребята, воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер. Возьмите в руки веер и помашите на свое лицо, потом друг на друга. Что вы чувствуете, расскажите?Да, когда человеку жарко, то он может помахать на себя веером или включить вентилятор, и сразу станет прохладней.

Вывод: И так-воздух движется.

E:\Фото\

Воспитатель: Скажите, ребята, что же мы сегодня с вами исследовали?(Ответы детей)Какие секреты воздуха мы сегодня с вами раскрыли? Обратимся к схеме, которую мы с Вами составили. Воздух можно услышать, он не имеет цвета, не имеет запаха, воздух движется.

Заключительная часть:

Рефлексия. Воспитатель приносит детям поднос, на котором лежат солнышки и тучки.

Воспитатель: Если вам понравилось исследовать воздух, то возьмите солнышко, если нет, то тучку.Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»

Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора посредством элементарного экспериментирования....

Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"

Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"...

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"...

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"...

Конспект НОД в старшей группе "Воздух-невидимка"

Экспериментирование в старшей группе, развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе в...

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух-невидимка»

Программное содержание:познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;дать элементарное представление о значении чистого воздуха;закреплять у  детей представле...

Конспект ООД в старшей группе "Воздух-невидимка"

Знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека...