Конспект НОД раздел «Познание», старшая группа. «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»
план-конспект занятия (старшая группа)
Данный материал позволяет путем экспериментирования расширить представление детей о свойствах воздуха: не видим, прозрачен, не имеет запаха, находится повсюду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh-nevidimka.docx | 576.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД раздел «Познание», старшая группа.
«ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА» Воспитатель: Пищугина Лилия Владимировна.
Программное содержание:
Цель: Путем экспериментирования расширить представления детей о свойствах воздуха: не видим, прозрачен, не имеет запаха, находится повсюду;
Задачи: Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности. Развивать у детей любознательность, умение делать выводы, умозаключения;
Активизировать словарь детей: невидимый, безвкусный, прозрачный, упругий.
Воспитывать ценностное отношение к окружающей среде.
Интеграция образовательных областей:
«Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие»
Подготовила:Пищугина Л.В., воспитатель старшей группы.
Материал и оборудование: пустой полиэтиленовый пакет на каждого ребенка, шарик ( надувной), пустая пластиковая бутылка, стаканчики с водой и трубочки на каждого ребенка, веер на каждого ребенка, музыкальные инструменты (дудочки, свистульки), апельсин, чеснок, кофе.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель: А сейчас предлагаю Вам пройти на ковер и поиграть.
Воспитатель: Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята,а теперь отгадайтемою загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем (воздух)
Воспитатель: Молодцы! Вы правы. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о воздухе:
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
Воспитатель: Для чего нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: А вы его видите?
Дети: Нет
Воспитатель: Я тоже не вижу, но знаю, что он вокруг нас. А хотите воздух увидеть? Сейчас мы его с вами поймаем и увидим.Для этого нам с Вами необходимо переместиться в нашу лабораторию. Для начала напомню Вам правила поведения в лаборатории: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно,не выкрикивать, а отвечать спокойно.
Эксперимент № 1 «Как можно поймать воздух? »
Подойдите к столу, возьмите в руки пустые полиэтиленовые пакеты. Что в пакетах?
Дети: Ничего нет.
Воспитатель: Откройте пакеты,и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Мы видим воздух?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Невидимый, прозрачный.
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, есть ли в пакете воздух? Возьмите острую зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать. Выставляем картинку на доске, составляя схему.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Как можно увидеть воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель:Присаживайтесь за столы. Теперь необходимо взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Воспитатель: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Выставляем картинку на доске.
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк воздуха. При помощи пустой пластиковой бутылки можно услышать вот что…(свист воздуха) С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помог воздушный шарик, пустая пластиковая бутылка).
Воспитатель: Ребята, а что еще Вы видите на этом столе?
Дети: Музыкальные инструменты (дудочки, свистульки)
Воспитатель: Как на них играют?
Дети: В них дуют.
Воспитатель: Давайте попробуем. Вдохните воздух, и подуйте….
Воспитатель: Одинаковый звук получается?
Дети: Нет.
Воспитатель: Воздух может звучать по-разному.
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем и разомнемся.
Физминутка. «Мыльные пузыри»
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
Воспитатель:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель:Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, чеснок, кофе). Вы замечательно справились. Молодцы.
Воспитатель: Но ведь пока я не принесла апельсин, чеснок, кофе, воздух ничем не пах.
Вывод: воздух, конечно, не имеет запаха, но приобретает его от продуктов и веществ, которые нас окружают. Выставляем картинку на доске.
Эксперимент № 5 «Воздух движется»
Воспитатель: Ребята, воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер. Возьмите в руки веер и помашите на свое лицо, потом друг на друга. Что вы чувствуете, расскажите?Да, когда человеку жарко, то он может помахать на себя веером или включить вентилятор, и сразу станет прохладней.
Вывод: И так-воздух движется.
Воспитатель: Скажите, ребята, что же мы сегодня с вами исследовали?(Ответы детей)Какие секреты воздуха мы сегодня с вами раскрыли? Обратимся к схеме, которую мы с Вами составили. Воздух можно услышать, он не имеет цвета, не имеет запаха, воздух движется.
Заключительная часть:
Рефлексия. Воспитатель приносит детям поднос, на котором лежат солнышки и тучки.
Воспитатель: Если вам понравилось исследовать воздух, то возьмите солнышко, если нет, то тучку.Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»
Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора посредством элементарного экспериментирования....
Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"
Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"...
Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"
Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"...
Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"
Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"...
Конспект НОД в старшей группе "Воздух-невидимка"
Экспериментирование в старшей группе, развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе в...
КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух-невидимка»
Программное содержание:познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;дать элементарное представление о значении чистого воздуха;закреплять у детей представле...
Конспект ООД в старшей группе "Воздух-невидимка"
Знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека...