Конспект экспериментальной ОД в старшей группе «Воздух вокруг нас» ОО «Познавательное развитие»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Вартанян Виктория Юрьевна

Цель: создание условий для формирования познавательной активности воспитанников через использование опытно-экспериментальной деятельности. Расширение представлений о свойствах воздуха.

 

Задачи:

1.Образовательные: совершенствовать представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе экспериментирования.

2. Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, внимание, память, сообразительность; умение анализировать и делать выводы.

3.Воспитательные: воспитывать умение работать сообща, взаимопомощь, бережное отношение к окружающему миру.

 

Оборудование: запись отрывка из м/ф «Фиксики. Воздушный шар», воздушные шары (надутые и ненадутые), полиэтиленовые пакеты, пластмассовая бутылка, миска с горячей водой, сумка- холодильник, веера, салфетки, пробник духов, чеснок, ванилин, апельсин.

Ход

 

Воспитатель заводит детей в группу, вместе становятся в круг.

Воспитатель: Ты – мой друг, и я – твой друг.

Мы с тобою встали в круг.

«Здравствуйте!» - все вместе скажем,

И гостям рукой помашем.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся!

 

Ребята улыбаются гостям и друг другу.

 

Воспитатель: Ребята, представляете, когда я пришла на работу, мне передали конверт и эти два шарика. Такая странная посылка…А вы хотите узнать, что там внутри? (ответы детей)

Воспитатель вскрывает конверт с письмом и читает детям.

«Здравствуйте, ребята! Это мы - жители Волшебного леса, Винни Пух и Пятачок! Недавно Кролик подарил нам воздушные шарики и почему-то сказал, что это не простые шары, а удивительные. Но мы так ничего и не поняли, что в них необычного? Может быть, вы поможете нам понять, что в них удивительного? Очень будем ждать вашего ответа. Винни Пух и Пятачок».

 

Воспитатель: А вы знаете, почему эти шарики удивительные? И почему их называют воздушным(ответы детей)

Ребята, а что вы знаете о воздухе? (ответы детей)

Хотите узнать больше? (ответы детей)

Как мы можем узнать о воздухе что-нибудь интересное? (ответы детей)

Кто проводит опыты?  (ответы детей)

Где работают учёные? (ответы детей)

А вы хотите стать ненадолго учеными? (ответы детей)

Закрывайте глаза и повторяйте за мной:

Вокруг себя повернись

И в учёных превратись.

Ну что, готовы? Тогда, проходите в нашу лабораторию.

 

Дети подходят к столам.

 

Воспитатель: Ребята, а начать работу предлагаю с разгадывания загадки.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем?

                                  (Воздух)

Опыт №1. На столе лежат полиэтиленовые пакеты по количеству детей

Воспитатель: Правильно ребята, а как вы думаете, для чего нам нужен воздух? Сделаем вместе глубокий вдох…и затем выдох (ответы детей)

Воспитатель: Скажите, а можем ли мы увидеть воздух? (Ответы детей)

Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (ответы детей).

Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (ответы детей)

Теперь мы взмахнем пакетом и закрутим концы.

Что в пакете? (ответы детей)

Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (ответы детей)

Где можно использовать это свойство воздуха? (ответы детей)

Выводвоздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

Воспитатель:

А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку?

Если мы видим свою руку, значит воздух какой(ответы детей)

Выводвоздух прозрачный и невидимый.

 

Опыт №2. На столах лежат веера и салфетки по количеству детей.

Воспитатель:  Ребята, положите салфетку на край стола, а теперь взмахните веером, что произошло? (ответы детей)

Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ответы детей).

Правильно, ветерок - это воздух, который движется.

Хотите почувствовать, как движется воздух? Помашите веером себе на лицо. Что вы, почувствовали? (ответы детей)

Вывод: Ветер - это движение воздуха.

 

Опыт №3. На столе лежат пахучие вещества в киндер – сюрпризах (чеснок, ванилин, апельсин, лук, духи)

Воспитатель:  Ребята, а вы хотите поиграть? Наша игра будет называться «Узнай по запаху». Закройте, пожалуйста, глаза и вдохните ртом воздух… попробуйте, какого он вкуса? (ответы детей)

Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (ответы детей)

Вывод: Чистый воздух не имеет запаха и вкуса.

 

Воспитатель:  А сейчас я хочу вам показать, что воздух может иметь запах.

Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух, если оставить этот предмет, лежащий в помещении.

Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, апельсин, лук, ванилин, духи).

Дети отгадывают запахи.

Вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.

 

Опыт №4. К концам подвешенной палки привязаны надутые воздушные шары разных цветов. На столе лежат ненадутые шары и несколько надутых.

Воспитатель:  Как вы думаете, ребята, что внутри этих шаров (указывает на надутые)? (ответы детей)

А в ненадутых шарах есть воздух? (ответы детей)

Какой шарик тяжелее – надутый или не надутый? Как это можно проверить?

(ответы детей)

Поворачиваются к палке с шарами, и воспитатель подводит все к тому, что шары равны по весу. Затем прокалывает один шарик.

Воспитатель:  Ребята, что произошло? Какой шарик тянет вниз?

(ответы детей)

Вывод: надутый шарик тянет вниз, т.к. воздух в нем плотнее, а значит, и тяжелее, чем тот, который находится вокруг него. Когда в шарике воздуха нет- остаётся только вес самого шарика.

 

Опыт №5.

Воспитатель:  На этом наши эксперименты не окончены. Проходите дальше.

Воспитатель достает из сумки – холодильника пустую открытую пластмассовую бутылку (поставленную охлаждаться заранее), надевает на её горлышко воздушный шарик. Затем ставит бутылку в миску с горячей водой.

Воспитатель:  Ребята, а что происходит? (ответы детей)

Почему шарик надувается? (ответы детей)

Вы знаете, что при нагревании воздух расширяется. И кстати это впервые увидели братья Жак и Жозеф Монгольфье. Это было очень давно,  в 1783 г.

Хотите услышать до конца эту историю? Тогда обратите внимание на экран.

Просмотр отрывка из м/ф «Фиксики. Воздушный шар».

 

Воспитатель:  На этом пришло время закрывать нашу лабораторию. Пора отправляться назад в группу. Все готовы?

Дети и воспитатель становятся в круг и повторяют слова:

Вокруг себя повернись

И в учёных превратись.

 

Воспитатель:  Ну, что, ребята, я думаю, мы свами смогли доказать нашим друзьям Винни Пуху и Пятачку, что воздушные шары – удивительные. А что именно в них удивительного? (ответы детей) Так благодаря чему наши шары необычные для жителей Волшебного леса? (ответы детей) И мы с вами обязательно должны это все указать в ответном письме! Без вас я не справлюсь. Пошлите писать его!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экспериментальной  ОД в старшей группе «Воздух вокруг нас»

ОО «Познавательное развитие»

Цель: создание условий для формирования познавательной активности воспитанников через использование опытно-экспериментальной деятельности. Расширение представлений о свойствах воздуха.

Задачи:

1.Образовательные: совершенствовать представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе экспериментирования.

2. Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, внимание, память, сообразительность; умение анализировать и делать выводы.

3.Воспитательные: воспитывать умение работать сообща, взаимопомощь, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: запись отрывка из м/ф «Фиксики. Воздушный шар», воздушные шары (надутые и ненадутые), полиэтиленовые пакеты, пластмассовая бутылка, миска с горячей водой, сумка- холодильник, веера, салфетки, пробник духов, чеснок, ванилин, апельсин.

Ход

Воспитатель заводит детей в группу, вместе становятся в круг.

Воспитатель: Ты – мой друг, и я – твой друг.

Мы с тобою встали в круг.

«Здравствуйте!» - все вместе скажем,

И гостям рукой помашем.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся!

Ребята улыбаются гостям и друг другу.

Воспитатель: Ребята, представляете, когда я пришла на работу, мне передали конверт и эти два шарика. Такая странная посылка…А вы хотите узнать, что там внутри? (ответы детей) 

Воспитатель вскрывает конверт с письмом и читает детям.

«Здравствуйте, ребята! Это мы - жители Волшебного леса, Винни Пух и Пятачок! Недавно Кролик подарил нам воздушные шарики и почему-то сказал, что это не простые шары, а удивительные. Но мы так ничего и не поняли, что в них необычного? Может быть, вы поможете нам понять, что в них удивительного? Очень будем ждать вашего ответа. Винни Пух и Пятачок».

Воспитатель: А вы знаете, почему эти шарики удивительные? И почему их называют воздушным? (ответы детей)

Ребята, а что вы знаете о воздухе? (ответы детей)

Хотите узнать больше? (ответы детей)

Как мы можем узнать о воздухе что-нибудь интересное? (ответы детей)

Кто проводит опыты?  (ответы детей)

Где работают учёные? (ответы детей)

А вы хотите стать ненадолго учеными? (ответы детей)

Закрывайте глаза и повторяйте за мной:

Вокруг себя повернись

И в учёных превратись.

Ну что, готовы? Тогда, проходите в нашу лабораторию.

Дети подходят к столам.

Воспитатель: Ребята, а начать работу предлагаю с разгадывания загадки.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем?

                                  (Воздух)

Опыт №1. На столе лежат полиэтиленовые пакеты по количеству детей

Воспитатель: Правильно ребята, а как вы думаете, для чего нам нужен воздух? Сделаем вместе глубокий вдох…и затем выдох (ответы детей)

Воспитатель: Скажите, а можем ли мы увидеть воздух? (Ответы детей)

Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (ответы детей).

Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (ответы детей)

Теперь мы взмахнем пакетом и закрутим концы.

Что в пакете? (ответы детей)

Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (ответы детей)

Где можно использовать это свойство воздуха? (ответы детей)

Вывод: воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

Воспитатель:

А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку?

Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (ответы детей)

Вывод: воздух прозрачный и невидимый.

Опыт №2. На столах лежат веера и салфетки по количеству детей.

Воспитатель:  Ребята, положите салфетку на край стола, а теперь взмахните веером, что произошло? (ответы детей)

Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ответы детей).

Правильно, ветерок - это воздух, который движется.

Хотите почувствовать, как движется воздух? Помашите веером себе на лицо. Что вы, почувствовали? (ответы детей)

Вывод: Ветер - это движение воздуха.

Опыт №3. На столе лежат пахучие вещества в киндер – сюрпризах (чеснок, ванилин, апельсин, лук, духи)

Воспитатель:  Ребята, а вы хотите поиграть? Наша игра будет называться «Узнай по запаху». Закройте, пожалуйста, глаза и вдохните ртом воздух… попробуйте, какого он вкуса? (ответы детей)

Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (ответы детей)

Вывод: Чистый воздух не имеет запаха и вкуса.

Воспитатель:  А сейчас я хочу вам показать, что воздух может иметь запах.

Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух, если оставить этот предмет, лежащий в помещении.

Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, апельсин, лук, ванилин, духи).

Дети отгадывают запахи.

Вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.

Опыт №4. К концам подвешенной палки привязаны надутые воздушные шары разных цветов. На столе лежат ненадутые шары и несколько надутых.

Воспитатель:  Как вы думаете, ребята, что внутри этих шаров (указывает на надутые)? (ответы детей)

А в ненадутых шарах есть воздух? (ответы детей)

Какой шарик тяжелее – надутый или не надутый? Как это можно проверить?

(ответы детей)

Поворачиваются к палке с шарами, и воспитатель подводит все к тому, что шары равны по весу. Затем прокалывает один шарик.

Воспитатель:  Ребята, что произошло? Какой шарик тянет вниз? 

(ответы детей)

Вывод: надутый шарик тянет вниз, т.к. воздух в нем плотнее, а значит, и тяжелее, чем тот, который находится вокруг него. Когда в шарике воздуха нет- остаётся только вес самого шарика.

Опыт №5.

Воспитатель:  На этом наши эксперименты не окончены. Проходите дальше.

Воспитатель достает из сумки – холодильника пустую открытую пластмассовую бутылку (поставленную охлаждаться заранее), надевает на её горлышко воздушный шарик. Затем ставит бутылку в миску с горячей водой.

Воспитатель:  Ребята, а что происходит? (ответы детей)

Почему шарик надувается? (ответы детей)

Вы знаете, что при нагревании воздух расширяется. И кстати это впервые увидели братья Жак и Жозеф Монгольфье. Это было очень давно,  в 1783 г.

Хотите услышать до конца эту историю? Тогда обратите внимание на экран.

Просмотр отрывка из м/ф «Фиксики. Воздушный шар».

Воспитатель:  На этом пришло время закрывать нашу лабораторию. Пора отправляться назад в группу. Все готовы?

Дети и воспитатель становятся в круг и повторяют слова:

Вокруг себя повернись

И в учёных превратись.

Воспитатель:  Ну, что, ребята, я думаю, мы свами смогли доказать нашим друзьям Винни Пуху и Пятачку, что воздушные шары – удивительные. А что именно в них удивительного? (ответы детей) Так благодаря чему наши шары необычные для жителей Волшебного леса? (ответы детей) И мы с вами обязательно должны это все указать в ответном письме! Без вас я не справлюсь. Пошлите писать его!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для старшей группы "С чего начинается Родина" (познавательное развитие)

Конспект НОД «С чего начинается Родина» с элементами геокешенга. (старшая группа)          Цель: Создать условия для патриотического воспи...

Конспект ООД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода»

С использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии...

Конспект НОД в старшей группе "Русская изба" с презентацией (познавательное развитие).

Конспект занятия для детей старшей группы по окружающему миру, направленный на ознакомление детей с устройством русской избы и предметами русского быта, на развитие познавательного интереса к истории ...

Конспект НОД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии)

Программные задачи:Образовательные:• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет ...

Конспект НОД в средней группе «Воздух и его свойства» (познавательное развитие: экология)

Цель: Формирование представлений о воздухе , его свойствах и значении.Задачи:·        Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху , его ...