Нод по экспериментированию "Волшебник воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру

Ефимкина Лариса Геннадьевна

Это мероприятие проводила с детьми на районном семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnoe_soderzhanie.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас ,не имеет формы и запаха;

Задачи:

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами, а  также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную   деятельность;

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

Оборудование: стаканы с водой, мыльные пузыри, губка, мел, сахар, таз с водой, перышки, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешки, воздушные шарики, магнитофон с записью ветра.

Ход НОД:

Слайд №1

Фея: Здравствуйте ребятки! Какие вы красивые. Меня зовут Фея Фиалка и я живу на радуге. Посмотрите какие у меня красивые шары, мне их подарил самый главный волшебник. Ребята! А вы знаете как зовут этого волшебника?

Дети: ответы

Фея: Этот волшебник такой шутник и фокусник, что когда он подарил мне эти шарики, подул такой сильный ветер и я оказалась здесь. Давайте попробуем отгадать кто это?

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Невидимый, но все же

Без него мы жить не можем

Окружает нас всегда

Мы им дышим без труда

Без запаха, без цвета

Догадайтесь, что же это?

Слайд №2

Дети:  Воздух.

Фея: Конечно, это волшебник воздух. Ребята, я же сказала, что он такой шутник и фокусник, что сегодня приготовил нам столько фокусов, вы поможете мне их разгадать?  Дело в том, что если мы с вами разгадаем все фокусы, то я смогу вернуться домой, на радугу. А чтобы мы с вами не забыли эти фокусы, мы будем обозначать их символами. Согласны?  Ну, раз согласны, тогда давайте вставайте вокруг меня. Мне будет помогать моя волшебная палочка.

Ребята! Помните, в загадке сказано, он невидим. А давайте мы с вами это проверим? Посмотрите вверх, вниз, направо, налево. Кто-нибудь увидел воздух?

Дети: нет

Фея: Ребятки, это первый фокус воздуха. Он не видимый. Посмотрите на экран, вот таким символом мы будем его обозначать.  

Слайд №3

А если воздух невидимый, то как же мы его можем назвать? Воздух кто?

Дети: Невидимка.

Фея: Правильно, воздух невидимка. Этот символ именно это будет и обозначать. Запомнили? Давайте повторим: воздух кто? Какой он?

Дети: Дети делают несколько повторов.

Фея: А если воздух невидимка, значит он где- то прячется? Давайте попробуем его поймать! Для этого я вам сейчас раздам пакетики. Давайте я покажу вам как его ловить, а потом мы сделаем это вместе.

Что у тебя в пакете?

Дети: "У меня в пакете воздух".(ответы нескольких детей)

Фея: А где мы его взяли?

Дети: Мы взяли воздух вокруг себя.

Фея: Это второй фокус воздуха. Давайте мы с вами это запомним. Где мы с вами взяли воздух?

Дети: Воздух взяли вокруг нас.

Фея: Значит можно сделать вывод: воздух есть вокруг нас.

Ребята! А теперь кто мне скажет, когда мы поместили воздух в пакетики, какую форму приобрел воздух?

Дети: "Воздух приобрел форму пакета"- ответы 2-3 детей.

Фея:  Ребята! А если я помещу воздух в шарик , форму чего приобретет воздух? 

Дети: Воздух приобретет форму шарика- (повторы 2-3 детей)

 Фея:  (Надуваю шарик) Форму чего приобрел воздух?

Дети: Воздух приобрел форму шарика- (повторы 2-3 детей)

Фея:  А сейчас у меня есть вот такие необычные шарики, и они тоже наполнены воздухом.  

Форму чего теперь приобрел воздух?

Дети: (ответы детей)

Фея:  Скажите ребята, воздух имеет свою форму?

Дети: воздух своей формы не имеет.

Фея:  Посмотрите каким мы символом будем это обозначать.

СЛАЙД №4

Ребятки, воздух формы не имеет! Давайте сделаем такой сложный вывод:

"Воздух формы не имеет, а приобретает форму того предмета, в который его помещают"(повторы детей)

Ребятки! А давайте я с помощью своей волшебной палочки, ведь у каждой Феи есть волшебная палочка, помещу воздух в мыльные пузыри. А вы его от туда будете выпускать. Но будьте осторожны, чтобы мыльные пузырьки вас не обхитрили и не попали вам в глаза!!!!!

"Пускаю мыльные пузыри, дети лопают"   Слайд № 5(музыка)

Фея: Скажите мне пожалуйста, когда мы надували шарики, игрушки, мыльные пузыри, откуда мы брали воздух?

Дети: изо рта, изнутри.

Фея: Ребята! значит воздух есть вокруг нас и внутри нас. Давайте мы это проверим!!!!

(Подходят к столу и опыт с  трубочки и стаканчики с водой)

Ребята! Что мы с вами наблюдали, когда дули воздух?

Дети: Были пузыри

Фея: Да, это были воздушные пузырьки. А откуда они выходили?

Дети: Изо рта, изнутри.

Фея: Мы выдыхали воздух и он в виде пузырьков выходил из воды. Значит воздух есть вокруг нас и внутри нас.

Давайте будем дальше разгадывать фокусы воздуха. Если воздух есть вокруг нас, внутри нас, может он есть еще где- то?

Дети: (Дети называют где еще можно встретить воздух).

Фея: Значит воздух есть внутри каких- то предметов. Давайте мы с вами сейчас это проверим.

Опыт с предметами

Ребята! у меня на столе стоят ёмкости с водой, я раздам вам предметы, а вы назовете мне какой предмет кто взял(дети называют),  и вы должны будете опустить их в воду и по- наблюдайте, что произойдет:

Посмотрите, что происходит?

Дети: Из предметов выходят пузырьки воздуха.

Фея: Давайте теперь повторим, что мы наблюдали?

     Дети: Пузырьки воздуха

Фея: Значит мы узнали уже с вами, что воздух есть вокруг нас, внутри нас и внутри предметов. Давайте сделаем вывод:

"Воздух есть везде!!!!"

Давайте мы еще с вами поиграем с воздухом. У меня есть такая шкатулочка, в ней что- то спрятано, Что это кто мне скажет?

Дети: Пёрышки.

Фея: Игра заключается вот в чем, нам нужно подкинуть перышко и дуть на него, и не дать ему упасть на пол, вот посмотрите как я это делаю.

Игра "Не урони перышко"  Слайд №6

Молодцы ребятки!!!! А вы помните, что в загадке говорилось? Что воздух не имеет запаха!!! Давайте мы с вами это проверим. Вдохните, кто-нибудь  почувствовал запах воздуха?

Дети: Нет.

Фея: Тогда давайте сделаем такой вывод:

"Воздух запаха не имеет"

Слайд №7

Вот таким символом мы будем его обозначать.

А я для вас что-то приготовила.

(Баночки наполненные содержимым, с характерным запахом). Даю понюхать, а дети отгадывают аромат.

Ребята! Воздух имеет запах?

Дети: Нет!!!

Фея: Правильно, сам воздух запаха не имеет, мы это с вами уже доказали, он приобретает запах того предмета, от которого пахнет.

"Воздух запаха не имеет, а приобретает запах того предмета, от которого пахнет."

(повторы нескольких детей)

Фея: Ребятки, А теперь я хочу вас научить  рисовать воздухом. Вот посмотрите что у нас на столах, лист бумаги и трафареты и волшебные фламастеры. я покажу как ими нужно рисовать.

Ребятки, что у вас получилось?

Дети: Цветок

 Кто помнит как меня зовут? Ребята, вы нарисовали мой портрет. Они остаются вам на память. Вы такие молодцы! Использовали яркие цвета. Посмотрите вокруг нас, все цветное, а воздух мы можем увидеть, имеет ли он цвет?

Дети: Нет

Фея: Мы не можем увидеть воздух, он не имеет цвета, вот таким символом мы его будем обозначать.

Слайд № 8

Вы столько проделали опытов с воздухом.  Давайте вспомним какими символами мы его обозначали?

Слайд № 9

Вы знаете, это не все фокусы воздуха! Я думаю мы с вами встретимся и отгадаем все остальные фокусы. Сможем разгадать?

Ребята! Вы слышите?  (звук ветра)

Слайд №10

Дети: Это ветер.

Фея: А вы знаете, что ветер- это сильные потоки воздуха. А это значит, что мне пора  возвращаться домой на радугу. Ветер зовет меня. Ребята, а за то что вы так хорошо смогли угадать все фокусы воздуха, я хочу вас поблагодарить и подарить по шарику.  Всем хватило? И мне хватило, чтобы я смогла улететь домой. Спасибо вам ребята, скорей летите в свою группу, до свидания, до скорых встреч!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Воздух" "Где прячется воздух"

Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...

Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Знакомство детей со свойствами воздуха....

"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...