Конспект занятия по познавательному развитию "Животные севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Тема: «Животные севера».
Цель: расширить представление детей об образе жизни животных на Северном и Южных полюсах.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать знания детей о животных живущих на Северном и Южном полюсах;
- расширить знания об образе жизни животных Арктики и Антарктики.
- систематизировать представления детей о способах приспособления животных к климатическим условиям;
- дать представление о том, что пингвин и белый медведь живут на разных полюсах.
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
Материалы: иллюстрации животных Севера, глобус или карта с изображением животных, музыкальное сопровождение, загадки, полоски обычной бумаги, масло, емкость для воды.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, послушайте слова песни.
(Включается отрывок из песни «Песня про медведей»)
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи,
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся спиной медведи –
Вертится Земля!
Воспитатель: ребята, про кого поется в песне.
Дети: В песне поется про медведей.
Воспитатель: про обычных медведей, которые живут в наших лесах?
Дети: нет! Про белых мишек.
Воспитатель: правильно, ребята! Мы сегодня поговорим о животных, которые живут далеко – далеко на Севере.
Воспитатель: ребята, а давайте посмотрим, где находится Северный полюс. (рассматривание глобуса/карты)
Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие на Северный полюс, согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: ребята, а как мы можем добраться до Севера?
Дети: Можно долететь на самолете. Можно отправиться на корабле.
Воспитатель: Хорошие идеи. Предлагаю полететь на самолете, чтобы как можно скорее попасть к жителям Севера.
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.
Воспитатель: вот мы и прилетели в царство льдов. Северный полюс является самым удивительным местом на планете. Климат здесь очень холодный. На Северном полюсе длинная и холодная зима длится целых полгода, а лето здесь очень холодное. Летом здесь полярный день. Несколько месяцев круглые сутки тут светло. А зимой – долгая полярная ночь. Солнце совсем не показывается. Кругом снег и ледники. Но, несмотря на такие условия, в этих краях обитают интересные животные.
Воспитатель: ребята, посмотрите нас встречает один из главных жителей – Белый Медведь! Расскажите, что вы о нем знаете? (демонстрация изображения белого медведя)
Дети: у него белая шерсть.
Воспитатель: ребята а вы знаете какого цвета кожа у медведя?
Дети: черная.
Воспитатель: правильно! Ребята, а вы знаете зачем это?
Дети: чтобы медведю было тепло.
Воспитатель: правильно! . Кожа под белой шерстью черная и помогает аккумулировать тепло.
А как вы думаете, белые медведи впадают в спячку?
Дети: нет, они не боятся холода и у них всегда есть еда.
Воспитатель: все правильно. Ребята, а чем питаются медведи?
Дети: рыбой!
Воспитатель: правильно, ребята! Он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.
А еще белые медведи умеют плавать и нырять, проводя под водой до 7 минут и совсем не мерзнут.
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам провести опыт и узнать почему северные жители не мерзнут, даже когда находятся в воде.
Воспитатель: ребята, перед вами лежат 2 полоски обычной бумаги, но одна из них пропитана жиром.
Давайте опустим в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром.
Воспитатель: что произошло с полосками?
Дети: Полоска, смазанная жиром, не намокает.
Воспитатель: Молодцы ребята! Значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.
Воспитатель: ребята, мы с вами в царстве льдов, становится очень холодно. Давайте погреемся?
Физкультминутка «Арктика»
Здесь всюду холод, лед и тень
(Дети обнимают себя за плечи)
Полгода – ночь,
(Закрывают глаза ладонями)
Полгода – день,
(Открывают глаза ладонями)
Из льда здесь люди строят дом,
(Выпрямляются, поднимают руки вверх)
И океан покрыт весь льдом.
(Соединяют руки над головой – «крыша
Зверей ты здесь почти не встретишь.
(Разводят руки в стороны)
И птиц ты в небе не заметишь.
(Ставят ладони козырьком над глазами)
Лишь мишка, белый, словно иней,
(Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни.
(Руки на поясе стоят смирно)
Воспитатель: мы погрелись и теперь я предлагаю вам познакомиться с другими обитателями севера.
Внимательно слушайте загадки.
Нос как уголь, хвост пушистый,
Шерсть густая, словно снег.
На охоту в Заполярье
Вышел, крадучись …
(писец)
Жиром тело набролося,
Не страшны ему морозы.
Бивни грозные имеет,
Плавать в проруби умеет.
(морж)
Он в воде плывёт как рыба
И порой лежит весь день.
Не страшны ему морозы
Потому что он…
(тюлень)
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный...
(Олень)
Странный гладкий серый кот
Рыбу ест, во льдах живет,
Есть усы, и хвост, и ротик,
Кто же это? - Морской...
(Котик)
Воспитатель: молодцы! Ребята, а скажите кого мы не встретили на своем пути? (ответы детей)
Воспитатель: я вам загадаю загадку, и вы мне скажите про кого идет речь.
Пускай морозы, льды и ветры,
Они одеты для концерта:
Всегда во фраках и манишках
И мама с папой, и детишки. (Пингвины.)
Воспитатель: да, ребята, пингвинов на Северном полюсе мы не встретили. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: мы их не встретили, так как они живут на Южном полюсе. Дети, а что вы знаете о пингвинах? (ответы детей)
Воспитатель: Пингвины не летающая, а водоплавающая птица. Пингвины живут на самом южном материке - Антарктиде. Несмотря на то, что материк находится на Южном полюсе, там царит вечная мерзлота и весь он покрыт многометровым слоем льда. Пингвины селятся большими колониями на берегу моря и большую часть жизни проводят в воде, у них даже крылья превратились в ласты, с помощью которых эти птицы плавают и ныряют.
На суше пингвины очень неуклюжи, медленно ковыляют на своих красных перепончатых лапах, а воде настолько ловкие и быстрые, что без труда могут догнать и поймать рыбу, которой питаются.
Строго следовать по маршруту им помогает солнце, если оно скрывается за тучами, пингвины могут сбиться с пути.
Окраска пингвина помогает ему маскироваться в воде: если посмотреть сверху, темная спина сливается с темной поверхностью воды, а если смотреть снизу, его бело брюхо «исчезает» в лучах солнца.
Под кожей у пингвина находится толстый слой жира, согревающий их в ледяной воде, оперенье не намокает в воде.
Самка откладывает яйцо и вылупляется маленький …пингвинёнок. Высиживать яйцо помогает отец – пингвин, он меняет самку и сам его высиживает. Затем пингвинчика выращивают оба родителя, заботятся о нём – кормят, оберегают от врагов. Животных и птиц нужно охранять и оберегать, им грозит вымирание.
Воспитатель: давайте, дети, походим как пингвины (Дети ставят ноги вместе и изображают пингвинов)
Ребята, мы с вами так долго путешествуем по Северному полюсу и нам уже пора возвращаться домой, чтобы не простудиться. Я предлагаю в следующий раз отправиться в гости к пингвинам, согласны?
Дети: да!
Воспитатель: а сейчас пристегните ремни, расправляем крылья и наш самолет отправляется в наш садик.
Воспитатель: какое интересное у нас было путешествие! Ребята вам понравилось? (ответы детей)
А где мы сегодня побывали? Как выглядит белый медведь? Чем питается? Пингвины – это животные или птицы? Как своего детёныша выводят пингвины? А какие еще обитатели Севера нам встречались?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Животные севера».
Цель: расширить представление детей об образе жизни животных на Северном и Южных полюсах.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать знания детей о животных живущих на Северном и Южном полюсах;
- расширить знания об образе жизни животных Арктики и Антарктики.
- систематизировать представления детей о способах приспособления животных к климатическим условиям;
- дать представление о том, что пингвин и белый медведь живут на разных полюсах.
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
Материалы: иллюстрации животных Севера, глобус или карта с изображением животных, музыкальное сопровождение, загадки, полоски обычной бумаги, масло, емкость для воды.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, послушайте слова песни.
(Включается отрывок из песни «Песня про медведей»)
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи,
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся спиной медведи –
Вертится Земля!
Воспитатель: ребята, про кого поется в песне.
Дети: В песне поется про медведей.
Воспитатель: про обычных медведей, которые живут в наших лесах?
Дети: нет! Про белых мишек.
Воспитатель: правильно, ребята! Мы сегодня поговорим о животных, которые живут далеко – далеко на Севере.
Воспитатель: ребята, а давайте посмотрим, где находится Северный полюс. (рассматривание глобуса/карты)
Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие на Северный полюс, согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: ребята, а как мы можем добраться до Севера?
Дети: Можно долететь на самолете. Можно отправиться на корабле.
Воспитатель: Хорошие идеи. Предлагаю полететь на самолете, чтобы как можно скорее попасть к жителям Севера.
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.
Воспитатель: вот мы и прилетели в царство льдов. Северный полюс является самым удивительным местом на планете. Климат здесь очень холодный. На Северном полюсе длинная и холодная зима длится целых полгода, а лето здесь очень холодное. Летом здесь полярный день. Несколько месяцев круглые сутки тут светло. А зимой – долгая полярная ночь. Солнце совсем не показывается. Кругом снег и ледники. Но, несмотря на такие условия, в этих краях обитают интересные животные.
Воспитатель: ребята, посмотрите нас встречает один из главных жителей – Белый Медведь! Расскажите, что вы о нем знаете? (демонстрация изображения белого медведя)
Дети: у него белая шерсть.
Воспитатель: ребята а вы знаете какого цвета кожа у медведя?
Дети: черная.
Воспитатель: правильно! Ребята, а вы знаете зачем это?
Дети: чтобы медведю было тепло.
Воспитатель: правильно! . Кожа под белой шерстью черная и помогает аккумулировать тепло.
А как вы думаете, белые медведи впадают в спячку?
Дети: нет, они не боятся холода и у них всегда есть еда.
Воспитатель: все правильно. Ребята, а чем питаются медведи?
Дети: рыбой!
Воспитатель: правильно, ребята! Он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.
А еще белые медведи умеют плавать и нырять, проводя под водой до 7 минут и совсем не мерзнут.
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам провести опыт и узнать почему северные жители не мерзнут, даже когда находятся в воде.
Воспитатель: ребята, перед вами лежат 2 полоски обычной бумаги, но одна из них пропитана жиром.
Давайте опустим в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром.
Воспитатель: что произошло с полосками?
Дети: Полоска, смазанная жиром, не намокает.
Воспитатель: Молодцы ребята! Значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.
Воспитатель: ребята, мы с вами в царстве льдов, становится очень холодно. Давайте погреемся?
Физкультминутка «Арктика»
Здесь всюду холод, лед и тень
(Дети обнимают себя за плечи)
Полгода – ночь,
(Закрывают глаза ладонями)
Полгода – день,
(Открывают глаза ладонями)
Из льда здесь люди строят дом,
(Выпрямляются, поднимают руки вверх)
И океан покрыт весь льдом.
(Соединяют руки над головой – «крыша
Зверей ты здесь почти не встретишь.
(Разводят руки в стороны)
И птиц ты в небе не заметишь.
(Ставят ладони козырьком над глазами)
Лишь мишка, белый, словно иней,
(Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни.
(Руки на поясе стоят смирно)
Воспитатель: мы погрелись и теперь я предлагаю вам познакомиться с другими обитателями севера.
Внимательно слушайте загадки.
Нос как уголь, хвост пушистый,
Шерсть густая, словно снег.
На охоту в Заполярье
Вышел, крадучись …
(писец)
Жиром тело набролося,
Не страшны ему морозы.
Бивни грозные имеет,
Плавать в проруби умеет.
(морж)
Он в воде плывёт как рыба
И порой лежит весь день.
Не страшны ему морозы
Потому что он…
(тюлень)
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный...
(Олень)
Странный гладкий серый кот
Рыбу ест, во льдах живет,
Есть усы, и хвост, и ротик,
Кто же это? - Морской...
(Котик)
Воспитатель: молодцы! Ребята, а скажите кого мы не встретили на своем пути? (ответы детей)
Воспитатель: я вам загадаю загадку, и вы мне скажите про кого идет речь.
Пускай морозы, льды и ветры,
Они одеты для концерта:
Всегда во фраках и манишках
И мама с папой, и детишки. (Пингвины.)
Воспитатель: да, ребята, пингвинов на Северном полюсе мы не встретили. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: мы их не встретили, так как они живут на Южном полюсе. Дети, а что вы знаете о пингвинах? (ответы детей)
Воспитатель: Пингвины не летающая, а водоплавающая птица. Пингвины живут на самом южном материке - Антарктиде. Несмотря на то, что материк находится на Южном полюсе, там царит вечная мерзлота и весь он покрыт многометровым слоем льда. Пингвины селятся большими колониями на берегу моря и большую часть жизни проводят в воде, у них даже крылья превратились в ласты, с помощью которых эти птицы плавают и ныряют.
На суше пингвины очень неуклюжи, медленно ковыляют на своих красных перепончатых лапах, а воде настолько ловкие и быстрые, что без труда могут догнать и поймать рыбу, которой питаются.
Строго следовать по маршруту им помогает солнце, если оно скрывается за тучами, пингвины могут сбиться с пути.
Окраска пингвина помогает ему маскироваться в воде: если посмотреть сверху, темная спина сливается с темной поверхностью воды, а если смотреть снизу, его бело брюхо «исчезает» в лучах солнца.
Под кожей у пингвина находится толстый слой жира, согревающий их в ледяной воде, оперенье не намокает в воде.
Самка откладывает яйцо и вылупляется маленький …пингвинёнок. Высиживать яйцо помогает отец – пингвин, он меняет самку и сам его высиживает. Затем пингвинчика выращивают оба родителя, заботятся о нём – кормят, оберегают от врагов. Животных и птиц нужно охранять и оберегать, им грозит вымирание.
Воспитатель: давайте, дети, походим как пингвины (Дети ставят ноги вместе и изображают пингвинов)
Ребята, мы с вами так долго путешествуем по Северному полюсу и нам уже пора возвращаться домой, чтобы не простудиться. Я предлагаю в следующий раз отправиться в гости к пингвинам, согласны?
Дети: да!
Воспитатель: а сейчас пристегните ремни, расправляем крылья и наш самолет отправляется в наш садик.
Воспитатель: какое интересное у нас было путешествие! Ребята вам понравилось? (ответы детей)
А где мы сегодня побывали? Как выглядит белый медведь? Чем питается? Пингвины – это животные или птицы? Как своего детёныша выводят пингвины? А какие еще обитатели Севера нам встречались?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Беседа о диких животных севера. Чтение рассказа "Как заяц зимует"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область ...
Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»
Конспект занятия предназначен для воспитателей детских садов. В конспекте уточняются представления детей о зиме как времени года. На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный р...
КОНСПЕКТ Занятия по познавательной деятельности в выпускной группе «Север и юг»
Задачи1. Обеспечить активизацию разных видов восприятия: зрительного (при восприятии видеоряда), тактильного (при практическом манипулировании с разнофактурными игровыми дидактическими материалами), с...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-11316-1512642105.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1371227-1667394027.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера»....
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/04/picture-660958-1554400358.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Животные Севера"
Дать детям первоначальное представление о животных Севера....