Конспект игры-занятия "Во саду ли, в огороде" для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Максимова Елена Валентиновна

Игра-занятие поможет в игровой форме познакомить ребят с понятиями "сад" и "огород". В занятии использованы такие приемы работы как: сюрпризный момент, загадки, синквейн, дидактические и подвижные игры. Данное занятие лучше провести на улице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igry-zanyatiya_vo_sadu_li_v_ogorode.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №48 «Белочка»

Игра-занятие: «Во саду ли, в огороде»

Для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Максимова Елена Валентиновна, воспитатель (2021 г.)

Цель. Формирование представлений детей об овощах и фруктах, как о продуктах здорового питания.

Задачи:

- уточнить представления детей о фруктах и овощах, об их пользе для организма человека;

- закреплять умение классифицировать фрукты и овощи;

- углубить знания детей об условиях необходимых для роста фруктов и овощей, месте их произрастания (огород, сад), способах выращивания и ухода за ними, сельскохозяйственных профессиях;

- развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна.

Основные методы и приемы: сюрпризный моменты, игра (коммуникативная, подвижные),  вопросы, рассказ педагога, объяснение, педагогическая оценка.

Оборудование: корзины с муляжами овощей и фруктов; два обруча большого диаметра; лист бумаги, ручка для составления синквейна; соки в маленьких коробочках на каждого ребенка, костюм Пугала для взрослого.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: Ю.Тувим «Овощи», Ш.Галиев «Витаминные буквы», «Вершки и корешки», Н.Головко «Спор овощей»;  дидактические игры «Что в борщ , а что в компот?», «Что за плод?», «Угадай на вкус», «Что лишнее?», «Что где растет?», «Вершки и корешки»; знакомство с подвижной игрой «Садовники»; составление синквейнов.

Ход мероприятия:

Игру-занятие можно провести на прогулке. Воспитатель приходит к детям в образе огородного Пугала.

Пугало: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются). Вы меня узнали? Пустите меня к себе в гости? (Да!). Давайте знакомиться. Поиграем в игру «Дом имён»?

Коммуникативная игра «Дом имён»

Ну-ка, дети, встаньте в круг –   (дети встают в круг)

Вот, как много вышло рук!         (выставляют руки вперёд, покачивают ими)

Чьи же руки, подскажите,         (пожимают плечами)

Свое имя назовите!                    (дети хором называют своё имя)

А теперь за руки взялись

И по кругу пробежались.          (берутся за руки, бегут по кругу)

Сделали поуже круг,                    (останавливаются, сходятся в центр круга)

Крышу сделали из рук.             (поднимают сцепленные руки вверх)  

Получился «дом имён»,            (расходятся, делая круг шире)

В этом доме мы живем!             (хлопают в ладоши)

Пугало: Вот мы с вами и познакомились. Очень приятно! Мне, ребята, так скучно одному в огороде стоять. Вы знаете, какая у меня работа? (Ответы детей).

Точно! Я охраняю грядки всё лето, без отдыха! А сегодня я решил устроить себе выходной и пришел к вам, пообщаться и поиграть. Вы согласны? (Да!).

Смотрите, что я вам принес. (Показывает 2 корзины, в которых овощи и фрукты лежат вперемешку). В этой корзине лежат овощи, а в этой фрукты. Ой, нет! Наоборот. Ой, кажется я запутался. Помогите мне разобраться, ребята.  

Игра «Разбери овощи и фрукты»

Дети делятся на две команды.  Пугало высыпает содержимое корзин на пол и дает задание, одной команде собрать в корзину все овощи, а другой – фрукты. Затем проверяют правильность выполнения задания.

Пугало: Вот спасибо! Сам бы я не справился.

Ребята, а еще я знаю загадки про овощи и фрукты. Хотите загадаю? (Да!). 

Загадки

***

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах...(капуста)

***

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице...(морковь)

***

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам… (свекла)

***

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает... (лук)

***

Этот овощ тыкве брат —

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок…(кабачок).

***

Груша, яблоко, банан.

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся…(фрукты)

*** 

Золотист один бочок,

Красноват другой бочок.

Посередине, в сердцевине-

Притаился червячок (яблоко)

***

На ветвях они висели.

Как созрели, посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их…(сливы)

***

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (лимо

- Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А теперь поиграем в мою любимую игру «Пугало»? (Да!).

Подвижная игра «Пугало»

Дети идут по кругу хороводным шагом, в центре круга –Пугало.

Дети:

«В огороде Пугало, Пугало стоит.

Огурцы нам Пугало рвать с грядки не велит.

Мы тихонько подойдём и огурчиков нарвем!»

Пугало:

«Огурцы нельзя здесь рвать,

Буду вас я догонять!»

После этих слов все играющие разбегаются по площадке, Пугало их ловит. Ребёнок, которого Пугало успело осалить, считается пойманным, отходит в сторону.

Пугало: Вы еще и ловкими оказались! Весело с вами! Садитесь, отдохните… Ребята, я пока стоял в огороде, у меня столько разных вопросов накопилось. Я такой любопытный, просто ужас! Хочу проверить, знаете ли вы, откуда берутся овощи?

- Где выращивают овощи?

- Как готовят землю к посадке?

- Что сажают в землю?

- Что такое рассада?

- Как ухаживают за овощами?

- Что такое прополка?

- Когда собирают урожай?

- Кто ухаживает за овощами?

А теперь послушайте мой рассказ. Овощи, ребята, растут в огороде. Весной, когда земля прогреется, землю перекапывают, а потом делают грядки. В грядки сеют семена или сажают рассаду. Рассаду выращивают заранее, дома, в тепле. Летом грядки нужно поливать, пропалывать от сорняков, а иногда рыхлить землю.  Урожай собирают осенью. Ухаживают за овощами овощеводы.

Составление синквейна

Я предлагаю вам составить синквейн про кабачок.

Итак, в первой строчке синквейна одно слово – кабачок.

Во второй строчке, два слова, обозначающие признак. Кабачок какой?

Дети: Зеленый, длинный.

Пугало: В третьей строке три слова, обозначающие действия. Кабачок что делает?

Дети: Растет, спеет, лежит.

Пугало: Для четвертой строки мы составим предложение.

Дети: На грядке лежит спелый кабачок.

Пугало: Ну, а в пятой строке одно слово, заключение, вывод. В этой строке должно быть слово или фраза – ассоциация, связанная с первым словом, т.е. оно должно быть связано с темой «Кабачок». Какое это может быть слово? (Ответы детей, например: овощ). Что у нас с вами получилось:

    Кабачок.

    Зеленый, длинный.

    Растет, спеет, лежит.

    На грядке лежит спелый кабачок.

    Овощ.

- Просто отлично! Молодцы!

Вы знаете, ребята, что у разных овощей съедобны разные части. У одних овощей съедобны вершки, у других корешки, а у третьих и вершки и корешки.

Я даже игру такую знаю «Вершки и корешки». Хотите со мной поиграть? (Да!).

Игра «Вершки и корешки»

На полу веранды лежат два обруча большого диаметра, слегка наложенные друг на друга. Пугало дает задание, разложить овощи на три группы; в один обруч нужно положить овощи, у которых съедобны вершки, в другой обруч овощи, у которых съедобны корешки. В перекрестие обручей должны попасть овощи, у которых съедобны и вершки, и корешки (лук, чеснок, свекла). Дети выполняют задание коллективно и проверяют правильность выполнения.

Пугало: Замечательно, ребятки! А теперь заглянем в сад.

- Что выращивают в саду?

- На чем растут фрукты?

- Как сажают деревья?

- Кто ухаживает за садом?

Верно! Фрукты выращивают в садах. Растут они на деревьях. А ухаживает за фруктами садовод. Чтобы вырастить большое фруктовое дерево садовод сажает маленькое, которое называется – саженец. За деревьями тоже требуется уход. Их поливают, белят кору, обстригают ветки.

Составим синквейн про грушу?

Итак,  первая строчка – груша.

Вторая строчка – груша какая?

Дети: Желтая, крупная.

Пугало: Что делает груша?

Дети: Спеет, наливается, красуется.

Пугало: Составим предложение про грушу.

Дети: На дереве висит спелая груша.

Пугало: А теперь вывод – одно слово.

Дети: Витамины.

Пугало: Получилось вот что:

   Груша.

   Желтая, крупная.

   Спеет, наливается, красуется.

   На дереве висит спелая груша.

   Витамины.

Замечательный синквейн  получился! Хотите побывать во фруктовом саду? Тогда поиграем...

Подвижная игра «Садовники»

Дети, взявшись за руки становятся в круг – это «садовники» изображают корзину. Пять человек встают в середину круга – это «яблоки». Сначала внутри круга ходят «яблоки», руки на поясе, ноги высоко поднимают, говорят такие слова:

Яблоки:

«Яблоки мы спелые,

Яблоки мы смелые.

Покатились кто куда,

Не догонишь никогда!»

Затем идут по кругу «садовники» и говорят:

«Собираем урожай.

Эй, ребята, не зевай!

Мы все яблоки найдем,

Их в корзину соберем».

Пугало: «Корзина открывается,

               Яблоки рассыпаются!»

Дети-садовники поднимают сцепленные руки, «яблоки» бегают из «корзины» и обратно. По сигналу Пугало «Корзина закрывается», дети опускают руки и садятся. «Яблоки», оказавшиеся в кругу, попались в «корзину». Далее выбирается на роль «яблок» следующая пятерка детей.                     

Пугало:

Поиграли вместе мы,

Поиграли весело!

А теперь пора прощаться,

В огород мне возвращаться.

А чтобы росли вы здоровые,

Пейте соки фруктовые!

Пугало угощает детей соком и прощается с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты в детском саду (краткосрочные пректы для детей старшего дошкольного возраста) "Ямал - край, в котором мы живем"

Примерный план работы воспитателя по подготовке проектаНа основе изученных проблем детей поставить цель проекта.Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).Привлечение с...

"Сабантуй в детском саду" спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста

История возникновения и значение Сабантуя.Участие детей старшего дошкольного возраста в празднике татарской культуры,  в татарских народных играх.Воспитание уважения к татарским обычаям и т...

Природа как средство эстетического воспитания в детском саду. Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького чел...

Конспект соревнования по правилам дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста, воспитанников детского сада и учащихся (первых) начальных классов, учеников школы «Знатоки ПДД»

КонспектСоревнование  по правилам дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста, воспитанников детского сада и учащихся  (первых) начальных классов, учеников школы «Знатоки ПД...

Конспект тематической подвижной игры «Индейское родео» для детей старшего дошкольного возраста и подготовительных к школе групп детского сада.

В данной работе представлена разработка и описание тематической подвижной игры «Индейское родео» для детей старшего дошкольного возраста и подготовительных к школе групп детского сада....

Осенняя ярмарка в детском саду Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий праздника «Осенняя ярмарка» для детей старшей – подготовительной группЦель: приобщение детей к народному творчеству, создание радостной и весёлой атмосферы праздника.Задачи:...