Открытое занятие "В гости к Деду природоведу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Апарина Татьяна Александровна

Интегрированное занятие по ознакомлению с миром природы и познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОКТЯБРЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «РОМАШКА»

ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАСКОЙ ОБЛАСТИ

Интегрированное занятие по ознакомлению с миром природы и познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада

 "В гости к Деду природоведу" (зима)

Воспитатель : Апарина Т.А.


Октябрьский  2021г.

Задачи: Закреплять и обобщать знания детей о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе, представление об особенностях приспособления птиц и животных к окружающей среде в холодное время года;

Закреплять правила поведения в лесу;

Развивать  умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к иной.

Развивать познавательный интерес к жизни обитателей леса, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы; закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;

Развивать любознательность, активность, умение анализировать явления природы и делать выводы;

Активизировать словарь детей (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная, волшебная, хрустальная);

Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой.

Ход занятия

В. Дети вы сегодня отправляемся с вами в путешествие.

В. Вам интересно, куда же мы сегодня отправимся в путешествие? Мне тоже. А для того, что бы узнать маршрут нужно выполнить задание.

Прочитайте на слайде куда мы отправляемся в гости.

Дети читают вместе с воспитателем.

В. Верно, в гости к природе.

В. Совершенно верно, а вы согласны?

О том, куда именно мы отправимся, вам помогут догадаться загадки. Сообразите, о чем идет речь.

Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал
Дунул в окна и исчез, 
А на окнах вырос лес………
(мороз).

В. Объясни, почему ты так думаешь?

В белом бархате деревья -
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет………
(иней).

В. Почему ты считаешь, что это иней?

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету. 
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту ………..
(снег).

В. Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром, 
Поспешила к нам сама
Белоснежная………
.(зима).

-Молодцы! Конечно, наш путь лежит в Зимний лес.

1.(Дети проходят и садятся на стулья, на экране слайд с зимнем пейзажем). Звучит музыка(звучит музыка – фортепианная миниатюра “Утро” С. Прокофьева).

-Какая чудесная музыка. Что можно сказать про эту музыку? ( Легкая, радостная, веселая, зимняя).
-Да, это зимняя мелодия. А вам нравится зима?

У зимы три месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль)
-А что бывает только зимой? (Иней, лёд, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа, длинные ночи, короткие дни.) 

В. Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?

Д. Ветер дует, деревья скрипят, трещат от мороза, птички щебечут, голоса животных, скрип снега.

В. Какими словами можно охарактеризовать зимний воздух?

Д. Холодный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.

В. Как вы думаете, о чем ведут разговор зимой птицы?

Д. Холодно, скорей бы весна, нужно выводить птенцов, очень ветрено.

В. Какой бывает зимний ветер?

Д. Сильный, студеный, тихий, жесткий, колючий.

Физминутка.

Наконец пришла зима,         (разводим руки в стороны)

Стали белыми дома,             (складываем руки домиком над головой)

Снег на улице идет,         (двигаем руками сверху вниз)

Дворник улицы метет,        (двигаем руками из стороны в сторону)

Мы катаемся на санках,        (приседаем, вытягиваем руки вперед)

Пишем на катке круги,      (руки закладываем за спину, медленно кружимся)

Ловко бегаем на лыжах,        (двигаемся по кругу)

И играем все в снежки.        (лепим и бросаем снежки)

- Сейчас мы превратимся с вами в ветер. Все встанем и подуем так , как дует сильный студеный ветер (дети надувают щеки и дуют изо всех сил).

- Покажите, как делают люди, когда на них дует такой ветер (дети поеживаются, постукивают ногами).

- А как дует слабый зимний ветерок? На севере нашей страны такой ветерок называют ласковым словом “Сиверко” (дети показывают, как дует такой ветерок).

В. А сейчас сядем на свои места. Скажите, а как у нас называется сильный ветер со снегом?

Д. Вьюга, метель, пурга.

В. А что является самым главным признаком зимы?

Д. Снег.

В. От куда же берется снег?

Д. Он подает из тучи, снег это замерший дождь.

В. А вот кто из вас знает, почему снег хрустит под ногами? (ответы детей).

В. Он хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.

- Сейчас я вас приглашаю в лабораторию природы (Дети проходят к столамвстают вокруг.

2 На экране слайд со снежинками. У детей на столах в тарелочках соль, сахар, манная крупа

Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: Что очень похоже на снег, снежинки?  (Соль, сахар, манная крупа) Возьмем крупную соль и насыпаем её соль в тарелку. Теперь берём ложку и попробуйте надавить ею на соль (несколько раз).

Воспитатель: Ребята, что происходит при этом, то вы слышите? (Слышен скрипящий или хрустящий звук) Как вы думаете, откуда появился такой звук? (Это ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод. Воспитатель: Из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок.) Что же с ними происходит, когда мы на них наступаем? (Кристаллики снежинок ломаются, поэтому слышен треск.) Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Выводы по опыту «Замерзание жидкости» опыт сделан заранее.

Опыт “Замерзание жидкости”.

В. Давайте вспомним какой опыт мы делали сегодня утром?

Д. Сегодня утром мы заморозили воду, соленую воду и растительное масло.

В. Да, мы с вами замораживали жидкости. Давайте сейчас посмотрим, что у нас получилось (дети рассматривают емкости с замороженными жидкостями).

- Вода замерзла. Соленая вода замерзла, но не совсем. Растительное масло не замёрзло, а лишь загустело.

Вывод: значит простая вода замерзает быстрее, чем соленая, а для замораживания растительного масла потребуется еще больше времени.

- У меня есть 3 схемы, они рассказывают нам о том, как заморозить воду, соленую воду и растительное масло. Сейчас посмотрите внимательно, подумайте какая схема подходит к какому виду жидкости (дети читают схемы).

3 (Новый слайд – зимний пейзаж ).

В. Посмотрите на картину, изображающую зиму. Как преобразилась земля!

А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина…
Зверюшек и пичужечек –
Всех спрятала зима.

В. Подумайте и скажите, кого и куда спрятала зима в лесу?

Д. Насекомых в кору деревьев, змей, мышей в норы, медведь в берлоге, зайцы и белки поменяли шубки.

В. Очень постаралась зима. Только вот птицам и животным, не уснувшим под песню ветра, трудно и голодно в эти месяцы. Они бродят по зимнему лесу и оставляют следы на снегу.

Игра «Кто мог оставить следы?» (На экране появляется изображение следов зверей)

Дети узнают их хозяев и называют, при правильном определении появляется изображение животного

В. Этим животным . Очень холодно, много снега, нахватает корма, образуется наст.

ВВывод: значит зимой всем животным очень трудно жить.

Сюрпризный момент (звуковое письмо, на экране птица).

Прислушайтесь. Что вы услышали? (Тихо в лесу, никто не щебечет, не поет.) А как вы думаете, почему? (Птицы улетели юг.) Почему они улетели? (Нечем стало питаться, холодно, замерзли реки) Как их называют? (Перелётные)
Воспитатель: Да, зима трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам корма под снегом. А все ли птицы улетают в тёплые края? (Нет) 
– Какие птицы остаются у нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, синицы, снегири, чижи, клесты, дятлы, сойки, трясогузки.).
– Почему они остаются? (Они могут добывать корм).
- Как их называют? (Зимующие). Молодцы! А сейчас мы узнаем, какие птицы остаются с нами зимовать. 

Игра «Кто лишний» (На экране появляются изображение птиц группами по 4, нужно найти лишних – перелётных, при правильном определении, изображение перелётной птицы исчезает.)

1.        Воробей, грач, поползень, синица

2.        Голубь, дятел, снегирь, жаворонок

3.        Сорока, воробей, ласточка, дятел

4.        Щегол, скворец, синичка, галка

5.        Утка, снегирь, голубь, сорока

6.        Клёст, воробей, свиристель, кукушка

7.        Дрозд, чиж, трясогузка, синица )

Воспитатель. А как мы можем помочь птицам, зимой?

Д.( Подкармливать и делать для них кормушки)

(На экране появляется изображение кормушки для птиц.)

В. Ребята вам интересно в музее природы? А что нового и интересного вы сегодня узнали? Каждый ли может удивиться богатству этого музея?

Д. Нет, это могут сделать только внимательные, чуткие ребята.

В. Сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные (задание на внимание).

(слайд с зашифрованными животными).

В. В лесу спрятались животные, посмотрите внимательно и найдите их.

(белка, лиса, волк, заяц, ласточка, бабочка).

В. Как вы думаете, кого из этих животных можно увидеть зимой в лесу? А каких зимой в лесу нет?

Творческая работа. (Звучит инструментальная музыка, на экране слайд “Зимний пейзаж”)

В. Что ж, пришла пора оставить в книге отзывов музея природы очередную запись. Что вам понравилось в музее природы, что для вас было сложным, а что было легко?

Д. Высказывают свои ответы.

В. Давайте в память об этой экскурсии оставим на кормушке птиц (дети наклеивают на кормушку силуэты птиц - коллективная работа).

Молодцы! Очень постарались. А сейчас наша экскурсия подошла к концу. До новых встреч в музее природы.

Используемая литература.

  1. В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко “Окружающий мир” - В.: учитель, 2008 – 138с.
  2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина “Неизведанное рядом – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников” - М.: ТЦ Сфера, 2005 – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в средней группе с использованием художественного слова "В гости к деду Природоведу".

Расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях вприроде, об изменениях в жизни птиц, насекомых, углублять знания о диких животных, о том, как они готовятся к зиме. Устанавливать причин...

В гости к деду Природоведу

Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному  развитию «В гости деду Природоведу» в средней группе воспитателя МБДОУ № 30 п. Вимовец Лисий Олеси Николаевны....

Конспект НОД в старшей группе "В гости к деду Природоведу".

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего возраста....

Конспект занятия в средней группе «В гости к деду Природоведу». Экологическая тропа зимой

Цель: расширять представления детей о зимних явлениях в природе; учить наблюдать за объектами природы в зимний период; дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.– Ребята, сегодн...

Конспект занятия в средней группе «В гостях у деда Природоведа».

Конспект занятия  для детей средней группы по окружающему миру, направленный на формирование представлений о явлениях природы, на развитие познавательного интереса у детей....