Познавательное развитие в средней группе на тему "Осень к нам пришла"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гопкало Ирина Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему «Осень к нам пришла».

Цель: продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе, находить различия в природе между сезонами.

Задачи:

Образовательная: учить и закреплять приметы и признаки осени, названия осенних месяцев.

Развивающая: развивать положительные эмоции, внимание, память.

Речевая: развивать связную речь, обогащать словарь детей.

Воспитательная: воспитывать интерес к сезонным природным изменениям, любознательность.

Демонстрационный материал: картины по теме «Осень».

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание картин по теме «Осень», физкультминутка, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

1. Организационный момент

Воспитатель:

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

О каком времени года говорится в этом стихотворении? Как вы думаете?

Дети: Об осени.

Воспитатель:

 Правильно. Об осени. Какое красивое время года! Листья на деревьях начинают менять окраску. Становятся желтыми, красными, оранжевыми, золотыми. Солнце ярко светит и освещает золото листьев. В садах и парках еще цветут цветы. Осень длится три месяца. Сейчас сентябрь, потом наступит октябрь, затем ноябрь. Давайте вместе назовем осенние месяцы. (дети вместе с воспитателем повторяют осенние месяцы).

Пальчиковая гимнастика «Осень»:

Ветер северный подул, (подуть на пальцы)

Все листочки с липы сдул с-с-с  (смахивать руками, будто сдувает листочки)

Полетели, закружились и на землю опустились. (ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап  (постучать пальцами по столу)

Кап-кап-кап (постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, (постучать кулачками по столу)

Снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл. (ладони прижать крепко к столу).

Воспитатель:

Послушайте и отгадайте загадки об осени:

Пришла девица красная

И листья обсыпает.

А как она зовется,

Кто, дети, угадает?

Дети: осень.

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Дети: сентябрь

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Дети: октябрь

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Дети: ноябрь

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

Дети: листопад

Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки правильно отгадали.

Предлагаю поиграть в игру «Листопад»:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Дети выполняют движения с осенними листочками в руках: кружатся, приседают, поднимают листочки вверх и машут ими.

Воспитатель:

Ребята, а какие осенние листочки вы знаете? С каких деревьев? Как они называются?

(ответы детей)

Проводится игровое упражнение «Какой листик?»

Если лист дуба, то он (какой) – дубовый;

Если лист березы, то он … - березовый;

Если лист клена, то он … - кленовый;

Если лист липы, то он …- липовый;

Если лист рябины, то он … - рябиновый.

Воспитатель: Хорошо справились с заданием, молодцы. А вы знаете какие – нибудь признаки осени? По каким признакам мы можем определить, что наступила осень?

(ответы детей)

Приметы и признаки осени:

Все деревья покрываются красками разных цветов и оттенков: от желтого до бурого.

В это время обычно наступает сезон дождей, в воздухе начинает ощущаться прохлада.

Дни становятся короче, ночи – длиннее.

Осенью улетают в теплые края птицы.

Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.

Облака редкие - будет ясно и холодно.

Облака идут низко - к дождю и холоду.

Осень ненастная - весна дождливая.

Воспитатель: Осенью обычно начинаются дожди, прохладные и продолжительные. Предлагаю отдохнуть и поиграть с дождиком.

Воспитатель: А какими словами ласковыми вы можете описать осень?

Игра «Скажи ласково»

Дождь – дождик,

Солнце – солнышко,

Птица – птичка,

Лист – листик,

Ветер – ветерок,

Гриб – грибок,

Туча – тучка,

Цветок – цветочек.

Воспитатель: Прекрасно справились с заданием, хорошие и ласковые слова вы подобрали.

Посмотрите вокруг, видите осенние картины в нашей группе. Давайте подойдем к ним и внимательно рассмотрим, что на них изображено. (дети рассматривают картины и описывают их) . Предлагаю и вам собрать осеннюю картину.

Рефлексия

Дети наблюдают из окошка за осенней погодой, описывают ее, отмечают изменения, характерные для осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_srednyaya.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему «Осень к нам пришла».

Цель: продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе, находить различия в природе между сезонами.

Задачи:

Образовательная: учить и закреплять приметы и признаки осени, названия осенних месяцев.

Развивающая: развивать положительные эмоции, внимание, память.

Речевая: развивать связную речь, обогащать словарь детей.

Воспитательная: воспитывать интерес к сезонным природным изменениям, любознательность.

Демонстрационный материал: картины по теме «Осень».

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание картин по теме «Осень», физкультминутка, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

1. Организационный момент

Воспитатель:

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

О каком времени года говорится в этом стихотворении? Как вы думаете?

Дети: Об осени.

Воспитатель:

 Правильно. Об осени. Какое красивое время года! Листья на деревьях начинают менять окраску. Становятся желтыми, красными, оранжевыми, золотыми. Солнце ярко светит и освещает золото листьев. В садах и парках еще цветут цветы. Осень длится три месяца. Сейчас сентябрь, потом наступит октябрь, затем ноябрь. Давайте вместе назовем осенние месяцы. (дети вместе с воспитателем повторяют осенние месяцы).

Пальчиковая гимнастика «Осень»:

Ветер северный подул, (подуть на пальцы)

Все листочки с липы сдул с-с-с  (смахивать руками, будто сдувает листочки)

Полетели, закружились и на землю опустились. (ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап  (постучать пальцами по столу)

Кап-кап-кап (постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, (постучать кулачками по столу)

Снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл. (ладони прижать крепко к столу).

Воспитатель:

Послушайте и отгадайте загадки об осени:

Пришла девица красная

И листья обсыпает.

А как она зовется,

Кто, дети, угадает?

Дети: осень.

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Дети: сентябрь

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Дети: октябрь

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Дети: ноябрь

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

Дети: листопад

Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки правильно отгадали.

Предлагаю поиграть в игру «Листопад»:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Дети выполняют движения с осенними листочками в руках: кружатся, приседают, поднимают листочки вверх и машут ими.

Воспитатель:

Ребята, а какие осенние листочки вы знаете? С каких деревьев? Как они называются?

(ответы детей)

Проводится игровое упражнение «Какой листик?»

Если лист дуба, то он (какой) – дубовый;

Если лист березы, то он … - березовый;

Если лист клена, то он … - кленовый;

Если лист липы, то он …- липовый;

Если лист рябины, то он … - рябиновый.

Воспитатель: Хорошо справились с заданием, молодцы. А вы знаете какие – нибудь признаки осени? По каким признакам мы можем определить, что наступила осень?

(ответы детей)

Приметы и признаки осени:

Все деревья покрываются красками разных цветов и оттенков: от желтого до бурого.

В это время обычно наступает сезон дождей, в воздухе начинает ощущаться прохлада.

Дни становятся короче, ночи – длиннее.

Осенью улетают в теплые края птицы.

Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.

Облака редкие - будет ясно и холодно.

Облака идут низко - к дождю и холоду.

Осень ненастная - весна дождливая.

Воспитатель: Осенью обычно начинаются дожди, прохладные и продолжительные. Предлагаю отдохнуть и поиграть с дождиком.

Воспитатель: А какими словами ласковыми вы можете описать осень?

Игра «Скажи ласково»

Дождь – дождик,

Солнце – солнышко,

Птица – птичка,

Лист – листик,

Ветер – ветерок,

Гриб – грибок,

Туча – тучка,

Цветок – цветочек.

Воспитатель: Прекрасно справились с заданием, хорошие и ласковые слова вы подобрали.

Посмотрите вокруг, видите осенние картины в нашей группе. Давайте подойдем к ним и внимательно рассмотрим, что на них изображено. (дети рассматривают картины и описывают их) . Предлагаю и вам собрать осеннюю картину.

Рефлексия

Дети наблюдают из окошка за осенней погодой, описывают ее, отмечают изменения, характерные для осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе по теме: «Пришла красавица-весна».

Интеграция образовательных областей:"Позновательное развитие, "Речевое развитие"....

НОД по познавательному развитию в средней группе «Весна пришла»

НОД по познавательному развитию в средней группе «Весна пришла»...

НОД по познавательному развитию в средней группе «Весна пришла»

Конспект + презентация по теме пришла весна....

НОД по познавательному развитию в средней группе «Весна пришла»

Цель:Закрепить представления детей о весне, ее признаках.Задачи:• Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне;• Расширять и ак...