Ситуация общения
материал по окружающему миру (старшая группа)

Федоровская Светлана Александровна

Ситуация общения на тему: "Какие часы мы знаем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ситуация общения83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация общения

«Какие часы мы знаем»

СТАРШАЯ ГРУППА


Цель: Формирование представлений детей о часах, времени.

Образовательные задачи:

- Расширять знания детей о разных видах часов, их роли в жизни человека, назначении.

- Учить определять длительность процессов с помощью песочных часов.

- Учить детей ориентироваться во времени по часам.

Развивающие задачи:

- Развивать чувство времени, умение беречь время.

- Развивать умение регулировать свою деятельность в соответствии с

временем.

- Развивать исследовательский интерес и любознательность.

- Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать умение слушать педагога, действовать в соответствии с ним.

- Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

- Воспитывать интерес к разным видам часов.

Предварительная работа:

- Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением разных видов часов.

- Чтение «История часов».

- Ориентироваться во времени по часам.

- Познавательные рассказы воспитателя о часах.

- Просмотр видео роликов.

- Рисование разных видов часов.

Оборудование:

- ИКТ

- Часы песочные, будильник.

- Циферблат с подвижными стрелками.

- Карточки с цифрами от 1 до 12.

- Сосуд для проведения опыта, вода.

Методические приемы:

- Художественное слово.

- Опыт с водяными часами.

- Д/игры «Ходят стрелочки по кругу», «Собери часы»,

«Какие часы», «Сравни часы»


Воспитатель: - Ребята посмотрите, сегодня нам пришла посылка от петушка. Интересно, что в ней. Сейчас мы откроем и посмотрим. (воспитатель удивленно)

Не открывается. А вы хотите узнать, что в посылке? (Да)

Воспитатель: - Как можно узнать?

Воспитатель: - На ощупь мы можем определить? (Нет)

Воспитатель: - А увидеть? (Нет)

Воспитатель: - Подумайте, как еще можно узнать?

(Поднести к уху и послушать)

Воспитатель: - Давайте послушаем. (Часы)

Воспитатель: - Сейчас проверим, правильно ли вы отгадали.

(Открываю посылку и достаю из нее часы – будильник) 

Воспитатель: - У вас дома наверняка есть часы - будильник. Зачем нам нужны такие часы? (Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Воспитатель: - Что, мы по часам определяем? (Время, когда ложиться спать, просыпаться, идти в детский сад)

Воспитатель: - А, что было бы, если бы не было часов?

(Если бы не было часов, то человек не мог бы определить, когда ему вставать, когда идти на работу, в детский сад, на встречу с кем-то?) 

Воспитатель: - Дети, а когда еще не было часов, как люди узнавали время?

(По солнцу, всходило солнце, значит, пора вставать.) Воспитатель: - Человек заметил: солнце по небу идёт, а тень от дерева за солнышком тянется, движется по земле. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать, какие часы? (Солнечные часы)

 «Солнечные часы»

Воспитатель: - Первые солнечные часы, появились в Египте.

Расскажите, как человек сделал солнечные часы?

(Человек вкопал в землю столб, вокруг начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце вставало, а тень от столба медленно двигалась по кругу.)

Воспитатель: - Солнечные часы были разнообразны. Посмотрите.

Воспитатель: - Пользоваться такими часами человек не всегда мог. Как вы думаете, почему? (К ним нужно постоянно бегать, пользоваться такими часами можно было только в светлое время суток.)

Воспитатель: - Солнечные часы показывают самое точное время, но основным недостатком солнечных часов в том, что невозможно определить ночное время. Почему? (Нет солнца и нет тени.)

Воспитатель: - А чтобы определять ночное время, придумали какие часы? (Водяные часы)

Воспитатель: - Как люди определяли время по водяным часам?

(В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна, наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. А деления на сосуде определяло, который час.)

 (опыт с водой)

Воспитатель: - А сейчас мы с вами проведем опыт и посмотрим, так ли это было. И так, чтобы сделать водяные часы, нам нужен сосуд, мы можем использовать бутылку, дно срезаем, переворачиваем, вкручиваем крышку с отверстием и наливаем сверху воду, наблюдаем, что у нас получилось.

Воспитатель: - Как вы думаете, удобны были эти часы? (Нет)

Воспитатель: - Почему? (Потому, что постоянно приходилось доливать воду). 

Воспитатель: - Затем человек придумал какие часы? (Песочные часы) С песочными часами вы знакомы. Расскажите, какие они. (Песочные часы сделаны из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок.)

Воспитатель: - Как часы работают? (Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошло определенное количество времени, например одна минута.)

Воспитатель: - Скажите, удобны ли такие часы? (Нет) Почему?

(Потому что их хватает на несколько минут, а затем их надо переворачивать).

Воспитатель: - Были еще, посмотрите,» какие часы? (Огненные часы)

Воспитатель: - Как определяли время по огненным часам?

(Часы – свеча, на ней были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размерах, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени)

Воспитатель: - Посмотрите, еще были огненные часы – лампа, по которым определяли время, по количеству сгоревшего масла в лампе. 

Воспитатель: - У огненныСх часов были свои недостатки, скажите какие?

(Они не точно показывали время)

Воспитатель: - Вы сказали все правильно. Все часы - солнечные, огненные, песочные и водяные — были не очень удобны, и дальше человек придумал простой механизм. Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Часы на башне» Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки эти часы были не совсем удобны. Почему? (Потому, что они были далеко и высоко. Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.) 

Воспитатель: - Затем люди придумали часы, которые можно было повесить в каждом доме. В настоящее время изобретено множество разнообразных часов. И сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.           

Игра: «Какие часы».

Слайд «Настенные часы»

Воспитатель:- Посмотрите и подумайте, как можно назвать эти часы? (Настенные) Почему? (Потому что они висят на стене). 

Слайд «Настольные часы»

Воспитатель: - Как называются эти часы? (Настольные) Почему?

(Потому что они стоят на столе) 

Слайд «Напольные часы»

Воспитатель: - Как можно назвать эти часы? (Напольные) Почему?

(Потому что они стоят на полу). 

Слайд «Карманные часы»

Воспитатель: - Как называются эти часы? (Карманные) Почему?

(Потому что их носят в кармане). 

Слайд «Уличные часы»

Воспитатель: - Ребята, а это что за часы? (Уличные) Почему?

(Потому что они висят на улице). 

Слайд «Наручные часы»

Воспитатель: - Как можно назвать эти часы? (Наручные) Почему?

(Потому что их носят на руке). 

Воспитатель: - Дети, послушайте, сейчас Саша прочитает стихотворение:

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас:

Ку-ку! Ку-ку! Уж семь утра!

Ку-ку! Ку-ку! Вставать пора!

Живет кукушка не в лесах,

А в наших стареньких часах!

Воспитатель: - Ребята, скажите, о каких часах прочитала Саша стихотворение?

(Часы с кукушкой) Слайд «Часы с кукушкой»

Воспитатель: - Что вы знаете о часах с кукушкой, расскажите. (Часы с кукушкой изготовлены в виде узорной деревянной избушки, в которой прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.) 

Слайд «Часы с кукушкой»

Воспитатель: - Знаменитые часы с кукушкой появилась в Германии.

Мастер собирался засунуть в часы "петуха", но его "голос" оказался слишком сложным для воспроизведения. Пришлось остановиться на примитивном куковании.

Воспитатель: - А сейчас немного отдохнем.      

Физминутка

Тик-так, тик-так.

В доме кто умеет так?                      Наклоны головы влево - вправо

Это маятник в часах.

Отбивает каждый такт.                       Поочередно поднимать плечи

А в часах сидит кукушка,               Дети садятся в глубокий присед

У нее своя избушка.                                                Руки вверх, домик

Прокукует птичка время, Ку-ку, ку-ку

Снова прячется за дверью                                                 Приседания

Стрелки движутся по кругу

Не касаются друг друга                   Ходьба по кругу друг за другом

А часы идут, идут                                                        Ходьба на месте

Иногда вдруг отстают                               Замедление темпа ходьбы

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!                                Быстрая ходьба на месте

Если их не заведут,

То они совсем встают      Дети останавливаются, поворачиваются в круг

Дидактическая игра «Собери часы»

(Цифры от одного до двенадцати, циферблат без цифр, стрелки – 1 длинная и 1 короткая. Песочные часы)

Воспитатель: - Ребята, петушок в посылку положил песочные часы. Эти часы на одну минуту. (Показываю) Как вы думаете, можно что – нибудь, сделать за одну минуту? (Да)

Воспитатель: - Петушок предлагает вам собрать за одну минуту часы. И так, что есть у часов? (Показываю детям, а они говорят: - цифры, стрелки и циферблат.)

Воспитатель: - Длинная стрелка – показывает, что? ( Минуты.) А короткая?(Час.)

Задание: - А сейчас ребята, за одну минуту, надо собрать часы.

(Дети самостоятельно собирают часы.)

Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием петушка.

которые меняются с каждой прошедшей минутой, их не надо заводить, они работают на батарейках.)

Воспитатель: - На городских улицах и площадях тоже есть часы.

Где их устанавливают? (На башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.) Слайды часов 

Воспитатель: - А, какие часы самые знаменитые в России? (Кремлевские куранты) Слайд «Кремлевские куранты»

Воспитатель: - Где они установлены?

(На Спасской башне Московского Кремля). 

Воспитатель: - Эти часы показывают самое точное время. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились.

Часы на башне занимают три этажа. Заводят часы два раза в сутки.

К курантам ведут 117 каменных ступеней. Слайд 

За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, Слайд 

ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов. Слайды

Часовой механизм соединен с музыкальным узлом, Слайд который расположен под шатром башни в открытом 10-ярусе. Слайд Ежедневно в 6 и 18 часов исполняется гимн Российской Федерации.

Воспитатель: - Ребята, петушку очень понравилось, как вы занимались. Он узнал, что у нас в группе есть мини – музей часов, он дарит нам для музея еще одни часы. А сейчас мы будем передавать часики и расскажем, что вам понравилось или что вы нового узнали о часах.

Дети передают часы друг другу и рассказывают, что понравилось.

Воспитатель: - На этом наше путешествие закончилось.

Давайте скажем гостям: - До свидания. Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание родительское в младшей группе РЕПКА «Как помочь детям в трудных ситуациях общения»

Сегодня мы поговорим о наших детях, о том, как вести себя при их «плохом» поведении. Попробуем найти способы принимать и понимать неадекватное поведение. Это небольшой курс психотерапевтических приемо...

Развитие речи через ситуации общения.

Речь - это вид деятельности человека, которая выражает собой психологическое состояние говорящего, его отношение к собеседнику. В речи человек передаёт свои мысли, чувства, отношения. Чем лучше будет ...

Мастер-класс: Ситуации общения средствами технологии «Мы вместе».

Сложность педагогической задачи, связанной с формированием социально-коммуникативной компетентности дошкольников, усугубляется тем, что сегодняшнему поколению педагогов предстоит воспитать поколение, ...

Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к сказке "Рукавичка") в первой младшей группе.

Тема: рассматривание иллюстраций к сказке «Рукавичка».Цель: создать условия для ознакомления детей с новой сказкой. Помочь запомнить ее героев и инсценировать отрывки.Задачи:1. Организация...