Ситуация общения
материал по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Ситуация общения
«Какие часы мы знаем»
СТАРШАЯ ГРУППА
Цель: Формирование представлений детей о часах, времени.
Образовательные задачи:
- Расширять знания детей о разных видах часов, их роли в жизни человека, назначении.
- Учить определять длительность процессов с помощью песочных часов.
- Учить детей ориентироваться во времени по часам.
Развивающие задачи:
- Развивать чувство времени, умение беречь время.
- Развивать умение регулировать свою деятельность в соответствии с
временем.
- Развивать исследовательский интерес и любознательность.
- Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать педагога, действовать в соответствии с ним.
- Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.
- Воспитывать интерес к разным видам часов.
Предварительная работа:
- Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением разных видов часов.
- Чтение «История часов».
- Ориентироваться во времени по часам.
- Познавательные рассказы воспитателя о часах.
- Просмотр видео роликов.
- Рисование разных видов часов.
Оборудование:
- ИКТ
- Часы песочные, будильник.
- Циферблат с подвижными стрелками.
- Карточки с цифрами от 1 до 12.
- Сосуд для проведения опыта, вода.
Методические приемы:
- Художественное слово.
- Опыт с водяными часами.
- Д/игры «Ходят стрелочки по кругу», «Собери часы»,
«Какие часы», «Сравни часы»
Воспитатель: - Ребята посмотрите, сегодня нам пришла посылка от петушка. Интересно, что в ней. Сейчас мы откроем и посмотрим. (воспитатель удивленно)
Не открывается. А вы хотите узнать, что в посылке? (Да)
Воспитатель: - Как можно узнать?
Воспитатель: - На ощупь мы можем определить? (Нет)
Воспитатель: - А увидеть? (Нет)
Воспитатель: - Подумайте, как еще можно узнать?
(Поднести к уху и послушать)
Воспитатель: - Давайте послушаем. (Часы)
Воспитатель: - Сейчас проверим, правильно ли вы отгадали.
(Открываю посылку и достаю из нее часы – будильник)
Воспитатель: - У вас дома наверняка есть часы - будильник. Зачем нам нужны такие часы? (Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.
Воспитатель: - Что, мы по часам определяем? (Время, когда ложиться спать, просыпаться, идти в детский сад)
Воспитатель: - А, что было бы, если бы не было часов?
(Если бы не было часов, то человек не мог бы определить, когда ему вставать, когда идти на работу, в детский сад, на встречу с кем-то?)
Воспитатель: - Дети, а когда еще не было часов, как люди узнавали время?
(По солнцу, всходило солнце, значит, пора вставать.) Воспитатель: - Человек заметил: солнце по небу идёт, а тень от дерева за солнышком тянется, движется по земле. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать, какие часы? (Солнечные часы)
«Солнечные часы»
Воспитатель: - Первые солнечные часы, появились в Египте.
Расскажите, как человек сделал солнечные часы?
(Человек вкопал в землю столб, вокруг начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце вставало, а тень от столба медленно двигалась по кругу.)
Воспитатель: - Солнечные часы были разнообразны. Посмотрите.
Воспитатель: - Пользоваться такими часами человек не всегда мог. Как вы думаете, почему? (К ним нужно постоянно бегать, пользоваться такими часами можно было только в светлое время суток.)
Воспитатель: - Солнечные часы показывают самое точное время, но основным недостатком солнечных часов в том, что невозможно определить ночное время. Почему? (Нет солнца и нет тени.)
Воспитатель: - А чтобы определять ночное время, придумали какие часы? (Водяные часы)
Воспитатель: - Как люди определяли время по водяным часам?
(В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна, наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. А деления на сосуде определяло, который час.)
(опыт с водой)
Воспитатель: - А сейчас мы с вами проведем опыт и посмотрим, так ли это было. И так, чтобы сделать водяные часы, нам нужен сосуд, мы можем использовать бутылку, дно срезаем, переворачиваем, вкручиваем крышку с отверстием и наливаем сверху воду, наблюдаем, что у нас получилось.
Воспитатель: - Как вы думаете, удобны были эти часы? (Нет)
Воспитатель: - Почему? (Потому, что постоянно приходилось доливать воду).
Воспитатель: - Затем человек придумал какие часы? (Песочные часы) С песочными часами вы знакомы. Расскажите, какие они. (Песочные часы сделаны из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок.)
Воспитатель: - Как часы работают? (Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошло определенное количество времени, например одна минута.)
Воспитатель: - Скажите, удобны ли такие часы? (Нет) Почему?
(Потому что их хватает на несколько минут, а затем их надо переворачивать).
Воспитатель: - Были еще, посмотрите,» какие часы? (Огненные часы)
Воспитатель: - Как определяли время по огненным часам?
(Часы – свеча, на ней были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размерах, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени)
Воспитатель: - Посмотрите, еще были огненные часы – лампа, по которым определяли время, по количеству сгоревшего масла в лампе.
Воспитатель: - У огненныСх часов были свои недостатки, скажите какие?
(Они не точно показывали время)
Воспитатель: - Вы сказали все правильно. Все часы - солнечные, огненные, песочные и водяные — были не очень удобны, и дальше человек придумал простой механизм. Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Часы на башне» Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки эти часы были не совсем удобны. Почему? (Потому, что они были далеко и высоко. Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.)
Воспитатель: - Затем люди придумали часы, которые можно было повесить в каждом доме. В настоящее время изобретено множество разнообразных часов. И сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.
Игра: «Какие часы».
Слайд «Настенные часы»
Воспитатель:- Посмотрите и подумайте, как можно назвать эти часы? (Настенные) Почему? (Потому что они висят на стене).
Слайд «Настольные часы»
Воспитатель: - Как называются эти часы? (Настольные) Почему?
(Потому что они стоят на столе)
Слайд «Напольные часы»
Воспитатель: - Как можно назвать эти часы? (Напольные) Почему?
(Потому что они стоят на полу).
Слайд «Карманные часы»
Воспитатель: - Как называются эти часы? (Карманные) Почему?
(Потому что их носят в кармане).
Слайд «Уличные часы»
Воспитатель: - Ребята, а это что за часы? (Уличные) Почему?
(Потому что они висят на улице).
Слайд «Наручные часы»
Воспитатель: - Как можно назвать эти часы? (Наручные) Почему?
(Потому что их носят на руке).
Воспитатель: - Дети, послушайте, сейчас Саша прочитает стихотворение:
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
Ку-ку! Ку-ку! Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку! Вставать пора!
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!
Воспитатель: - Ребята, скажите, о каких часах прочитала Саша стихотворение?
(Часы с кукушкой) Слайд «Часы с кукушкой»
Воспитатель: - Что вы знаете о часах с кукушкой, расскажите. (Часы с кукушкой изготовлены в виде узорной деревянной избушки, в которой прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.)
Слайд «Часы с кукушкой»
Воспитатель: - Знаменитые часы с кукушкой появилась в Германии.
Мастер собирался засунуть в часы "петуха", но его "голос" оказался слишком сложным для воспроизведения. Пришлось остановиться на примитивном куковании.
Воспитатель: - А сейчас немного отдохнем.
Физминутка
Тик-так, тик-так.
В доме кто умеет так? Наклоны головы влево - вправо
Это маятник в часах.
Отбивает каждый такт. Поочередно поднимать плечи
А в часах сидит кукушка, Дети садятся в глубокий присед
У нее своя избушка. Руки вверх, домик
Прокукует птичка время, Ку-ку, ку-ку
Снова прячется за дверью Приседания
Стрелки движутся по кругу
Не касаются друг друга Ходьба по кругу друг за другом
А часы идут, идут Ходьба на месте
Иногда вдруг отстают Замедление темпа ходьбы
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! Быстрая ходьба на месте
Если их не заведут,
То они совсем встают Дети останавливаются, поворачиваются в круг
Дидактическая игра «Собери часы»
(Цифры от одного до двенадцати, циферблат без цифр, стрелки – 1 длинная и 1 короткая. Песочные часы)
Воспитатель: - Ребята, петушок в посылку положил песочные часы. Эти часы на одну минуту. (Показываю) Как вы думаете, можно что – нибудь, сделать за одну минуту? (Да)
Воспитатель: - Петушок предлагает вам собрать за одну минуту часы. И так, что есть у часов? (Показываю детям, а они говорят: - цифры, стрелки и циферблат.)
Воспитатель: - Длинная стрелка – показывает, что? ( Минуты.) А короткая?(Час.)
Задание: - А сейчас ребята, за одну минуту, надо собрать часы.
(Дети самостоятельно собирают часы.)
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием петушка.
которые меняются с каждой прошедшей минутой, их не надо заводить, они работают на батарейках.)
Воспитатель: - На городских улицах и площадях тоже есть часы.
Где их устанавливают? (На башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.) Слайды часов
Воспитатель: - А, какие часы самые знаменитые в России? (Кремлевские куранты) Слайд «Кремлевские куранты»
Воспитатель: - Где они установлены?
(На Спасской башне Московского Кремля).
Воспитатель: - Эти часы показывают самое точное время. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились.
Часы на башне занимают три этажа. Заводят часы два раза в сутки.
К курантам ведут 117 каменных ступеней. Слайд
За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, Слайд
ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов. Слайды
Часовой механизм соединен с музыкальным узлом, Слайд который расположен под шатром башни в открытом 10-ярусе. Слайд Ежедневно в 6 и 18 часов исполняется гимн Российской Федерации.
Воспитатель: - Ребята, петушку очень понравилось, как вы занимались. Он узнал, что у нас в группе есть мини – музей часов, он дарит нам для музея еще одни часы. А сейчас мы будем передавать часики и расскажем, что вам понравилось или что вы нового узнали о часах.
Дети передают часы друг другу и рассказывают, что понравилось.
Воспитатель: - На этом наше путешествие закончилось.
Давайте скажем гостям: - До свидания. Дети уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание родительское в младшей группе РЕПКА «Как помочь детям в трудных ситуациях общения»
Сегодня мы поговорим о наших детях, о том, как вести себя при их «плохом» поведении. Попробуем найти способы принимать и понимать неадекватное поведение. Это небольшой курс психотерапевтических приемо...
Развитие речи через ситуации общения.
Речь - это вид деятельности человека, которая выражает собой психологическое состояние говорящего, его отношение к собеседнику. В речи человек передаёт свои мысли, чувства, отношения. Чем лучше будет ...
Ситуации общения формирующие доброжелательность у детей старшего дошкольного возраста.
Игры на формирование доброжелательности...
Конспект образовательной деятельности по разделу: «Ребёнок входит в мир социальных отношений (Этикет и ситуации общения)» (ОО «Социально-коммуникативное развитие») по теме: «Украшаем ёлку» в средней группе
Цель: формирование у детей представления о празднике Нового года, назначении елочных игрушек....
Мастер-класс: Ситуации общения средствами технологии «Мы вместе».
Сложность педагогической задачи, связанной с формированием социально-коммуникативной компетентности дошкольников, усугубляется тем, что сегодняшнему поколению педагогов предстоит воспитать поколение, ...
Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к сказке "Рукавичка") в первой младшей группе.
Тема: рассматривание иллюстраций к сказке «Рукавичка».Цель: создать условия для ознакомления детей с новой сказкой. Помочь запомнить ее героев и инсценировать отрывки.Задачи:1. Организация...