Конспект по познавательному занятию по теме "Зимушка - зима" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
На этом занятии дети вспомнят название зимних месяцев, поиграют в игры, проведут опыты, отгадают загадки про зиму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimushka-zima.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное занятие по теме «Зимушка – зима» в подготовительной группе
Цель: формирование представлений детей знаний о зиме.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и обогатить знания о зиме, о сезонных изменениях в природе;
- обучать способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с природным материалом;
Развивающие:
- развивать интерес, любознательность к исследовательской деятельности; развивать логическое мышление, воображение, внимание;
- пополнить связную диалогическую речь детей;
- развивать умение высказывать свое мнение;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- побуждать в умение включаться в совместную игровую деятельность.
Оборудование: картинки с признаками зимы, палочки для опытов, красный и зеленый картон, салфетки, тарелочки со снегом и льдом.
Тип занятия: познавательный.
Методы и приемы.
Словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.
Наглядные: иллюстрации с изображением зимы;
Практические: опытно – экспериментальная деятельность, художественно – продуктивная деятельность, индивидуальные ответы детей.
Оборудование: конверт, магнитная доска, иллюстрации, тарелочки с манной крупой – по количеству детей, соль, тарелка, ложка.
Предварительная работа: целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность
Воспитатель:
Ребята, приглашаю вас в утренний круг.
Круг широкий вижу я.
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся
И на место все вернемся.
Все друг другу улыбнемся, подмигнём
И занятие начнём
Воспитатель: давайте подойдём к столу. Тему нашего сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. (На столе разложены элементы картинок)
-Подойдите, ребята, к столу и выберите по одному элементу.
-А теперь посмотрите на обратную сторону.
-Видите «рубашка» у картинок разного цвета. Те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой» подойдите к столу, отмеченному синим кругом; те, у кого «рубашка» желтая, - подойдите к столу, отмеченному желтым кругом.
-А теперь можете приступать к складыванию картинки.
-Посмотрите на получившиеся картинки.
-Как думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на занятии?
-Правильно, о зиме.
-Скажите, пожалуйста, а как вы догадались, что на ваших картинках изображена именно зима? Какие приметы зимы отчетливо видны на этих картинках?
Дети называют признаки зимы.
-Давайте придумаем красивые слова к слову «ЗИМА».
Зима-чудесница
Зима-волшебница
Зима-красавица
Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признак»
-Давайте попробуем рассказать, какая же у нас зима? (белая, пушистая, холодная, снежная, красивая, волшебная, сказочная, морозная, суровая)
А вы добавите соответствующее слово:
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (снег):
На полянку, на лужок все снижается… (снежок)
Вот веселье для ребят- все сильнее… (снегопад)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег)
Все бегут вперегонки. Все хотят играть в …(снежки).
-Ой, какие молодцы!
-Ребята, скажите, а зима - это хорошо или плохо?
-Давайте с вами постараемся разобраться: зима- это все-таки хорошо или зима-это плохо!
Словесная игра «Хорошо-плохо»
Дети: плохо- солнце светит мало; холодно; небо хмурое; день короче; надо одеваться; птицы голодают; дует холодный ветер; можно простудиться;
Дети: хорошо- идет снег, деревья стоят, как в сказке; можно кататься на санках, лыжах, коньках; лепить снеговиков; придет Дед Мороз; новогодний карнавал)
-Не смотря на то, что зимой солнце светит мало, холодно, день короче- зима веселая пора.
-Сейчас я прочту стихотворение-загадку.
Физминутка «Мы с тобой…»
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Раз- подбросим,
Два- поймали,
Три- уроним,
Ой, сломали.
(Дети садятся).
А, ну-ка, ребятки, отгадайте Зимушки – Зимы загадки.
Дел у меня не мало
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю
Белю поля, леса, дома
А зовут меня….
Дети: зима
Тройка, тройка прилетела скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица: белокоса, белолица.
Как махнула рукавом, всё покрыло серебром.
Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?
Дети: Это зима.
Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?
Дети: Это зимние месяцы.
Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?
Дети: Три месяца.
Воспитатель: А чтобы их назвать, нужно быстро загадки отгадать.
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке
Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдёт
Наступает новый год!
Воспитатель: О каком месяце шла речь?
Дети: О месяце декабре.
Воспитатель: Правильно, а как вы догадались?
Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год.(Показ иллюстрации.)
Воспитатель:
Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц, самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. В народе месяц декабрь называли «Хмурень».
-Ребята, как вы думаете, почему его так назвали?
Дети: Потому что он хмурый, бессолнечный. В начале зимы солнце редко выглядывает из-за туч, не греет, оно не яркое.
Воспитатель: Правильно, солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще, декабрь это последний месяц года.
Воспитатель: А сейчас послушайте загадку о другом месяце.
Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду, упадёт. Не вода, а уже лёд
Даже птице не летится, от мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?
Воспитатель: Ребята, о каком месяце говорится в этой загадке?
Дети: О месяце январе
Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?
Дети: Январь – второй месяц зимы.
(Показ иллюстрации.)
Воспитатель: Верно. Январь - это первый месяц года, но второй месяц зимы. Это самый холодный месяц. В народе январь называли - «Лютень» - лютует стужа, трещат морозы.
Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щипает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос.
Воспитатель: А сейчас ребята, ещё загадка
Снег мешками валит с неба, с дом сугробы снега
То бураны, то метели на деревья налетели
По ночам мороз силён, днём капели слышен звон
День прибавился заметно ну, так что за месяц это»?
Дети: Это месяц февраль.
Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?
Дети: В феврале бывают вьюги и метели.
(Показ иллюстрации.)
Воспитатель: Февраль - последний месяц зимы. Его в народе называли «Снеговей». А почему, как вы думаете, ребята?
Дети: Потому что часто идет снег, метели и вьюги наметают высокие сугробы.
Воспитатель: Верно, в феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы, часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают.
Люди часто говорят – вьюга, метель, пурга, поземка. А что это такое? (Ветер поднимает снежинки и несет их, как метлой метет – это метель). Если мы услышим завывание ветра - это вьюга. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет, ничего не видно - это пурга. А когда ветер несет снег по низу, по самой земле – это позёмка.
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, всё правильно отвечаете, слушайте следующую загадку:
Бел, да не сахар
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится. (Снег).
-Правильно, ребята - это снег. И когда мы с вами идём по снегу, он хрустит. А вы знаете, почему снег хрустит под ногами?
(Ответы детей).
-Хотите узнать?
Дети: Да!
Тогда мы вместе с Зимушкой – Зимой приглашаем вас в лабораторию
Опыт “Почему снег хрустит?”
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Кто ещё желает попробовать? (2-3 детей пробуют подавить соль). Ребята, именно такой звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Воспитатель: Так почему же всё - таки хрустит снег?
(Ответы детей).
-Снег состоит из снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Воспитатель приглашает детей к следующему столу, на котором расставлены тарелочки с манной крупой (всё закрыто салфетками). Дети садятся за стол и слушают воспитателя.
Воспитатель: Откуда же берется снег?
Дети: Он падает из тучи.
Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.
Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
3. Рисование снежинки
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сейчас нарисовать снежинки не совсем обычным способом. Перед каждым из вас стоит тарелочка с манной крупой, а рисовать снежинку вы будете пальчиком. И помните, что одинаковых снежинок не бывает, поэтому постарайтесь, чтобы ваши снежинки были разными.
Дети рисуют снежинки пальчиком в тарелочке, затем рассматривают.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, рисуете как настоящие художники. Нарисовали такие красивые снежинки, и все такие разные, прямо как настоящие.
-Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.
Итог занятия.
- Ребята, давайте вспомним, про какие месяца мы сегодня с вами говорили. Как они называются?
-Ребята, а что мы с вами узнали из опыта про снег?
-Что мы рисовали?
-Что мы ещё сегодня делали? (Узнали, как нужно правильно следить за своим здоровьем зимой).
-А нам это пригодится? Как нам это пригодится?
А как вы думаете, ребята, можно ли прожить без Зимы и снега? Почему?
Дети: Зимой природа отдыхает, чтобы дать хороший урожай осенью и радовать нас весной и летом. А ещё зимой много интересных развлечений, которых не бывает в другие времена года.
Воспитатель: Вот и всё! Мы с вами справились со всеми заданиями Зимушки-Зимы. Я думаю. Что она обязательно погостит у нас и порадует нас своей красотой, хорошей погодой и, конечно же, зимними забавами.
4. Физ. пауза игру «Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок (дети показывают – постепенно опускают руки).
Собираемся в кружок (встают в круг, берутся за руки).
Мы потопаем, мы потопаем (топают).
Будем весело плясать (делают пружинку).
Будем ручки согревать (трут ладошки).
Мы похлопаем, мы похлопаем! (хлопают)
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)
Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...
Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Неделя «Специалист»...
Конспект познавательного занятия с родителями в подготовительной группе Тема: Умелые руки - не знают скуки
Познакомить детей с работой пекаря. Упражнять в словоизменении существительных...
Конспект познавательного занятия «Морские обитатели» в подготовительной группе.
Конспект познавательного занятия «Морские обитатели»в подготовительной группе.Автор: Воспитатель высшей категории Никишина А.А.Цель взрослая: Формирование представлений о морском дне...
Конспект познавательного занятия «Морские обитатели» в подготовительной группе.
Конспект познавательного занятия «Морские обитатели»в подготовительной группе.Павлова Е.ЛЦель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить ...
Конспект ООД по познавательному развитию "Здравствуй, зимушка - зима!"подготовительная группа
Обобщать и систематизировать знания детей о зиме....
Конспект НОД по ФЭМП "Проказы Зимушки - зимы" подготовительная группа
Цель: создание условий для развития интеллекта и математических способностей на занятиях по математике.Задачи:Образовательные: - ...