Викторина "Флаг - главный символ государства"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
формировать элементарные представления детей об истории Отечества и главном символе страны посредством художественной литературы; развивать познавательные интересы; закрепить ранее полученные знания детей о Государственном флаге России; воспитывать уважительное отношение к знамени, формировать эмоциональную отзывчивость на события родной страны .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
flag_-glavnyy_simvol_gosudarstva.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина
«Флаг-главный символ государства»
для детей подготовительной группы.
Цель: формировать элементарные представления детей об истории Отечества и главном символе страны посредством художественной литературы; развивать познавательные интересы; закрепить ранее полученные знания детей о Государственном флаге России; воспитывать уважительное отношение к знамени, формировать эмоциональную отзывчивость на события родной страны
Словарная работа: древко, стяг, клин, прапор, штандарт, знаменосец, эмблема, вымпел, лик, героический подвиг, мужество, самопожертвование.
Материалы к занятию: образцы первых стягов, изображение государственного, военно–морского флагов России, знамени Победы, готовые флажки бело – сине – красные (сделанные детьми), иллюстрации из книг В. Благина « Русь под игом», Ю. Каштанова « Эпоха Петра», Я. Дрейка «Жизнь и творчество», Ю. Свиридов « Венок славы», газета «Белгородские известия» за апрель 2005 г., белая бумага размером 6х 4 см , ватман с наклеенными кораблями, фломастеры, оригами «Голубь»; д/и « Флаги мира», эмблемы для команд, деревянные палочки длиной 20 см (2 шт.), пучки травы, веточки, «конский хвост».
Предварительная работа: чтение и рассматривание книг « Русь под игом», «Эпоха Петра», «Жизнь и творчество» Дрейка, чтение и обсуждение рассказов: «Флаг» В. Катаева, «Знамя» К. Рыбака, «Парад победы» Н. Казакова, заучивание отрывков из поэмы С. Гаврусева «Стяг Брестской крепости», просмотр отрывка из кинофильма «Любовь земная»; экскурсии в Краеведческий музей, к зданию Администрации, Военному Комиссариату, редакции газеты «Смена», наблюдения за транспортом с российскими эмблемами.
Дети делятся на 2 команды: «Вымпел» и « Знамя».
Воспитатель.
- Дети, сегодня мы проводим викторину «Флаг – главный символ России»
Начнем от самых ее истоков. Итак, задание командам:
из предметов, которые находятся на столах, сделайте первые стяги.
(Существует предположение, что первым флагом мог быть посох пастуха, ведущего за собой стадо, а также шест, к вершине которого были привязаны пучки травы, веток или конский хвост.
-Молодцы! С заданием справились быстро.
-Что придавал людям стяг? (Команды на вопросы отвечают по очереди).
(Силу, мужество, смелость, страх врагу).
- Каково было основное назначение стягов?
(Основное назначение стягов – стягивать в одно место воинов, защищавших город или поселение. Придавать уверенность в победе, внушать победу. В городе было столько дружин, сколько стягов).
Воспитатель.
- С принятием на Руси Христианства, на стягах стали сначала изображать лик Богородицы, а позднее Спаса Нерукотворного (см. «Русь под игом»).
Внимание, вопрос:
- Так что же обозначал на стяге лик Богородицы или Спаса Нерукотворного?
(Показать всем воинам и врагам, что силы Небесные на стороне русского войска.)
-Как появилось слово «знамя»?
(Святые служили «знамением». Так появилось слово «знамя».)
-Ребята, если знамя было «святыней» - значит бросать его или отдавать на поругание врагам было нельзя. Посмотрите на эту иллюстрацию: 5 русских воинов во главе с Коловрастом защищают знамя от монгольской орды (см. «Русь под игом» стр. 21). Ведь:
С давних времен знает каждый боец:
Что нет большего для воина позора,
Чем знамя полковое потерять.
Убит или ранен солдат-
Знамя должно свой путь продолжать!
Шло время. И через 340 лет на царский престол взошел Алексей Михайлович. Он для Руси выбрал бело – сине - красный флаг.
-Какова же история его появления?
(Царь Алексей Михайлович отдал приказ: «Строить корабли для охраны торговых караванов». Вскоре на берегу Оки был построен первый корабль «Орел». Капитаном стал немец Бутлер. Он первым обратился к царю с вопросом: «Под каким флагом выйдет корабль? Какого государства корабль, того государства и знамя», - не преминул заметить Бутлер. Но государственного флага в России еще не было. Царь изучил все флаги мира и остановился на бело – сине – красном).
Воспитатель.
- В 1700 году к власти пришел Петр I. Это был прогрессивный и любознательный царь. Он сохранил бело–сине–красное знамя, но с созданием русской флотилии учредил еще один флаг. Вопрос:
- Как называется этот флаг и в честь кого он назван? Найдите этот флаг среди других.
(Андреевский флаг. Назван в честь святого апостола Андрея Первозванного).
При царствовании Александра 2 появился черно–желто–белый флаг. Полосы на нем означали: земля–золото–серебро. К первой мировой войне снова над Россией развевалось бело–сине–красное знамя.
(Проводится физминутка. Дети становятся полукругом. Руки подняты вверх. В одной руке российский флажок).
В дождь, жару и вьюгу | Руки подняты вверх, ладони опущены вниз. Движением пальцев эмитируют дождь. На слово «жару» ладони тыльной стороной поднимают вверх, как бы защищаясь от солнца. Голова запрокинута назад. На слово «вьюга» производят круговые движения ладонями. |
Реет российский цветной триколор. | руки подняты вверх и дети производят взмахи влево-вправо. Руки опускают. |
Белый – единство, | поднимают левую руку! |
Синий – равенство, | поднимают правую руку! |
Красный – братство, | руки над головой с флажком соединяют вместе! |
Объединяет под флагом российский народ! | дети двигаются в круг, держа над головой флажок. |
Воспитатель.
- Вскоре грянула революция и гражданская война. В 1918 году был учрежден красный флаг (показываю знамя. Далее идет рассматривание иллюстраций из книги «Жизнь и творчество» В. Дрейка).
Под этим знаменем люди созидали, а главное – одержали 60 лет назад победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.
- Давайте с вами вспомним, чем в годы войны для советских людей был красный флаг?
(Верой в победу, частицей Советской власти, воспоминанием о довоенной жизни, надеждой ).
- Какие героические подвиги советских людей во имя спасения Красного знамени из произведений литературы вам знакомы?
(Ответы по ранее прочитанным произведениям. Далее идет просмотр отрывка из кинофильма «Любовь земная»).
Воспитатель.
- Были, дети, такие подвиги и на нашей белгородской земле. Вот послушайте. (Зачитывается заметка о подвиге нашей землячки из села Бобрава).
- А теперь у нас конкурс капитанов на лучшего чтеца.
(Чтение наизусть отрывков из поэмы С. Гаврусева «Стяг Брестской крепости»)
1. Убьет знаменосца осколком,
Но стяг поднимает другой.
Полотнище алого цвета
Пылает над Бугом – рекой.
Но кровью горячею рдели
Все новые раны на нем.
Ряды знаменосцев редели
Под шквальным
кинжальным огнем.
2. Последний защитник свалился,
Упал на лафет
и – замолк.
И тихо над ним опустился
Пробитый осколками шелк.
Куражится черная стая,
Но ей не сносить головы!
Полотнище –
Ширь небокрая,
А древко –
До самой Москвы
Воспитатель.
- Мы храним память о подвигах солдат и офицеров на фронтах Великой Отечественной войны, партизан в тылу врага. Мы должны помнить и о тех, кто работал на заводах, сеял на минных полях хлеб.
В наши дни Знамя Победы – это символ памяти, благодарности и уважения к людям, завоевавшим нам мир.
Поэтому Указом Президента в День Победы, в день защитников Отечества, на парадах Победы и во время возложения венков к Могиле неизвестного солдата, будет выноситься Красное Знамя Победы.
Пришел август 1991 года. И над Россией снова развивается (какой?) флаг?
(Бело-сине-красный).
-Первое название флага – стяг. Как его еще называли и называют?
(Знамя, вымпел, штандарт, прапор, эмблема, значок).
- Где постоянно вывешивается Государственный флаг? (Над зданием Администрации Президента, области, края, судах, прокуратурах, Государственной Думе, милиции, военных Комиссариатах, воинских частях).
- Где флаг поднимают ежедневно? (В воинских частях, на кораблях и судах).
- В праздничные дни? (Школах, детских садах, больницах, вокзалах, университетах, заводах и т.д).
- В виде эмблемы? (машинах, самолетах, ракетах, лодках, таможне и т. д.).
- Как мы должны обращаться с флагом? Почему?
Воспитатель.
- Наша страна очень миролюбивая и дружелюбная, гостеприимная. Вот вам и предлагаю поиграть в дидактическую игру «Все флаги в гости будут к нам». Согласны?
(Дети угадывают: флаг какой страны изображен (15 флагов разных стран). Далее по желанию ребят каждый рисует символ другого государства. Все нарисованные флаги крепят к кораблям, лодкам (оригами), приклеенным на ватман. Идет коллективная работа).
Подводится итог викторины. Звучит гимн России и вносится главный символ государства – флаг России.
Список использованной литературы
- Благинин В. «Русь под игом», - М, 2003г
- Гаврусев С.«Стяг Брестской крепости»
- Газета «Белгородские известия», апрель 2005г
- Гризик Т. «Познаю мир», - М.: Просвещение, 2000г
- Катаев В. «Флаг»
- Каштанов Ю. «Эпоха Петра», М.: «Современник»,2001г
- Проскурин П. «Судьба»
- Ривина Е. «Герб и Флаг России», - М., 2003 г.
- Ривина Е. «Герб и флаг», Обруч, 2001г, №6
- Рыбак Н. «Знамя»
- Свиридов Е. «Венок славы», М.: «Современник»,1987г
- Шаповалов В. «Основы российской геральдики», учебное пособие, -Белгород, 1997г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в старшей группе "Символ государства Российского. Герб семьи"
Занятие в старшей группе «Символы государства Российского. «Герб семьи»Задачи: 1. Закрепить знания детей о символах Российского государства: герб, флаг, гимн.Флаг: цветовое расположени...
Игры и игровые упражнения По теме: «Знакомство детей подготовительной к школе группы с символами государства»
Игры и игровые упражненияПо теме:«Знакомство детей подготовительной к школе группы с символами государства»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о о флаге РФ, как о символе государства»
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста....
Занятие в первой младшей группе по патриотическому воспитанию «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ, как о символе государства».
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ, как о символе г...
Конспект занятия в первой младшей группе по патриотическому воспитанию «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ, как о символе государства».
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ, как о символе г...
Конспект занятия по теме "Символы государства Российского"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважение к своей Родине, гордости за...
НОД в старшей разновозрастной группе «Флаг - главный символ государства»
Занятие в старшей группе приурочено к празднованию Дня флага РФ...