Конспект ООД «Защитники Отечества вчера и сегодня»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ООД «Защитники Отечества вчера и сегодня» для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchitniki_otechestva_raznyh_vremen.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Защитники Отечества вчера и сегодня».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цели: Воспитывать у детей патриотические чувства - любовь к Родине, уважение к героям Отечества, желание быть защитником земли, на которой родился. Формирование гражданской принадлежности. Дать представление о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского, Петра I, М. И. Кутузова, во время Великой Отечественной войны. Повторить и обобщить знания детей о событиях Великой Отечественной войны.
Вызвать эмоциональный отклик у детей.
Методические приемы: беседа-рассуждение, объяснение, уточнение, пояснение, показ, демонстрация наглядно-дидактического материала, игра, опрос.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, аудиозаписи музыкального сопровождения: «С чего начинается Родина?» (Музыка В. Баснера, сл. М. Матусовского), «Вечный огонь» («От героев былых времен» сл. Е. Агроновича, муз. Ф. Хозака), Священная война» (муз. А. Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача), «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова)
Словарная работа: Александр Невский, река Нева, Невская битва, «Ледовое побоище», Петр I, полководец Кутузов М. И. , Наполеон, морской флот, Родина, Великая Отечественная война, плакат, рыцари, День Победы, граница, пограничники, фронт, тыл.
Индивидуальная работа: Выкладывание из счетных палочек танка, собери картинку.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. Что это?
Дети: Это глобус (модель земли).
Воспитатель: Почему глобус разноцветный? В какой стране мы живем? (ответы детей) Найдите и покажите мне, пожалуйста, на глобусе Россию. Россия - это наша Родина.
Воспитатель: Как вы думаете, что это за линии, которые отделяют одну страну от другой? (ответы ребят) Правильно! Это границы нашей страны. Наши границы от нападения врагов охраняют пограничники на пограничной заставе.
Воспитатель: Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, лесами, полями. Но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли - святой долг тех, кто ест ее хлеб, пьет её воду, любуется её красотой. Воспитатель: У всякого народа есть своя история, а в истории есть моменты, по которым можно судить о силе духа и величии народа. Россия - страна богатая и красивая - это наша Родина, а русский народ - смелый и мужественный.
Воспитатель: Ребята, а что значит для вас Родина?
Дети: Это место, где мы родились, где живут наши родные.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили. Ребята, были времена, когда наша Родина была в опасности.
Воспитатель: Я предлагаю совершить путешествие в прошлое нашей страны. Закройте глаза и отправляемся в путь. (Звучит музыка, воспитатель в это время размещает на мольберте портреты исторических личностей и репродукцию Бородинского сражения)
Воспитатель: А кто такие защитники Отечества?
Дети: Солдаты, которые защищают Отечество.
Воспитатель: А что такое Отечество?
Дети: Это Родина.
Воспитатель: Правильно, защитники Отечества - это воины, то есть солдаты, которые защищают нашу Родину от врагов. А еще Родина значит родная как папа и мама. Родина - место, где мы родились, страна в которой мы живем. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине: «Нет земли краше, чем Родина наша!», «Одна у человека мать - одна Родина!».
- Ребята, как вы думаете, один солдат может защитить Отечество?
Дети: нет, нужно много солдат.
Воспитатель: Совершенно верно, не зря сказано : «Один, в поле не воин». А когда много солдат - это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от захватчиков.
Воспитатель: Ребята, давайте послушаем песню, посвященную нашей Родине.
Дети слушают песню: «С чего начинается Родина?». (Музыка В. Баснера, сл. М. Матусовского)
Воспитатель: Ребята, мы с вами продолжаем разговор о защитниках Отечества. С древних времен наши предки защищали нашу землю, Святую Русь, нашу Родину от захватчиков. В те далекие времена управляли страной князья. Сейчас я вам расскажу об Александре Невском. Давайте сядем в свой исторический самолет и отправимся в полет.
Физкультминутка
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолет.
Воспитатель: Мы приземлились на первой нашей станции под названием: «Александр Невский. Внимание на доску. (картинки)
Рассказ о детстве Александра Невского
Александр Невский родился очень, очень давно. Тогда люди строили свои дома из дерева, по воде плавали на судах, которые называли ладьями, а Москва была всего лишь маленьким укреплением на вершине холма. В это время в семье новгородского князя Ярослава родился мальчик, которого назвали Александром. В три года его уже посадили на коня. Княжеские воины обучили его владеть оружием, и он быстро овладел этим мастерством. В те времена мальчиков сразу учили защищать себя и других, воспитывали их защитниками своей земли. Чуть позже, когда маленький Александр подрос, его обучили грамоте. Когда Александру исполнилось 16 лет, отец доверил ему княжить в городе Новгороде. Что делают в наше время мальчики 16-ти лет? (ответы детей). Обычно в 16 лет мальчики учатся. В то время у нашей Родины - Руси было, очень много врагов. Сначала напали на Новгород, в котором правил князь Александр, шведы. Шведский король собрал сильное войско и послал его завоевать русские земли. Шведские захватчики приплыли на огромных ладьях по реке Неве. Очень испугались новгородцы, никак они не надеялись с малым войском отбить сильного врага. Но, несмотря на это, князь Александр решает собрать войско и выступить против шведского короля. Он поднимает всех русских людей на защиту родной земли. Александр рано утром незаметно подошел к вражескому лагерю, который находился на реке Неве. Он напал неожиданно, когда шведы отдыхали и не ждали нападения. (Показ иллюстрации) Самоотверженно сражались русские воины, но только к вечеру одолели врага. Князь Александр с победой вернулся домой. С тех пор к имени Александр благодарные люди добавили ещё одно слово. Какое? (ответы детей) Александр Невский. Было Александру в ту пору всего 20 лет. Много подвигов и добрых дел совершил он за свою жизнь. Вы можете об этом узнать из книг и фильмов. Позже на Русскую землю снова пришли захватчики. Это были рыцари Ливонского Ордена. Александр Невский узнал, что немецкие рыцари готовят наступление на его княжество и решил освободить свои земли от врага. Он собрал войско из отважных богатырей. Но рыцарей было гораздо больше, чем русских воинов. Рыцари были полностью закованы в железные доспехи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрации обмундирования рыцаря и коня Ливонского Ордена и иллюстрацию русского воина. Найдите отличия.
Дети сравнивают иллюстрации.
- Ребята, скажите, а какой рыцарь тяжелее? Правильно, рыцарь, одетый в железные доспехи. Александр Невский решил воспользоваться этим, и заманил их на покрытое льдом озеро Чудское. Лед под тяжестью рыцарей и коней, закованных в железо, начал ломаться, и большая часть войска ушла под лед. Силы войска Александра Невского и Ливонского Ордена стали равны, и тогда произошло сражение, которое в истории получило название "Ледовое побоище". Этот праздник отмечают в честь всех воинов, защищавших и защищающих нашу Родину от врага. Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению Руси от иноземных захватчиков. Он выполнил свою задачу. Сохранил Русь. За свои заслуги перед Родиной Александр Невский был причислен церковью к святым. Русская царица Екатерина I учредила орден Александра Невского, которым награждают выдающихся военачальников.
- Давайте сядем в свой исторический самолет и отправимся дальше в путь. Вторая историческая станция называется: «Петр I».
- Еще, ребята я вам сегодня хочу рассказать о царе, который очень много сделал для России. Это царь Пётр I (портрет). Царём в России мог стать только тот, кто родился в царской семье. Отец Петра I умер рано, и его воспитывала мать. Маленький Пётр был очень умным, здоровым и смелым. Он очень хотел учиться. Учителя не успевали отвечать на его вопросы. А в свободное время он очень любил играть в солдатиков. Но кроме игрушечных солдатиков у него было «потешное войско». «Потешное» потому, что не настоящее. Оно состояло из таких же мальчишек, как и он сам. Но ребята по-настоящему учились маршировать, строить крепости и брать их. Мальчик Петр рос, а вместе с ним росли мальчики из «потешного войска». И когда Петр вырос и стал царем, это «потешное войско» превратилось в самые лучшие Преображенский и Семеновский полки (показывает иллюстрации военных времен Петра Первого - стрельцов).
- Царь решил создать свой флот. Тогда-то он и едет за границу, чтобы научиться строить корабли. Петр Первый работал и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Он освоил 15 ремесленных профессий. Работать было очень трудно, потому что орудия труда были не такими как сейчас. Машин не было вообще, и работать приходилось вручную. Когда Петр Первый вернулся в Россию, то сразу принялся за строительство флота. Он создал первый русский флот, который потом стал самым сильным в Европе. (иллюстрации).
Воспитатель: Ребята, давайте из геометрических фигур и палочек построим свой военно-морской флот.
Дети строят.
- Ребята отправляемся дальше в полет.
Физкультминутка
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолет.
- Третья станция нашего путешествия - Историческая. Ребята, посмотрите на портреты, кто эти люди?
Воспитатель: Это русский полководец Кутузов и французский император Наполеон. Кутузов был русским полководцем, его любили солдаты, а Наполеон был французским императором, он захватил много земель и хотел захватить Россию и Москву.
Воспитатель: Ребята, а почему Наполеон хотел захватить Москву и почему ее называют сердцем России?
Дети: Потому что Москва - главный город России.
Воспитатель: Правильно. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я
возьму Россию за ноги, если я овладею Санкт-Петербургом - я возьму ее за голову, но завладев Москвой - я поражу её в самое сердце».
- Армия Наполеона была очень сильной, но не покорилась ему земля русская, не покорился ему народ смелый. Стеной встали солдаты на защиту Родины и дали отпор врагу.
- Ребята, какими должны быть воины, чтобы выдержать тяготы войны?
Дети: Сильными, смелыми.
Воспитатель: Правильно. Самое известное сражение той войны произошло около деревни Бородино и получило название - Бородинское. Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские сражались не на жизнь, а насмерть. Это было страшное сражение.
Воспитатель: Потери были очень большие и чтобы сохранить жизнь русским солдатам, Кутузов приказал отступить войскам и сдать Москву французам, чтобы потом, собравшись с новыми силами ударить по врагу.
- Приближалась зима, а французы оказались к ней не готовы. И пришлось им оставить Москву и отступить. Голодные и холодные брели они по русской земле. А русская армия набралась сил, ударила по врагу и победила его.
- Ребята, почему французская армия потерпела поражение?
Дети: Потому что им никто не помогал. Они замерзли. Русский народ и солдаты были смелые и храбрые.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, закрываем глаза и оправляемся дальше. (Звучит музыка, воспитатель меняет слайд.)
Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие. Закрываем глаза. (Звучит музыка, воспитатель меняет репродукции на мольберте)
Воспитатель: Станция Памятная. Ребята, как наш народ во все времена сохранял память о войнах, об исторических событиях?
Дети: Строил памятники, храмы, писали картины, сочинял стихи, песни.
Дети подходят к иллюстрациям памятников войны.
Воспитатель: Давайте вспомним с вами Великую Отечественную Войну. Ребята кто на нас напал? (ответы детей). С какой целью фашистская Германия напала на нас? (ответы детей). Кто в то время был главой Германии? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу нашей родины. Из репродукторов донеслась
страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Фашистское командование разработало план захвата советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить большую часть нашей страны, уничтожить большую часть населения.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на плакат «Родина-мать зовет» (И. Тоидзе). Параллельно включается фонограмма песни «Священная война» (муз. А. Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача).
Воспитатель: Что общего между этим плакатом и песней? Какая мысль их объединяет? (ответы детей). Эта песня стала гимном Великой Отечественной войны.
Воспитатель: Ребята, знаете, чтобы победить в сражении с врагом, солдаты должны быть дружными, смелыми, сплоченными.
Игра «Кто быстрее соберет картинку»
- А давайте теперь представим, что все мы разведчики. И перед нами стоит важная задача: раздобыть секретный пакет и расшифровать засекреченное сообщение. Дети берут конверты, в которых лежат разрезанные части целой картины. И из этих частей они собирают целую картину.
- Великая отечественная война оставила много могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, павших на поле битвы во время войны.
- Ребята, как вы думаете, почему на могиле Неизвестного солдата горит огонь? (ответы детей). Огонь на солдатской могиле будит в людях воспоминания и не дает забыть погибших во имя Родины. Он горит зимой и летом, днем и ночью. И потому его называют вечным.
- А сейчас послушайте песню.
Звучит Звукозапись песни «Вечный огонь». («От героев былых времен» сл. Е. Агроновича, муз. Ф. Хозака)
Воспитатель: Ребята, о чем эта песня? Какой наказ дается в ней сегодняшним мальчишкам? (ответы детей).
Воспитатель: 9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами победителями (Великобританией, Советским Союзом, США и Францией). Фашистская Германия была полностью разгромлена. В нашей стране 9 мая является государственным праздником - Днем Победы. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто грудью ложился на амбразуру, кто не
пожалел своей жизни. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами могли жить счастливо.
Звучит звукозапись песни «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова)
Воспитатель: Уже много лет прошло с того времени, как прогремел последний выстрел Великой Отечественной войны, но в нашей памяти остаются образы дорогих нам людей. Тех, кто отдал свою жизнь за будущее, в котором нет войны. В этот светлый праздник мы отдаем глубокую дань уважения тем, кто прошёл трудными дорогами войны, кто вернулся с фронта, восстанавливал страну. Память об этих людях должна жить не только в обелисках, но и в наших сердцах. И пусть не будет войны никогда!
Итог занятия: Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали и к какому выводу пришли?
(ответы детей).
- И в наше время наша армия нас охраняет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Защитники отечества"
Формировать представления детей о военных профессиях.Воспитывать уважение к старшим.Гордость, за свою Родину....
Презентация к конспекту "День Защитника Отечества"
Дать представление о военных профессиях, о родах войск...
Конспект НОД "Защитники Отечества"
Конспект разработанного мной мероприятия посвящен вооруженным силам России....
Конспект занятия "Защитники Отечества"
Обобщить знания детей о защитниках Отечества....
Конспект ООД "Защитники Отечества" в подготовительной к школе группе
Конспект подготовлен для дошкольников старшего возраста. Буду рада если коллеги возьмут в разработку данный мтериал....
Конспект "День защитника Отечества"
конспект занятия (старшая группа)...
ООД посвященное Дню Защитника Отечества в подготовительной группе «Защитники Отечества вчера и сегодня»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическо...