Вода-растворитель
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД "Вода-растворитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД "Вода-растворитель"26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

на тему «Вода-растворитель»

для детей старшего возраста (5-6 лет)

 

Толкунова С.В.

воспитатель

г.Советский

Цель: подвести детей к формулировке проблемы, анализу проблемной ситуации, планирования эксперимента.                                                                                                                                                          

Задачи:

Образовательные: уточнить представления детей о свойствах воды. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием

Развивающие: выявить вещества, которые растворяются в воде. Совершенствовать уровни восприятия анализаторов

Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию; воспитывать наблюдательность, внимание, эмоциональный отклик к окружающему.                                                                                                                   

Методы и приемы:  

  • словесные (диалог – вопросы, ответы, рефлексия);
  • практические  (опыт, эксперимент, продуктивная деятельность).

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: снеговик, песочные часы.

Раздаточный: таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы, воронки, клеёнка, стакан с водой, чайная ложка, пипетка, соломинка для коктейля,  речной песок, сахарный песок, пищевой краситель, мука, масло  подсолнечное, вата, марля.                                                                      

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.                                                                                   

Воспитатель:

Сегодня утром, когда я шла к вам в детский садик, я встретила снеговика. Посмотрите, какой он маленький. Снеговик очень просил меня взять его с собой, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь. Вот он постоит на столе и посмотрит на вас. А вы ребята проходите и садитесь на стульчики. А чтобы вы поняли, о чем мы будем сегодня с вами говорить, я вам загадаю загадку:

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает...

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. Для чего нам нужна вода? Где мы её можем увидеть?                                                                              

Ответы детей.                                                                                                                             Воспитатель: 

Правильно. Вода – это жидкость. Она нужна на небе и на земле. Растения надо поливать водой, иначе они засохнут. Животные пьют воду, а некоторые, например, рыбы в ней живут. Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, закаливаться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды. Так же вода есть и на земле. Это реки, озёра, пруды, моря и океаны. Под землёй есть также вода, там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и из глубины поднимают воду вёдрами. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – тогда получается родник. Вода есть и на небе.  Ребята, а где вода на небе?                                                      

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель:

Правильно.  Вода может и звучать по-разному. Послушайте звуки воды.

Звучит фонограмма: море, дождь, водопад.

Воспитатель:

А сейчас я хочу пригласить вас в мини лабораторию. Проходите за столы. Мы будем делать опыты с водой.

                                               Есть ли запах у воды?

                                               (Дети: нет)

                                               А какой  у воды цвет?

                                               Красный или голубой?

                                               Синий или   золотой?

                                               Кто даст правильный ответ?

                                               У воды и цвета нет!

                                               Тем вода приметна,

                                               Что совсем …

                                               (Дети: бесцветна).

Воспитатель:

А какие ещё свойства воды мы с вами  установили с помощью опытов на прошлых занятиях?                                                                                      

Дети вспоминают о том, что у воды нет вкуса, нет запаха. Она прозрачная, бесцветная.  Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают, имеет вес.             

Воспитатель: 

Перед тем, как  начать работу,  ребята, давайте вспомним с вами  правила работы: можно ли  пробовать вещества на вкус? Можно ли нюхать?                                                                               Ответы детей.

Воспитатель: 

Ребята, а вы дома чай пьёте? А как мама вам его делает? Верно, берёт кружку с водой, кладёт заварку, сахарный песок, всё перемешивает и сладкий чай готов, можно пить. Кусочек сахара исчез. Куда он делся?                                                                                                      Ответы детей.

Воспитатель

Вода - растворитель! В ней можно растворить различные вещества. Как вы думаете, какие?                                                                  

Предположения детей.

Воспитатель:

Правильно, эти вещества быстро растворяются в воде. Давайте теперь проверим на опытах, все ли вещества, которые лежат у вас на столах растворяются в воде? Давайте мы тоже попробуем растворить сахар. Вот у вас стакан с водой, посмотрите и определите, какая там вода? Возьмите кусочек сахара, положите его в стакан с водой, помешайте ложкой. Посмотрите и скажите, что у вас получилось?

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно, сахар растворился в воде и его не видно. Вода осталась прозрачной, бесцветной. Давайте попробуем растворить другой песок. Песок бывает разного цвета. Возьмите ложку и положите песок в стакан с водой, хорошенько помешайте. Посмотрите внимательно и скажите, что у вас получилось?                                                            Дети обращают внимание на то, что вода стала мутная и грязная.                                        Воспитатель: 

Всё правильно. Вода стала не прозрачная, мутная, если больше не мешать, то песок осядет на дно, песок в воде не растворяется. А давайте попробуем эту грязную воду очистить с помощью фильтра. Фильтром может быть: вата, марля, специальная фильтрованная бумага. Есть и специальные фильтры для воды. Нам в квартиры вода поступает после определённых очищений, а потом её всё равно надо фильтровать. Возьмите вату, положите её на горлышко бутылки и потихоньку перелейте воду с песком  в эту бутылку. Что получилось?                                                            

Ответы детей.                                

Воспитатель: 

Мы с вами продолжим и посмотрим, что же ещё растворяется в воде. Вот у вас на столе лежит пакетик с красителем. Давайте положим чуть-чуть красителя в стакан с чистой водой, помешаем. Что же теперь получилось?                                                                                           Ответы детей.                                                   

Воспитатель: 

Вода приняла цвет краски. Вот за этим столом краситель красный и вода стала красного цвета, а за этим синий и вода стала синего цвета. Значит, краска растворилась и покрасила воду.  Вода стала красного и синего цвета. Давайте её попробуем профильтровать и посмотрим, что у нас получится? Возьмите фильтр (вату или марлю) и эту воду, которую вы покрасили, пропустите через фильтр и посмотрите, что у вас стало?

Дети замечают, что вата стала красного, синего, розового цвета.                           Воспитатель: 

Большая часть краски осталась на фильтре. Вода стала светлее, но не совсем прозрачная. Можно сделать вывод, что краситель растворился в воде. В маленьком стаканчике какая - то жидкость. Посмотрите, потрогайте, понюхайте.  Это подсолнечное масло. Давайте посмотрим, растворится ли оно в воде. Возьмите каплю масла и капните им в воду, помешайте ложкой, подождите и посмотрите, что же стало с водой и маслом?                                                                                                                   Дети делают вывод, что масло не растворилось в воде, а плавает в виде жёлтых капель на поверхности воды.                           

Воспитатель: 

Теперь мы его попробуем отфильтровать.

Выполняют опыт с фильтром повторно.

Что же у нас получилось?                                                                      

Дети вместе с воспитателем подводят итог. Масло хорошо видно на вате, вода стала прозрачной. Вода хорошо отфильтровалась, следы масла  хорошо видны на фильтре.         

Воспитатель:

Посмотрите и скажите, что это за белый порошок лежит у вас?  Потрогайте его. Это мука, давайте растворим её.  Хорошо помешайте ложкой, подождите. Вода в стакане стала мутной. Мука растворилась в воде. Теперь попробуем очистить воду. Перельём воду через фильтр в другой стакан. Что мы видим?                                                                             Ответы детей после проведенного эксперимента.                                Воспитатель: 

Да, вода стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре. Только совсем маленькие частицы проскользнули  сквозь отверстия фильтра и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная. Ребята, а где же наш гость снеговик? Мы совсем про него забыли.  

Смотрят на снеговика, а он растаял и превратился  в лужу.

Воспитатель:

Видите, ребята, можно сделать вывод, что снег это тоже вода, только в замёрзшем состоянии. Вот он растаял и превратился в воду. Давайте попробуем её профильтровать. На вате остались частички грязи. Значит снег, из которого  мы слепили снеговика, был грязный. Поэтому, нельзя есть снег и сосать сосульки.  Давайте подведём итоги: о чём мы сегодня с вами говорили? Какие вещества растворяются в воде, а какие нет?                                      

Дети вспоминают эксперименты и подводят итоги данных опытов.           Воспитатель: 

Молодцы, всё правильно. Когда вы придёте домой, и у ваших родителей будет свободное время, попробуйте вместе с ними растворить соль в воде. Ведь мама солит воду, когда варит суп, картошку. Или возьмите жидкость для мытья посуды и попробуйте её растворить в воде, интересно, что же получится… Но об этом мы с вами поговорим в следующий раз. Вы сегодня хорошо поработали, всем спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность. Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.

Цель:закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.Задачи:Выявить вещества, которые растворяются в воде.Выявить вещества, которые не растворяются в воде.Познакомить со спос...

Вода – растворитель. Очищение воды.

Данный материал поможет детям убедиться в том, что вещества в воде не исчезают, а растворяются....

Конспект НОД по экспериментированию на тему: Вода – растворитель. Очищение воды.

Уточнить представления детей  о свойствах воды: прозрачная,  бесцветная, без запаха,  вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы.  Вода жидкая, может течь, бывает тёплой, холодно...

Непосредственная - образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему Экспериментирование на тему: «Вода – растворитель или нет?»

Цель: Развитие познавательные способности у детей   в процессе экспериментирования с водой.         Задачи: - выявить вещества, которые растворя...

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе. Тема: «Вода – растворитель»

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе...

Вода. Состояние воды. Вода - растворитель.

Занятие с детьми второй младшей группыВода. Состояние воды. Вода - растворитель....