Вода-растворитель
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
на тему «Вода-растворитель»
для детей старшего возраста (5-6 лет)
Толкунова С.В.
воспитатель
г.Советский
Цель: подвести детей к формулировке проблемы, анализу проблемной ситуации, планирования эксперимента.
Задачи:
Образовательные: уточнить представления детей о свойствах воды. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием
Развивающие: выявить вещества, которые растворяются в воде. Совершенствовать уровни восприятия анализаторов
Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию; воспитывать наблюдательность, внимание, эмоциональный отклик к окружающему.
Методы и приемы:
- словесные (диалог – вопросы, ответы, рефлексия);
- практические (опыт, эксперимент, продуктивная деятельность).
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: снеговик, песочные часы.
Раздаточный: таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы, воронки, клеёнка, стакан с водой, чайная ложка, пипетка, соломинка для коктейля, речной песок, сахарный песок, пищевой краситель, мука, масло подсолнечное, вата, марля.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель:
Сегодня утром, когда я шла к вам в детский садик, я встретила снеговика. Посмотрите, какой он маленький. Снеговик очень просил меня взять его с собой, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь. Вот он постоит на столе и посмотрит на вас. А вы ребята проходите и садитесь на стульчики. А чтобы вы поняли, о чем мы будем сегодня с вами говорить, я вам загадаю загадку:
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает...
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. Для чего нам нужна вода? Где мы её можем увидеть?
Ответы детей. Воспитатель:
Правильно. Вода – это жидкость. Она нужна на небе и на земле. Растения надо поливать водой, иначе они засохнут. Животные пьют воду, а некоторые, например, рыбы в ней живут. Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, закаливаться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды. Так же вода есть и на земле. Это реки, озёра, пруды, моря и океаны. Под землёй есть также вода, там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и из глубины поднимают воду вёдрами. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – тогда получается родник. Вода есть и на небе. Ребята, а где вода на небе?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель:
Правильно. Вода может и звучать по-разному. Послушайте звуки воды.
Звучит фонограмма: море, дождь, водопад.
Воспитатель:
А сейчас я хочу пригласить вас в мини лабораторию. Проходите за столы. Мы будем делать опыты с водой.
Есть ли запах у воды?
(Дети: нет)
А какой у воды цвет?
Красный или голубой?
Синий или золотой?
Кто даст правильный ответ?
У воды и цвета нет!
Тем вода приметна,
Что совсем …
(Дети: бесцветна).
Воспитатель:
А какие ещё свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на прошлых занятиях?
Дети вспоминают о том, что у воды нет вкуса, нет запаха. Она прозрачная, бесцветная. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают, имеет вес.
Воспитатель:
Перед тем, как начать работу, ребята, давайте вспомним с вами правила работы: можно ли пробовать вещества на вкус? Можно ли нюхать? Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, а вы дома чай пьёте? А как мама вам его делает? Верно, берёт кружку с водой, кладёт заварку, сахарный песок, всё перемешивает и сладкий чай готов, можно пить. Кусочек сахара исчез. Куда он делся? Ответы детей.
Воспитатель:
Вода - растворитель! В ней можно растворить различные вещества. Как вы думаете, какие?
Предположения детей.
Воспитатель:
Правильно, эти вещества быстро растворяются в воде. Давайте теперь проверим на опытах, все ли вещества, которые лежат у вас на столах растворяются в воде? Давайте мы тоже попробуем растворить сахар. Вот у вас стакан с водой, посмотрите и определите, какая там вода? Возьмите кусочек сахара, положите его в стакан с водой, помешайте ложкой. Посмотрите и скажите, что у вас получилось?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, сахар растворился в воде и его не видно. Вода осталась прозрачной, бесцветной. Давайте попробуем растворить другой песок. Песок бывает разного цвета. Возьмите ложку и положите песок в стакан с водой, хорошенько помешайте. Посмотрите внимательно и скажите, что у вас получилось? Дети обращают внимание на то, что вода стала мутная и грязная. Воспитатель:
Всё правильно. Вода стала не прозрачная, мутная, если больше не мешать, то песок осядет на дно, песок в воде не растворяется. А давайте попробуем эту грязную воду очистить с помощью фильтра. Фильтром может быть: вата, марля, специальная фильтрованная бумага. Есть и специальные фильтры для воды. Нам в квартиры вода поступает после определённых очищений, а потом её всё равно надо фильтровать. Возьмите вату, положите её на горлышко бутылки и потихоньку перелейте воду с песком в эту бутылку. Что получилось?
Ответы детей.
Воспитатель:
Мы с вами продолжим и посмотрим, что же ещё растворяется в воде. Вот у вас на столе лежит пакетик с красителем. Давайте положим чуть-чуть красителя в стакан с чистой водой, помешаем. Что же теперь получилось? Ответы детей.
Воспитатель:
Вода приняла цвет краски. Вот за этим столом краситель красный и вода стала красного цвета, а за этим синий и вода стала синего цвета. Значит, краска растворилась и покрасила воду. Вода стала красного и синего цвета. Давайте её попробуем профильтровать и посмотрим, что у нас получится? Возьмите фильтр (вату или марлю) и эту воду, которую вы покрасили, пропустите через фильтр и посмотрите, что у вас стало?
Дети замечают, что вата стала красного, синего, розового цвета. Воспитатель:
Большая часть краски осталась на фильтре. Вода стала светлее, но не совсем прозрачная. Можно сделать вывод, что краситель растворился в воде. В маленьком стаканчике какая - то жидкость. Посмотрите, потрогайте, понюхайте. Это подсолнечное масло. Давайте посмотрим, растворится ли оно в воде. Возьмите каплю масла и капните им в воду, помешайте ложкой, подождите и посмотрите, что же стало с водой и маслом? Дети делают вывод, что масло не растворилось в воде, а плавает в виде жёлтых капель на поверхности воды.
Воспитатель:
Теперь мы его попробуем отфильтровать.
Выполняют опыт с фильтром повторно.
Что же у нас получилось?
Дети вместе с воспитателем подводят итог. Масло хорошо видно на вате, вода стала прозрачной. Вода хорошо отфильтровалась, следы масла хорошо видны на фильтре.
Воспитатель:
Посмотрите и скажите, что это за белый порошок лежит у вас? Потрогайте его. Это мука, давайте растворим её. Хорошо помешайте ложкой, подождите. Вода в стакане стала мутной. Мука растворилась в воде. Теперь попробуем очистить воду. Перельём воду через фильтр в другой стакан. Что мы видим? Ответы детей после проведенного эксперимента. Воспитатель:
Да, вода стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре. Только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь отверстия фильтра и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная. Ребята, а где же наш гость снеговик? Мы совсем про него забыли.
Смотрят на снеговика, а он растаял и превратился в лужу.
Воспитатель:
Видите, ребята, можно сделать вывод, что снег это тоже вода, только в замёрзшем состоянии. Вот он растаял и превратился в воду. Давайте попробуем её профильтровать. На вате остались частички грязи. Значит снег, из которого мы слепили снеговика, был грязный. Поэтому, нельзя есть снег и сосать сосульки. Давайте подведём итоги: о чём мы сегодня с вами говорили? Какие вещества растворяются в воде, а какие нет?
Дети вспоминают эксперименты и подводят итоги данных опытов. Воспитатель:
Молодцы, всё правильно. Когда вы придёте домой, и у ваших родителей будет свободное время, попробуйте вместе с ними растворить соль в воде. Ведь мама солит воду, когда варит суп, картошку. Или возьмите жидкость для мытья посуды и попробуйте её растворить в воде, интересно, что же получится… Но об этом мы с вами поговорим в следующий раз. Вы сегодня хорошо поработали, всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность. Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.
Цель:закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.Задачи:Выявить вещества, которые растворяются в воде.Выявить вещества, которые не растворяются в воде.Познакомить со спос...
Вода – растворитель. Очищение воды.
Данный материал поможет детям убедиться в том, что вещества в воде не исчезают, а растворяются....
Конспект НОД по экспериментированию на тему: Вода – растворитель. Очищение воды.
Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, без запаха, вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы. Вода жидкая, может течь, бывает тёплой, холодно...
Непосредственная - образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему Экспериментирование на тему: «Вода – растворитель или нет?»
Цель: Развитие познавательные способности у детей в процессе экспериментирования с водой. Задачи: - выявить вещества, которые растворя...
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе. Тема: «Вода – растворитель»
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе...
Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Вода – растворитель. Очищение воды»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы....
Вода. Состояние воды. Вода - растворитель.
Занятие с детьми второй младшей группыВода. Состояние воды. Вода - растворитель....