В поисках воздуха
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
на тему «В поисках воздуха»
для детей старшего возраста (5-6 лет)
Толкунова С.В.
Воспитатель
г.Советский
Цель: создание условий для развития познавательной активности детей к опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные: формировать понимание значимости воздуха в жизни человека и природы.
Развивающие: развивать умение самостоятельно проводить опыты, делать практические выводы на основе опытов
Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, аккуратность при работе с водой.
Методы и приемы:
- словесные (диалог – вопросы, ответы, беседа, рефлексия);
- игровые (сюрпризный момент – кляксография, рисование пузырями);
- практические (опыт, физминутка, эксперимент, продуктивная деятельность, элементы арт-терапии).
Материалы и оборудование:
Раздаточный: колпаки, воздушный шар, пакеты и прозрачные стаканы с водой, горохом, банка, таз с водой, веера, бумажные кораблики, пластмассовые коктейльные трубочки, гуашь, бумага формата А4, кисточки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите туда попасть?
Ответы детей.
Воспитатель:
Тогда надевайте колпачки настоящих ученых! А то, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Ответы детей.
Воспитатель:
Все мы слышали, что нас с вами повсюду окружает воздух. Вы видели его, ребята?
Ответы детей.
Если мы не видим воздух, то тогда какой же он?
Ответы детей.
Воспитатель:
А для чего, дети, нам нужен воздух? И для чего, кроме дыхания людей, он еще нужен?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, вы видели воздух, трогали его руками? Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я вас научу, как ловить воздух? Тогда давайте отправимся в лабораторию и, как настоящие ученые-исследователи, проведем опыты, чтобы узнать, существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Дети с воспитателем проходят в лабораторию и занимают мета за столом.
Воспитатель:
Перед вами на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Пакеты пустые. Их можно сложить с несколько раз, и получится очень тоненький конвертик. А теперь я предлагаю поймать в пакет воздух. Сначала откроем пакет, поймаем в него воздух, а затем закрутим его с противоположной стороны дна. Пакет полон воздуха и стал похож на подушку. Воздух занял все место в пакете, а это значит, что он существует! А что будет, если пакет снова открыть и сложить в конвертик?
После проведения опыта, дети отвечают на вопрос воспитателя.
Воспитатель:
Ребята, вы большие молодцы! Вы сами на практике смогли доказать, что воздух существует, и что его даже можно поймать! А теперь я предлагаю вам с помощью своих щек показать, как надувался и сдувался пакет во время нашего опыта.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику «Пузырь».
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри человека?
Ответы детей.
Воспитатель:
Посмотрите, у каждого из вас на столах стоят стаканчики с водой, а на дне лежит горох. Давайте возьмем в руки коктейльные трубочки, опустим их в стакан и подуем через них.
Дети вместе с воспитателем выполняют опыт.
Воспитатель:
Дети, что происходило с водой и горошинами, когда мы подули через трубочки?
Ответы детей.
Воспитатель:
Друзья мои, мы только что выдували воздух через трубочку, а он создал пузырьки в воде и заставил передвигаться горошин. Это значит, что внутри нас тоже есть воздух, и мы им дышим. Я думаю, что пришло время немного отдохнуть. Давайте выйдем в центр группы и выполним разминку.
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял,
Начал дуть я и смотреть-
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую-шар все толще,
Дую-толще, дую-толще.
Вдруг услышал я хлопок-
Лопнул шарик, мой дружок…
Дети вместе с педагогом выполняют движения в соответствии со словами.
Воспитатель:
Ребята, скажите, а как вы думаете, воздух имеет запах? Давайте проверим. Попробуйте его вдохнуть и прислушаться к своим ощущениям. Что вы чувствуете?
Дети определяют, что воздух не имеет запаха. После этого воспитатель распыляет капельку духов и предлагает детям снова прислушаться к запаху.
Воспитатель:
Как вы уже поняли, воздух не имеет запаха, но в то же время он способен переносить чужие запахи (запах духов, людей, дождя, леса, пищи и так далее).
А теперь обратите внимание на банку. Как вы считаете, есть ли в ней воздух?
Ответы детей.
Воспитатель:
Можно ли доказать, что в этой банке есть воздух? Для этого достаточно опустить банку в таз с водой горлышком вниз. Посмотрите, вода не проникает в банку. А что же не пускает воду внутрь банки?
Дети, повторяя действия воспитателя, выполняют эксперимент, отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель:
А теперь постепенно наклоните банку прямо в воде. Вы видите, что появляются пузыри. Вода вытеснила воздух из банки и заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. А это значит, что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.
А сейчас, друзья мои, я вам предлагаю сотворить чудо. Мы будем рисовать необычным способом.
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
Воспитатель:
На лист бумаги наносим несколько капель гуаши, берем трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны.
Воспитатель показывает детям нетрадиционную технику рисования, а дети повторяют действия педагога.
Воспитатель:
Ребята, обратите внимание, что полученные кляксы напоминают различные предметы: цветы, салют, жуков, бабочек и многое другое. Когда рисунки высохнут, вы сможете дополнить их и другими элементами, а затем мы устроим выставку полученных творческих работ.
Воспитатель:
Дорогие ребята, из вас получились замечательные ученые! Давайте вспомним, какие же эксперименты вы сегодня выполнили, и к каким выводам пришли. Что нового вы узнали о воздухе?
Дети формулируют выводы о свойствах воздуха.
Воспитатель:
А теперь, уважаемые ученые, нам пора возвращаться в детский сад. Надеюсь, что наши эксперименты с воздухом запомнятся вам, и вы сможете продемонстрировать их своим родным и близким, а возможно, придумаете и свои собственные опыты с воздухом! Большое вам спасибо за вашу активность и любознательность. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поиск воздуха.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знаний о воздухе. Активизировать речь и обогащать словарь детей....
КОНСПЕКТ НОД. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ».«ПОИСК ВОЗДУХА»
КОНСПЕКТ НОД.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ». «ПОИСК ВОЗДУХА»...
Конспект занятия для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Поиск воздуха"
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экперементирования с предметами и в виде вербального исследования воп...
Поиск воздуха Средняя группа
Программное содержание. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе; активизировать речь и обогащать словарь.Оборудование. Воздушные шары, емкости с...
Методическая разработка . Организованная образовательная деятельность на тему: Поиск воздуха.
Знакомство с элементарными свойствами воздуха....
Экологический проект "В поисках воздуха"
Актуальность проекта: Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяю...
"Поиск воздуха"
...