В поисках воздуха
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД "В поисках воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД "В поисках воздуха"22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

на тему «В поисках воздуха»

для детей старшего возраста (5-6 лет)

Толкунова С.В.

Воспитатель

г.Советский

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные: формировать понимание значимости воздуха в жизни человека и природы.

Развивающие: развивать умение самостоятельно проводить опыты, делать практические выводы на основе опытов 

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, аккуратность при работе с водой.

Методы и приемы:  

  • словесные (диалог – вопросы, ответы, беседа, рефлексия);
  •  игровые (сюрпризный момент – кляксография, рисование пузырями);
  • практические  (опыт, физминутка, эксперимент, продуктивная деятельность, элементы арт-терапии).

Материалы и оборудование:

Раздаточный: колпаки, воздушный шар, пакеты и прозрачные стаканы с водой, горохом, банка, таз с водой, веера, бумажные кораблики, пластмассовые коктейльные трубочки, гуашь, бумага формата А4, кисточки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите туда попасть?

Ответы детей.

Воспитатель:

Тогда надевайте колпачки настоящих ученых! А то, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

Ответы детей.

Воспитатель:

Все мы слышали, что нас с вами повсюду окружает воздух. Вы видели его, ребята?

Ответы детей.

Если мы не видим  воздух, то тогда какой же он?

Ответы детей.

Воспитатель:

А для чего, дети, нам нужен воздух? И для чего, кроме дыхания людей, он еще нужен?

Ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, вы видели воздух, трогали его руками? Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я вас научу, как ловить воздух? Тогда давайте отправимся в лабораторию и, как настоящие ученые-исследователи, проведем опыты, чтобы узнать, существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Дети с воспитателем проходят в лабораторию и занимают мета за столом.

Воспитатель:

Перед вами на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Пакеты пустые. Их можно сложить с несколько раз, и получится очень тоненький конвертик. А теперь я предлагаю поймать в пакет воздух. Сначала откроем пакет, поймаем в него воздух, а затем закрутим его  с противоположной стороны дна. Пакет полон воздуха и стал похож на подушку. Воздух занял все место в пакете, а это значит, что он существует! А что будет, если пакет снова открыть и сложить в конвертик?

После проведения опыта, дети отвечают на вопрос воспитателя.

Воспитатель:

Ребята, вы большие молодцы! Вы сами на практике смогли доказать, что воздух существует, и что его даже можно поймать! А теперь я предлагаю вам с помощью своих щек показать, как надувался и сдувался пакет во время нашего опыта.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику «Пузырь».

Воспитатель:

Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри человека?

Ответы детей.

Воспитатель:

Посмотрите, у каждого из вас на столах стоят стаканчики с водой, а на дне лежит горох. Давайте возьмем в руки коктейльные трубочки, опустим их в стакан и подуем через них.

Дети вместе  с воспитателем выполняют опыт.

Воспитатель:

Дети, что происходило с водой и горошинами, когда мы подули через трубочки?

Ответы детей.

Воспитатель:

Друзья мои, мы только что выдували воздух через трубочку, а он создал пузырьки в воде и заставил передвигаться горошин. Это значит, что внутри нас тоже есть воздух, и мы им дышим. Я думаю, что пришло время немного отдохнуть. Давайте выйдем в центр группы и выполним разминку.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял,

Начал дуть я и смотреть-

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую-шар все толще,

Дую-толще, дую-толще.

Вдруг услышал я хлопок-

Лопнул шарик, мой дружок…

Дети вместе с педагогом выполняют движения в соответствии со словами.

Воспитатель:

Ребята, скажите, а как вы думаете, воздух имеет запах? Давайте проверим. Попробуйте его вдохнуть и прислушаться к своим ощущениям. Что вы чувствуете?

Дети определяют, что воздух не имеет запаха. После этого воспитатель распыляет капельку духов и предлагает детям снова прислушаться к запаху.

Воспитатель:

Как вы уже поняли, воздух не имеет запаха, но в то же время он способен переносить чужие запахи (запах духов, людей, дождя, леса, пищи и так далее).

А теперь обратите внимание на банку. Как вы считаете, есть ли в ней воздух?

Ответы детей.

Воспитатель:

Можно ли доказать, что в этой банке есть воздух? Для этого достаточно опустить банку в таз с водой горлышком вниз. Посмотрите, вода не проникает в банку. А что же не пускает воду внутрь банки?

Дети, повторяя действия воспитателя, выполняют  эксперимент, отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель:

А теперь постепенно наклоните банку прямо в воде. Вы видите, что появляются пузыри. Вода вытеснила воздух из банки и заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. А это значит, что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.

А сейчас, друзья мои, я вам предлагаю сотворить чудо. Мы будем рисовать необычным способом.

Воздух очень много может!

Он нам рисовать поможет!

В трубочки подуем-

Капельки раздуем!

Воспитатель:

На лист бумаги наносим несколько капель гуаши, берем трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны.

Воспитатель показывает детям нетрадиционную технику рисования, а дети повторяют действия педагога.

Воспитатель:

Ребята, обратите внимание, что полученные кляксы напоминают различные предметы: цветы, салют, жуков, бабочек и многое другое. Когда рисунки высохнут, вы сможете дополнить их и другими элементами, а затем мы устроим выставку полученных творческих работ.

Воспитатель:

Дорогие ребята, из вас получились замечательные ученые! Давайте вспомним, какие же эксперименты вы сегодня выполнили, и к каким выводам пришли. Что нового вы узнали о воздухе?

Дети формулируют выводы о свойствах воздуха.

Воспитатель:

А теперь, уважаемые ученые, нам пора возвращаться в детский сад. Надеюсь, что наши эксперименты с воздухом запомнятся вам, и вы сможете продемонстрировать их своим родным и близким, а возможно, придумаете и свои собственные опыты с воздухом! Большое вам спасибо за вашу активность и любознательность. До новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск воздуха.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знаний о воздухе. Активизировать речь и обогащать словарь детей....

КОНСПЕКТ НОД. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ».«ПОИСК ВОЗДУХА»

КОНСПЕКТ НОД.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ». «ПОИСК ВОЗДУХА»...

Конспект занятия для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Поиск воздуха"

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экперементирования с предметами и в виде вербального исследования воп...

Поиск воздуха Средняя группа

Программное содержание. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе; активизировать речь и обогащать словарь.Оборудование. Воздушные шары, ем­кости с...

Экологический проект "В поисках воздуха"

Актуальность проекта: Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяю...

"Поиск воздуха"

                                                      ...