Почему семена сеют в землю
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД "Почему семена сеют в землю"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад "Дюймовочка"

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

на тему «Почему семена сеют в землю»

для детей старшего возраста (5-6 лет)

Воспитатель

Толкунова С.В.

г.Советский

Цель: подвести детей к пониманию значения плодородной почвы для жизни растений.

Задачи:

Образовательные: учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки и связи; познакомить детей через исследовательскую деятельность с составом почвы и опила; учить детей построению моделей, отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости растений от света, тепла, воды и питательной почвы).

Развивающие: развивать у детей интерес к поисково-исследовательской деятельности, самостоятельно формулировать выводы; развивать логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать аккуратность при проведении исследований; воспитывать умение слушать ответы своих товарищей; воспитывать навыки коммуникативного общения.

Методы и приемы:  

  • наглядные  (мультимедийная презентация);
  • словесные (беседа, диалог – вопросы, ответы, рефлексия);
  • практические  (опыт, продуктивная деятельность, работа с микроскопами, физминутка, зрительная гимнастика.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: три емкости с разными почвами: с землей, песком и опилом, в которые заранее посеяны семена кабачков; шкатулка с семенами

Раздаточный: тарелки с карточками с условными обозначениями света, тепла, воды, почвы и растений; земля, песок, опил, салфетки; баночки с землей, розетки с замоченными в воде семенами, маленькая лопаточка, стаканчики с водой, салфетки; карточки синего и красного цвета для самооценки.
ТСО: компьютер, проектор, экран, электронный микроскоп.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята. К нам приходила весна и оставила в подарок шкатулку. Как вы думаете, что в ней?

Дети выдвигают разные предположения, гипотезы, воспитатель останавливается на том, что там семена.

Воспитатель:

Мы с вами уже сеяли семена в различную почву. Что с ними произошло? Посмотрите, какой большой вырос кабачок в земле. Мы сеяли семена одновременно в одинаковые баночки, ухаживали за ними одинаково, и росли они в одном месте. А кабачок нам даже пришлось пересадить в ведерко побольше. Почему не выросли семена в песке и опилках?

Выдвижение детьми предположений и гипотез.

Воспитатель:

Какой можно сделать вывод? Почва должна быть питательна. Что нужно еще для хорошего роста и развития растений?

Ответы детей.

Воспитатель:

Дети, давайте сядем за столы и вспомним, как обычно мы обозначаем условия? Для нас есть специальные подсказки: тепло-градусник, свет-лампочка, капля-вода и питательная почва, зеленый квадрат-растение. Выложите у себя схему-подсказку.

Дети выкладывают модель зависимости роста и развития растений от условий жизни: свет-тепло-вода-питательная почва.

Воспитатель:

Ребята, поменяйтесь друг с другом своими схемами и проверьте, правильно ли составил подсказку ваш товарищ? В какой почве растения будут расти лучше: в богатой питательными веществами или бедной? Кабачок вырос большим благодаря питательной почве. Сегодня мы определим, какая почва подходит для посадки семян. Итак, перед вами 3 баночки с различным содержимым. Что в них вы видите?

Дети обращают внимание на баночки с землей, песком и опилом.

Воспитатель:

Дети, обратите внимание на то, что земля черная, песок коричневый или серый, опилки-желтые. Отсюда можно сделать вывод, что почвы отличаются по цвету. Потрогайте, какие они на ощупь. Земля рыхлая, мягкая. Песок рыхлый, сыпучий. Опилки рыхлые и сыпучие.

Воспитатель подводит детей к выводу, что все почвы одинаковы на ощупь.

Воспитатель:

Как вы думаете, какая из этих почв самая питательная и  почему?

Высказывание детьми гипотез и предположений.

Воспитатель:

Друзья, мне кажется, что мы с вами засиделись и пора нам отдохнуть. Встанем в центр комнаты и выполним разминку.

К свету, к солнцу из земли

Ты, росток, скорей пошли

(дети опускаются на корточки)

Как весною в ранний час

Семена взошли у нас

Вышли к солнышку из тьмы:

(дети медленно встают, "вырастают", потягиваются)

Здравствуй, солнце, это мы!

(Дети поднимают руки над головой, машут кистями рук)

Мал еще росток-ребенок

(дети опускают руки вниз)

Только-только из пеленок

 (дети наклоняют голову в разные стороны)

Воспитатель:

А теперь перед началом опыта сделаем гимнастику для глаз.

Мы глаза поднимем к небу

И опустим до земли.

Журавли летят по небу,

А в земле растут цветки.

Воспитатель:

Отлично, ребята, давайте продолжим. Прошу вас занять места за столами.

Мы сейчас рассмотрим песок в микроскоп. Что вы видите?

Воспитатель подводит детей  к выводу, что песок состоит из песчинок, маленьких кристалликов, камушков.

Воспитатель:

Песок не удерживает влагу, в нем нет остатков перегнивших листьев, травы, нет гумуса, который так полезен для растений.

Взгляните и на опилки в микроскоп. Опилки - это мелкие частицы дерева. Они плохо впитывают воду, в них нет питательных веществ. Давайте рассмотрим землю в микроскоп. Мы видим остатки травы, веточек, останки погибших насекомых. Все это называется перегной, или по-другому гумус. Повторите все хором, прохлопайте это слово. Это плодородный слой земли, содержащий в себе питательные и полезные вещества, необходимые для роста и развития растений. К какому выводу мы придем с вами? В какую почву лучше высевать семена?

Дети под руководством педагога приходят к выводу, что высеивать семена лучше в  землю, богатую перегноем, гумусом.

Воспитатель:

А теперь, ребята, я предлагаю вам посадить семя в горшочек с землей. Как мы будем сажать семена?

Ответы детей.

Чтобы мог росточек распуститься,

В земле он должен поселиться.

Уж ты, семечко-зерно,

Ляжешь в борозду на дно.

Ты не бойся, золотое,

Ничего, что там темно.

А мы польем его водицей.

Пускай скорей укоренится.

Пусть солнышко его согреет,

Пусть урожай скорей поспеет.

Каждый ребенок садит семечко в индивидуальный горшок.

Воспитатель:

Сегодня, друзья, мы активно поработали и, конечно, узнали много нового. Скажите, что вам больше всего понравилось делать? Какую оценку вы бы себе поставили за работу?

Каждому ребенку дается возможность оценить занятие и высказать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственнообразовательной деятельности по теме "Почему все падает на Землю?" для детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о силе притяжения Земли путем опытнической деятельности....

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Почему предметы падают на землю?”

Данный образовательный маршрут позволит родителям легко и доступно рассказать ребенку о природе силы тяготения....

Занятие на тему: «Почему зерно сеют в землю?»

занятие по кубановедению для детей старшего дошкольного возраста с использованием практического материала...

Конспект занятия по познавательной активности детей старшей группы по ознакомлению с окружающем миром «Почему всё падает на землю»

Цель: Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.Материалы: Предметы из разных материалов  (дерево, пластмасса, металл, бумага, пух), емкость с водой и песком, металличе...

Опыт "Почему всё падает на землю"

Конспект ООД в старшей группе Медвежонокпо познавательному развитию «Почему все падает на землю»Программное содержание: 1.Систематизировать знания  детей о магните и его свойства...