Конспект занятия. Познавательное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль» для детей подготовительной группы.
Детский сад №7 Мечта с.Троицкое Чеховского района
Составила: воспитатель Слышова В.А.
Предварительная работа:
Беседа о применении обычной соли в домашних условиях.
Проведение опыта: «выращенные кристаллы соли».
Программное содержание:
Расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.
Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение).
Развивать навыки экспериментирования.
Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.
Словарь: каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание.
Оборудование:
Для воспитателя: три вида соли, стакан с горячей водой, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, лед, металлическая ложка, свеча, спички, солёный раствор воды, кристаллы соли, мешочек с солью.
Для детей: лупа, стакан с водой, ёмкость с солью, трубочка, кубики льда.
Ход занятия:
Психологический настрой.
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём,
И с гостями поздороваемся!
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Ребята, я приглашаю вас в научную лабораторию. Сегодня хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю отгадать загадку:
Загадка – подсказка
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.
- Соль бывает каменная – неочищенный натуральный продукт. (Показать).
- Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль. (Показать).
- Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. (Показать).
- Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека. После неё лучше спится. (Показать).
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Ответы детей.
Воспитатель: Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру!
- Где мы встречаемся с солью? (на кухне, на море).
- Правильно. В море, океане вода соленая. (слайд №1)
Так же в мире есть и озера с соленой водой, соленые озера, в них вода еще более соленая, чем в море. Посмотрите. Вот соленые озера. (Слайд №2)
Давайте посмотрим, как добывают соль.
Соль может лежать под землёй в виде толстого слоя или на земле в виде огромных гор. (слайд №3, №4)
Добыча каменной соли осуществляется подземным способом – в шахтах под землёй (слайд №5)
и открытыми способами – на поверхности земли (слайд №6)
Воспитатель: В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
(слайд №7)
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
В Алтайском крае много соленых озер. Одно из озер находится в Егорьевском районе «Горькое озеро» (слайд №8)
Соль нужна не только человеку и животным (слайд №9)
Воспитатель: Ребята давайте отдохнем и сделаем дыхательную гимнастику. Давайте представим, что мы маленькие волны на море.
Дыхательная гимнастика «Волны шипят».
И.п. – сед на пятках, руки внизу. 1-2 – волнообразное движение руками вперёд-вверх – вдох; 3-4 – волнообразное движение руками вниз – выдох через рот со звуком «Ш-ш…». Повторить 5-6 раз.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру и повторить, где используется соль.
Игра «Где используют соль…» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Воспитатель: Давайте, поговорим о свойствах соли. Для этого проведём несколько опытов.
«Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов :
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль»
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – (мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день).
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг об друга и мы слышим хруст.
Опыт №3 «Соль растворяет лёд»
Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 2 небольших мисочек. В каждую мисочку положим по кубику льда и один из кубиков посолим. Отставим мисочки в сторону.
Опыт №4 «Соль растворяется в воде»
- А теперь проводим опыт. Высыпите соль в воду. Что получилось? (соль растворилась)
- Какая стала вода?
Ответы детей: (соленая)
- Куда делась соль?
Ответы детей: (она растворилась)
- Осталась ли соль в воде?
Ответы детей: (да, соль изменила свое состояние)
- А теперь главный вопрос. Дети, а как вы думаете можно ли отделить соль от воды?
Ответы детей: (нельзя, можно).
Точно нельзя? Как?
Ответы детей: (перелить в другой стакан, фильтрование).
(Любое предположение детей обязательно проверять на опыте).
Опыт №5 «Соль растворяется в воде, но не испаряется»
Растворим соль в воде (показываю).
В столовую ложку накапаю пипеткой несколько капель солёной воды. Подержу ложку над огнём до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудим ложку и попробуем порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.
Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей).
Вывод: соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.
Опыт №6 «Соль делает жидкость плотнее»
Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной). Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды.
Опыт №7 «Соль подвержена кристаллизации»
На прошлой неделе мы с вами поместили х/б нитку в стакан с солёной водой. Давайте посмотрим, что произошло за это время. (Рассматриваем кристаллы). Куда же исчезла вода? (испарилась) А соль осталась. Крупинки соли присоединились друг к другу, стали больше. Образовались большие кристаллы.
Какой вывод можем сделать? (ответы детей).
Вывод: соль способна кристаллизоваться (соединяться друг с другом).
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру.
Игра «Соленый-несоленый»
Услышав продукт, который можно солить, дети приседают.
(конфета, помидор, яблоко, суп, огурец, малина, чай, картошка, клубника, груша, грибы, сок, банан, печенье, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.
(воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее).
Вывод: соль растворяет лёд.
- Действительно, соль растворяет лёд. Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете, зачем они это делают?
Ответы детей.
Для закрепления материала проводится игру «Что мы знаем о соли».
( дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Познавательное развитие» (ФЭМП) Тема: «Новогодняя ярмарка»
Увлекательное занятие для детей среднего возраста по ФЭМП...
Конспект занятия познавательного развития детей в 1 младшей группе: «Воздушные шары»
Цель: Способствовать формированию у детей представлений об основных цветах – красный, желтый, зеленый. Обучать соотносить цвета разнородных предметов (желтый, красный, зеленый, синий.)Задач...
Конспект занятия - познавательное развитие, средняя группа. Тема: «Путешествие в сказку»
Занятие напрвленно на формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности....
Конспект занятия познавательное развитие (мир природы)
Конспект занятия познавательное развитие (мир природы)...
Конспект занятия познавательного развития на тему: «Собака – друг человека»
Из цикла «Домашние животные»...
Конспект занятия.Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития. Тема: «Мишки на прогулке».
Конспект занятия. Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития.Тема: «Мишки на прогулке».Цель: Образовательная. Закреплять умение различа...
Конспект занятия. Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития. Тема: «Книжка малышка».
Конспект занятия. Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития. Тема: «Книжка малышка».Интеграция: «Речевое развитие», «Физическое развитие», ...