Волкова Н.А. Водные животные. Пальчиковые игры.
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Речная рыба», «Обитатели рек, морей и океанов».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Пальчиковые игры.
Тема «Обитатели рек, морей и океанов».
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.
Направление «Физическое развитие».
Образовательная область «Здоровье».
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
“Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”.
Василий Александрович Сухомлинский
Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики, инсценировка стихов, историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры и упражнения помогают детям улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму; развить внимание, терпение. Пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, творческие способности; учат детей управлять своим телом. Пальчиковые игры – это радость взаимопонимания без слов; возможность несловесного общения.
Задачи.
- Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей.
- Развивать силу и гибкость пальцев детей.
- Увеличить подвижность пальцев детей.
- Формировать умение детей управлять своими движениями.
Этапы разучивания игр.
- Взрослый показывает игру детям.
- Взрослый проговаривает текст, и вместе с детьми выполняет движения.
- Взрослый произносит текст, дети выполняют движения.
- Дети произносят текст и самостоятельно выполняет движения.
Правила проведения пальчиковой гимнастики.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе.
- Во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов.
- При необходимости оказывать помощь отдельным детям.
- Выполнив упражнения, следует расслабить кисти рук, встряхнув ими.
Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день.
Пальчиковая игра «Рыба».
Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими части тела рыбы. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей, гибкость пальцев детей. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к рыбам.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, рыб изучаем. Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают части тела рыбы.
Вот рыба – она живая. | Соединяем руки, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. Плавное покачивание слева, направо. | |
Есть у рыбы | Покажем ладони обеих рук с разжатыми пальцами. | |
туловище, голова, плавники, хвост, глаза | (Дети проговаривают части тела рыбы). Парное касание пальцев обеих рук от мизинцев к большому пальцу. | |
Рыбу чешуя защищает, Всё тело покрывает | Шевелим пальчиками обеих рук. | |
Вот рыба – она живая. | Соединяем руки, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. Плавное покачивание слева, направо. | |
Рыб оберегаем, реки и озёра не загрязняем. | Ладони вниз, покачивание кистями рук влево-вправо. |
— Отлично! Молодцы, дети! Пальчиками играли, части тела рыбы назвали.
Пальчиковая игра «Речная рыба».
Задачи. Обогащать речь детей прилагательными и существительными, обозначающими названия рыб. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к речным рыбам.
Игра.
— Дети, в пальчиковую игру играем, речных рыб изучаем. Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия рыб.
Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. Речка в городе у нас, Называется Миасс. | Руки в стороны. Плавные волнообразные движения рук. | |||
Речную рыбу изучаем. В глубине мы замечаем. | Руки вперёд. Сжимаем пальцы в кулачки. Резко раскрываем кулачки. | |||
Плавают… | Покажем ладони обеих рук с разжатыми пальцами. | |||
серебристые чебаки, колючие ерши, маленькие уклейки, пёстрые окуни, золотые караси, | Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу. (Дети проговаривают словосочетания). | |||
незаметные лещи, обыкновенные карпы, хищные судаки, длинные налимы, крупные щуки. | Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу. (Дети проговаривают словосочетания). | |||
Мы искали, изучали, Но в Миассе не встречали. | Руки вниз и в стороны, пожимаем плечами. | |||
В речке нашей не живут | Ладони параллельно друг другу. | |||
крупный жерех, огромный сом, маленький вьюн, яркие краснопёрки, незаметные пескари. | Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу. (Дети проговаривают словосочетания). | |||
Речных рыб оберегаем, реки и озёра не загрязняем. | Ладони вниз, покачивание кистями рук влево-вправо. |
— Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, речных рыб изучали.
Самомассаж пальцев рук «Сом».
Задачи. Закреплять правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к рыбам.
Игра.
— Дети, разучим стихотворение «Сом» для массажа пальцев рук – разминалка. Массируем подушечки пальцев рук. Поставим большой палец левой руки на ноготь большого пальца правой руки. Остальные пальчики левой руки, прижимают его подушечку снизу, разминая её. И так массажируем все пальчики. Читаем текст и разминаем пальцы рук. Педагог показывает движения.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения разминаем один палец.
Педагог читает текст, выделяя голосом названия рыб, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.
Текст | Движения | |
Левой рукой массаж правой руки. | ||
Под корягой дремлет сом, Шевелит усами… | Большой палец. | |
Ну какой же это сон, Посудите сами? | Указательный палец. | |
Чуть прилёг, и вдруг налим | Средний палец. | |
Очутился рядом с ним, | Безымянный палец. | |
В самой гуще камыша | Мизинец. | |
Правой рукой массаж левой руки. | ||
Два поссорились ерша. | Большой палец. | |
Щука щёлкнула зубами… | Указательный палец. | |
Что за сон – судите сами! | Средний палец. | |
Сом усами шевельнул, | Безымянный палец. | |
Рассердился и … заснул. Е. Стюарт | Мизинец. |
— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, чётко слова произносить не забывали.
Пальчиковая игра «Чёрное море».
Задачи. Обогащать речь детей прилагательными и существительными, обозначающими названия рыб. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к морским рыбам.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, морских рыб Чёрного моря изучаем. Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия рыб.
Моря посещаем, Морских рыб изучаем. | Руки в стороны. Плавные волнообразные движения рук. | |||
В Чёрном море плавают… | Руки вперёд. Покажем ладони обеих рук с разжатыми пальцами. | |||
миниатюрная килька, пухлый бычок, быстрая скумбрия, яркая барабулька, серебристая сельдь, | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке. (Дети проговаривают словосочетания). | |||
небольшая акула – катран, обыкновенный тунец, русский осётр, опасная рыба-меч, плоская камбала. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке. (Дети проговаривают словосочетания). | |||
В Чёрном море обитают… | Ладони параллельно друг другу. | |||
морские караси, морской петух, морская игла, морской конёк, морская собачка-бабочка. | Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу. (Дети проговаривают названия рыб). | |||
Морских рыб оберегаем, моря и океаны не загрязняем. | Ладони вниз, покачивание кистями рук влево-вправо |
— Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, морских рыб изучали.
Пальчиковая игра «Морские обитатели».
Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия обитателей моря. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к морским обитателям.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, морских обитателей называем. Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия обитателей моря.
Нам загадку загадали, попросили угадать, | Руки вниз и в стороны, пожимаем плечами. | |
В океане-море обитают, Но рыбой их не называют. | Соединяем руки, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. Плавное покачивание слева, направо. | |
На дне моря-океана побываем, | Руки вперёд, покажем ладони обеих рук. | |
морских обитателей изучаем. | Покажем ладони обеих рук с разжатыми пальцами. | |
морские звёзды, морские ежи, креветки, крабы, омары, | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке. (Дети проговаривают названия). | |
медузы, осьминоги, кальмары, дельфины, киты. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке. (Дети проговаривают названия). | |
В океане-море обитают, Но рыбой их не называют. | Соединяем руки, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. Плавное покачивание слева, направо. |
— Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, морских обитателей назвали.
Самомассаж пальцев рук «Море».
Задачи. Обогащать речь детей эпитетами. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к морю.
Игра.
— Дети, разучим стихотворение «Море» для массажа пальцев рук – разминалка. Дети, массируем подушечки пальцев рук. Поставим большой палец левой руки на ноготь большого пальца правой руки. Остальные пальчики левой руки, прижимают его подушечку снизу, разминая её. И так массажируем все пальчики. Читаем текст и разминаем пальцы рук. Педагог показывает движения.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения разминаем один палец.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.
Текст | Движения | |
Левой рукой массаж правой руки. | ||
Вот оно какое море! | Большой палец. | |
Разноцветно-голубое | Указательный палец. | |
Волнами шумящее, | Средний палец. | |
чайками кричащее. | Безымянный палец. | |
чистое, солёное, | Мизинец. | |
Правой рукой массаж левой руки. | ||
тёплое, рифлёное. | Большой палец. | |
С небом обнимается, | Указательный палец. | |
Солнцу улыбается!.. | Средний палец. | |
Я бегу к тебе играть! | Безымянный палец. | |
Ты меня слегка погладь. | Мизинец. | |
Подержи в своих ладошках, покачаюсь я немножко. | Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти. | |
Рядом с папой не боюсь Л. Зубаненко | Шевелим пальчиками обеих рук. |
— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, чётко слова произносить не забывали.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дикие животные" пальчиковая игра
Жил-был зайчик Жил был зайчик (хлопают в ладоши)Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы обеи...
"Домашние животные" пальчиковая игра
козленка (На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безы...
Волкова Н.А. Дикие животные. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....
Волкова Н.А. Домашние животные. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Домашние животные и их детёныши», «Дикие и домашние животные»....
Волкова Н. А. Домашние животные. Речевые игры для детей 5-7 лет.
Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»....
Волкова Н.А. Сезонная одежда. Пальчиковые игры для детей 5-7 лет.
Лексическая тема «Сезонная одежда и обувь»....
Волкова Н. А. Дикие животные. Речевые игры для детей 5-7 лет
Тема недели «Кто как готовится к зиме». Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....