проект по нравственно- патриотическому воспитанию "Юные патриоты"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сафина Резеда Ирековна

Создание системы работы по формированию нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко- национальных и природных особенностей родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_proekt_yunye_patrioty_.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Морозко» п. Приозёрный Надымского района»

        

Проект

по нравственно- патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Юные патриоты»

(долгосрочный)

Подготовила:  воспитатель

Сафина Р.И.

2022г.

Аннотация

Долгосрочный проект (1 год) «Юные патриоты» раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей (по отношению к родному дому, семье, детскому саду, своей стране).

Проект реализуется в три этапа:

I этап организационный – изучение проблемы, создание условий;

II этап практический – внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приемов работы по расширению знаний дошкольников о своей Родине;

III этап обобщающий- обработка результатов по реализации проекта.

В проекте предусмотрена работа с родителями, как полноправными партнерами образовательного процесса.

Актуальность

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , поселку, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Создание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родного края.

Задачи программы:

  • Побуждать интерес к историческому прошлому своего народа; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц и памятных мест).
  • Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
  • Расширять представления ребят о России, её столице, познакомить с государственной символикой: гимном, гербом, флагом.
  • Развивать интерес к традициям, промыслам, декоративно-прикладному искусству России и Ямало -Ненецкого автономного округа.
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  • Воспитывать уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России.
  • Развивать чувство сопереживания к бедствиям, происходящим в природе, потребность бороться за сохранения природы.
  • Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Принципы создания проекта

При разработке проекта «Юные патриоты» приоритетными являлись следующие принципы:

  • Доступность. Принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей

  • Приоритетности воспитания в педагогической деятельности.
  • Учета психологических и индивидуальных особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста.
  • Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.
  • Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности

 Периодичность проведения занятий

1. ООД в неделю (понедельник)

Продолжительность ООД – не более 30 минут

В середине и конце года итоговые, закрепляющие мероприятия.

Формы проведения проекта «Юные патриоты»

 Тематические, комплексные и интегрированные занятия

  • Беседы
  • Рассказы педагога
  • Чтение художественной литературы
  • Просмотр презентаций и документальных фильмов
  • Конкурсы
  • Викторины
  • КВН
  • Целевые экскурсии
  • Заочные путешествия
  • Участие в концертах
  • Инсценировка сюжетов
  • Выставка детских работ
  • Прослушивание литературно-музыкальных композиций

Направления проекта:

  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Речевое развитие
  • Физкультурное развитие

Ожидаемые результаты

Наличие у детей знаний об истории возникновения города Надым и посёлка Приозёрный Надымского района, его достопримечательностях, природных богатствах, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему Ямало- Ненецкого автономного округа, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

К концу реализации проекта дети должны знать:

  • Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду, дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • Место проживания: город, район; символику района, города, достопримечательности;
  • Традиции и историю района, города.
  • Климатические условия, природу родных мест, флору и фауну, природоохранные мероприятия; (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней)
  • Дети имеют представления о посёлке, в котором они живут. Знают, что это их малая родина, испытывают чувство гордости за свой посёлок.
  • Знают историю возникновения Надыма и Надымского района, его достопримечательности.
  • Имеют представления об исторических памятниках.
  • Дети знают культуру, обычаи и традиции Ямало- Ненецкого автономного округа.
  • Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения.
  • Дошкольники знают названия и назначение предметов старинного быта.
  • Дети могут назвать ремесла, которыми владели наши предки.
  • Дети знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки, пословицы и поговорки и др.
  • Имеют элементарные представления об охране природы.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Компоненты нравственно – патриотического воспитания детей на примере ознакомления с малой родиной – Ямало-Ненецким автономным округом, Надымский район, посёлок Приозёрный.

Информационно - содержательный (представления ребёнка об окружающем мире)

Эмоционально – побудительный (эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру)

Деятельностный - (отражение отношения к миру в деятельности)

  • Народ, его культура традиции, народное творчество.

  • Природа родного края, деятельность человека в природе.
  • История округа, отражённая в названиях улиц, учреждений, памятниках.
  • Символика родного города и страны (герб, флаг, гимн)
  • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому.
  • Интерес к жизни родного города и страны.
  • Гордость за достижения своей страны.
  • Уважение к культуре и традициям народов, населяющих Надымский район; к историческому прошлому.
  • Восхищение народным творчеством, выдающимися и знаменитыми людьми культуры и искусства, спорта.
  • Любовь к родной природе, к родному языку.
  • Уважение к человеку –труженику и желание принимать посильное участие в труде.

Организация работы с родителями

Решение задач воспитания у дошкольников любви к своей Родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.

Цель работы с родителями.

Организация работы с родителями, стимулирующая повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному посёлку.

  • Задачи:
  • Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям.
  • Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.
  • Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада.
  • Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.

Формы работы с родителями

  1. Познавательные
  • Семинары-практикумы;
  • Проведение собраний, консультаций;

  1. Досуговые
  • Совместные досуги, праздники;
  • Выставки работ родителей и детей.

3.1. Материально-техническое сопровождение проекта

  • Дидактические и наглядные пособия
  • Современные средства ТСО (компьютер, интерактивная доска)
  • Методическая, краеведческая, художественная литература
  • Художественная литература о родном крае, о ВОВ, о Родине
  • Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием

3.2. Используемая литература

         Программа разработана с использованием следующих источников:

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2022 годы»,
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493, Москва.
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
  • Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, издательство УЦ «Перспектива», Москва, 2008
  • Агуреева Т. И., Баландина Л.А., Цветкова Г.Ю. Казачий костюм, ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011
  • Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие, - М. АРКТИ, 2007
  • Зацепина М.Б Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  • Писарева А.Е., Уткина В.В. Живём в «Ладу»: патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – (Растим патриотов России)
  • Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. (Детям о самом важном)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Растим патриотов»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей  дошкольного  возраста.   «Растим  патриотов»...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов»

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошко...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Маленький патриот»

Любовь к родному краю,  родной культуре, родной речи начинается с малого –  любви к своей семье, к своему жилищу,  к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Патриотами не рождаются!

Реализуя проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, его задачи, с первых дней поступления ребенка в детский сад мы стараемся воспитать уважение и любовь к семье, родному дому, детс...

Воспитательно-образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Воспитываем патриотов"

Воспитывать патриотов своей Родины - это одна из главных задач педагогов, а начинать воспитание надо с раннего возраста - с детского сада....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Я патриот»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей груgпе  «Я патриот»Актуальность проекта:   Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос,...