проект по нравственно- патриотическому воспитанию "Юные патриоты"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Создание системы работы по формированию нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко- национальных и природных особенностей родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnyy_proekt_yunye_patrioty_.docx | 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Морозко» п. Приозёрный Надымского района»
Проект
по нравственно- патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Юные патриоты»
(долгосрочный)
Подготовила: воспитатель
Сафина Р.И.
2022г.
Аннотация
Долгосрочный проект (1 год) «Юные патриоты» раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей (по отношению к родному дому, семье, детскому саду, своей стране).
Проект реализуется в три этапа:
I этап организационный – изучение проблемы, создание условий;
II этап практический – внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приемов работы по расширению знаний дошкольников о своей Родине;
III этап обобщающий- обработка результатов по реализации проекта.
В проекте предусмотрена работа с родителями, как полноправными партнерами образовательного процесса.
Актуальность
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , поселку, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Создание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родного края.
Задачи программы:
- Побуждать интерес к историческому прошлому своего народа; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц и памятных мест).
- Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
- Расширять представления ребят о России, её столице, познакомить с государственной символикой: гимном, гербом, флагом.
- Развивать интерес к традициям, промыслам, декоративно-прикладному искусству России и Ямало -Ненецкого автономного округа.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Воспитывать уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России.
- Развивать чувство сопереживания к бедствиям, происходящим в природе, потребность бороться за сохранения природы.
- Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Принципы создания проекта
При разработке проекта «Юные патриоты» приоритетными являлись следующие принципы:
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей
- Приоритетности воспитания в педагогической деятельности.
- Учета психологических и индивидуальных особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста.
- Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.
- Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности
Периодичность проведения занятий
1. ООД в неделю (понедельник)
Продолжительность ООД – не более 30 минут
В середине и конце года итоговые, закрепляющие мероприятия.
Формы проведения проекта «Юные патриоты»
Тематические, комплексные и интегрированные занятия
- Беседы
- Рассказы педагога
- Чтение художественной литературы
- Просмотр презентаций и документальных фильмов
- Конкурсы
- Викторины
- КВН
- Целевые экскурсии
- Заочные путешествия
- Участие в концертах
- Инсценировка сюжетов
- Выставка детских работ
- Прослушивание литературно-музыкальных композиций
Направления проекта:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Речевое развитие
- Физкультурное развитие
Ожидаемые результаты
Наличие у детей знаний об истории возникновения города Надым и посёлка Приозёрный Надымского района, его достопримечательностях, природных богатствах, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему Ямало- Ненецкого автономного округа, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации проекта дети должны знать:
- Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду, дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- Место проживания: город, район; символику района, города, достопримечательности;
- Традиции и историю района, города.
- Климатические условия, природу родных мест, флору и фауну, природоохранные мероприятия; (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней)
- Дети имеют представления о посёлке, в котором они живут. Знают, что это их малая родина, испытывают чувство гордости за свой посёлок.
- Знают историю возникновения Надыма и Надымского района, его достопримечательности.
- Имеют представления об исторических памятниках.
- Дети знают культуру, обычаи и традиции Ямало- Ненецкого автономного округа.
- Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения.
- Дошкольники знают названия и назначение предметов старинного быта.
- Дети могут назвать ремесла, которыми владели наши предки.
- Дети знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки, пословицы и поговорки и др.
- Имеют элементарные представления об охране природы.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Компоненты нравственно – патриотического воспитания детей на примере ознакомления с малой родиной – Ямало-Ненецким автономным округом, Надымский район, посёлок Приозёрный.
Информационно - содержательный (представления ребёнка об окружающем мире)
Эмоционально – побудительный (эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру)
Деятельностный - (отражение отношения к миру в деятельности)
- Народ, его культура традиции, народное творчество.
- Природа родного края, деятельность человека в природе.
- История округа, отражённая в названиях улиц, учреждений, памятниках.
- Символика родного города и страны (герб, флаг, гимн)
- Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому.
- Интерес к жизни родного города и страны.
- Гордость за достижения своей страны.
- Уважение к культуре и традициям народов, населяющих Надымский район; к историческому прошлому.
- Восхищение народным творчеством, выдающимися и знаменитыми людьми культуры и искусства, спорта.
- Любовь к родной природе, к родному языку.
- Уважение к человеку –труженику и желание принимать посильное участие в труде.
Организация работы с родителями
Решение задач воспитания у дошкольников любви к своей Родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.
Цель работы с родителями.
Организация работы с родителями, стимулирующая повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному посёлку.
- Задачи:
- Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям.
- Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.
- Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада.
- Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.
Формы работы с родителями
- Познавательные
- Семинары-практикумы;
- Проведение собраний, консультаций;
- Досуговые
- Совместные досуги, праздники;
- Выставки работ родителей и детей.
3.1. Материально-техническое сопровождение проекта
- Дидактические и наглядные пособия
- Современные средства ТСО (компьютер, интерактивная доска)
- Методическая, краеведческая, художественная литература
- Художественная литература о родном крае, о ВОВ, о Родине
- Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием
3.2. Используемая литература
Программа разработана с использованием следующих источников:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2022 годы»,
- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493, Москва.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, издательство УЦ «Перспектива», Москва, 2008
- Агуреева Т. И., Баландина Л.А., Цветкова Г.Ю. Казачий костюм, ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие, - М. АРКТИ, 2007
- Зацепина М.Б Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
- Писарева А.Е., Уткина В.В. Живём в «Ладу»: патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – (Растим патриотов России)
- Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. (Детям о самом важном)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Растим патриотов»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Растим патриотов»...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов»
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошко...
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Маленький патриот»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Патриотами не рождаются!
Реализуя проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, его задачи, с первых дней поступления ребенка в детский сад мы стараемся воспитать уважение и любовь к семье, родному дому, детс...
Воспитательно-образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Воспитываем патриотов"
Воспитывать патриотов своей Родины - это одна из главных задач педагогов, а начинать воспитание надо с раннего возраста - с детского сада....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Я патриот»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей груgпе «Я патриот»Актуальность проекта: Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос,...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Растим маленьких патриотов"
Формирование у детей представлений о Малой Родине....