Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Маленький патриот»
проект (средняя группа) на тему
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_sredney_gruppy_malenkiy_patriot.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 17 «Шатлык» муниципального района
Мелеузовский район Республики Башкортостан
Проект
по нравственно - патриотическому воспитанию
«Маленький патриот»
Воспитатель Агудалина Жанна Аркадьевна
Мелеуз
2015
Пояснительная записка:
Введение
Проект нравственно – патриотического воспитания« Маленький патриот», разработана с учётом примерной основной программы, реализуемой в детском саду, программы О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», программы социального развития С.А.Козловой «Я – человек ».
Проект определяет содержание, основные пути развития нравственно-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении и направлен на воспитание патриотизма и формировании гражданственности, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Проект представляет собой определенную систему содержания форм, методов и приемов педагогических воздействий, рассчитанных на средний дошкольный возраст.
Актуальность
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д.С. Лихачев |
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан является актуальной задачей в современных условиях и должно определяться национальными интересами России, обеспечивать безопасность от внешних и внутренних угроз.
Одна из проблем современного образования разрыв связей поколений, воспитание вне культурно - исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек лишенный исторического опыта своего народа, способен жить только сегодняшним днем. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. Под нравственно-патриотическим воспитанием в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденной Правительством РФот 05.10.2010г. понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).
Сегодня социально важно побудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, страны, в которой живет и воспитывается ребенок, воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за неё.
Проект «Маленький патриот» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как основа личности гражданина России.
В процессе реализации проекта внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем:
- Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем;
- Достоинство, смысл и величие жизни человека;
- Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений;
- Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;
- Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.
Цель данного проекта: Обеспечить каждому ребенку условия ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Образовательные:
- На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа.
- формирование элементарных знаний о правах человека;
Развивающие:
- Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Развитие интереса к русской, башкирской культуре, традициям и промыслам;
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
- расширение представлений о городах России, Республики Башкортостан.
Воспитательные:
- Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, району, области;
- Воспитание уважения к труду;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:
Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры; технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной программы:
Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
Историческое единство российского народа, служение Отечеству;
Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.
Условия, которые необходимы для реализации этой программы:
Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
Динамичность работы;
Учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;
Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
Становление высоконравственных, этических норм поведения.
Нормативно-правовое обеспечение:
Закон РФ « ОБ образовании».
Семейный кодекс РФ.
Конвенция о правах ребёнка
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
Материально-техническая база:
Предметно-развивающая среда, методический кабинет, музей воинской славы. В ДОУ имеется: музыкальный, спортивный зал с необходимым оборудованием для проведения музыкальных и физкультурных занятий, утренников, развлечений и других культурно-массовых мероприятий. В детском саду есть современные технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, мультимедийный проектор, магнитофон, ноутбук.
Формы реализации проекта:
- специально организованные занятия;
- экскурсии;
-беседы;
- игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);
- продуктивная деятельность;
- чтения произведений художественной литературы, фольклора;
- прослушивание и изучение музыкальных произведений;
- праздники;
- утренники;
- веселые спартакиады;
- работа с родителями;
- кружки по интересам.
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный
Цель: подготовка условий к реализации проекта «Маленький патриот»
Задачи:
Изучить нормативную базу.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
Обеспечить методическое сопровождение реализации проекта.
II этап: практический
Цель: реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький патриот».
Задачи:
Создание развивающей среды
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
Разработать методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию.
Расширять и укреплять связи и отношения учреждений образования детей и культуры, детской библиотекой, музеем города.
Вовлекать в систему нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Проводить мониторинг реализации проекта.
Принимать участие в конкурсах по нравственно-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
Обобщить результаты работы.
Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
Спланировать работу на следующий год.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы ожидается:
В группе:
- создание системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания нравственно-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе маленького патриота:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве Республики Башкортостан, Российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Содержание проекта
Проект состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Мир людей»
Содержание блока:
Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье (знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной), детском саде, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.
Реализация:
Рассматривание сюжетных картин из серии «Моя семья»
Общение «Дом, в котором я живу», «Любимый отдых членов семьи». Рисунок дома.
Дидактические игры «День рождения», «Встреча гостей».
Праздники-развлечения: «Давайте знакомиться», «Именины», «Праздник мамы», «Праздник друзей».
Рисунки;
Экскурсии по детскому саду: знакомство с трудом взрослых, ролевые игры «Кто работает в детском саду»; «Я – воспитатель».
Экскурсии по территории детского сада: медицинский кабинет, пищеблок, прачечная, зимний сад.
Рассматривание фото альбома «История детского сада».
Составление рассказов по картинам из серии «Мой детский сад».
Демонстрационно-наглядный материал «Мой детский сад»; фото альбом детского сада; предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.
Чтение произведений К. Ушинский «Четыре желания», С. Черный «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка»; чтение русских народных сказок; составление коротких рассказов из личного опыта.
Набор сюжетных картин; фото альбомов воспитанников.
Ожидаемые результаты:
Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.
Иметь представление о людях, их взаимоотношениях.
Совершать положительные поступки, движимые мотивами гуманности и справедливости.
Блок 2 «Моя малая Родина»
Содержание блока:
Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, городских зданий и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках и т.д.
Реализация:
Наблюдения и экскурсии на территории детского сада и по городу.
Рассматривание домов (этажность, формы домов, из какого материала построены, номера).
Общение: «Улица – как часть города».
Создание макетов домов. Рисунки.
Дидактические игры: «Волшебные ленты дорог»; «Улица, на которой мы живем».
Демонстрационно - наглядный материал серии «Улицы моего города»
Экскурсии в краеведческий музей города, рассматривание альбома «Мой любимый город».
Подвижные игры.
Чтение сказок.
Рассматривание предметов быта.
Развивающие игры: «Экскурсия», «Кто больше знает улиц в нашем городе?», «Знатоки родного города», «Так бывает», «Найди отличия», «Все ли верно? Докажи», «Загадки о родном городе».
Демонстрационно-наглядный материал «Мой любимый город»
Ожидаемые результаты:
Знают название улицы, на которой живут, название своего города, его историю, традиции, достопримечательности.
Сформированы представления о ближайшем окружении, как частицы малой Родины
Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.
Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края.
Испытывают чувство гордости за знаменитых земляков.
Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.
Блок 3 «Родная природа»
Содержание блока:
Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой, дети сначала получают элементарные сведения о природе участка детского сада, затем, краеведческие сведения о природе. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.
Реализация:
Рассматривание картин, иллюстраций, книг, альбомов с изображением растительного и животного мира, альбомов с изображением деревьев и кустарников.
Разучивание стихотворений о природе, песенок, потешек; чтение русских народных сказок о животных: «Зимняя сказка», «Зимовье», «Лисичка-сестричка и серый волк»; рассказов Н. Носова «Лисята», Е.Чарушина «Что за зверь», считалки, загадки.
Наблюдение за небом, солнцем, ветром, снегопадом; целевые прогулки в лес, к реке, к озеру.
Опыты со снегом, с воздухом и водой, растениями.
Демонстрационно-наглядный материал серии «Растительный и животный мир северного края»
Ожидаемые результаты:
Имеют знания и представления о природе родного края.
Умеют наблюдать за природой, экспериментировать.
Развита познавательная активность в процессе исследовательской деятельности.
Гуманно, бережно относится ко всему живому.
Воспитано чувство любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.
Блок 4 «Родная страна»
Содержание блока:
На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами Росси: герб, флаг, гимн. Дети знакомятся со столицей нашей республики – Уфой, нашей страны – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы нравственно – патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, народным героям осознание личной причастности к жизни Родины.
Реализация:
Рассматривание иллюстраций с изображением столицы, рассматривание изображения государственного герба, флага.
Прослушивание гимна.
Дидактическая игра «Узнай свой герб», «Кто, где живет?», «Узнай наш флаг»
Слушание песен о Родине.
Беседа о государстве — «Российская Федерация», «Что такое Родина», «Страна, в которой я живу», «Мы все разные, но мы все равны», «Города России»
Выставка рисунков «Наша – родная страна»
Беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий великих соотечественников
Чтение стихов М. Матусовского «С чего начинается Родина?».
Ожидаемые результаты:
Имеют представления о том, что Российская Федерация (Россия)- огромная многонациональная страна.
Знают, что Москва – главный город, столица нашей Родины.
Знают флаг, герб России, мелодию гимна.
Испытывают чувство гордости за героев страны
Блок 5 «Родная культура»
Содержание блока:
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Дети знакомятся с устным народным творчеством, сказками, потешками, праздниками, обрядами, народно – прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Реализация:
Проведение прогулок с использованием народных игр.
Проведение фольклорных праздников.
Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого России.
Беседы: «Русские узоры», «Народные умельцы России», «Традиции русского народа»
Дидактические игры: «Назови предмет», «Узнай по описанию», «Какой игрушки не стало? »,
Создание альбом «Русские народные подвижные игры»
Рассматривание матрешек и игрушек . Загадки про матрешку. Рисование «Матрешка».
Чтение русских народных потешек, песенок, считалочек.
Ожидаемые результаты:
Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Сформировано уважительное бережное отношение к родному языку, культурным ценностям
Развиты способности к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества.
Блок 6 «Защитники земли Русской»
Содержание блока:
Дети получают знания о могуществе и силе нашей армии, начиная со времён былинных героев и заканчивая современной армией.
Формируются представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
У детей воспитывается чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Дети получают знания об армии, у них формируются первые представления о родах войск, о защитниках Отечества военных профессиях, боевой техники.
Педагоги воспитывают чувство гордости за свою армию и вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов, любовь к Родине.
Реализация:
рассматривание иллюстраций: с изображением различных видов войск, с изображениями исторического прошлого русской армии.
Изготовление подарков для пап и дедушек.
Спортивный праздник «Русские богатыри».
Беседы: «Что такое подвиг? », «Кто Русь защищал? », «Кто такие защитники? », «Богатыри земли русской», «Русские былины», «Узнай по описанию», «Детали одежды русских богатырей»
Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря».
Создание альбома « Защитники Родины»
Праздник – «День защитников Отечества»
Чтение русских былин, легенд «Илья Муромец и Соловей – разбойник».
Чтение художественных произведений об армии, о защитниках земли Русской.
Ожидаемые результаты:
Дети имеют представления героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской, о современной армии.
Имеют первые представления о родах войск, о защитниках Отечества военных профессиях, боевой техники.
Испытывают чувство гордости за свою армию и желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов, любовь к Родине.
Блок 7«Никто не забыт, ничто не забыто»
Содержание блока:
Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину. Донести до детей значение Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества. Привлечение родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей. Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.
Реализация:
Рассматривание картин из серии «История России»;
Беседы о войне, рассказы о мужестве, отваге, героизме всего народа.
Проведение тематических вечеров
Разучивание стихов и песен с военной тематикой. Чтение произведений С. Михалкова «День Победы»; С. Маршака «Пограничник»; Л. Кассиль «Памятник солдату».
Общение «Что лучше – плохой мир или хорошая война», создание альбома «Нам нужен мир».
Демонстрационно-наглядный материал «Они сражались за Родину»
Ожидаемые результаты:
Расширятся представление детей о подвигах народа, об истории родного Отечества
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
БЛОК 8 « Права человека»
Содержание блока:
Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Реализация:
Рассматривание альбомов, иллюстрации и фотографии из жизни детей разных национальностей, о школе,
Дидактическая игра «Назови ласково», «Поможем Золушке», «Разрезные картинки», «Лабиринт справедливости», «Подбери каждому свое дело»
Организация и проведения «Дня игры и игрушки». Развлечение «Праздник вежливости».
Беседы: «Я и мои друзья», «Моя тайна», «Мое мнение», «Мы все разные, но мы все равны»,
Заучивание песен, стихов о Родине. Загадывание загадок, знакомство с пословицами, поговорками.
Чтение русских народных сказок « Крошечка -Хаврошечка», «Морозко». Чтение сказки «Три поросенка». Чтение художественной литературы: В.Осеевой «Волшебное слово», Н.Носов «Фантазеры», В.Лунина «Когда я взрослым стану», А.Чехов «Ванька», Э.Успенского «Приключение в Простоквашино», В. Бианки «Лесные Хоромы». Инсценировка сказки «Заюшкина избушка». Чтение сказок К.Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».
Демонстрационно-наглядный материал «Я и мои права»
Ожидаемые результаты:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям
-Воспитание правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
-Сформируется культура проявления гражданской позиции.
-Воспитание уважение к достоинству и личным правам другого человека.
- Усвоение общественных норм и правил поведения.
Информационно-методическое обеспечение:
- Н.В. Алёшина, Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.
- Н.Г. Зеленова,. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа): Пособие для воспитателе ДОУ Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Скрипторий, 2008. – 104с.
- Л.А. Кондрыкинская, Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
- Н. Малюшова Здравствуй, музей Н. Малюшова Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29.
- М.Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
- М. Трунова Секреты музейной педагогики: из опыта работы М. Трунова Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников Т. Чумалова Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
- О.Л.Князева, Д. М. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры Санкт- Петербург, 1997 год.
- С.А.Козловой «Я – человек » Программа социального развития
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательно-образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Воспитываем патриотов"
Воспитывать патриотов своей Родины - это одна из главных задач педагогов, а начинать воспитание надо с раннего возраста - с детского сада....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты России"
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты России"...
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию " Маленький патриот большой страны"
Программа по нравственно–патриотическому воспитанию разработана в соответствии с ФГОС ДОО, на основании инновационной программы дошкольного образования «От ро...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Маленький патриот"
Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о природе родного края, об улице, на которой живет ребе...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты России»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты России»...
ПРОГРАММА дополнительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький патриот» для детей 3-7 лет
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо з...
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию«Маленькие патриоты России» Для детей 2-ой мл.группы
Проект по нравственно -патриотическому воспитанию«Маленькие патриоты России»Для детей 2-ой мл.группы...