Конспекты занятий по экологическому развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Юстус София Эдуардовна

В данной папке представлены методические наработки по экологическому образованию для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности с использованием моделирования в подготовительной группе

Тема: «Времена года»

Цель: систематизировать представления детей о временах года на основе моделирования

Задачи:

Образовательная:

  • Продолжать учить детей составлять рассказ – описание, основываясь на моделирования определенного времени года

Воспитательная:  

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании нового материала про времена года  

Развивающая:

  • Развивать умение детей доказывать свои суждения опираясь на модели

Планируемый результат:

Знания

Умения

Отношение

Знают признаки всех времен года

Самостоятельно составляют модель про времена года

Проявляют самостоятельность при составлении модели

Пространственно-временной ресурс: 10 мин.

Теоретическое обеспечение: «Профессиональный стандарт педагога», ФГОС ДО, основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13»

Методическое обеспечение: круги красного (осень), голубого (зима), желтого (лето) и зеленого (весна) цвета, картинки времен года

Содержание:

Этап

Цель

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы и приемы

Результат

Вводно-организационный

Создание эмоционального настроя, возбуждение интереса к предстоящей деятельности

Загадывает загадки об временах года

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зима)

Тает снег, звенят ручьи,

Всё сильней потоки.

И летят уже грачи

К нам из стран далёких. (Весна)

Солнце припекает,

Цветы расцветают,

Бабочки порхают,

Ягоды поспевают,

Когда это бывает? (Летом)

Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг. (Осень)

Отгадывают загадки

Художественное слово (загадки)

Психологическая готовность к предстоящей деятельности. Привлечение произвольного внимания

Мотивационно-ориентировочный

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

1.Проводит с детьми беседу о всех временах года и их особенностей

2.Показывает записную книжку Незнайки, где написаны всего его желание. Одно из желаний «Хочу, чтобы всегда было лето». Воспитатель ставит проблему перед детьми может ли быть всегда лето, а почему нет  

Учувствуют в беседе, анализируют проблемную ситуацию, отвечают на вопросы

Беседа, проблемная ситуация, вопросы

Готовность к решению проблемной ситуации

Поисковый

Актуализация имеющихся представлений

1.Проводит с детьми беседу о месяцах каждого времени года и какая температура бывает

2.Предлагет детям построить модель времен года

3.Проводит беседу, как меняется природа каждый месяц

4.Проводит с детьми физминутку

5.Проводит с детьми беседу об укорочении дня и ночи

6.Формилируют вывод о том, что Незнайка был не прав. Не может быть в природе всегда только одно время года

Участвуют в беседе, строят модель 4 времени года, отвечают на вопросы, формулируют вывод  

Беседа, вопросы, физминутка, построение модели

Внутренняя мотивация на деятельность.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Практический

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Предлагает создать модель каждого времени года (зима, весна, лето, осень)

Самостоятельно составляют модель

Практическое задание

Способность самостоятельно составлять модель о временах года

Рефлексивно-оценочный

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта

Предлагает вложить в записную книжку модель, чтобы Незнайка больше н путался и мог всем рассказывать об временах года

Повторяют и еще раз рассказывают о своей модели, оценивают свою деятельность  

Итоговая беседа, самооценка своей деятельности

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Осмысление деятельности

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта наблюдения в подготовительной группе

Тема: «Наблюдение за снегом»

Цель: формирование представлений об изменениях в природе в начале зимы (выпадает первый снег, деревья покрываются снегом, крепчает мороз)

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (снегопады, заморозки, мороз)

Воспитательные:

  • Продолжать формировать познавательный интерес к природным явлениям

Развивающие:

  • Развивать кругозор, мышление, внимание, наблюдательность

Планируемый результат:

Знания

Умения

Отношение

Знают об особенностях природы зимой

Умеют называть природные явления

С интересом изучают природные изменения зимой

Знают признаки начала зимы

Умеют рассказывать о признаках начала зимы

Положительно относятся к времени года зима

Пространственно-временной ресурс: 15 минут

Теоретическое обеспечение: основная образовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Методическое обеспечение: картинка Снежной Королевы, картинки для игры «Угадай зимние виды спорта по предметам и признакам»,

Содержание:

Этап, его продолжительность

Цель

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, приемы

Результат

1 этап – подготовительный

1 мин.

Вызвать интерес к объекту наблюдения

Приветствие, вопросы детям («Какое сейчас время года?», «Что обычно выпадает зимой?»), беседа, Снежная Королева читает стихотворение при снег Здесь зима в снежки играла,
Много снега накидала,
Нет совсем теперь пути,
Ни проехать, ни пройти!

В снежной пуховой постели
Тонут сосны, тонут ели…
Всем в снегу теплее стало,
Снег для всех
 как одеяло!

 

Приветствие, отвечают на вопросы, учувствуют в беседе, слушают стихотворение

Краткая беседа, художественное слово (стихотворение)

Психологическая готовность к предстоящему наблюдению

2 этап – начало процесса наблюдения

2 мин.

Направить и сосредоточить внимание на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный на первом этапе

Организация образовательного пространства. Далее воспитатель предлагает разгадать загадки про снег

Зимний дождь 
Из звёздочек-малышек 
Не стучится в окна, 
Не гремит по крыше. 
Дождик этот 
В воздухе искрится 
А потом на землю 
Скатертью ложится

Ребята, а теперь Снежная Королева предлагает вам выйти на улицу и еще лучше разглядеть выпавший снег

Отвечают на вопросы, вспоминают пословицы и поговорки о снеге

Краткая беседа, художественное слово (загадка)

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

3 этап – основной момент наблюдения

10 мин.

Формирование интереса к содержанию; направление внимания.

Воспитатель обращает внимание детей на красоту снега, особенно на ярком солнце.

Воспитатель задает детям вопросы («Какой бывает снег?», «Из чего состоит снег?» 

Воспитатель просит послушать детей, как скрипит снег под ногами. «Когда это бывает?»)

Воспитатель обращает внимание детей на образование отпечатков и следов на ровной поверхности снега и задает вопросы («Почему мы видим следы?» (снег мягкий, рыхлый)

Воспитатель предлагает детям провести опыт: «Почему снег мягкий?» ( дети рассматривают хлопья  , которые положили на чёрную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять)

Воспитатель рассказывает поговорки о снеге (1. Лег снег на морозную, голую землю – хлеб будет, а на сырую – нет. 2. Если ночью был иней, днем снег не выпадет). Воспитатель проговаривает с детьми пословицы, поговорки о снеге (1. Снега надует – хлеба прибудет. 2. Зимой съел бы грибок, да снег глубок).

Подвижные игра «Метелица».

Цель: выполнять движения согласно содержанию игры.

Отвечают на вопросы, проводят опыт, вспоминают пословицы и поговорки о снеге

Вопросы детям, экспериментирование,

художественное слово (пословицы и поговорки), подвижная игра  

4 этап – заключительный

2 мин.

Подведение итогов наблюдения, закрепления полученных представлений  

Воспитатель закрепляет полученные знания детей. Спрашивает у детей, кто какие поговорки и поговорки и пословицы запомнил.

Играет с детьми в дидактическую игру «Угадай чьи следы?» Цель: развивать внимание.

Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания, играют в дидактическую игру  

Художественное слово (пословицы и поговорки), краткая беседа, игра

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса

 



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тема: «Путешествие на Луну»

Цель: формирование представлений о спутнике Земли – луне через виртуальную экскурсию

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с единственном спутником земли «Луной»

Воспитательные:        

  • Воспитывать интерес и любознательность к вселенной, частью которой является Земля и Луна

Развивающие:

  •  Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать

Планируемый результат:

Знания

Умения

Отношение

Знают, что Луна – это естественный спутник земли

Умеют рассказывать о вселенной и о планете Земля

Проявляют инициативу и самостоятельно при создании Луны

Пространственно-временной ресурс: 30 мин.

Теоретическое обеспечение: «Профессиональный стандарт педагога», ФГОС ДО, основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13

Методическое обеспечение: видео-презентация, картинка шлема космонавта, билеты в планетарий, детали для ракеты, схема солнечной системы

Содержание:

Этап

Цель

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, приемы

Результат

1 этап

Создание эмоционального настроя

1.Загадывает загадку о планетарии

2.Организует беседу о планетарии и рассказывает, что в нем можно увидеть

3.Напоминает правила поведения в планетарии

 4.Предлагает детям приобрести билеты в планетарий

5.Приходит письмо в группу от кота Семена

Отгадывают загадку

Принимают участие в беседе

Вспоминают правила поведения в планетарии

Приобретают билеты в планетарий

Художественное слово (загадка), беседа, музыкальное сопровождение, вопросы о правилах поведения

Психологическая готовность к предстоящей экскурсии, привлечение произвольного внимания  

2 этап

Направить и сосредоточить произвольное внимание на естественном спутнике Земли Луне, поддержать интерес вызванный на 1 этапе  

1.Организует посещение детей в планетарий (предлагает детям пристегнуть ремни, завести моторы. Наблюдает вместе с детьми, какие они объекты космоса пролетают (черные дыры, метеориты, другие планеты), обращает внимание детей на планету Земля.

2.Предлагает детям совершить путешествие на Луну. Проводит с детьми беседу о Луне (А вы видели когда-нибудь луну? А вы ее видели ночью или днем? А почему мы не можем увидеть ее днем? А что такое луна? А что такое спутник? и т.д.) 

3.Обращает внимание на космический объект – Земля. Проводит беседу (А на что она похожа? А почему голубой? А все остальное что? Ребята, Земля единственная планета, на которой есть жизнь? А почему это единственная планета, на которой есть жизнь? Почему нельзя жить на других планетах? Она красивая? А что нам нужно делать для того, чтобы наша Земля всегда оставалась такой красивой и на ней всегда была жизнь? Мы должны беречь леса, поля и луга, не загрязнять воду, не мусорить. Дети видят на планете Земля космонавта, который просит их о помощи. У космонавта сломалась его ракета, а ему нужно попасть на Луну.  

5.Физминутки про космос

Принимают активное участие в беседе, формулируют выводы по проведенной беседе, разбирают проблемную ситуацию, выполняют физминутку

Демонстрация видео-презентации, беседа, пояснение, двигательные упражнения

Дети имеют представление о естественном спутнике Земли – Луна

Активно принимают участие в беседе

Проявляют интерес к усвоению естественно-научных понятий  

3 этап

Углубление, систематизация и обобщение знаний

Закрепляет с детьми полученные знания.

Делают макет ракеты для кота Семена, которая никогда не будет ломаться, а на схеме солнечной системы помечают где находится Луна и планета Земля

Закрепляют полученные знания, отвечают на вопросы, решают проблемную ситуацию

Итоговая беседа, вопросы, похвала, моделирование из пластилина  

Проявляют инициативу при беседе, самостоятельно моделируют Луну  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»

Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе...

конспект занятия по экологическому развитию "Волшебница-вода"

Конспект занятия по экологическому развитию «Вода-волшебница» Цель:• Формирование знаний у детей о свойствах воды, о ее значении для человека.Задачи:Образовательные:1. Познакомить детей со свойст...

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»...

Конспект занятие по экологическому развитию в средней группе на тему «Путешествие Капитошки»

Конспект занятие по экологическому развитию в средней группена тему «Путешествие Капитошки»Образовательная область: Познание.Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигат...

Конспект занятия по экологическому развитию "Знакомство с Красной книгой Нижегородской области"

Знакомство детей старшей группы с животными и растениями занесенными в Красную книгу Нижегородской области...

Конспект занятия по экологическому развитию "Птицы нашего города"

Конспект занятия по экологическому развитию "Птицы нашего города"Цель: ·        закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах: особенности в...