конспект занятия по экологическому развитию "Волшебница-вода"
план-конспект занятия на тему

Конспект занятия по экологическому развитию «Вода-волшебница»

 

Цель:

• Формирование знаний у детей о свойствах воды, о ее значении для человека.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.

2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3. Учить отгадывать загадки.

 

Оборудование:

Вода в разных состояниях ( жидком, твердом, парообразном).

Фотографии, картинки, рисунки с изображением различных природных   водоемов, рисунки на тему: « Значение воды»

Глобус.

Схемы.

Предварительная работа:

Предложить детям в течение всего дня запоминать, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке); как они ее использовали. Много ли им потребовалось воды? В конце дня обсудить результаты наблюдений, записать их.

На следующий день повторить обсуждение результатов наблюдений, предложить детям подумать, где еще можно обнаружить воду.

– Для чего мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т.п.). Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Пусть они представят, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.

- Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде.

Методы и приёмы:

1. Игровой (появление почтальона, сюрпризный момент).

2. Наглядный  (схемы, символы).

3. Практический  (опыты)

4. Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

 

Ход занятия:

– Ребята! Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам надо отгадать загадку:

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

 (Вода)

– Действительно мы будем говорить о воде.

– Для чего нужна вода?

– Как она нам помогает?

Давайте  с вами вспомним ,  где мы видели воду и как ее использовали?

При этом можно использовать иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание).

(Ответы детей)

–  Молодцы, все вспомнили, но это лишь малая часть. Давайте рассмотрим с вами глобус, это модель нашей Земли. На нем синем цветом обозначена вода, а коричневым суша.

– Какого цвета на глобусе больше?

– Покажите все, что выделено этим цветом?

Мы с вами видим, что на земном шаре воды больше, чем суши. Это океаны, моря, реки, озера. В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и океанах вода соленая.

Кажется, что воды на Земле много  –  вон, сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.

– Какую воду мы пьем? (Соленую или пресную?)

Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.

– Найдите на глобусе участки желтого цвета.

Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.

Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь.

Стук в дверь входит почтальон:

- Я случайно услышал, вы говорите о воде,  значит это письмо для вас.

 - Интересно от кого это письмо. Давайте, прочитаем:

 “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу,  да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.

– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.

– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?

Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Физкультминутка.

Вспоминаем правила работы с водой (дети повторяют слова за воспитателем и выполняют действия по тексту):

Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда,
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок. (Дети готовятся к проведению экспериментов с водой, закатывают  рукава и надевают фартуки.)

Опыт №1: “Вода не имеет формы

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).

– Что можно сказать о форме воды? Вода не имеет формы.

На доску вывешивается схема.

Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.

На доску вывешивается схема.

Опыт №3: “Вода прозрачная”

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте,  как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что-нибудь: текст, рисунок, на соседа).

На доску вывешивается схема.

Опыт №4: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

На доску вывешивается схема.

Опыт №5: “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

На доску вывешивается схема.

Опыт №6: “Лед – твердая вода”

Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.

Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.

На доску вывешивается схема.

Опыт №7: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.

На доску вывешивается схема.

Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры?

Мы с вами провели опыты, из которых мы увидели, что капелька, снежинка, и «паринка» родные сестры.

Давайте подойдем к доске и с помощью наших картинок-помощников (схем) повторим все свойства воды:

1 вода не имеет формы

2 вода жидкая, льется

3 вода прозрачная

4 вода безвкусная

5 вода без запаха

6 лед - твердая вода

7 пар – это тоже вода

А сестричкам мы с вами отправим эту фотографию, на которой вода изображена в трех ее состояниях: водопад – это сестра – капелька, облако – это сестра «паринка», а снег в горах – это сестра снежинка, а еще вот таких веселых капелек, чтобы вы помнили о них.

Я думаю, что сестрички обязательно помирятся.

Мы сегодня с вами многое узнали о воде. Скажите мне ребята, вот воды на земном шаре много, но разве она вся пригодна для использования ее человеком.

(Ответы детей)

- Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Волшебница-вода"21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому развитию «Вода-волшебница»

Цель:

• Формирование знаний у детей о свойствах воды, о ее значении для человека.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.

2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3. Учить отгадывать загадки.

 

Оборудование:

Вода в разных состояниях ( жидком, твердом, парообразном).

Фотографии, картинки, рисунки с изображением различных природных   водоемов, рисунки на тему: « Значение воды»

Глобус.

Схемы.

Предварительная работа: 

Предложить детям в течение всего дня запоминать, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке); как они ее использовали. Много ли им потребовалось воды? В конце дня обсудить результаты наблюдений, записать их.

На следующий день повторить обсуждение результатов наблюдений, предложить детям подумать, где еще можно обнаружить воду.

– Для чего мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т.п.). Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Пусть они представят, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.

- Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде.

Методы и приёмы:

1. Игровой (появление почтальона, сюрпризный момент).

2. Наглядный  (схемы, символы).

3. Практический  (опыты)

4. Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Ход занятия:

– Ребята! Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам надо отгадать загадку:

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

 (Вода)

– Действительно мы будем говорить о воде.

– Для чего нужна вода?

– Как она нам помогает?

Давайте  с вами вспомним ,  где мы видели воду и как ее использовали?

При этом можно использовать иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание).

(Ответы детей)

–  Молодцы, все вспомнили, но это лишь малая часть. Давайте рассмотрим с вами глобус, это модель нашей Земли. На нем синем цветом обозначена вода, а коричневым суша.

– Какого цвета на глобусе больше?

– Покажите все, что выделено этим цветом?

Мы с вами видим, что на земном шаре воды больше, чем суши. Это океаны, моря, реки, озера. В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и океанах вода соленая.

Кажется, что воды на Земле много  –  вон, сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.

– Какую воду мы пьем? (Соленую или пресную?)

Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.

– Найдите на глобусе участки желтого цвета.

Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.

Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь.

Стук в дверь входит почтальон:

- Я случайно услышал, вы говорите о воде,  значит это письмо для вас.

 - Интересно от кого это письмо. Давайте, прочитаем:

 “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу,  да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.

– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.

– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?

Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Физкультминутка.

Вспоминаем правила работы с водой (дети повторяют слова за воспитателем и выполняют действия по тексту):

Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда,
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок. 
(Дети готовятся к проведению экспериментов с водой, закатывают  рукава и надевают фартуки.)

Опыт №1: “Вода не имеет формы

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).

– Что можно сказать о форме воды? Вода не имеет формы.

На доску вывешивается схема.

Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.

На доску вывешивается схема.

Опыт №3: “Вода прозрачная”

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте,  как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что-нибудь: текст, рисунок, на соседа).

На доску вывешивается схема.

Опыт №4: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

На доску вывешивается схема.

Опыт №5: “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

На доску вывешивается схема.

Опыт №6: “Лед – твердая вода”

Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.

Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.

На доску вывешивается схема.

Опыт №7: “Пар – это тоже вода” 

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.

На доску вывешивается схема.

Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры?

Мы с вами провели опыты, из которых мы увидели, что капелька, снежинка, и «паринка» родные сестры.

Давайте подойдем к доске и с помощью наших картинок-помощников (схем) повторим все свойства воды:

1 вода не имеет формы

2 вода жидкая, льется

3 вода прозрачная

4 вода безвкусная

5 вода без запаха

6 лед - твердая вода

7 пар – это тоже вода

А сестричкам мы с вами отправим эту фотографию, на которой вода изображена в трех ее состояниях: водопад – это сестра – капелька, облако – это сестра «паринка», а снег в горах – это сестра снежинка.

Я думаю, что сестрички обязательно помирятся.

Мы сегодня с вами многое узнали о воде. Скажите мне ребята, вот воды на земном шаре много, но разве она вся пригодна для использования ее человеком.

(Ответы детей)

- Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе...

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО

Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Кто живёт на ферме? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

   Программное содержание: формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит). Развивать умственную о...