Конспект занятия "Предметы русского быта"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Павлова Елена Владимирона

Создание условий для развития интереса детей к культурному наследию народа, приобщение детей к традициям народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya_predmety_russkogo_byta_r.konkurs.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 12«Улыбка»


Конспект НОД


Тема: «Предметы русского быта»


(Старший дошкольный возраст)

Воспитатель первой квалификационной категории: Павлова Е.В.

2020 уч. год

ЦЕЛЬ: Создание условий для развития интереса детей к культурному наследию народа, приобщение детей к традициям народной культуры.

Задачи: 1. Воспитательные: воспитание у детей уважения к культурному наследию наших предков.

2. Развивающие: развитие логического мышления детей, образного восприятия культурного народного наследия, познавательной активности, монологической речи.

3. Образовательные: знакомство детей с бытом и культурными традициями наших предков – через понятие об их жилище – доме, избе; способствовать формированию чувства сопричастности к историческому прошлому своего народа.

Материал, оборудование, место проведения группа оформленная под русскую избу.

Форма проведения: занятие.

Экспонаты: лучина, прялка, сундук, русская старинная одежда, вышитые полотенца, самовар, чугунный горшок, посуда, печь, утюг, корзина, берестяные и деревянные шкатулки, .тканые половики, ухват, кочерга.

Предварительная работа с детьми: чтение книг, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, фильмов, семейных реликвий и фотоальбомов, посещение городского музея.

Словарная работа: кочерга, ухват, лучина, сундук, прялка, рубаха, чугунок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, откуда мы с вами узнаём, как жили 100 – 150 лет назад? Ведь мы не жили в то время.

Ответы детей: Мы узнаём это из книг, смотрим по телевизору сказки и мультфильмы, видели  в нашем музее старинные вещи, одежду и посуду.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину и узнаем, как жили наши дедушки и бабушки, побываем у них в доме.

Воспитатель: Ребята, сегодня меня пригласила в гости бабушка Василиса. Хотите пойти со мной?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отправляемся в дорогу. А вот и дом бабушки Василисы. Она сама нас встречает. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте, бабушка Василиса.

Бабушка Василиса (воспитатель) встречает детей.

Бабушка: Здравствуйте, гости дорогие!

Присаживайтесь, рассаживайтесь поудобнее.

Дай бог тому,

Кто в нашем дому,-

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И здоровьицем.

Нравится ли вам у меня в избе?

Дети: Да, очень нравится.

Бабушка: Посмотрите, у меня в избе много старинных предметов. У вас дома такие есть?

Дети: Нет.

Бабушка: Попробуйте отгадать и показать то, о чем я говорю.

1.Из трубы летят колечки,

   Это дым из нашей…(печки)

2.Наша барыня-сударыня

  Толста и бела.

  Щей да каши наварила,

  Пирогов нам напекла.

Дети: Это печка.

Бабушка: Для чего мне в доме печь нужна?

Дети: еду готовить, пироги печь, греться.

Бабушка: Правильно. Печка и накормит, и согреет, и полечит.

А вот следующая загадка:

3.Черный конь скачет в огонь (кочерга).

Дети отгадывают загадки, находят нужный предмет и говорят, зачем он нужен.

4.Сколько не мучайся,

Не три его,

А белее не сделаешь. (чугунок)

5.Не бык, а рогатый,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет. (ухват)

6.Сверху – дыра,

Снизу – дыра,

А посередине –

Огонь да вода! (самовар)

7.Прячет бабушка там вещи

сапоги, кафтан, сюртук. .

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут ...(сундук)

Бабушка:А вот эту загадку ни за что не отгадаете:

8). Вверху – с шерстью рогатуля,

Внизу – на нитке вертуля.

Дети не отгадывают.

Бабушка: Это прялка, ребятки (показывает). Ее так назвали потому, что на ней прядут шерсть. А работает она вот так (садится за прялку, показывает и рассказывает): Я пальцами вытягиваю шерсть и кручу нитку – начинаю прясть. А нитки наматываю на веретено (прядет и поет):

Позолоченная прялица.

Я пряду, а нитка тянется.

Я пряду, а нитка тянется.

Мне работа эта нравится.

Посмотрите, что делает веретено?

Дети: Крутится, вертится.

Бабушка: Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретено. Повернитесь, как веретено (дети поворачиваются вокруг себя). Прясть нитки – это не легкий труд. Нужно и шерсть вытягивать, и в нитку ее скручивать, и веретено крутить, и на веретено наматывать. Что можно связать из этих ниток?

Дети: Можно связать кофту, носки, варежки, шарф (бабушка показывает шерстяные вещи).

Бабушка: Почему лучше вязать из шерстяных ниток?

Дети: Из них получится теплая одежда.

Бабушка: Посмотрите, сколько я ниток напряла.

Показывает корзину с разными клубками. Затем «нечаянно» роняет корзину, клубки рассыпаются.

Бабушка: Ой, клубки все мои раскатились, нитки перепутались. Помогите клубочки собрать и смотать.

Физпауза.

Дети собирают и сматывают клубки. Бабушка опять их роняет. Дети собирают клубки вновь.

Бабушка: Ой, спасибо Вам, детушки! Вы мне так помогли. Чем же мне вас угостить? Пирогов-то я не успела напечь. Но тесто у меня готово.А может, вы мне поможете? (дети соглашаются). Дети повязывают фартуки и встают вокруг стола. Затем вместе с бабушкой Василисой лепят пироги, сажают их на противень (бабушка обмазывает его маслом, а потом бабушка ставит противень в печь, закрывает заслонкой (бабушка обговаривает свои действия и называет предметы).

Бабушка: Ну вот, пока пироги пекутся, можно и повеселиться.

Игра «Петух»

Чух-чух-чух! Ходит по двору петух!

Хвост с узорами, сам со шпорами.

Под окном стоит, на весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

Ку-ка-ре-ку!

 Уж больно я люблю танцевать. А вы(Да). Тогда давайте спляшем?

Танец «Давайте все вместе»

Пока дети танцуют, помощник, сидящий за печкой, меняет детские пироги на настоящие.

Бабушка (нюхая воздух): Молодцы, хорошо танцуете. Ой, кажется, наши пирожки готовы. Сейчас я их достану (достает). Ах, какие румяные получились. Угощайтесь.

Бабушка: Понравилось ли вам у меня в гостях(ДА). Еще придете? (Дети отвечают). Не забывайте, навещайте.

Воспитатель: Спасибо Вам за гостеприимство.

Живи, изба, здорово, живи богато!

Дай тебе, Боже, что и нам тоже!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"

Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"...

Музей русского быта "Русская изба"

Музей русского быта "Русская изба"...

Конспект ООД "Экскурсия в музей русского быта".

Формирование представлений о жизни и быте русского народа....

Конспект досуга "Предметы русского быта" по окружающему миру и развитию речи в старшей группе.

Содержание досуга создает атмосферу национального быта . Используя фольклор, знакомя с традициями, народными играми, происходит приобщение детей к духовной культуре,пробуждает у детей основы националь...

ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА КРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»

ПРОГРАММАПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТАКРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»...

Конспект открытого занятия "Путешествие в историю русского быта"

Знакомство детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта      ...