Конспект занятия "Предметы русского быта"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Создание условий для развития интереса детей к культурному наследию народа, приобщение детей к традициям народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsiya_predmety_russkogo_byta_r.konkurs.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12«Улыбка»
Конспект НОД
Тема: «Предметы русского быта»
(Старший дошкольный возраст)
Воспитатель первой квалификационной категории: Павлова Е.В.
2020 уч. год
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития интереса детей к культурному наследию народа, приобщение детей к традициям народной культуры.
Задачи: 1. Воспитательные: воспитание у детей уважения к культурному наследию наших предков.
2. Развивающие: развитие логического мышления детей, образного восприятия культурного народного наследия, познавательной активности, монологической речи.
3. Образовательные: знакомство детей с бытом и культурными традициями наших предков – через понятие об их жилище – доме, избе; способствовать формированию чувства сопричастности к историческому прошлому своего народа.
Материал, оборудование, место проведения группа оформленная под русскую избу.
Форма проведения: занятие.
Экспонаты: лучина, прялка, сундук, русская старинная одежда, вышитые полотенца, самовар, чугунный горшок, посуда, печь, утюг, корзина, берестяные и деревянные шкатулки, .тканые половики, ухват, кочерга.
Предварительная работа с детьми: чтение книг, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, фильмов, семейных реликвий и фотоальбомов, посещение городского музея.
Словарная работа: кочерга, ухват, лучина, сундук, прялка, рубаха, чугунок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, откуда мы с вами узнаём, как жили 100 – 150 лет назад? Ведь мы не жили в то время.
Ответы детей: Мы узнаём это из книг, смотрим по телевизору сказки и мультфильмы, видели в нашем музее старинные вещи, одежду и посуду.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину и узнаем, как жили наши дедушки и бабушки, побываем у них в доме.
Воспитатель: Ребята, сегодня меня пригласила в гости бабушка Василиса. Хотите пойти со мной?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отправляемся в дорогу. А вот и дом бабушки Василисы. Она сама нас встречает. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте, бабушка Василиса.
Бабушка Василиса (воспитатель) встречает детей.
Бабушка: Здравствуйте, гости дорогие!
Присаживайтесь, рассаживайтесь поудобнее.
Дай бог тому,
Кто в нашем дому,-
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И здоровьицем.
Нравится ли вам у меня в избе?
Дети: Да, очень нравится.
Бабушка: Посмотрите, у меня в избе много старинных предметов. У вас дома такие есть?
Дети: Нет.
Бабушка: Попробуйте отгадать и показать то, о чем я говорю.
1.Из трубы летят колечки,
Это дым из нашей…(печки)
2.Наша барыня-сударыня
Толста и бела.
Щей да каши наварила,
Пирогов нам напекла.
Дети: Это печка.
Бабушка: Для чего мне в доме печь нужна?
Дети: еду готовить, пироги печь, греться.
Бабушка: Правильно. Печка и накормит, и согреет, и полечит.
А вот следующая загадка:
3.Черный конь скачет в огонь (кочерга).
Дети отгадывают загадки, находят нужный предмет и говорят, зачем он нужен.
4.Сколько не мучайся,
Не три его,
А белее не сделаешь. (чугунок)
5.Не бык, а рогатый,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет. (ухват)
6.Сверху – дыра,
Снизу – дыра,
А посередине –
Огонь да вода! (самовар)
7.Прячет бабушка там вещи
сапоги, кафтан, сюртук. .
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут ...(сундук)
Бабушка:А вот эту загадку ни за что не отгадаете:
8). Вверху – с шерстью рогатуля,
Внизу – на нитке вертуля.
Дети не отгадывают.
Бабушка: Это прялка, ребятки (показывает). Ее так назвали потому, что на ней прядут шерсть. А работает она вот так (садится за прялку, показывает и рассказывает): Я пальцами вытягиваю шерсть и кручу нитку – начинаю прясть. А нитки наматываю на веретено (прядет и поет):
Позолоченная прялица.
Я пряду, а нитка тянется.
Я пряду, а нитка тянется.
Мне работа эта нравится.
Посмотрите, что делает веретено?
Дети: Крутится, вертится.
Бабушка: Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретено. Повернитесь, как веретено (дети поворачиваются вокруг себя). Прясть нитки – это не легкий труд. Нужно и шерсть вытягивать, и в нитку ее скручивать, и веретено крутить, и на веретено наматывать. Что можно связать из этих ниток?
Дети: Можно связать кофту, носки, варежки, шарф (бабушка показывает шерстяные вещи).
Бабушка: Почему лучше вязать из шерстяных ниток?
Дети: Из них получится теплая одежда.
Бабушка: Посмотрите, сколько я ниток напряла.
Показывает корзину с разными клубками. Затем «нечаянно» роняет корзину, клубки рассыпаются.
Бабушка: Ой, клубки все мои раскатились, нитки перепутались. Помогите клубочки собрать и смотать.
Физпауза.
Дети собирают и сматывают клубки. Бабушка опять их роняет. Дети собирают клубки вновь.
Бабушка: Ой, спасибо Вам, детушки! Вы мне так помогли. Чем же мне вас угостить? Пирогов-то я не успела напечь. Но тесто у меня готово.А может, вы мне поможете? (дети соглашаются). Дети повязывают фартуки и встают вокруг стола. Затем вместе с бабушкой Василисой лепят пироги, сажают их на противень (бабушка обмазывает его маслом, а потом бабушка ставит противень в печь, закрывает заслонкой (бабушка обговаривает свои действия и называет предметы).
Бабушка: Ну вот, пока пироги пекутся, можно и повеселиться.
Игра «Петух»
Чух-чух-чух! Ходит по двору петух!
Хвост с узорами, сам со шпорами.
Под окном стоит, на весь двор кричит.
Кто услышит, тот бежит.
Ку-ка-ре-ку!
Уж больно я люблю танцевать. А вы? (Да). Тогда давайте спляшем?
Танец «Давайте все вместе»
Пока дети танцуют, помощник, сидящий за печкой, меняет детские пироги на настоящие.
Бабушка (нюхая воздух): Молодцы, хорошо танцуете. Ой, кажется, наши пирожки готовы. Сейчас я их достану (достает). Ах, какие румяные получились. Угощайтесь.
Бабушка: Понравилось ли вам у меня в гостях? (ДА). Еще придете? (Дети отвечают). Не забывайте, навещайте.
Воспитатель: Спасибо Вам за гостеприимство.
Живи, изба, здорово, живи богато!
Дай тебе, Боже, что и нам тоже!
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей с русским бытом. Внутренний мир русской избы
НОД "Внутренний мир русской избы"...
Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"
Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"...
Музей русского быта "Русская изба"
Музей русского быта "Русская изба"...
Конспект ООД "Экскурсия в музей русского быта".
Формирование представлений о жизни и быте русского народа....
Конспект досуга "Предметы русского быта" по окружающему миру и развитию речи в старшей группе.
Содержание досуга создает атмосферу национального быта . Используя фольклор, знакомя с традициями, народными играми, происходит приобщение детей к духовной культуре,пробуждает у детей основы националь...
ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА КРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»
ПРОГРАММАПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТАКРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»...
Конспект открытого занятия "Путешествие в историю русского быта"
Знакомство детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта ...