«Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта группы «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
проект по окружающему миру

Анахина Татьяна Александровна

             Знакомство с профессией - одно из самых важных в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем. Так как именно профессия во многом определит окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни. Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих трудящихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anahina.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

Выступление из опыта работы

«Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта группы «Все работы хороши, выбирай на вкус!»  

                                                           Анахина Татьяна Александровна,

                                                               воспитатель МАДОУ №33 «Радуга»  

                                               

                                                     

                                                  Губкин 2023

Слайд 1

        «Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта группы «Все работы хороши, выбирай на вкус!»  

          Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу поделиться опытом работы по «Формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта группы «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Слайд 2

       В начале своего выступления я хочу напомнить всем нам известное стихотворение С. Михалкова «А что у вас?» Автор, используя детский диалог, разговор мальчишек и девчонок во дворе в стихах, в ненавязчивой форме знакомит детей с профессиями. А знают ли наши дети, кем работают их родители, что делают они на своем рабочем месте, в чем польза их труда?

      Действительно, «знакомство с профессией» - одно из самых важных в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем. Так как именно профессия во многом определит окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни.

Слайд 3

О важности и актуальности данного направления свидетельствуют и нормативно-правовые документы для ДОУ. Так, одним из приоритетных направлений воспитания, обозначенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, является именно трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

         В информационно-методическом письме (далее ИМП) к образовательным организациям в Белгородской области необходимость ранней профориентации обозначена как один из важных элементов социально-коммуникативного развития ребенка, который предполагает постепенное погружение детей в мир экономических отношений, формирование разумных потребностей на основе соотношения желаний и возможностей семьи, развитие ценностного отношения к труду.

    Приказ министерства образования Белгородской области от 26 мая 2022 года № 1662 «Об утверждении «дорожной карты» по созданию единой социокультурной среды, направленной на формирование основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста».

 

Слайд 4

              Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Слайд 5

       Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих трудящихся. На первый взгляд, кажется странным такое раннее решение проблемы, но возможность работы в этом направлении обусловлена следующими факторами:

  • Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.

  • Родители воспитанников работают на предприятиях разной направленности, а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

Слайд 6

        На вопрос о том, кем хотели бы стать дети, когда вырастут, многие ребята затруднялись ответить и путались в названиях профессий, у детей оказался недостаточный уровень представлений о разнообразии профессий и функциях труда. Дошкольники знают только традиционные профессии, но на сегодняшний день существует много современных профессий, о которых дети не имеют представлений.         Поэтому углубленное изучение профессий через профессии своих родителей поможет развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. А правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Так, мы с ребятами стали собирать материал о работе мам и пап: фотографии для альбома, раскраски о профессиях, утром на групповом сборе делились знаниями и рассказами о труде родителей, вечером разгадывали загадки, читали, обсуждали пословицы о трудолюбии и лени. Когда накопилось достаточно тематического материала, мы решили создать в группе познавательно-иллюстрационный игровой центр с использованием картотеки «Калейдоскоп профессий».

Слайд 7

Так и возникла идея создания проекта «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Слайд 8

Вид проекта: практико-ориентированный, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Новизна проекта заключается в использовании комплекса мероприятий психолого-педагогического характера, помогающего ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями, то есть ранняя профориентация.

Слайд 9

Цель проекта: Формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.

Задачи:

Познавательное развитие 
создать условия для повышения интереса воспитанников к профессиям родителей;
• формировать начальные представления о профессиях родителей;
• помочь определить и понять значимость профессиональной деятельности  взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

  • формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
  • расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
  • расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий.


Речевое развитие 
• обогащать словарь воспитанников путём введения новых слов («профессия», «профессионал», «трудолюбие», «лодырь» и т.п.) и выражений (поговорки, пословицы);
• учить воспитанников поддерживать беседу (вести диалог), отвечать на заданные вопросы, делать выводы;
• развивать связную речь, умение высказываться по теме.

Социально-коммуникативное развитие 
способствовать сплочению семьи ребёнка общими интересами к одному делу;
• вовлекать родителей воспитанников в совместную с детьми и педагогами познавательно-творческую деятельность;
Развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
• воспитывать гордость и уважение к труду родителей, к труду других взрослых,  ценностное отношение к профессиям и результатам их труда.


Художественно-эстетическое развитие 
• ознакомить воспитанников с произведениями художественной литературы по теме проекта;
• выучить пословицы и поговорки о труде и лени, помочь понять их смысл;
• развивать стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в повседневной игровой деятельности.

Слайд 10

Этапы реализации проекта

Длительность работы над проектом – 2 года

С 01.10.2021 года - по 31.08.2023 год (старшая и подготовительная группа)

Работа над проектом проводится в 3 этапа

I этап: начальный –подготовительный 3 недели (с 01.10. по 22.11.2021 г.)

• изучение материала по теме проекта;
• обоснование его актуальности, проблематики;
• определение цели и задач, сроков реализации;
• подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;
• оформление книжного центра детской литературой и иллюстрациями по теме проекта;
• подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной и двигательно-активной деятельности воспитанников;
• введение детей в проблематику данного проекта. (Каждое утро ваши родители приводят вас в детский сад, а сами уходят! Куда они уходят? Зачем?);
• диагностика детей по данному направлению (выявление знаний воспитанников о трудовой деятельности их родителей, названии профессий);

  • анкетирование родителей.

 

II этап основной – практический 21 месяц (с 25.11. 2021 по 31.07.2023 г.)

Реализация мероприятий плана проекта «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

III этап – заключительный (с 01.08. по 31.08.2023 г.)

  • Педагогическая диагностика детей по теме проекта (Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» )
  • Анкетирование родителей (итоговое).
  • Подведение итогов работы по проекту.
  • Оформление познавательно-иллюстрационного центра с использованием   картотеки «Калейдоскоп профессий».
  • Презентация материалов на сайте образовательной организации.

Слайд 11

Основной или практический этап проекта включает реализацию мероприятий плана проекта «Все работы хороши, выбирай на вкус!» При проведении профориентационных направлений мы использовали следующие формы взаимодействия с детьми: игры дидактические, музыкальные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера: «В гостях у Айболита», «Дорожный патруль», «Кому, что нужно для работы?», «Назови, что лишнее», «Определи профессию по орудию труда».

Слайд 12

Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых наиболее ярко воплощается в процессе сюжетно-ролевых игр: «Детский сад», «Супермаркет», «На приеме у врача». Одной из новых игр в нашей группе стала сюжетно-ролевая игра «Сбербанк России», атрибуты к которой нам помогли выполнить родители воспитанников. Ребята смогли не только узнать, но и попробовать на себе роли менеджера банка, консультанта, охранника, клиента.

Слайд 13

      Благодаря новому оборудованию – игровому пособию - банкомату, сделанному и по размеру, и по функциям максимально близко к настоящему, элементам костюмов, точно таким же «как у мамы на работе», ребята с большим интересом достаточно быстро и легко овладевали соответственными игровыми действиями: снять деньги с помощью банкомата, оплатить квитанции за детский сад, оформить кредит на ремонт квартиры. При этом, мы взрослые, наблюдая за игрой, напоминали о правилах этикета при общении (приветствие, просьба о помощи, поведение при пропускном режиме при наличии паспорта).

Слайд 14

 Помимо традиционных методов обучения и воспитания, мы в рамках своего проекта реализуем такие инновационные формы профориентационной деятельности с дошкольниками, как творческое проектирование, интерактивные игры, мастер-классы, профориентационные квесты, виртуальные экскурсии.

Творческое проектирование - комплекс действий, организованных взрослыми по решению значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом. Результатом работы может быть: решение проблемы, составление альбома, оформление стенгазеты, подготовка презентации, совместное проведение праздника. Содержание этих работ легко наполнить профориентационной составляющей.

Так, мы с ребятами оформили стенгазету «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Дети с большим интересом отнеслись к поручению – принести фотографию с маминой работы, излишне говорить, что каждый с огромной гордостью показывал и старался рассказать, где и кем работает мама. Очевидно, что знания о профессии своей мамы существенно пополнились у ребят в ходе выполнения данного задания.

Слайд 15

Другим результатом творческого проектирования в нашей группе стал фотоальбом «Профессии наших родителей», куда мы все вместе помещаем не только фотографии с места работы родителей, но и пословицы о профессиях, записываем названия должностей родителей и их полные имена, тем самым повторяем и закрепляем эти сведения о папах и мамах, а также запоминаем незнакомые и сложные названия современных профессий. Это дается ребятам легко, потому что они видят конкретную фотографию и знают о чьей маме или папе идет речь. Например, у нас встречаются достаточно сложные для детского восприятия профессии, которые ребята теперь могут пояснить: аудитор – это проверяющий документы на предприятии, электромонтер налаживает работу приборов и электрического оборудования, кладовщик – это работник склада, хранит и выдает необходимые товары, спецодежду.

Слайд 16

Следующая интересная форма профориентационной деятельности -  интерактивная игра. Интерактивная форма игр позволяет ребенку с увлечением выполнять разнообразные задания, испытывать радость познания, открывать новое. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками - создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Интерактивные игры: «Угадай профессию», «Кто работает в цирке», «Мастера и инструменты» привлекательны своей красочностью, динамичностью, включают в себя музыкальное сопровождение, различные звуковые и анимационные эффекты.

Слайд 17

  Организация и проведение мастер-классов профориентационного характера - это погружение ребенка в выбранную профессию: от экипировки и антуража до простейших действий. Мастер-классы проводятся на базе дошкольной образовательной организации с привлечением родителей или специалистов, работающих на предприятиях города (села).

Мама нашей воспитанницы, по счастливому совпадению медсестра нашего детского сада, провела медицинский мастер-класс «Как обработать ссадину или рану».

Слайд 18

Важным и интересным было то, что, во-первых, ребята в роли докторов были в медицинской форме; во-вторых, приборы и материалы, которыми пользовались во время мастер-класса были не игрушечными, а настоящими (это антисептик, йод, вата, бинт, лейкопластырь, раствор перекиси водорода); а в-третьих, ссадины на коленях других ребят, пациентов, тоже были настоящими! 

Слайд 19

Еще один мастер-класс парикмахера «Плетение косичек разными способами». Помогла нам мама Саши, которая работает парикмахером.  

Слайд 20

Излишне говорить, что всем девочкам без исключения хотелось попробовать себя в роли модели или парикмахера и послушать, как правильно ухаживать уже с детства за длинными волосами, чтобы всегда выглядеть красивой и опрятной.

Слайд 21

   Профориентационный квест предполагает наличие вопроса, на который должны найти ответ команды детей, выполняя различные задания. В процессе квеста возможно поочередное посещение детьми (группой из 5–7 человек) в сопровождении педагога нескольких профильных мастерских, на которых им необходимо действовать в условиях неопределенности, проявлять навыки командной работы, креативность мышления.

Слайд 22

          Наш квест «Кто работает в детском саду?» предполагал поочередное посещение командой ребят так называемых профильных мастерских детского сада: прачечной, кухни, кабинета заведующего, кабинета психолога, кабинета логопеда, завхоза, музыкального зала. В каждой мастерской ребята получали занимательные задания, связанные с данной профессией, за выполнение которых им вручалось по одному знаку с определенной буквой. Например, кабинете у заведующего хозяйственной частью, ребятам была предложена викторина загадок о нужных предметах в детском саду.

Слайд 23

     На кухне в процессе дидактической игры «Что из чего?» ребята быстро рассортировали овощи для супа и борща и фрукты для компота, а также попробовали взвесить продукты на кухонных весах.

Слайд 24

      В кабинете заведующего наша команда выполняла задание на развитие логики мышления «Что лишнее?».  Ребята грамотно рассуждали, что самому главному работнику детского сада всегда понадобятся ноутбук, записная книжка, калькулятор, очки, телефон, а вот вилка – лишняя для работы.

Слайд 25

        В кабинете психолога ребята должны были сложить все вместе картинку из пазлов по сказке «У страха глаза велики» за одну минуту.

Слайд 26

        А в сенсорной комнате, разбившись на микрогруппы, участники смогли проявить свои знания по математике и познанию: писали на песке цифры, сортировали предметы по цветам, собирали несложные конструкции на бизиборде, проявляя таким образом командную сплоченность и индивидуальные умения.

Слайд 27

     В гостях у логопеда ребята ребят ждала речевая игра «Звуки потерялись». Здесь необходимо было показать фонематический слух и сообразительность.

Слайд 28

В музыкальном зале команда показала свои музыкальные способности в игре «Угадай мелодию».

Слайд 29

        В итоге, сложив все буквы, полученные за выполнение заданий, у нас получилось слово «Радуга», как символ объединения всех профессий, которые есть в нашем детском саду. Таким образом, профориентационный квест как нельзя лучше воплощает другое важное направление профориентационной работы – приближение детей к труду взрослых. А мы, как воспитатели успешно решаем задачи не только профессионального информирования детей, но и профессионального воспитания – формирования интереса к труду взрослы и трудолюбия.

Слайд 30

   Наш проект продолжается до конца подготовительной группы, в которую перешли в этом учебном году наши воспитанники. В перспективе мы планируем провести виртуальные экскурсии - это возможность посещения предприятий или учреждений в стенах дошкольной образовательной организации. Виртуальная экскурсия может быть в форме фотопутешествия - знакомство с предприятиями или организациями вместе с каким-либо героем. Знакомство проходит в виде электронных презентаций и слайд-шоу.

Мы собираем материал для фотопутешествия «Моя мама – королева фигурного катания». Тренер по фигурному катанию Рукавицына Мария Сергеевна, мама нашей воспитанницы, предоставляет нам фотоматериал своей деятельности для работы. Так же есть у нас начальное собрание фотографий для создания виртуальной экскурсии по ТЦ «Европа», где работает продавцом-консультантом другая наша мама.

Слайд 31

       Таким образом, можно сделать вывод, что все вышеперечисленные формы и методы работы с детьми универсальны и могут быть использованы педагогами ДОО при условии творческого подхода к организации профориентационных направлений деятельности.  Проведенная работа позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о первобытном человеке у детей старшего дошкольного возраста посредством "погружения" в исторический образ

Вашему вниманию представляю тему «Формирование представлений о первобытном человеке  у детей старшего дошкольного возраста посредством «погружения» в образ». Выбор мною данной темы обусловлен тем...

Итоговый практико-значимый проект «Формирование представлений о правах ребенка у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесс...

Памятка "Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации иформационно-коммуникативных технологий в условиях ведения ФГОС ДО"

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети.Детям интересн...