Рабочая программа экологического кружка для второй младшей группы
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Еделева Наталья Викторовна

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Программа состоит из четырех блоков : время года;

                                                                     животные , птицы, растения;

                                                                      региональный компонент ;

                                                                      эксперементирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_ekolyata_2023.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад   «Ладушки» городского округа Анадырь»

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

Протокол от _____  № __

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №  __от_______20___г.

Заведующий МБДОУ д/с «Ладушки»

_____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

АНАДЫРЬ

2023г.

Дата

                      Тема

                                     Задачи

               Содержание

Сентябрь

1 занятие

№ 1

"Заглянула осень в лес "

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Рассматривание иллюстрации осеннего леса.

Дид.игра «Найди листок какой покажу» . Д/и «Какая погода? »

Прослушивание осенней мелодии.

Пальчиковая гимнастика «Мы дорожки подметаем»

Подвижная игра « Мишка косолапый».

Сентябрь

2 занятие  

№2

«Рассматривание комнатного растения – бальзамина»

Учить узнавать и называть части растения , используя модели ( корень, стебель, лист, цветок). Развивать сосредоточенность внимания. Воспитывать способность переживания чувства радости от рассматривания растения.

Рассматривание модели растения

Беседа «Добрые дела»

Психогимнастика «Я растение» , пальчиковая гимнастика «Цветок».

Сентябрь

3 занятие  

Региональный компонент

Что мы знаем о Севере?

Познакомить детей с понятием Север. Закрепить знания о характерных признаках зимы. Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира.

Рассматривание иллюстраций

Чтение стиха « Снежинки -балеринки»

Внести глобус

Физминутка « лепим снеговика»

Сентябрь

4 занятие  

«Путешествие с Капитошкой»

Формировать первоначальное знания о круговороте воды в природе, о роли воды и солнца в жизни природы и человека . Опыты с водой.

Рассматривание модели круговорота воды в природе.

Психологический этюд «Ласковушка»,

игра «Весёлый дождик» ,

 хоровод «Солнышко» .

опыт с водой.

Октябрь

1 занятие

«Рассматривание осеннего дерева»

Уточнить представления детей о деревьях как   о части живой природы (корень , ствол, ветви, листья) Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев.

Ввести понятие «Листопад»

Экологическая игра « Ботаническое лото»

Рассматривание модели частей дерева.

Октябрь

2 занятие

«Наблюдение за рыбкой.»

Продолжать развивать умение анализировать внешнего вида рыбки. Закреплять знания о том, что рыбке  для жизни необходима вода и пища.

Наблюдение за рыбкой в аквариуме.

Рассматривание модели строения тела рыбки( туловище с плавиками ,форма тела, чешуя.)

Чтение потешек о рыбке

Труд- совместно с восп. ухаживать за рыбкой : кормить её, насыпая в кормушку сухой корм.

Октябрь

3 занятие

Региональный компонент

Климат и природа Арктики

Познакомить с природой и климатом Арктики.С такими понятиями как полярная ночь и полярный день. Северное сияние.

Внести глобус.

Чтение  стихотворения «Северное сияние»

Игра  « Я лечу на снегокате»

Октябрь

4 занятие

«Эксперименты с песком»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости и делать простые выводы.

Эксперименты : «Песочный домик» , «Следы на мокром песке» .

Ноябрь

1 занятие

«Как звери в лесу готовятся к зиме»

Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе  поведением зверей.

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей, учить правильно называть животных и их детёнышей  .

Ноябрь

2 занятие

«Невеличка птичка –синичка , а праздник свой помнит»

Дать преставление детям о дне синички, познакомить с птичкой – синичкой (внешний вид , повадки ) ,закрепить знания детей о жизни животных  птиц зимой , воспитывать интерес , желание подкармливать птиц зимой.

Беседа «Угадай, какая птица», рассматривание иллюстрации синички, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

Ноябрь

3 занятие

Региональный компонент

Климат и природа Тундры

Познакомить с климатом и природой тундры, такими природными явлениями как пурга, буран,метель, вечная мерзлота.

Прослушивание « Северной колыбельной»

Рассматривание иллюстраций

Отгадывание загадок

Рисование метели

Ноябрь

4 занятие

«Снежинка в гостях у ребят»

Закреплять знания о свойств снега .

Беседа , пальчиковая игра «Снежинка», чтение стихотворения «Про Маринку» , игра «Зима лето» , опыт «Снег - какой»

Декабрь

1 занятие

«Путешествие в зимний лес.  Обобщение»

Обобщить знания детей по теме.. Способствовать углублению и обобщению знаний о диких животных , птицах , расширять представления о лесе и его обитателях , развивать познавательный интерес к жизни леса , воспитывать бережное отношение к природе , проявлять заботу и внимание ко всему живому .

Коммуникативная игра , беседа по картине « « Зимний лес»,пальчиковая игра «Мороз» ,игра «Отбери» , массаж с шишками , сюрпризный момент.

Декабрь

2 занятие

«Птичья столовая»

Расширять знания детей об особенностях жизни детей зимой ,  бережное отношение к живой природе

Беседа, чтение художественного слова ,хороводная игра «Мы в кружочек встали» , д-и «Собери картинку» ,Д-И «Что едят птицы» , сюрпризный момент «Домик –кормушка для птиц».

Декабрь

3 занятие

Региональный компонент

Растительный мир Арктики

Сформировать представление о растительном мире Арктики, объяснить его бедность и крайне малое разнообразие.Рассказать об особенностях лишайников, мхов

Беседа

Стихотворение

Рассматривание иллюстраций

Выводы

Изготовление поделки мха и лишайника

Декабрь

4 занятие

«Пенный замок»

Познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

В небольшую ёмкость педагог наливает  немного мыльного раствора, добавляет  воды и размешивает. Затем берет  широкую коктейльную трубочку, опускает в миску и начинает дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Педагог дает ребёнку трубочку и предлагает подуть сначала вместе с ним, затем самостоятельно. Педагог ставит внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке»

Январь

1 занятие

«Снежная баба»

Обобщить представления детей о зимних явлениях в природе .Помочь детям освоить нетрадиционную технику рисования манной крупой. Воспитывать любовь к природе

Загадывание загадок, беседа о зиме , слушание музыки Чайковского «Времена года» ,игра «На что похож сугроб ?» ,отгадывание загадок про зиму , сюрпризный момент , рисование снеговика манкой .

Январь

2 занятие

Рассматривание снегиря

Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц. Закрепить представления детей об особенностях поведения снегиря( Летает,прыгает, клюёт ягоды)

Рассматривание картины « Зимующие птицы»

Загадывание загадок

Рассматривание изображения снегиря

Физминутка « Снегири»

Словесная игра « Что может делать снегирь»

Пальчиковая гимнастика « Зимующие птицы»

Февраль

1 занятие

«Уход за цветами в уголке природы»

Учить протирать листья влажной тряпочкой, закреплять умение поливать растения из лейки, воспитывать желание участвовать в уходе за растениями в уголке природы, поддерживать интерес детей к растениям и желание ухаживать за ними.

Художественное слово ,наблюдение , уход за растениями , игра «Чья тень».

Февраль

2 занятие

«Выращиваем лук на окошке»

Дать представление об особенности внешнего вида лука и способе его посадки , закрепить знание о строении луковицы. развивать трудовой навык по посадке лука

Загадка , пословицы , беседа ,труд ,раскрашивание каринок лука.

Февраль

3

занятие

Региональный компонент

Какие животные обитают в Арктике

Сформировать представления об обитателях Арктики ( белых  медведях. Рассказать об их повадках, о том как животные приспособились жить на Крайнем Севере.

Показать иллюстрацию белого медведя,

Рассказать об образе жизни и внешнем виде.

Рассказать сказку « Умка»

Физминутка «Медвежата»

Игры с фигурками белых медвежат.

Февраль

4

занятие

Вода

Изготовление цветных льдинок

Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней

растворяется краска.

Воспитатель показывает цветные льдинки и просит детей подумать,

как они сделаны. Затем вместе с детьми размешивает краску в воде, заливают

воду в формочки, опускают в них веревочки, ставит на поднос и выносит на улицу,

во время прогулки следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают

             льдинки и украшают участок.

Март

1 занятие

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе , учить рисовать нетрадиционным способом.

Загадка «Весна», речевое упражнение «Какой ? Какие ? Какое ? Какая?» , стихи о весне , игра «Весна , весна , красна » , игра «Разбуди животных и насекомых» , сюрприз от весны ,закличка «Солнышко» рисование на подносах с крупой , игра «Дай нам солнышко тепла»

Март

2 занятие

Март

3

занятие

Региональный компонент

Какие животные обитают в тундре

Сформировать представления об обитателях Арктики  тюленях .Рассказать об их повадках, о том как животные приспособились жить на Крайнем Севере.

Показать иллюстрацию тюленя,

Рассказать об образе жизни и внешнем виде.

Рассказать стих  « Тюлень -рыболов»

Физ минутка « Тюлени»

Загадывание загадок

Раскрашивание тюленя и его детёныша белька.

Март

4

занятие

Неживая природа

Воздух

Что в пакете?

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

 что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет.

Рарассмотреть пустой полиэтиленовый пакет, набирать в пакет воздух и закрутить открытый конец так, чтобы пакет стал

упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет.Обратить внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим.

Вывод(воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Арпель

1 занятие

«Про кошек и котов»

Уточнить знания детей о кошках. Развивать мелкую и общую моторику , воспитывать любознательность , любовь к животным.

Сюрпризный момент , беседа «Что есть у кошки?» , д-и «Накорми кошку с котятами», динамическая пауза «Кот Антипка» , д-у « Родственники кошки» , звукоподражание «Кошачьи разговоры » , пальчиковая гимнастика «Котёнок шалун» , рисование «Полосатый кот» , д-и «Открой картинку» ,подарки от Мурки .

Арпель

2 занятие

«Мы построили скворечники»

Знакомить детей с перелётными птицами посредством художественного творчества (аппликации).

Сюрпризный момент , загадки , грамзаписи голосов птиц , беседа .., физминутка «Скворечник » , аппликация , пальчиковая гимнастика «Скворчата» игра «Скворушки-скворцы».

Арпель

3 занятие

Региональный компонент

Какие животные обитают в тундре

Сформировать представления об обитателях Арктики  моржах .Рассказать об их повадках, о том как животные приспособились жить на Крайнем Севере.

Показать иллюстрацию моржа,

Рассказать об образе жизни и внешнем виде.

Рассказать стих  « Закалённые моржи»

Физк игра « Охота на моржей»

Загадывание загадок.

Коллективная поделка «Моржи»

Арпель

4

занятие

Неживая природа

Воздух

Игры с соломинкой.

Игры с соломинкой.

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и

обнаружить его.

Игровой материал: Трубочки для коктейля, емкость с водой.

Рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Взрослый предлагает детям

подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха.

               Выводы

Май

1 занятие

«Насекомые весной

Уточнить знания детей о насекомых , названия насекомых , развивать мышление , воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Игра «Покажи и расскажи» ,беседа , загадки , игра « Пчёлы и шмели» , аппликация «Гусинка».

Май

2 занятие

«Солнышко на травке»

Расширять знания детей об одуванчике. Закреплять правила поведения в природе. Учить  пользоваться нетрадиционной техникой рисования (рисовать «ершом») . Развивать речь детей, обогащать словарь. Развивать эстетическое восприятие. Развивать интерес к коллективным работам.

Сюпризный момент «Письмо с загадками» ,дидактическое упражнение «Подбери слово» , рисование печатками , пальчиковая гимнастика «Цветок».

Июнь 1 занятие

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение, беседа
рассматривание иллюстраций,
чтение ,игра , рисование «Природные явления».

Июнь 2 занятие

«Я в саду нашла жука на большой ромашке

Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания;
Обогащать словарный запас детей: насекомые, бабочки, божья коровка

Беседа, рассматривание иллюстраций , игра «Кузнечики », гимнастика для глаз «Бабочка », загадка про божью коровку , просмотр презентации «Правила поведения в природе».

Июнь 3 занятие

Региональный компонент

Птицы Арктики

Сформировать представления детей какие птицы живут в Арктике. Объяснить почему многие из них прилетают в Арктику каждое лето.Рассказать о белом гусе

Показать иллюстрацию северных птиц,

Рассказать об образе жизни и внешнем виде гуся.

Рассказать стих  « Птенцы -молодцы»

Физк игра « Охотники и гуси»

Чтение сказки « Белые гуси»

Раскрашивание картинок с изображением гусей

Июнь 4 занятие

Опыты Неживая природа

Вес, притяжение.

Легкий – тяжелый.

Вес, притяжение. Легкий – тяжелый.

Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить

определять вес предметов и группировать по весу (легкие – тяжелые).

Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные

предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями,

камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

ания ведерок.

Июль 1 занятие

Домашние животные

Формировать понятие « домашние животные»

Развивать разговорную речь. Воспитывать интерес к домашним животным.

Рассматриване серии картин « Домашнии животные»,

объигрывание сюжета с моделями игрушек.

Экологическая игра

« Чей ребенок?»

« Чей хвостик?»

Составить макет « Сельский двор»

Июль 2 занятие

Жизнь диких животных летом

Формировать представление о том, как дикие животные живут летом, внешний вид, питание,образ жизни.

Экологическая

Июль 3 занятие

Региональный компонент Птицы Арктики

Сформировать представления детей какие птицы живут в Арктике. Рассказать о чайкеак животные приспособились жить на Крайнем Севере..

Показать иллюстрацию чайки

Рассказать об образе жизни и внешнем виде чайки.

Загадывание загадок

Пальчиковая гимнастика « Кричат чайки на море»

Изготовление модели чайки из бумаги

Июль 4 занятие

опыты  Неживая природаСвет и цвет.

 Познакомить с получением промежуточных цветов путем

смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного –

фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров.

Август

 1 занятие

Август

 2 занятие

Август

 3

занятие

Региональный компонент

Какие животные обитают в Арктике

Сформировать представления об обитателях Арктики  - северных оленях .Рассказать об их повадках, о том как животные приспособились жить на Крайнем Севере.

Внести иллюстрацию северного оленя,

Рассказать рассказ северный олень,

Подведение итога

Музыкальная  физминутка « У оленя дом большой»

Игра с игрушками животные Севера

Август

 4

занятие

Опыты Неживая природа

Теплота

Чудесный мешочек

Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.

Игровой материал: Мелкие предметы из дерева, металла, стекла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию вторая младшая группа.

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию...

Рабочая программа по музыкальному развитию (вторая младшая группа) 3-4 года

В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....

рабочая программа дошкольного образования во второй младшей группе "Детство"

рабочая программа дошкольного образования во второй младшей группе."Детство"...

Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе на 2017-2018 учебный год МДОУ «Детский сад «Солнышко»

Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе на 2017-2018 учебный годМДОУ «Детский сад «Солнышко»...

Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы .

  Программа опреде­ляет содержание и организацию образовательного процесса   второй младшей  группы «Львята» МБДОУ №33 «Буратино».  Учебно-о...

Рабочая программа 2016-2017 г (вторая младшая группа)

Рабочая программа 2016-2017 г (вторая младшая группа)...